конспект, региональный компонент,"Легенды Крыма" подготовительная группа
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект
По ознакомлению с родным краем
«Легенды Крыма»
Подготовила: Иванова А.А.
г. Феодосия, 2021
Цель: продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного края.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и углублять знания детей окрае, в котором мы живём;
- познакомить с крымскими легендами.
Развивающие:
- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
- развивать фантазию, воображение;
- закрепить умения, передавать свои впечатления в рисунке.
Воспитательные:
- прививать любовь к Родному краю;
- воспитывать эстетический вкус и восприятие.
Материал: акварель , лист А -4, презентация «Горы Крыма», тексты легенд.
Предварительная работа: чтение крымских легенд «О Медведь – горе», «Почему море бурливое», стихотворений о Крыме.
Словарь: легенда, Аю – Даг, Кара – Даг, Тепе – Оба, гора Кошка, Роман – Кош,
Ай – Петри, Чатыр – Даг.
Ход занятия.
Организационный момент.
Чтение стихотворений
«Крым – наша Родина, помните это! Души не жалейте ради неё. Пусть над зелёным островом этим Мирно, доброе солнце встаёт». | На ладонях ласкового моря Маленькая нежиться страна Сон её оберегают горы Колыбельную поёт волна |
Воспитатель:
- О чем говорится в этом стихотворении? (правильно о Крыме)
- Назовите полуостров, где мы живём? (Крымский полуостров)
- Почему он называется полуостровом?
- Какими морями омывается наш полуостров? (Чёрным и Азовским).
- Черное и Азовское моря очень разные. Чёрное – глубокое, холодное, а Азовское – мелкое, тёплое.
- Какой вкус имеет морская вода? (солённый).
- Знаете, почему морская вода солённая?
Существует древняя легенда, почему морская вода соленая.
Легенда - это фантастический и волшебный рассказ о событии, чего не было на самом деле, но что могло бы произойти. Я познакомлю вас с легендой «Почему море соленое».
Было это давным-давно, когда вода в морях и океане была пресной. Жил рыбак с семьёй на берегу синего моря. Жили они, нужды не зная. В море рыбу ловили, в пещере соль добывали. Но однажды соль в пещере кончилась. А что за жизнь без соли. Приуныла рыбацкая семья, запечалилась. И стали их силы покидать, потому что без соли пища была не вкусной. Как- то раз отец с сыном вышли в море, закинули сети и поймали рыбку золотую. И молвит рыбка человеческим голосом: «Отпустите меня в синее море, а за это я помогу вашему горю. – Вот вам волшебная мельница. Когда потребуется соль, стоит только сказать: «Один, два, три - мельница мели!» И начнёт молоть мельница, одаривая вас солью. Чтобы остановить мельницу опять скажите: «Один, два, три - мельница замри!». Поблагодарили рыбаки рыбку за подарок и отправились в обратный путь. Плывут они по морю, то и дело на волшебную мельницу поглядывают. И вдруг им пришла в голову мысль: «Чего это мельница без дела лежит – пусть мелит, чтоб вернуться домой с полным трюмом соли. И сказали они: «Один, два, три – мельница мели!». Заработала волшебная мельница и белоснежным потоком хлынула из неё чистейшая соль. Смотрят рыбаки, не нарадуются. Заворожила их белоснежная соль, уснули они крепким сном. Только волшебная мельница всё мелит и мелит. Уже полон корабль соли. Пора бы остановить мельницу, а рыбаки спят. Всё глубже и глубже оседает корабль под тяжестью соли, пока не пошёл ко дну. Погибли рыбаки, истлел в морской пучине корабль, лишь волшебная мельница продолжала молоть соль. Вот уже всё море стало солёным, а потом и другие моря и океаны. А мельница и до этих пор мелит».
Ребята, все ходите на море, в разные времена года. Подумайте и скажите:
- Каким цветом бывает море? – ответы детей
А знаете ли вы, почему бирюзовое, ярко-синее, изумрудное, наше море, всё-таки называют Чёрным? (Предположения детей).
Послушайте еще одну легенду о Черном море.
Легенда «Почему море называют Черным?»
«Легенда гласит, что Черное море назвали черным потому, что все завоеватели, которые хотели покорить население побережья, встречали яростный отпор со стороны моря: тихое море начинало чернеть, страшная пелена заволакивала небеса, все краски, которые есть в природе, меркли, и оставались только два цвета – черный и белый. Тишина нависала над морем, и его воды становились черными. Все враги сразу отплывали обратно, испугавшись такого отпора. А все жители побережья жили в мире и спокойствии, потому что был у них такой защитник»
- Понравились вам легенды.
- А сейчас мы с вами немного разомнемся.
Физкультминутка:
Чтоб получше нам размяться
Будем глубже наклонятся, в (стороны на счет 1 -2 -3;1-2-3).
Наклоняемся вперёд, а потом наоборот (вперед 1 -2; назад 1-2)
Вот ещё одно задание –
Выполняем приседанья (на счет 1-2,1-2,1-2)
Не ленись приседать!
Раз, два, три, четыре, пять. (шагаем 1-2-3-4-5)
Будем дружно мы шагать.
Я теперь поскачем дружно
И присядем на места.
Воспитатель: Крым, это сказочный уголок природы. С давних времен крымский полуостров привлекал людей мягким климатом, сочетанием степей, долин, моря и гор. На территории Крыма всегда проживали народы разных национальностей.
- Какие вы знаете национальности, которые проживают на полуострове Крым?
В Крыму много гор, которые носят названия данные крымскими татарами. Про некоторые горы. Многие названия гор связанные с легендами или формой этих гор. Большинство названий были даны крымскими татарами. Поэтому они имеют такие интересные названия. Например: Аю – Даг, Кара – Даг, Тепе – Оба, гора Кошка, Роман – Кош (лесной загон), Ай – Петри (греческое название – Святой Петр), Чатыр - Даг (Шатер гора) и много других. (показ картинок)
- Кто может рассказать какая история произошла с горой, которая напоминает уснувшего медведя на берегу моря и стала легендой?
- Какое название носит эта гора?
Правильно, Медведь – гора, с крымскотатарского Аю – Даг.
Находится на Южном берегу. На крымскотатарском языке –
Аю – медведь, Даг - гора.
«Лежит себе Медведь-гора
Нос прикрывает лапой
А рядом ходит детвора-
Не страшен косолапый!
Не станет ведь гора – реветь
Хоть и зовут её медведь!»
У нас в Феодосии и вокруг нее, есть несколько гор. С юга наш город от ветров закрывает гора – Тепе – Оба (в переводе с крымскотатарского горный хребет).
А там где стоит вышка, которую, мы называем Лысая гора – Паша – Тепе (вершина горы). Недалеко от Феодосии, находится всем известная гора Кара – Даг (в переводе Черная гора). Одна из частей ее находится в море, мы ее с вами рисовали, кто помните? (показать рисунок)
Давайте разомнем пальчики. Пальчиковая гимнастика:
Итог:
Сегодня мы с вами вспомнили легенды о Крыме. Воспитатель задаёт вопросы детям по содержанию легенд, а затем уточняет способы изображения задуманного. Выберите самую любимую из легенд и изобразите сюжет самый яркий для вас. Закройте глаза и представьте себе, как вы бы нарисовали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в старшей группе "Знакомство с топшууром"
Комплексное занятие для детей старшей группы, цель которого - знакомство с алтайским народным струнным инструментом "топшуур", воспитание интереса к культуре алтайского народа и его традициям...
Конспект НОД по региональному компоненту в подготовительной группе детского сада. Тема: Животный мир Урала. «Поле Чудес».
Цель: развивать познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста к природному миру Южного Урала.Задачи:1) закрепить знания детей о природе Южного Урала;2) развивать любознательность, познава...
Конспект спортивного развлечения по ОБЖ и Гражданской обороне (с элементами регионального компонента)в подготовительной группе «Знай, умей, действуй!»
В нашем детском саду реализуется программа по охране и укреплению здоровья «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л.Князевой, Р.Б.Стеркиной. Основные цели и задачи...
конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе "В гости к девочке Уралочке"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации регионального компонента в средней группе «В гости к девочке Уралочке»Воспитатель: Ульман Ольга Николаевна, Челябинская область, г. ...
Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – поселок Иноземцево».
Конспект открытой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» с внедрением регионального компонента в старшей группе. Тема: «Моя малая Родина – посел...
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в младшей группе "Ежик-тишка"
Конспект комплексного занятия по региональному компоненту в младшей группе «Ёжик-Тишка» по мотивам сказки Л. Шубной «Радуга в ботинке» Образовательные задачи:развиват...