Путешествие по малой Родине
план-конспект занятия (старшая группа)
Республика Башкортостан город Салават
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие по малой Родине | 24.66 КБ |
Презентация | 2.76 МБ |
Презентация продолжение | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие по малой Родине»
Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Интегрированные задачи:
образовательные:
- познакомить с достопримечательностями родного края (мемориальный комплекс «Земля Юрматы», горы Шихан);
- познакомить с историческими данными (строительство нефтехимического комбината, создание мемориального комплекса);
развивающие:
- развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику;
- развивать умения координировать свои действия, работать в команде;
- продолжить развивать речь, как средство общения, обогатить словарь;
- расширять представления детей о многообразии окружающего мира;
воспитательные:
- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю;
- воспитывать у детей стремление участвовать в играх с элементами соревнования.
Оборудование: видеослайды, музыкальное сопровождение, колбы, ведерки, таз, платки, образец нефти, камни, соленое тесто, салфетки, доски, стеки, блюдо.
Словарная работа:
обогащение словаря: степь, камча;
активизация словаря: джигит, юрта, скважина, нефтяник.
Предварительная работа: беседы о Республике Башкортостан, рисование «Как прекрасна природа Башкортостана» (пейзаж), «Юрты под горой», чтение художественных произведений о Башкирии, рассматривание картинок «Природа Башкирии», «Национальные блюда», «Национальные костюмы».
Ход:
Дети заходят в зал и встают в круг.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Владимира Александровича Степанова «Необъятная страна» и скажите, о чем оно.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
О чем это стихотворение?
Дети: О нашей Родине – России, о том, что она большая, необъятная. Есть у нас леса, города, океаны, реки, озера, горы.
Дети садятся на стулья.
Воспитатель: Посмотрите на карту. Наша огромная страна поделена на части – края, области, республики. В какой части страны живем мы с вами?
Дети: В республике Башкортостан.
Воспитатель: Мустай Карим писал:
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе
Ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком.
Башкирия моя!
Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой…
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие по малой Родине – нашей республике Башкортостан. А начнем мы с путешествия в прошлое. Давным-давно на месте нашего города, ничего не было. Кругом была степь – равнина, поросшая травянистой растительностью. Неподалеку находилось 7 деревень. А скажите, чем богата наша республика?
Дети: Нефтью.
Воспитатель: Так вот недалеко от этих деревень были открыты большие месторождения нефти. Для чего нужна нефть?
Дети: Делать топливо для самолетов, ракет и автомобилей, минеральные удобрения, бензин, керосин, минеральные удобрения, полиэтилен.
Воспитатель: Нефть очень нужна нашей стране. И было решено построить нефтехимической комбинат. Строительство шло полным ходом. Жители деревень переселились в зарождающийся город, а деревни снесли. Давайте представим, что мы нефтяники. Кстати, за одним словом нефтяник кроется много профессий – это инженеры, экономисты, химики, математики, буровики, финансисты, юристы, бухгалтера, слесари, технологи, геологи, энергетики и другие профессии. Это скважина – глубокое и узкое отверстие в почве, сделанное буровым инструментом. Из скважины поступает нефть. Разделитесь на бригады. Задача каждого нефтяника – добежать до скважины, зачерпнуть нефть и перелить в ведро. Помните, что с нефтью нужно обращаться осторожно. Знаете, почему?
Дети: Из-за нефти могут погибнуть растения и животные. Нельзя ее проливать.
Воспитатель: Начнем?! Посмотрим, чья бригада соберет больше нефти.
Воспитатель: Пройдите на места. Посмотрите, где мы оказались. Вы узнали это место.
Воспитатель: Наш город расположился на месте семи деревень, которых теперь нет на карте. В память о них был создан мемориальный комплекс «Земля Юрматы». Он представляет собой высокий обелиск, вокруг которого 7 камней с табличками исчезнувших деревень.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие.
Зрительная гимнастика «Машина»
Поедем в машине очень красивой.
Поедем направо, налево, кругом,
Еще раз направо, налево кругом.
Выполняют движения глазами по тексту.
Ура! Мы на месте.
Хлопают глазами. Закрывают глаза.
Воспитатель: Куда мы приехали?
Дети: Это горы.
Воспитатель: Это горы Шиханы. Словно четыре бессменных стражника, возвышаются Шиханы над городом Стерлитамаком, придавая окрестному пейзажу суровую красоту. О происхождении названий этих гор повествуют башкирские легенды. Хотите послушать одну из них?
Воспитатель: В легенде вам встретятся слова джигит, камча. Кто знает, что они обозначают?
Воспитатель: Джигит (молодой парень, юноша) – искусный наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, стойкостью. Камча – это кнут, плеть, средство управления лошадью. Итак, слушайте легенду. Гордому и заносчивому джигиту Ашаку понравилась черноокая красавица Агидель – дочь седого Урала. Он дарил ей подарки. Но девушка сбежала от него. Оседлал Ашак самого резвого скакуна и бросился в погоню. Поймав беглянку, Ашак от ярости хлестнул ее камчой (кнутом). Рассердился седой Урал, и чтобы защитить свою дочь, превратил ее в быструю речку. Вновь пустился Ашак в погоню, но никак не мог схватить непокорную Агидель – она выскальзывала из пальцев. Тогда послал он за ней своего сокола, но и тот не смог остановить течение реки. От горя превратился Ашак в гору Шахтау, которую называли в старину Ашактау. А рядом стоят Юрактау, что означает «сердце-гора», Куштау – «птица-гора», Тратау – одинокий Шихан, похожий на задранную голову лошади.
Воспитатель: Кто-нибудь из вас был в этих горах? Я поднималась на вершины этих гор. Там очень красиво. Посмотрите, я привезла вам камень с этих гор.
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в башкирскую национальную игру «Юрта». Что такое юрта?
Дети: Юрта – переносное, конусообразной формы жилище у кочевых народов. Они жили скотоводством, переходя с места на место со своими стадами.
Воспитатель: Разделитесь на четыре группы и образуйте круг по углам площадки. Взявшись за руки, каждый круг идет переменным шагом и поет:
Мы веселые ребята,
Соберемся мы в кружок.
Поиграем, и попляшем,
И, помчимся на лужок.
После этого собираемся в общий круг. По окончании музыки нужно быстро вернуться на свое место и построить юрту – натянуть платок над головой в виде шатра (крыши, получается юрта).
Воспитатель: Проголодались?
Воспитатель: Тогда устроим пикник. Какие башкирские блюда вы знаете?
Воспитатель: Мы приготовим с вами башкирское блюдо – баурсак. Кто знает как его готовить?
Дети: Тесто раскатывают в длинную колбаску. Режут на кусочки и бросают в кипящее масло.
Воспитатель: Как раскатываем колбаску?
Дети: Между ладонями или на доске движениями вверх-вниз.
Воспитатель: Ну что, разомнем пальчики и приступим к готовке.
Пальчиковая гимнастика «Пирог»
Падал снег на порог.
2 раза опускают ладони.
Кот слепил себе пирог.
Показывают, как лепят пирог.
А пока лепил и пек,
Ручейком пирог утек.
«Бегут» пальчиками.
Пирожки себе пеки
Показывают, как лепят пирог.
Не из снега – из муки.
Дети проходят к столам и лепят баурсак. Готовые изделия складывают горкой на общее блюдо.
Воспитатель: Баурсак символизирует солнце и счастье. А поэтому им угощают только самых дорогих и добрых гостей.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Будем еще путешествовать? Как называется наша малая Родина? Что нового узнали? Что нас удивило?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Легенда про горы Шиханы
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Шахтау ( Ашактау )
Юрактау
Куштау
Тратау ( Торатау )
Шиханы
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта по патриотическому воспитанию в первой младшей группе «Путешествие по малой Родине»
презентация проекта...
Квест –путешествие «Моя малая Родина»
Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.Задачи: Расширять знания детей о родном городе и его достопримечательностях.Закреплять знания детей о г...
Конспект игрового путешествия "Моя малая Родина"
Материал по нравственно - патриотическому воспитанию...
Интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Путешествие по малой Родине»
Цель: формировать понятие «Малая родина» через познавательные игры-викторины и музыкально - творческое развитие.Задачи:1. Закрепить и расширить представление о родном городе.2.Развивать зр...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по малой Родине»
Данное ООД предназначено для детей 6-7 лет Целью является: обобщение знаний детей о растительном и животном мире родного края....
План – конспект занятия на тему: «Путешествуя по малой родине»
В документе педагог делится опытом своей работы по патриотическому воспитанию дошкольников...