Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»
статья на тему

Комиссарова О.А.
Статья  посвящена  одному  из  основных  направлений  современной  отечественной  педагогики,
связанному с воспитанием будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями,
гражданско-патриотическими чувствами, уважающего культурно-историческое наследие  родного кра я.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст статьи21.33 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края.

Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Данное направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.

На сохранение и развитие духовной культуры нацеливают нас первые лица нашего государства и последние законодательные акты в области образования. Так, в Федеральном законе «Об образовании» (ст. 64) определено, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств…».

Система образования, как провозглашено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025года» призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового гражданского общества, уважающих  права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и  культуре других народов.

Федеральный государственный стандарт на этапе завершения дошкольного образования определяет целевым ориентиром приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. 

Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Академик Д.С.Лихачев так писал об этом: «Воспитание к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем  ко всему человечеству».

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы  ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры  как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, и в специально созданных условиях. При планировании работы в ДОУ по данному направлению  необходимо разработать систему работы учреждения по приобщению детей  к  национальной культуре, особенностям национального, местного фольклора, народным промыслам, национальным традициям, произведениям местных поэтов, художников и композиторов.  На первый план выходит задача  создания специальной предметно-пространственной среды, позволяющей  использовать потенциал культурно-исторических ценностей родного края. Основными компонентами этой среды являются мини-музеи («Куклы народов Поволжья», «Русская изба»); центры краеведения в каждой возрастной группе детского сада; организация тематических  выставок («Моя малая родина»,  «Улица моего детства», «Край родной, навек любимый», «Самарских улиц имена»). Воспитание детей на национально-региональных традициях интегрируется в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми. Пронизывая все ее направления. Прежде всего, это занятия познавательного цикла, которые дополняются занятиями по изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности, а также организованная кружковая и студийная работа, самостоятельная художественно- творческая деятельность детей и взаимодействие с родителями. Все это помогает  решать поставленные задачи в системе. Планируя непосредственно образовательную деятельность по познавательному развитию,  необходимо включать в нее  знакомство с историей родного города и края, его традициями и культурой:  

  • «Самарская сторожевая крепость» (история возникновения города,);
  • «Путешествуем по Самаре»    (знакомство с достопримечательностями: музеями, памятниками и памятными местами, парками отдыха, театрами и т.д.);
  • «Город - труженик» (предприятия, заводы и фабрики города);
  • «Героическое прошлое города» (вклад города в победу  в военные годы),  
  • «Народы Поволжья» (национальный состав, культура и  традиции, фольклор, народные промыслы ) и др.  

Одним из направлений работы является приобщение детей к миру прекрасного. Для этого используются разнообразные формы и методы работы:

  • ознакомление  с художественной литературой  и произведениями самарских  поэтов и писателей. Циклы занятий  «Русские поэты о Волге»,  «Самарские писатели - детям» для старших дошкольников  обязательно оставят в душе ребенка неизгладимые впечатления.  
  •  посещение музеев, выставок художественных галерей. Красота  Самарского края и великая русская река Волга нашла свое отражение в полотнах известных русских художников: И.Репина, И.Левитана, И.Айвазовского, Б.Кустодиева и многих других.

Знакомство воспитанников с величайшим достоянием русского народа  помогает детям эмоционально воспринимать окружающее,  пробуждает в душе ребенка  гордость  за принадлежность к столь уникальным местам, и что самое ценное - находит отклик в самостоятельной художественно-творческой деятельности  детей: выставки детского рисунка «Как над Волгой рекой», «Мой город»; творческие проекты  «Жигули, вы мои Жигули», «Моя Волга», «Русские художники о Волге».

Изучение музыкального наследия волжского народа, прослушивание знакомых песен о Волге: «Издалека долго течет река Волга», «Много песен про Волгу пропето», «Эх, Самара-городок» на занятиях, в процессе подготовки народных праздников, посиделок, «музыкальных гостиных» способствует развитию устойчивого интереса к  местной  музыкальной культуре и фольклору.

Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины невозможно без сотрудничества с родителями, без активной позиции родителей - наших помощников  в осуществлении всей планируемой работы, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, осознание себя частицей малой Родины, гражданином России. Результатом данной  работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.

Таким образом, только системная работа всех участников образовательного процесса позволит приобщить детей к культурно-историческим  ценностям родного  края, поможет дошкольникам осознать величие своей малой родины,  установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой. Да, наши дети пока не употребляют слово «патриотизм», но мы посеем зернышко патриотизма, которое со временем обязательно даст свои ростки.

Комиссарова Ольга Анатольевна

старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР-детский сад № 375»

г.о. Самара

2014год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.

Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.

Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих ...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края

Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

Статья ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ

В статье обоснована роль духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе изучения истории и традиций родного края, средствами проектно-исследовательской деятельности дошкольников и технологии ...