Путешествие по малой Родине
план-конспект занятия (старшая группа)

Антошкина Анна Валерьевна

Республика Башкортостан город Салават

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие по малой Родине»

Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Интегрированные задачи:

образовательные:

  • познакомить с достопримечательностями родного края (мемориальный комплекс «Земля Юрматы», горы Шихан);
  • познакомить с историческими данными (строительство нефтехимического комбината, создание мемориального комплекса);

развивающие:

  • развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику;
  • развивать умения координировать свои действия, работать в команде;
  • продолжить развивать речь, как средство общения, обогатить словарь;
  • расширять представления детей о многообразии окружающего мира;

воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю;
  • воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования.

Оборудование: видеослайды, музыкальное сопровождение, колбы, ведерки, таз, платки, образец нефти, камни, соленое тесто, салфетки, доски, стеки, блюдо.

Словарная работа:

обогащение словаря: степь, камча;

активизация словаря: джигит, юрта, скважина, нефтяник.

Предварительная работа: беседы о Республике Башкортостан, рисование «Как прекрасна природа Башкортостана» (пейзаж), «Юрты под горой», чтение художественных произведений о Башкирии, рассматривание картинок «Природа Башкирии», «Национальные блюда», «Национальные костюмы».

Ход:

Дети заходят в зал и встают в круг.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Владимира Александровича Степанова «Необъятная страна» и скажите, о чем оно.

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

О чем это стихотворение?

Дети: О нашей Родине – России, о том, что она большая, необъятная. Есть у нас леса, города, океаны, реки, озера, горы.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Посмотрите на карту. Наша огромная страна поделена на части – края, области, республики. В какой части страны живем мы с вами?

Дети: В республике Башкортостан.

Воспитатель: Мустай Карим писал:

Взгляни на глобус:

Вот он – шар земной,

На нем Башкирия

С березовый листок величиной…

Пускай на глобусе

Ты кажешься листком,

Горячим занесенным ветерком.  

Башкирия моя!

Твой сын простой,

Я восхищен твоею широтой…

Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие по малой Родине – нашей республике Башкортостан. А начнем мы с путешествия в прошлое. Давным-давно на месте нашего города, ничего не было. Кругом была степь – равнина, поросшая травянистой растительностью. Неподалеку находилось 7 деревень. А скажите, чем богата наша республика?

Дети: Нефтью.

Воспитатель: Так вот недалеко от этих деревень были открыты большие месторождения нефти. Для чего нужна нефть?

Дети: Делать топливо для самолетов, ракет и автомобилей, минеральные удобрения, бензин, керосин, минеральные удобрения, полиэтилен.

Воспитатель: Нефть очень нужна нашей стране. И было решено построить нефтехимической комбинат. Строительство шло полным ходом. Жители деревень переселились в зарождающийся город, а деревни снесли. Давайте представим, что мы нефтяники. Кстати, за одним словом нефтяник кроется много профессий – это инженеры, экономисты, химики, математики, буровики, финансисты, юристы, бухгалтера, слесари, технологи, геологи, энергетики и другие профессии. Это скважина – глубокое и узкое отверстие в почве, сделанное буровым инструментом. Из скважины поступает нефть. Разделитесь на бригады. Задача каждого нефтяника – добежать до скважины, зачерпнуть нефть и перелить в ведро. Помните, что с нефтью нужно обращаться осторожно. Знаете, почему?

Дети: Из-за нефти могут погибнуть растения и животные. Нельзя ее проливать.

Воспитатель: Начнем?! Посмотрим, чья бригада соберет больше нефти.

Воспитатель: Пройдите на места. Посмотрите, где мы оказались. Вы узнали это место.

Воспитатель: Наш город расположился на месте семи деревень, которых теперь нет на карте. В память о них был создан мемориальный комплекс «Земля Юрматы». Он представляет собой высокий обелиск, вокруг которого 7 камней с табличками исчезнувших деревень.

Воспитатель: Продолжим наше путешествие.

Зрительная гимнастика «Машина»

Поедем в машине очень красивой.

Поедем направо, налево, кругом,

Еще раз направо, налево кругом.

Выполняют движения глазами по тексту.

Ура! Мы на месте.

Хлопают глазами. Закрывают глаза.

Воспитатель: Куда мы приехали?

Дети: Это горы.

Воспитатель: Это горы Шиханы. Словно четыре бессменных стражника, возвышаются Шиханы над городом Стерлитамаком, придавая окрестному пейзажу суровую красоту. О происхождении названий этих гор повествуют башкирские легенды. Хотите послушать одну из них?

Воспитатель: В легенде вам встретятся слова джигит, камча. Кто знает, что они обозначают?

Воспитатель: Джигит (молодой парень, юноша) – искусный наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью. Камча –  это кнут, плеть, средство управления лошадью. Итак, слушайте легенду. Гордому и заносчивому джигиту Ашаку понравилась черноокая красавица Агидель – дочь седого Урала.  Он дарил ей подарки. Но девушка сбежала от него. Оседлал Ашак самого резвого скакуна и бросился в погоню. Поймав беглянку, Ашак от ярости хлестнул ее камчой (кнутом). Рассердился седой Урал, и чтобы защитить свою дочь, превратил ее в быструю речку. Вновь пустился Ашак в погоню, но никак не мог схватить непокорную Агидель – она выскальзывала из пальцев. Тогда послал он за ней своего сокола, но и тот не смог остановить течение реки. От горя превратился Ашак в гору Шахтау, которую называли в старину Ашактау. А рядом стоят Юрактау, что означает «сердце-гора», Куштау – «птица-гора», Тратау – одинокий Шихан, похожий на задранную голову лошади.

Воспитатель: Кто-нибудь из вас был в этих горах? Я поднималась на вершины этих гор. Там очень красиво. Посмотрите, я привезла вам камень с этих гор.

Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта». Что такое юрта?

Дети: Юрта – переносное, конусообразной формы жилище у кочевых народов. Они жили скотоводством, переходя с места на место со своими стадами.

Воспитатель: Разделитесь на четыре группы и образуйте круг по углам площадки. Взявшись за руки, каждый круг идет переменным шагом и поет:

Мы веселые ребята,

Соберемся мы в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И, помчимся на лужок.

После этого собираемся в общий круг. По окончании музыки нужно быстро вернуться на свое место и построить юрту – натянуть платок над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).

Воспитатель: Проголодались?

Воспитатель: Тогда устроим пикник. Какие башкирские блюда вы знаете?

Воспитатель: Мы приготовим с вами башкирское блюдо – баурсак. Кто знает как его готовить?

Дети: Тесто раскатывают в длинную колбаску. Режут на кусочки и бросают в кипящее масло.

Воспитатель: Как раскатываем колбаску?

Дети: Между ладонями или на доске движениями вверх-вниз.

Воспитатель: Ну что, разомнем пальчики и приступим к готовке.

Пальчиковая гимнастика «Пирог»

Падал снег на порог.

2 раза опускают ладони.

Кот слепил себе пирог.

Показывают, как лепят пирог.

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек.

«Бегут» пальчиками.

Пирожки себе пеки

Показывают, как лепят пирог.

Не из снега – из муки.

Дети проходят к столам и лепят баурсак. Готовые изделия складывают горкой на общее блюдо.

Воспитатель: Баурсак символизирует солнце и счастье. А поэтому им угощают только самых дорогих и добрых гостей.

Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Будем еще путешествовать? Как называется наша малая Родина? Что нового узнали? Что нас удивило?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по малой родине МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 47» ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД САЛАВАТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Подготовила: воспитатель I квалификационной категории Антошкина А.В.

Слайд 11

Легенда про горы Шиханы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Шахтау ( Ашактау )

Слайд 4

Юрактау

Слайд 5

Куштау

Слайд 6

Тратау ( Торатау )

Слайд 7

Шиханы

Слайд 10

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест –путешествие «Моя малая Родина»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.Задачи: Расширять   знания детей о родном городе   и его достопримечательностях.Закреплять знания детей о г...

Конспект игрового путешествия "Моя малая Родина"

Материал по нравственно - патриотическому воспитанию...

Интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Путешествие по малой Родине»

Цель: формировать понятие «Малая родина» через познавательные игры-викторины и музыкально - творческое развитие.Задачи:1. Закрепить и расширить представление о родном городе.2.Развивать зр...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по малой Родине»

Данное ООД предназначено для детей 6-7 лет Целью является: обобщение  знаний детей о растительном и животном мире родного края....

План – конспект занятия на тему: «Путешествуя по малой родине»

В документе педагог делится опытом своей работы по патриотическому воспитанию дошкольников...