Статья «Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края»
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Текст статьи | 21.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края.
Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Данное направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа.
На сохранение и развитие духовной культуры нацеливают нас первые лица нашего государства и последние законодательные акты в области образования. Так, в Федеральном законе «Об образовании» (ст. 64) определено, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие нравственных, эстетических и личностных качеств…».
Система образования, как провозглашено в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025года» призвана обеспечить:
- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
- воспитание патриотов России, граждан правового гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
Федеральный государственный стандарт на этапе завершения дошкольного образования определяет целевым ориентиром приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Период дошкольного детства наиболее благоприятен для воспитания начал патриотизма, т.к. ребенка этого возраста отличает внушаемость, большая впечатлительность, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств, безграничное доверие взрослому, подражание ему. Впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь.
Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному городу, родной улице начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Академик Д.С.Лихачев так писал об этом: «Воспитание к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила. Освоение культуры как системы ценностей должно проходить в специально организованной педагогом деятельности, и в специально созданных условиях. При планировании работы в ДОУ по данному направлению необходимо разработать систему работы учреждения по приобщению детей к национальной культуре, особенностям национального, местного фольклора, народным промыслам, национальным традициям, произведениям местных поэтов, художников и композиторов. На первый план выходит задача создания специальной предметно-пространственной среды, позволяющей использовать потенциал культурно-исторических ценностей родного края. Основными компонентами этой среды являются мини-музеи («Куклы народов Поволжья», «Русская изба»); центры краеведения в каждой возрастной группе детского сада; организация тематических выставок («Моя малая родина», «Улица моего детства», «Край родной, навек любимый», «Самарских улиц имена»). Воспитание детей на национально-региональных традициях интегрируется в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми. Пронизывая все ее направления. Прежде всего, это занятия познавательного цикла, которые дополняются занятиями по изобразительной, конструктивной, музыкальной деятельности, а также организованная кружковая и студийная работа, самостоятельная художественно- творческая деятельность детей и взаимодействие с родителями. Все это помогает решать поставленные задачи в системе. Планируя непосредственно образовательную деятельность по познавательному развитию, необходимо включать в нее знакомство с историей родного города и края, его традициями и культурой:
- «Самарская сторожевая крепость» (история возникновения города,);
- «Путешествуем по Самаре» (знакомство с достопримечательностями: музеями, памятниками и памятными местами, парками отдыха, театрами и т.д.);
- «Город - труженик» (предприятия, заводы и фабрики города);
- «Героическое прошлое города» (вклад города в победу в военные годы),
- «Народы Поволжья» (национальный состав, культура и традиции, фольклор, народные промыслы ) и др.
Одним из направлений работы является приобщение детей к миру прекрасного. Для этого используются разнообразные формы и методы работы:
- ознакомление с художественной литературой и произведениями самарских поэтов и писателей. Циклы занятий «Русские поэты о Волге», «Самарские писатели - детям» для старших дошкольников обязательно оставят в душе ребенка неизгладимые впечатления.
- посещение музеев, выставок художественных галерей. Красота Самарского края и великая русская река Волга нашла свое отражение в полотнах известных русских художников: И.Репина, И.Левитана, И.Айвазовского, Б.Кустодиева и многих других.
Знакомство воспитанников с величайшим достоянием русского народа помогает детям эмоционально воспринимать окружающее, пробуждает в душе ребенка гордость за принадлежность к столь уникальным местам, и что самое ценное - находит отклик в самостоятельной художественно-творческой деятельности детей: выставки детского рисунка «Как над Волгой рекой», «Мой город»; творческие проекты «Жигули, вы мои Жигули», «Моя Волга», «Русские художники о Волге».
Изучение музыкального наследия волжского народа, прослушивание знакомых песен о Волге: «Издалека долго течет река Волга», «Много песен про Волгу пропето», «Эх, Самара-городок» на занятиях, в процессе подготовки народных праздников, посиделок, «музыкальных гостиных» способствует развитию устойчивого интереса к местной музыкальной культуре и фольклору.
Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой Родины невозможно без сотрудничества с родителями, без активной позиции родителей - наших помощников в осуществлении всей планируемой работы, их желание сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей, осознание себя частицей малой Родины, гражданином России. Результатом данной работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно - нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
Таким образом, только системная работа всех участников образовательного процесса позволит приобщить детей к культурно-историческим ценностям родного края, поможет дошкольникам осознать величие своей малой родины, установить положительное отношение с миром людей, миром природы и с самим собой. Да, наши дети пока не употребляют слово «патриотизм», но мы посеем зернышко патриотизма, которое со временем обязательно даст свои ростки.
Комиссарова Ольга Анатольевна
старший воспитатель
МАДОУ «ЦРР-детский сад № 375»
г.о. Самара
2014год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края» Устройство и украшение жилища в мордовской национальной культуре.
Конспект занятияпо ознакомление с окружающим миром в средней группе «Формирование всесторонне развитой личности ребенка – дошкольника через культурно – историческое наследие родного края»Ус...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИМ ЦЕННОСТЯМ СУРСКОГО РАЙОНА.
Мы считаем, что именно в дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, любовь и преданность к родному дому и семье. Мы считаем, что без знания своих ...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...
Доклад на тему: Нравственно-патреотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы "Крымский веночек"
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества.Глубокие социально-экономиче...
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края
Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...
Статья ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И ТРАДИЦИЯМ РОДНОГО КРАЯ
В статье обоснована роль духовно-нравственного воспитания дошкольников на основе изучения истории и традиций родного края, средствами проектно-исследовательской деятельности дошкольников и технологии ...
Визитная карточка "Приобщение детей дошкольного возраста к культурно - историческим ценностям родного края"
Визитная карточка конкурса "Воспитатель года России" в 2023 году...