Конспект непосредственно образовательной деятельности «Роспись глиняной игрушки по мотивам Кожлянской» в старшей группе
план-конспект занятия (старшая группа)
Знакомство с народным промыслом Курского края – кожлянской игрушкой: со спецификой ее изготовления, росписью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kozhlyanskaya_igrushka.docx | 11.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Роспись глиняной игрушки по мотивам Кожлянской» в старшей группе
Гладнева Н.В., воспитатель
МДОУ «ЦРР «Зорька» -
Детский сад № 16»
Программное содержание:
Побудить детей к созданию глиняной игрушки-свистульки на основе мотивации личной заинтересованности: сделать игрушку для себя.
Продолжить знакомство с народным промыслом Курского края – кожлянской игрушкой: со спецификой ее изготовления, росписью. Вызвать у детей желание расписать объемную глиняную игрушку, используя народные мотивы.
Закрепить знание цветов, используемых в кожлянской росписи, ее элементов. Развивать мелкую моторику, внимание, эстетическое восприятие, творческое воображение.
Содействовать формированию у воспитанников интереса к русскому народному творчеству. Воспитывать чувство гордости за родной курский край, богатый старинными традициями.
Методы и приемы:
беседа, вопросы различного характера, мотивация личной заинтересованности, художественное слово, рассматривание, показ, малоподвижная игра, дидактическая игра, выполнение росписи объемной игрушки.
Словарь:
ввести в активный словарь детей слова кожлянская игрушка, названия элементов росписи: сетка, елочка, линия, круг, точка, звездочка.
Материал и оборудование:
гуашь, кисти, ватные палочки, баночки с водой, бумажные и влажные салфетки, вылепленная из глины с помощью родителей глиняная игрушка, экспонаты музея: изображение деревенских домиков, глиняная игрушка, созданная по мотивам кожлянской, кисточка из гусиного пера; декоративные фризы с образцами росписи, костюмы для детей и воспитателя в народном стиле, материал для игры «Подбери краски»; народная музыка, пение соловья (аудиозапись).
Предварительная работа:
экскурсия в Центр детского творчества, рассматривание кожлянских игрушек, беседа о них, презентация «Из истории кожлянской игрушки», мастер-класс с участием детей и родителей «Лепка глиняной игрушки-свистульки», разучивание стихов, потешек, знакомство с элементами и колоритом кожлянской росписи.
Ход деятельности:
Дети заходят в зал, здороваются.
Воспитатель: вы сегодня такие красивые, и я тоже нарядилась. А почему мы так оделись? (ответы детей). Да, мы сегодня — народные мастера.
В нашей группе есть небольшой музей. Хотите вы рассказать о нем нашим гостям?
1 ребенок: Рады видеть мы друзей!
Приглашаем вас в музей!
2 ребенок: Здесь вы видите деревню:
Рядом домики стоят…
Из печной трубы дым вьется,
Деревня Кожлею зовется.
3 ребенок: И живут здесь мастера,
Трудятся они с утра:
Не прядут они, не шьют,
Для забавы создают
Не волчок, не погремушку,
А кожлянскую игрушку.
4 ребенок: Путь ее созданья длинный.
Лепится она из глины,
В печь затем её кладут,
И огнём часами жгут,
Чтоб была прочна, игрива,
И певуча и красива.
5 ребенок: Все игрушки расписные,
Очень яркие, цветные!
Здесь есть линии и точки,
Звезды, елочки, кружочки!
6 ребенок: Она с виду хороша.
У неё есть и душа
Курская, раздольная,
Словно ветер вольная.
В ней звучат все голоса:
Реки, птицы и леса.
Все вместе: Кожлянская игрушка
Ребятам всем подружка.
Воспитатель: Кожлянскую игрушку часто называют курским соловьем. Вы знаете, кто такой соловей? (ответы детей). А чем славятся курские соловьи? (ответы детей). Вам интересно, как поет курский соловей? (запись). И наша игрушка тоже умеет звонко и заливисто петь.
А как вы думаете, для чего вообще нужны игрушки? (ответы детей) Хотите поиграть в игру?
Игра «Петух вышел на лужок».
Ребенок выбирает водящего по считалке:
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит, это он!
Выходи из круга вон!
Водящий стоит в центре круга с завязанными глазами. Тот ребенок, который выбирал водящего, ходит вокруг него со свистулькой в руках, а остальные дети идут по кругу и напевают курскую песенку:
Петух вышел на лужок
заиграл в рожок:
- Приходите, коровки
Пастися у дубровки,
Конички — у горочки,
Овечки — у речки,
Барашки — в овражке,
Козочки — у лозочки,
Свинки — у осинки.
Когда песенка закончилась, хоровод останавливается. Кто остановился возле ребенка со свистулькой, берет ее и свистит. Водящий должен по звуку найти того, кто свистел.
Игра повторяется 2 раза.
Воспитатель: Давайте мы с вами присядем на стульчики.
Дети садятся.
Воспитатель: Ну что ж, делу время, потехе — час. Пора нам браться за дело. У нас есть еще свистульки. Я не стала ставить их в наш музей. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Вы слепили их сами, или вам кто-то помогал? (ответы детей). А для кого вы их сделали? (ответы детей). Что нам еще осталось сделать? (ответы детей).
(Подвожу детей к выводу, что игрушки не готовы, их нужно расписать и тогда дети смогут взять их себе)
Воспитатель: А вы хотите расписать свои игрушки? Это дело непростое.
Сначала все мастера подбирают краски. Не все краски понадобятся нам сегодня. Нужно на палитру положить только те краски, которые используются в кожлянской росписи. Вы готовы? У нас есть 2 палитры и вы разделитесь на 2 команды. У вас на руках браслетики. А на столах — круги такие же по цвету, как ваши браслеты.
Игра «Подбери краски». На столе лежат круги — краски разных цветов и оттенков. Дети выкладывают на палитру только те краски, которые используются в кожлянской росписи.
После этого возвращаемся на стулья делаем вывод: используются следующие цвета: красный, синий, желтый, зеленый, фиолетовый, малиновый.
Воспитатель: Краски мы подобрали, а теперь нам нужно решить, какими узорами мы будем украшать наши игрушки (Обращаю внимание детей на фризы с изображением элементов росписи).
Дети называют и показывают знакомые элементы.
Мне кажется, что здесь есть что-то лишнее. Вы тоже заметили? Можно я попрошу Настю и Илью убрать лишние узоры, а остальные ребята проверят, ничего они не пропустили?
Остальные дети проверяют правильность выполнения задания.
Воспитатель:
Итак, краски мы подобрали, узоры — тоже.
Что нужно для того, чтобы рисовать краской? (ответы детей)
- Раньше кисточки не продавались в магазине и мастера делали их сами.
Если бы у нас тоже не было кисточки, из чего ее можно было бы сделать? (ответы детей).
- Угадайте, из чего сделана эта кисточка? (ответы детей)
- Как вы думаете, удобно ли ею было рисовать? (ответы детей)
- У нас с вами кисточки есть, а старинную кисточку мы положим в наш музей.
Воспитатель:
Ну вот, почти все готово. Мне хочется вам напомнить, что с игрушками нужно обращаться бережно. Как вы думаете, почему? (ответы детей).
Чтобы наши пальчики были ловкими, нужно сделать для них гимнастику:
Глину мы месили (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Игрушки лепили, (трем ладони рук)
На ярмарку ходили. (средним и указательным пальцами 2-х рук изображаем шагающего человека)
Все игрушки у нас купили! (встряхиваем кисти рук)
Воспитатель: А теперь пришла пора,
За работу, мастера!
Дети берут свои игрушки, садятся за столы и расписывают их под народную музыку. Я тоже расписываю свою игрушку и в ходе детской деятельности помогаю тем, кто затрудняется, советом, показом на своей игрушке. В конце выставляем игрушки на общий стол.
Анализ.
- Вот и готовы ваши игрушки. Вам они нравятся? А чем они вам нравятся? Мне кажется, что вы замечательно справились с такой сложной задачей. Что было для вас трудным? (Ответы). Теперь у вас есть свои свистульки. Вы настоящие мастера.
Хотите поблагодарить друг друга за хорошую работу? А поблагодарим мы не совсем обычным способом: поаплодируем друг другу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по раннему валеологическому образованию для детей старшей группы Тема: «Кровеносная система»
Закрепить знания детей о строении кровеносной системы. Продолжать учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения. Развивать свя...
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности (НОД) по познавательно-речевому развитию в старшей группе. «Очень любим мы стихи»
Кенспект НОД по развитию речи...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Космическое путешествие".
Данный материал позволяет сформировать у детей первоначальные представления о истории развития космонавтики; Помогает закрепить знания о созвездиях, космических объектах, планетах;Расширяет кругозор д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей старшей группы.
Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием инновационных технологий для детей старшей группы. Познавательно речевое направлениеОбласть познание Изоде...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: "Девочка из цветка" в старшей группе.Образовательная область "Музыка"
В основе непосредственно образовательной деятельности на тему "Девочка из цветка" обогащение и развитие эмоциональной сферы ребенка посредством классической музыки.Конспектнепосредственно образо...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по ИЗО (рисование) «Золотая хохлома» в старшей группе. Материал взят из справочника старшего воспитателя дошкольного учреждения №7.
Как волшебная Жар-птица,Не выходит из ума-Чародейка мастерицаЗолотая хохлома.И богата и красиваРада гостю от души.Кубки, чаши и ковши.И чего здесь только нет:У грозди огненных рябинМаки солнечного лет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема непосредственно образовательной деятельности: «Космическое путешествие»
Возрастная группа: старшая группаФорма организации воспитанников: подгрупповая.Продолжительность непосредственно образовательной деятельности: 25 минут.Цель непосредственно образовательной деятельност...