Конспект Интеграция образовательных областей с детьми 5-6 лет «Быт и традиции в русских народных сказках» Педагог Двигалова Екатерина Анатольевна.
план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект Интеграция образовательных областей с детьми 5-6 лет
«Быт и традиции в русских народных сказках»
Педагог Двигалова Екатерина Анатольевна.
Цель: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа через сказки.
Задачи:
Способствовать обогащению речи детей на тему домашней утвари и обихода славян( изба, люлька, народные промыслы, рукоделие)
Способствовать закреплению представлений о элементами русской народной росписи, народной игрушки.
Способствовать обогащению представления о народных играх.
Знакомство с понятием традиция.
Материал и оборудование: макеты избы, дидактическая игра разрезные картинки «Народные игрушки», дидактические альбомы «Роспись» (гжель, дымковская, филимоновская)., игровое поле с волчком, конверты с заданием, мольберт с картинками «Виды сказок» (волшебные, бытовые, о животных), кубик для динамической паузы, куклы-берегини, волшебная шкатулка.
Предварительная работа с семьей:
Дети совместно с родителями изготавливали куклы- берегини.
Погружение
Воспитатель:- А, сейчас, слушаем условия нашей игры.
Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем, читаем задание и выполняем. Вы готовы? И мы начинаем нашу игру.
- Но для того, чтоб у нас все получилось, предлагаю вспомнить наш девиз.: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Основная часть
Конверт 1
Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»
-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)
Никого Машенька не увидела…А что она увидела, оглядев избу?
Рассматривают макет избы. Рассказывают о ее убранстве и предметах быта.
Конверт 2
Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.
Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:
—Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.
Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном, дала ему свистульку и побежала на улицу, к подружкам.
-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)
Что дала Маша братцу? А какие вы знаете русские народные игрушки?
Дети:- матрешка, куклы-обереги, деревянные лошадки, глиняные игрушки.
Подходят к столу, Собирают паззлы «Народная игрушка», рассказывают о видах росписи (дымковская, гжель, филлимоновская). Используя куклы-обереги, сделанные детьми совместно с родителями на мастер классе. Рассказывают о их значении.
Воспитатель: Вы, просто молодцы!
Конверт 3
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)
Как вы думаете, о чем эта сказка? (Варианты ответов детей).
Что же это такое гостеприимство? Это слово состоит из 2 слов Гости и принимать, те принимать гостей. Русские люди во все времена любили ходить в гости. Но и не меньше любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными. Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?
Дети: - «Гость в дом - радость в дом»
«Умел в гости звать, умей и угощать»
«Где слова привета, там улыбка для ответа»
«От учтивых слов язык не отсохнет»
«Хороший гость дому радость»
«Чем богаты, тем и рады»
Воспитатель: Молодцы. В чем же проявлялось гостеприимство?
Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в кадом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.
Воспитатель: - Традиции гостеприимства передаются из поколения в поколение .
А что же такое традиция? Традиция – это такой праздник или действие, которое мы делаем каждый год! О традиции нам рассказали наши мамы, мамам рассказали их мамы. А потом эту традицию мы передали вам. Их нельзя купить, но их можно сберечь!
Воспитатель: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.
Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».
Воспитатель: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?
Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»
Воспитатель: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.
В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости просим!» — такие слова говорили и кланялись низко. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Такое обращение показывало, что гостям в этом доме будет оказан радушный прием. А как вы думаете, как встречали гостей? Дети: Кланялись. Здоровались. Угощали хлебом. Воспитатель: Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!»
Воспитатель: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: хлеб и соль.
Воспитатель: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)
Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.
Воспитатель:- В нашей группе тоже есть много традиций и праздников: какой праздник мы очень ждем зимой (новый год) что мы делаем перед этим праздником? (наряжаем елку). Правильно, а какой праздник мы еще очень ждем? День защитника Отчества, Международный женский день. У вас когда день рождение вас поздравляем мы? Как вы думаете, есть ли традиции в ваших семьях? Какие? (варианты ответов детей: выходить на парад 9 мая, летом ездить на море) Ребята, я предлагаю вам узнать дома у родителей , какие есть традиции в вашей семье. И нарисовать их. Все вместе мы создадим прекрасный альбом с традициями и вы сможете обо всем нам рассказать! Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.
Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.
3 конверт выступление
Что такое сказка?
Об этом нам расскажет Даша. Она совместно с мамой подготовила сообщение.
Народная сказка, это сказка, которую создал народ, а не кто-то один. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Сказки о животных. Их герои звери и птицы, но так похожи на людей. Сказки о животных помогают понять поведение народа. Лиса- хитрая, волк- кровожадный, заяц- беззащитный . Волшебные сказки самые любимые, потому что полны чудес! В этих сказках всегда есть волшебные предметы, которые помогают главному герою: ковер-самолет, полотенце, сапоги- скороходы, живая и мертвая вода. Бытовые сказки появились позднее волшебных. Они точно передают нам, какие есть традиции, как жили люди.
Воспитатель: Большое спасибо, Даша, что рассказала нам с ребятами какие бывают сказки.
Ребята, а вы любите сказки? (да)
- А вы знаете сказки? (да)
- Вот сейчас мы это и проверим.
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»).
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… («Колобок»).
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел.(«Царевна-лягушка»).
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть… («Курочка Ряба»).
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?(«Семеро козлят»)
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.(«Три медведя»)
Физкультурная минутка
Дети бросают кубик с условным изображением динамической паузы. Картинка, оказавшаяся сверху, указывает, в какую игру дети будут играть.
Заканчивается наше занятие.
Рефлексия:
Ребята, в какую игру мы сегодня играли? («Что? Где? Когда?»)
Что нового мы сегодня узнали? ( понятие русская народная сказка, виды сказок, традиция, традиция гостеприимства, хлебосольства)
А что же помогало главному герою в волшебных сказках? (волшебные предметы)
ребята, в нашей группе тоже есть волшебный предмет. Спрятался. Вы хотите его найти? (Да!) Хорошо, тогда я буду вам подсказывать- если вы ищите предмет в правильном направлении, я говорю тело, а если не там- то холодно. Хорошо? (проводится игра. Дети находят волшебную шкатулку с леденцами)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_gde_kogda_dvigalova_ea.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект Интеграция образовательных областей с детьми 5-6 лет
«Быт и традиции в русских народных сказках»
Педагог Двигалова Екатерина Анатольевна.
Цель: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа через сказки.
Задачи:
Способствовать обогащению речи детей на тему домашней утвари и обихода славян( изба, люлька, народные промыслы, рукоделие)
Способствовать закреплению представлений о элементами русской народной росписи, народной игрушки.
Способствовать обогащению представления о народных играх.
Знакомство с понятием традиция.
Материал и оборудование: макеты избы, дидактическая игра разрезные картинки «Народные игрушки», дидактические альбомы «Роспись» (гжель, дымковская, филимоновская)., игровое поле с волчком, конверты с заданием, мольберт с картинками «Виды сказок» (волшебные, бытовые, о животных), кубик для динамической паузы, куклы-берегини, волшебная шкатулка.
Предварительная работа с семьей:
Дети совместно с родителями изготавливали куклы- берегини.
Погружение
Воспитатель:- А, сейчас, слушаем условия нашей игры.
Вы видите на игровом столе стоит волчок со стрелкой и лежат конверты. На какой конверт покажет стрелка нашего волчка, тот конверт мы вскрываем, читаем задание и выполняем. Вы готовы? И мы начинаем нашу игру.
- Но для того, чтоб у нас все получилось, предлагаю вспомнить наш девиз.: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»
Основная часть
Конверт 1
Постучала Машенька в дверь — не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась.
Вошла Машенька в избушку, села у окна на лавочку.
Села и думает:
«Кто же здесь живёт? Почему никого не видно?..»
-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)
Никого Машенька не увидела…А что она увидела, оглядев избу?
Рассматривают макет избы. Рассказывают о ее убранстве и предметах быта.
Конверт 2
Жили-были муж да жена. Были у них дочка Машенька да сын Ванюшка.
Собрались раз отец с матерью в город и говорят Маше:
—Ну, дочка, будь умница: никуда не уходи, береги братца. А мы вам с базара гостинцев привезём.
Вот отец с матерью уехали, а Маша посадила братца на травку под окном, дала ему свистульку и побежала на улицу, к подружкам.
-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)
Что дала Маша братцу? А какие вы знаете русские народные игрушки?
Дети:- матрешка, куклы-обереги, деревянные лошадки, глиняные игрушки.
Подходят к столу, Собирают паззлы «Народная игрушка», рассказывают о видах росписи (дымковская, гжель, филлимоновская). Используя куклы-обереги, сделанные детьми совместно с родителями на мастер классе. Рассказывают о их значении.
Воспитатель: Вы, просто молодцы!
Конверт 3
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
-Из какой сказки данный отрывок? ( правильны ответ дети находят в Играх с фонариком)
Как вы думаете, о чем эта сказка? (Варианты ответов детей).
Что же это такое гостеприимство? Это слово состоит из 2 слов Гости и принимать, те принимать гостей. Русские люди во все времена любили ходить в гости. Но и не меньше любили встречать гостей, т.е. были очень гостеприимными. Основной чертой русского народа было гостеприимство, стремление поделиться всем, что есть в доме. Скажите, как об этом говорили в народе?
Дети: - «Гость в дом - радость в дом»
«Умел в гости звать, умей и угощать»
«Где слова привета, там улыбка для ответа»
«От учтивых слов язык не отсохнет»
«Хороший гость дому радость»
«Чем богаты, тем и рады»
Воспитатель: Молодцы. В чем же проявлялось гостеприимство?
Дети: Гостей угощали чаем, только из самовара. Самовар был в каждом доме, его берегли и передавали по наследству. Чай заваривал хозяин, а разливала хозяйка, этот обычай соблюдали в кадом доме. К чаю подавали баранки, сушки, сахар, варенье. Чай пили из блюдца, не торопясь.
Воспитатель: - Традиции гостеприимства передаются из поколения в поколение .
А что же такое традиция? Традиция – это такой праздник или действие, которое мы делаем каждый год! О традиции нам рассказали наши мамы, мамам рассказали их мамы. А потом эту традицию мы передали вам. Их нельзя купить, но их можно сберечь!
Воспитатель: Давайте вспомним обычаи русского гостеприимства, и покажем, как это было.
Дети: Его встречали с поклоном и говорили «Милости просим», «Красному гостю - красное место».
Воспитатель: «Красное место» - особое место для гостей, красный значит красивый. А если гость заходил во время ужина?
Дети: Хозяин ему говорил – «Добро пожаловать хлеба, соли откушать»
Воспитатель: Правильно, вот как происходит традиция гостеприимства. На Руси всегда любили принимать гостей.
В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости просим!» — такие слова говорили и кланялись низко. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Такое обращение показывало, что гостям в этом доме будет оказан радушный прием. А как вы думаете, как встречали гостей? Дети: Кланялись. Здоровались. Угощали хлебом. Воспитатель: Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!»
Воспитатель: В каждой семье была еще такая традиция. В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: хлеб и соль.
Воспитатель: Его произносят, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем что есть у него дома. А как вы думаете, какие продукты всегда были самыми ценными для русского человека (хлеб и соль)
Правильно, не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа.
Русские люди, когда хотели оказать особую честь какому-то гостю, встречали его караваем хлеба, на которую ставили солонку с солью.
Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
встречают почетных и иностранных гостей, которые приезжают из дальних стран. Также встречают с хлебом солью на свадьбе жениха и невесту.
Воспитатель:- В нашей группе тоже есть много традиций и праздников: какой праздник мы очень ждем зимой (новый год) что мы делаем перед этим праздником? (наряжаем елку). Правильно, а какой праздник мы еще очень ждем? День защитника Отчества, Международный женский день. У вас когда день рождение вас поздравляем мы? Как вы думаете, есть ли традиции в ваших семьях? Какие? (варианты ответов детей: выходить на парад 9 мая, летом ездить на море) Ребята, я предлагаю вам узнать дома у родителей , какие есть традиции в вашей семье. И нарисовать их. Все вместе мы создадим прекрасный альбом с традициями и вы сможете обо всем нам рассказать! Дети: день рождения, Новый год, вместе проводим выходные, выезжаем всей семьей на природу. Некоторым дают имена бабушек и дедушек. Мы храним старые фотографии наших родных.
Воспитатель: Вот это и есть семейные традиции. Ведь вся наша жизнь начинается с семьи.
3 конверт выступление
Что такое сказка?
Об этом нам расскажет Даша. Она совместно с мамой подготовила сообщение.
Народная сказка, это сказка, которую создал народ, а не кто-то один. В сказках всех народов мира жила мечта человека о счастье. Сказки бывают волшебные, бытовые и о животных. Сказки о животных. Их герои звери и птицы, но так похожи на людей. Сказки о животных помогают понять поведение народа. Лиса- хитрая, волк- кровожадный, заяц- беззащитный . Волшебные сказки самые любимые, потому что полны чудес! В этих сказках всегда есть волшебные предметы, которые помогают главному герою: ковер-самолет, полотенце, сапоги- скороходы, живая и мертвая вода. Бытовые сказки появились позднее волшебных. Они точно передают нам, какие есть традиции, как жили люди.
Воспитатель: Большое спасибо, Даша, что рассказала нам с ребятами какие бывают сказки.
Ребята, а вы любите сказки? (да)
- А вы знаете сказки? (да)
- Вот сейчас мы это и проверим.
Удивительный народ!
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули…Вот и… («Репка»).
По тропинке он катился,
Своей удалью хвалился,
Да попался на носок.
Ам, и съеден… («Колобок»).
Жизнь её не весела:
На болоте век жила.
Прилетела к ней стрела,
Но Иванушка пришел,
Со стрелой её нашел.(«Царевна-лягушка»).
В этой сказке всё отлично:
Дед, и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть… («Курочка Ряба»).
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.(«Снегурочка»).
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?(«Семеро козлят»)
Не послушал брат сестрицу –
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился?(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)
Чашки три, и три постели.
Стульев тоже три, смотри,
И жильцов здесь в самом деле
Проживает ровно три.(«Три медведя»)
Физкультурная минутка
Дети бросают кубик с условным изображением динамической паузы. Картинка, оказавшаяся сверху, указывает, в какую игру дети будут играть.
Заканчивается наше занятие.
Рефлексия:
Ребята, в какую игру мы сегодня играли? («Что? Где? Когда?»)
Что нового мы сегодня узнали? ( понятие русская народная сказка, виды сказок, традиция, традиция гостеприимства, хлебосольства)
А что же помогало главному герою в волшебных сказках? (волшебные предметы)
ребята, в нашей группе тоже есть волшебный предмет. Спрятался. Вы хотите его найти? (Да!) Хорошо, тогда я буду вам подсказывать- если вы ищите предмет в правильном направлении, я говорю тело, а если не там- то холодно. Хорошо? (проводится игра. Дети находят волшебную шкатулку с леденцами)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию математических представлений в 1 младшей группе по русской народной сказке «Маша и медведь»
Формировать у детей целенаправленное зрительное восприятие формы, цвета и величины.Научить решать логические задачи на разбиение по свойствам.Учить детей выделять форму, отвлекаясь от других при...
Конспект игры - занятия по образовательной области «Физическое развитие» в 1 группе раннего возраста по сюжету русской народной сказки «Колобок»
Программное содержание:учить выполнять упражнения слаженно и дружно; развивать двигательные навыки и умение координировать движения в соответствии с текстом; упражнять детей в беге врассыпную; в...
Образовательная область «Чтение художественной литературы» вторая младшая группа Тема: «Знакомство с русской народной сказкой «Кот, петух и лиса»».
Цели занятияВоспитательные-формировать у детей умение внимательно слушать рассказ взрослого; дослушивать текст до конца.Обучающие- соверщенствовать общую и мелкую моторику; расширять словарный запас з...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Рассказывание русской народной сказки «Теремок» с использованием мнемотаблиц.
Цель: Продолжать обучение самостоятельному пересказу знакомых сказок с использованием мнемотаблиц.Задачи: · Образовательныеo называть отличительные признаки диких животных (волк, за...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи во 2 младшей группе Тема: «Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бо¬чок, белые копытца». Литера¬турная викторина.
Знакомство детей с русской народной сказкой «Бычок – черный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова).Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на з...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ОО "Познавательное развитие" (ФЭМП) на тему "Путешествие по русской народной сказке "Гуси-лебеди"" с детьми дошкольного возраста 4-5 лет
Цель: формировать умения считать в пределах 5; формировать умение соотносить количество предметов с числом.Задачи: Образовательные: продолжать учить считать в пределах 5, закреплять умение о...
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (ЧХЛ) в подготовительной группе на тему: пересказ русской народной сказки "Лиса и козел"
Конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» (ЧХЛ) в подготовительной группе на тему: пересказ русской народной сказки "Лиса и козел"ООД «Развитие...