Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе Тема: «Как звери готовятся к зиме?»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Этот материал предназначен для воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_oznakomleniyu_s_prirodoy.docx | 20.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
по познавательному развитию
(ознакомление с миром природы)
в старшей группе
Тема: «Как звери готовятся к зиме?»
Цель: Расширить и уточнить представления детей о том, как дикие животные леса готовятся к зиме.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и уточнять представления детей о диких животных леса: внешний вид, питание, жилище, особенности поведения в осенний период.
Активизировать словарь по теме занятия; упражнять в образовании существительных, обозначающих название детёнышей диких животных во множественном числе; в употреблении прилагательных с противоположным значением (антонимов).
Учить делать самостоятельные выводы при решении проблемных ситуаций.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Развивать умение работать на занятии индивидуально, всей группой, в парах.
Развивать умение выразительно выполнять имитационные движения.
Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к живой природе.
Способы организации: фронтальный, парами, индивидуальный.
Материалы и оборудование: осенний листик, картинки с изображением диких животных, иллюстрация «Ёжик в норке», дидактическая игра «Сложи картинку», мячики-ёжики маленького размера, фасоль белая и коричневая в баночке по количеству пар детей, белые и коричневые баночки по количеству пар детей, мяч среднего размера, мольберт, пенёк.
Методы и приёмы:
Игровые: форма занятия в виде прогулки в лес, дидактические игры «Сложи картинку», «Кто лишний», «Скажи наоборот», «Доскажи словечко», физкультминутка в форме прыжковой игры «Резвые ножки».
Наглядные: рассматривание картинок с изображением диких животных, иллюстрации «Ёжик в норке», показ способа действия.
Словесные: вопросы хоровые и индивидуальные, рассказ, художественное слово, пояснения, указания, педагогическая оценка.
Практические: выполнение имитационных движений «Ёжик готовится к спячке», эксперимент, практическое задание «Разложи орешки и корешки».
Предварительная работа: дидактические игры «Кто где живёт», «Чей малыш», чтение книг Скребицкого «Листопадничек», «Всяк по своему»
Ход:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой необычный листочек залетел сегодня к нам в зал. Это не просто листочек, это листочек-приглашение. Хотите узнать, то кого оно и куда нас приглашают? Этим листочком лесные звери приглашают нас в лес на последнюю осеннюю встречу. Скоро наступит зима, сугробы заметут все дороги, и мы не увидимся с ними до будущей весны. Ребята, от кого приглашение? Куда они нас приглашают? Пойдём к ним на осеннюю встречу?
В лес тропинка узкая бежит,
друг за другом встать велит.
Ходьба друг за другом, выполняя движения по тексту:
Мы идём в осенний лес,
Сколько здесь вокруг чудес!
Слева – берёзка стройная стоит,
Справа – ёлочка зелёная шумит.
Стайка птичек летит (показать кистями рук),
За ними следом нам бежать велит. Побежали!
Вот и добрались до осеннего леса. Что вы видите в лесу? (Ответы детей). А где же лесные звери, которые нас в гости позвали? (Выставляю мольберт с картинками лесных животных: лиса, заяц, белка, волк, медведь, лось, ёж). А вот и они. Скажем и покажем, кого видим. Я вижу лису. Ярик, а ты кого увидел? Покажи. А Катя? А Юля? А Гена? Молодцы, всех узнали.
Вы видите, что все звери разные. Зайчик пушистый, а ёжик - … (колючий), у лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий), у белки ушки с кисточками, а у волка - … (без кисточек), зайчик бегает быстро, а ёжик - … (медленно), лось большой, а белка - … (маленькая).
У всех зверей летом появились детёныши. У лисы – лисята, а у зайца - … (зайчата), у волка - … (волчата), у ёжа - … (ежата), у белки - … (бельчата), у медведя - … (медвежата), у лося - … (лосята). (В игре использовать мячик).
Сядем на брёвнышко, дальше про зверей побеседуем. Скоро закончится осень, наступит долгая, холодная зима. Все звери в лесу готовятся к зиме. Уже все приготовили на зиму дома:
Дом медведя называется - … берлога, дом белки - … дупло, дом лисы - … нора, дом волка - … логово, дом ёжика - … норка под пеньком. Давайте расселим всех зверей по домам.
Дидактическая игра «Чей домик»
(у каждого ребёнка картинка с изображением животного, на скамеечке – картинки с изображением жилищ зверей; дети находят соответствующие их зверям жилища).
Ребята, посмотрите, а у зайчишки дом под кустом, ни окон, ни дверей, ни крыши. Как зайчик будет зимой от мороза спасаться? (На зиму он меняет летнюю шкурку на зимнюю: тёплую, толстую, пушистую). А ещё что зайчик делает, чтобы зиму перезимовать? (Меняет цвет: был серый, а стал – белый). Зачем? Давайте проверим.
Эксперимент
(прикладываем к белому листу бумаги силуэты серого и белого зайцев, делаем вывод, что белого зайчика на белом снегу не видно).
А ещё зайчонок - листопадничек до зимы успевает научиться быстро бегать, ловко прыгать и запутывать свои следы.
Мы с вами тоже умеем ловко прыгать, потому что у нас резвые ножки. Давайте превратимся в зайчат и попрыгаем.
Прыжковая игра «Резвые ножки».
Ой, ребята, а куда это спешит шустрая белочка? Да ещё и в лапках чего-то несёт? (Ответы детей). Да, белочка на зиму съестные запасы готовит. Что она запасает? (Грибы, орешки, шишки). Смотрите, белочка насобирала коричневых орешков и белых корешков. Давайте поможем ей их разобрать. Вставайте парами, кто с кем хочет, подходите сюда, разложите белые корешки в белую баночку, коричневые орешки - в коричневую баночку.
Практическое задание «Разложи орешки и корешки»
(Когда дети разберут орешки, они высыпают их в общие вёдра). Молодцы, ребята, быстро и дружно помогли белочке.
Кстати, ребята, белочка, как и зайчик, тоже меняет лёгкую летнюю шкурку на зимнюю: тёплую, толстую, пушистую.
Более тёплой, толстой, пушистой на зиму становится и шкурка лисы, волка, лося (показать картинки). Именно так они готовятся к зиме.
Ребята, мы узнали, что медведь на зиму приготовил себе берлогу. Что он в ней будет делать зимой? (Спать). Правильно, на зиму медведь впадает в спячку. А как же он будет обходиться без пищи? ( Ответы детей). Осенью медведь отъедается, (давайте покажем) ест малину и другие ягоды, корешки растений, муравьиные яйца, лакомится мёдом, если найдёт – в общем говорят, нагуливает жир, становится толстым, упитанным, жирным. Этими жировыми запасами он и будет питаться во время зимней спячки.
Ребята, а вы знаете, какие ещё звери впадают в спячку? Хотите узнать? Посмотрите (показать картинку ёжик в ямке под пеньком). Сначала ёжик приглядывает себе подходящую ямку и, когда подходит время, ёжик начинает кататься по опавшим листьям, сухой траве, мху и накалывать всё это на колючки. Получается, как будто ёжик завернулся в тёплое одеяло. Завернувшись в это одеяло, он скатывается в ямку под пенёк и спит там всю зиму.
У меня есть замечательные ёжики-мячики. Хотите с их помощью превратиться в ёжиков, готовящихся к зиме.
Имитационные движения «Ёжик готовится к спячке»
(с помощью массажных мячиков маленького размера выполнить имитацию накалывания на себя сухих листьев, травы, мха, сворачивание в клубочек и «засыпание»).
Молодцы, здорово у вас получилось.
Наша осенняя встреча с лесными зверями подходит к концу. Напоследок я предлагаю вам составить портреты зверей, с которыми мы сегодня встречались. Встаньте в кружок. На подносах лежат кусочки портретов, сложите их.
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Кто получился у Лиды? А у Юли? У Гены?.
Ребята, вы ничего не замечаете необычного?
Проблемная ситуация «Кто лишний?»
(Дети должны найти лишнее животное). Кто здесь лишний? (корова) Почему? (она домашнее животное, в лесу не живёт) Правильно, молодцы, что заметили.
Пришло время нам попрощаться с лесными жителями.
Тёплый ветер гладит лица,
Осенний лес шумит листвой.
Лиса нам хочет поклониться,
Медведь кивает головой
Ёж колючий и зайчишка провожают всех ребят.
До свиданья лес зелёный,
Мы уходим в детский сад.
(Дети разворачиваются кругом)
Ребята, понравились вам осенние встречи в лесу? Чем понравилось заниматься в лесу Гене? А Кате? А Ярику? А Оле? Мне тоже понравилась наша прогулка, вы были очень внимательными, активными и дружными. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект на организованную образовательную деятельность по разделу познавательное развитие Ознакомление с миром природы в средней группе Тема: «Цветочный город»
Цель: 1. Закреплять у детей знания об условиях, необходимых для роста и развития растений, об экологических связях в природе. 2. Продолжать закреплять знания детей о строение растений в игре. 3. Учить...
КОНСПЕКТ НОД ОО «Познавательное развитие» /ознакомление с миром природы/ в старшей группе общеразвивающей направленности Форма проведения: квест – игра «Вода- источник жизни» Воспитатель: Коновалова Е.Н.
Программные задачи: · Актуализировать знания детей о свойствах воды посредством использования мнемотехники и квест технологии;·...
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в средней группе детского сада.
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)в средней группе на тему : "Как животные готовятся к зиме?"...
«Удивительная и загадочная соль» -детский познавательно-исследовательский проект по образовательной области «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природы) в старшей группе
Актуальность: Дошкольное детство – очень любознательный возраст, а интересное и необычное всегда рядом, не требу...
Итоговое мероприятие по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в старшей группе: Викторина «По следам Красной книги»
Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры...
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) в подготовительной группе: Тема: «Пищевые цепочки в сибирской тайге»
Цель занятия: создать условия для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста и воспитания основ экологической культуры Задачи:Обучающие: обобщить и систематизировать представлен...
Конспект ОД по «Познавательному развитию» ознакомление с миром природы в младшей группе
Тема: «Знакомство с комнатным растением – геранью»Цель: Познакомить детей с комнатным растением (герань)Задачи:1. Образовательные: учить детей вести наблюдение за объектом живой...