Годовое календарное планирование по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) детей старшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме

Рябова Наталья Дмитриевна

Целью моей педагогической деятельности является на данный момент: обогащение экологическх предствлений детей через дидактические игры и пособия. Мною было разработано перспективное годовое планирование по обогащению  и расширению экологических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_ryabova.docx45.09 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация деятельности детей

Взаимодействие с родителями

СЕНТЯБРЬ:

Тема: «Осень-прекрасная пора!»

  • Образовательная деятельность:      

     Познавательное развитие: ознакомление с миром природы.

  1. 1. «Как приходит осень»
  2. Цель: расширять представление детей о сезонных изменениях в природе. Показать связь между живой и неживой природой.
  3. 2. «Во саду ли в огороде»
  4. Цель: закреплять представления об овощах и фруктах. Формировать умение их классифицировать, правильно называть и различать. Определять взаимосвязь сезона и развития растения.
  • Экскурсия в осенний парк.

    Цель: углублять и конкретизировать представления об условиях жизни растений осенью.

  • Словесная игра «Найди что опишу».

    Цель: развивать умение находить растения по описанию.

  • Рассмотрение картины И. Левитана «Золотая осень». 

    Цель: упражнять в подборе элементов, сравнений. Воспитывать любовь к осенним явлениям природы.

  • Беседа о труде людей осенью.

    Цель: систематизировать знания о труде людей осенью. Воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.

  • Дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты по корзинам».

    Цель: закреплять умение группировать овощи и фрукты.

  • Дидактическая игра «Вершки и корешки»

    Цель: формировать умение составлять целое из частей.

  • Дидактическая игра «В мире природы».

    Цель: закреплять представление о живой природе.

  • Чтение художественной литературы:

    А. Майков «Кроет уж лист золотой»

    С. Еринеев «Осень»

    И. Бунин «Листопад»

    Э. Мошковская «Чужая морковка»

    З. Александрова «Осень»

  • Подвижная игра «Послушные листья»

    Цель: развивать внимание.

  • Подвижная игра «Один, два, три к названному дереву  беги».

    Цель: развивать умение быстро находить

нужное дерево.

  • Дидактические пособия: «Календарь природы»

«Времена года»

«Грибы»

«Ягоды»

  • Альбом «Осень»

  • Альбом «Овощи и фрукты»

  • «Труд людей осенью»

  • Муляжи овощей, фруктов, грибов.

  • Дидактическая игра «Вершки и корешки»

  • Дидактическая игра «Разложи овощи и фрукты по корзинам»

  • Дидактическая игра «В мире природы»

  • Макет «Осень»
  • Совместный сбор листьев и изготовление гербария.

  • Информационный стенд «Осень прекрасная пора»

  • Папка-передвижка «Через игру-познаем природу»

ОКТЯБРЬ:

Тема: «На бабушкином дворе»

  1. «Наши четвероногие друзья»

    Цель: уточнить и расширить  представление детей о домашних животных, их внешнем виде. Дать первоначальные знания об их образе жизни и приносимой ими пользе. Познакомить детей с трудом людей по уходу за домашними животными. Прививать добрые чувства к животным.

  1. «Для чего животным хвост?»

    Цель: дать детям представление о приспособленности строения животных к среде обитания (на примере хвоста)

  • Беседа о домашних животных.

    Цель: обобщить конкретное представление о домашних животных.

  • Словесная игра: «Узнай по описанию».

    Цель: формировать умение составлять рассказ о животных, используя схему.

  • Словесная игра «Заведем домашних животных».

    Цель: закреплять знания детей об использовании людьми  домашних животных в своем хозяйстве.

  • Дидактическая игра «Найди домик животному».

    Цель: закреплять знания где живут животные, названия жилища животных.

  • Дидактическая игра «Подбери шубку животному».

    Цель: развивать способность анализировать, закреплять умение различать и называть животных.

  • Дидактическая игра «Чей хвостик?»

    Цель: закреплять знания о приспособленности животных к среде обитания.

  • Загадки о домашних животных.

    Цель: развивать интерес к отгадыванию загадок, внимание.

  • Рассматривание игрушек, иллюстраций, картин с изображением домашних животных.

    Цель: развивать умение составлять описательный рассказ, отвечать на вопросы.

  •  Чтение художественной литературы.

Сказка «Как собака друга искала».

Сказка «Три поросенка»

Н. Носов «Бобик в гостях у Барбоса»

В. Бианки «Хвосты»

Подвижная игра «Кот и мыши».

Цель: активизировать двигательную активность.

Подвижная игра: «Зайцы и Жучка».

Цель: упражнять в пролезании под шнур.

  • Обучающие картинки «Домашние животные и их детеныши».

  • Фигурки домашних животных.

  • Настольные дидактические игры:

    «Чей домик»

    «Чей хвостик»

    «Кто что ест»

    «Подбери шубку для животного»

  •  Макет «На бабушкином дворе»

Консультация «Домашние животные в жизни ребенка».

Фото-выставка кошек и собак «Наши домашние любимцы».

НОЯБРЬ:

Тема: «Край родной на век любимый»

  1. «Природа родного края»

    Цель: познакомить детей с природой родного края. Расширять представление о животных и растительном мире Городецкого края. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за малую родину.

  1. «Береза-краса России»

    Цель: расширять знания о березе, как символе России. Формировать представление, что полезно деревьям, что нет, устанавливать причинно-следственные связи и взаимосвязь явлений природы.

  • Беседы: «Что такое природа?»

      «Деревья нашего края»

      «Лес и наше здоровье»

      «Волга-матушка»

    Цель: расширять и систематизировать знания о природе родного края.

  • Рассматривание картин и иллюстраций:

    - С.Н. Николаева, Н.Н. Меньшова «Картины из жизни животных».

    - П.С. Меньшикова «Дикие животные»

    Цель: систематизировать знания животных леса.

  • Презентация «Край родной на век любимый».

    Цель: воспитывать любовь к природе родного края, восприятия ее красоты и многообразия.

    Словесная игра «Природа – не природа».

  • Дидактическая игра «Сложи животное»

    Цель: закреплять знания о природе.

  • Дидактическая игра «Березка».

    Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Чтение художественной литературы.

    Стихи о Городце.

    Н. Сладков «Синичкина кладовая»

    С. Есенин «Береза»

    Загадки о животных.

    С. Воронин «Моя береза».

    М. Пришвин «Этажи леса».

  • Театрализованная деятельность «На лесной опушке».
  • Подвижная игра Хороводная «Во поле береза стояла».

    Цель: развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

  • Эстафета «Собери мусор».
  • Дидактическое пособие «Природа родного края».

  • Дидактические настольные игры:

     «В мире природы».

     «Сложи животное»

     «Экологические знаки»

     «Березка»

  • Альбомы:

Деревья

Дикие животные

Птицы

Дары леса

Красная книга

Рыба

  1. Оформление экологического панно «Природа нашего края».

  1. Информационный стенд «Жалобная книга природы».

  1. Фото-выставка «Край родной на век любимый»

  1. Акция «Сбережем березку»

  1. Папка-передвижка «Правила поведения в лесу».

ДЕКАБРЬ:

Тема: «Зимняя сказка»     «Покормите птиц зимой»

  1. «Зимушка-зима».

    Цель: расширять представления о сезонных изменениях в природе и их явлении на жизнь растений, животных, на деятельность людей. Показать связь между живой и неживой природой.

  1. «В гостях  у птиц».

    Цель: продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами. Расширять знания о жизни птиц зимой, об их повадках, питании.

  • Беседа о зиме.

    Цель: Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, осадки, явления природы.

  • Рассматривание картины К. Коровина «Зима».

    Цель: Расширять представления о явлениях зимней природы.

  • Экскурсия в зимний парк.

    Цель: Уточнить и расширить знания о характерных признаках зимы. Закреплять умение находить и узнавать зимующих птиц. Упражнять в умении различать деревья.

  • Словесная игра «Времена года».

    Цель: Развивать умение различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту времен года. Развивать слуховое внимание.

  • Словесная игра «Что за птица».

    Цель: развивать умение по характерным признакам и описанию узнавать птиц.

  • Игра-викторина «Знаешь ли ты зимующих птиц?»

Цель: систематизировать знания детей о птицах.

  • Дидактическая игра «Птицы»

    Цель: закреплять представления о зимующих и перелетных птицах.

  • Дидактическая игра «Птичья столовая»

    Цель: формировать знания о том, чем можно кормить птиц зимой.

  • Чтение художественной литературы:

    С. Козлов «Зимняя сказка»

    А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка»

    И. Суриков «Зима»

    А. Барто «Елка»

    С. Михалков «Елочка»

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Аудиозапись «Голоса птиц».

А. Яшин «Покормите птиц зимой».

  • Подвижная игра «Ворона и воробей».

    Цель: развивать умение действовать по сигналу.

  • Подвижная игра «Два мороза».

    Цель: развивать умение четко проговаривать текст в игре.

  1. Альбом «Зима»

  1. Альбом «Птицы»

  1. Альбом «Зимние забавы»

  1. Настольные дидактические игры:

     - Птицы

     - Времена года

     - Распредели птиц по временам года

-Зоологическое домино

- Одень куклу на прогулку

5.Дидактические пособия:

     «Календарь природы»

     «Времена года»

Макет «Зима»

Экологическая газета «Помогите птицам».

Совместное изготовление родителей и детей поделок из соленого теста «Зимние фантазии».

Консультация «Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной».

Конкурс «Кормушка для птиц».

ЯНВАРЬ:

Тема «Зимний лес»

  1. 1. «Путешествие по зимнему лесу»
  2.     Цель: формировать представление о лесе и жизни  в нем диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе
  • Беседа о том, кто как зимует.

    Цель: расширять и углублять представление о зимовке зверей, птиц, рыб, насекомых.

  • Экологическая сказка «Лесная сказка».

    Цель: закрепить знания детей о лесе и его обитателях.

  • Словесная игра «Летает, плавает, бегает, прыгает». 

    Цель: закрепить знания об объектах живой природы.

  • Дидактическая игра «Кто где живет?».

    Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

  • Дидактическая игра «Подбери шубку животному».

    Цель: развивать умение подбирать соответствующую по окраске шубку животному.

- Дидактическая игра «Кто чем питается».

    Цель: закреплять знания о том, чем питаются дикие животные.

- Настольный театр «Снегурушка и лиса».

- Чтение художественной литературы:

    - Русские народные сказки:

         «Лисичка сестричка и Волк»

         «Зимовье зверей»

    - Е. Чирушин «Что за зверь?»

    - Н. Носов «Лисята»

    - С. Михалков «Елочка»

  • Игра-имитация «Звериная зарядка»

    Цель: развивать умение имитировать повадки животных.

  • Подвижная игра «У медведя во бору».

    Цель: развивать умение согласовывать слова и действия.

  • Сюжетная картина «Зима в лесу»

  • Альбомы:

          - Зима

          - Дикие животные

          - Деревья

  • Настольные дидактические игры:

        - «Кто где живет?»              

        -  «Подбери шубку животному»

        - «Кто чем питается»

        - «Зоологическое лото»            

        - «Птицы»

  • Настольный театр

«Снегурушка и лиса»

  • Папка-передвижка «Правила поведения в лесу».

  • Акция «Сбережем елку».

  • Информационный стенд «Безопасность на улице зимой»

ФЕВРАЛЬ:

МАРТ:

Тема: «Весна в жизни лесных зверей»

  1. 1. «В гостях у Веснянки»

    Цель: расширять знания детей о весенних изменениях в неживой природе, их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Формировать умение устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла.

2. «Весна в жизни лесных зверей»

    Цель: расширять представления детей о том, как в лесу оживает жизнь в весеннее время.

•        Беседа о том, кто как зимует.

    Цель: уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны.

  • Рассматривание картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

    Цель: развивать интерес к явлениям природы.

  • Словесная игра «Какое время года?»

Цель: развивать умение соотносить описания природы в стихах и прозе с определенным временем года.

  • Экологическая сказка «Лесная сказка».

Цель: закреплять знания детей о лесе и его обитателях.

  • Дидактическая игра «В мире природы».

    Цель: расширять представления о живой природе.

  • Дидактическая игра «Посели птиц в весеннем лесу».

    Цель: закреплять знания о птицах, живущих в лесу.

  • Чтение художественной литературы:

- В. Берестов «Песенка весенних минут».

- В. Бианки «Хвосты»

- С. Воронин «Весной»

И. Акимушкин «Жил был медведь»

  • Подвижная игра «Хитрая лиса»

Цель: развивать внимание, умение быстро реагировать на сигнал.

  • Сюжетная картина «Весна в городе»

  • Сюжетная картина «Весна в лесу»

  • Альбом «Весна»

  • Альбом «Дикие животные»

  • Дидактические пособия:

     - «Природные зоны»

     - «Календарь природы»

  • Настольные дидактические игры:

    - «В мире природы»

    - «Распредели птиц по временам года»

    - «Кто чем питается»

    - «Подбери шубку животным»

  • Консультация «Мусор-проблема нашего города»

  • Буклет «А знаете ли вы, что (как долго разлагается различный мусор)»

  • Конкурс рисунков на тему «Мой красивый, чистый город»

АПРЕЛЬ:

Тема: «Земля –наш общий дом»

  1. 1. «Дом под крышей голубой»

    Цель: формировать представления детей о том, что Земля – это наш общий дом. Дать представление о суше и водном пространстве, разнообразии рельефов  земной поверхности, водоемов.

2. «Путешествие по природным зонам»

    Цель: формировать целостное представление о природных зонах. Обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных природных зон Земли.

  • Экскурсия по участку «Послушаем разговор весенних деревьев»

    Цель: развивать познавательный интерес детей, умение узнавать деревья по их веткам, различать по коре, особенностям почек.

  • Словесная игра «Воздух, земля, вода».

Цель: расширять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

    Цель: уточнить представление о птицах.

  • Дидактическая игра «Экологическая пирамида «Земля, воздух, вода».

    Цель: расширять представления о среде обитания объектов живой природы.

  • Дидактическая игра «Откуда ты, рыбка?»

Цель: расширять представления о среде обитания животных организмов, формировать представление о многообразии рыб в природе.

  • Дидактическая игра «Рыбная ловля».

Цель: формировать представление о том, что нужно бережно относиться к богатству природы.

  • Дидактическая игра «Березка».

Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи и взаимосвязь явлений природы.

  • Праздник «Мы – друзья природы».

Цель: закрепить у детей знания о правилах поведения на природе.

  • Чтение художественной литературы:

    - Р. Рождественский «Берегите природу»

    - К. Ушинский «Ворона и сорока»

    - В. Бианки «Хвосты»

    - С. Воронин «Моя береза»

  • Подвижная игра «Раз, два, три, к названному дереву беги».

    Цель: развивать умение быстро находить нужное дерево.

  • Дидактические пособия:

    - «Природные зоны»

    - «Природа родного края»

  • Альбомы:

    - «Кто живет в лесу»

    - «Животные севера»

    - «Животные Африки»

    - «Обитатели пустыни»

  • Настольные дидактические игры:

    - «Экологическая пирамида земля, воздух, вода»

    - «Откуда ты, рыбка»

    - «Березка»

  • Родительское собрание на тему «Воспитание бережного и осознанного отношения к природе – задача семьи и детского сада».

  •  Экологическая игра «Знатоки природы».

  • Консультация «Воспитания любви к природе».

  • Папка – передвижка «Люби и охраняй окружающую природу».

МАЙ:

Тема: «Разноцветный мир»

1. «Эти удивительные насекомые»

    Цель: продолжить знакомить детей с разнообразным миром насекомых. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к ним.

2. Экологическая тропинка.

    Цель: приблизить детей к природе, развивать умение общаться с ней, любить ее. Уточнить имеющиеся   знания об окружающей природе.

  • Беседа «Что мы знаем о насекомых».

    Цель: уточнить знания о насекомых, их разнообразии.

  • Наблюдение за насекомыми.

    Цель: развивать познавательный интерес детей на примере насекомых.

  • Игра-перевоплощение «Пчелы».

    Цель: развивать воображение, вербальную и невербальную выразительность.

  • Экологическая игра с мячом «Я знаю»

    Цель: закреплять названия объектов природы.

  • Дидактическая игра «Найди такой же цветок»

    Цель: упражнять детей в нахождении предметов аналогичных изображению на картинках.

  • Дидактическая игра «В мире природы».

    Цель: закреплять знания о живой природе.

  • Дидактическая игра «Экологическая пирамида».

    Цель: закреплять знания о среде обитания живых организмов.

  • Подвижная игра «Медведь и пчелы».

    Цель: развивать умение бегать в разных направлениях, ловкость.

  • Подвижная игра «Перелет пчел».

    Цель: развивать внимание, умение бегать по всей площадке.

  • Чтение художественной литературы:

    - М. Пришвин «Божья коровка»

                           «Кузнечик»

                           «Майский жук»

    - М. Бородицкий «Разговор с пчелой»

    - В. Бианки «Путешествие муравья»

    - Р. Рождественский «Берегите природу»  

  • Обучающие карточки:

    - Насекомые

    - Цветы

    - Лекарственные растения

  • Настольные дидактические игры:

    - «В мире природы»

    - «Экологическая пирамида»

    - «Пазлы»

    - «Кто где живет?»

    - «Сложи картинку»

  • Дидактическое пособие «Природа родного края»

  • Папка-передвижка «Красная книга нашего края»

  • Буклет «Зеленая аптека»

  • Праздник «Мама, папа, я – экологическая семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия с использованием моделей и наглядного материала для детей старшего дошкольного возраста по рассказу К.Ушинского "Четыре желания"...

Аттестационный материал по теме Информационно-коммуникативные технологии как средство ознакомления с миром природы детей старшего дошкольного возраста.

Цель профессиональной деятельности (или профессионального проекта) в межаттестационный период в соответствии с выбранной темой (направлением, проблемой):Познакомить детей  старшего дошкольного во...

Система работы по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных технологий.

Система работы по ознакомлению с миром природы детей старшего дошкольного возраста с применениеминформационно-коммуникативных технологий....

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста ) Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.

Тема: Хвойные и лиственные деревья Крыма.Цель: Формировать у детей представление о лиственных и хвойных деревьях Крыма. Задачи: Обучающие:  Формировать представления о лиственных и хвойных д...

План – конспект по познавательному развитию. Ознакомление с миром природы. (Краеведение) (Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок.

План – конспект по познавательному развитию.Ознакомление с миром природы. (Краеведение)(Старшего и подготовительного дошкольного возраста) Тема: Цветы вдоль наших тропинок....

Конспект открытого занятия по ОО "Познавательное развитие"(Ознакомление с миром природы)с детьми дошкольного возраста 5-6 лет "Светлячки спешат на помощь"

Данный материал может быть полезен коллегам при изучении темы "Деревья, кустарники". Данный материал способствует формированию и закреплению знаний детей о деревьях и кустарниках. Помогает уточнить и...

Конспект НОД «Бабушка в гостях» ОО: «Познавательное развитие» Ознакомление социальным миром для детей среднего дошкольного возраста

Закрепить представления и знания детей о бабушке как о старшем члене семьи. Знакомство с молитвой о бабушке....