Конспект ООД по социально - коммуникативному развитию для детей подготовительной группы «Путешествие в быт казаков».
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель: приобщение дошкольников к культуре донского края
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды.
- обогатить словарь детей: шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта), папаха, шинель, черевички, рушник, чугунок, прялка.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами.
Воспитательные:
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood_puteshestvie_v_byt_kozakov.docx | 26.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Светлячок» г. Цимлянска
Конспект ООД
по социально - коммуникативному развитию
для детей подготовительной группы
«Путешествие в быт казаков».
Подготовила: воспитатель Сергеева Т.Н.
Ноябрь 2020 г
Цель: приобщение дошкольников к культуре донского края
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление детей о жизни Донских казаков, их быте, традициях, предметах одежды.
- обогатить словарь детей: шаровары, лампас, папаха, парочка (юбка и кофта), папаха, шинель, черевички, рушник, чугунок, прялка.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- развивать и обогащать словарный запас казачьими словами.
Воспитательные:
- воспитывать уважение, бережное отношение к обычаям, традициям и нравственным ценностям казаков;
Материалы и оборудование: Аудио запись «Эх донские казаки», атрибуты костюма донской казачки для воспитателя и детей, рушник, куклы казак и казачка, тесто и начинка для вареников, Д/и “Найди казака и казачку”, чугунки, ложки деревянные, прялка, утюг, рушник, обруч с лентами.
Ход занятия
(Звучит казачья песня, дети в казачьих костюмах заходят в группу).
Воспитатель:
Посмотрите на себя и скажите, а почему мы с вами сегодня так одеты? (Ответы детей)
-Мы сегодня одеты так, как одевались казаки. Послушайте стихотворение.
У Дона-батюшки реки
живут лихие казаки,
не мыслят жизни без любви
и ярких песен.
Парни эти бравые
Наши казаки.
Не страшны Отчизне нашей
С ними все враги.
Воспитатель: -О ком говорится в стихотворении? (ответы детей)
Казаки были храбрые, смелые войны, готовые в любую минуту защитить свою Родину.
Казак – это очень древнее слово, и означает оно – вольный удалой человек.
-Я приглашаю вас в казачью горницу, чтобы посмотреть, как жили казаки в старину.
Обратите внимание на кукол в казачьих костюмах. Одежда у казаков была простая и удобная. Казаки носили шаровары. Шаровары, с красной полосой и рубаху со стоячим воротником. Летом носили фуражки, а зимой папахи и шинель защитного цвета. Жена казака - казачки то же была красиво одета. Посмотрите на одежду куклы. Юбка и кофточка, которую носила казачка, называлась «парочка».
-Юбки были длинные и широкие, с множеством оборок. А кофточка и юбка украшались оборками и рюшами.
-Казаки носили высокие черные сапоги, а казачки туфли с широким каблуком и тупым носом, называли их черевички.
-Девушки вплетали себе в косы ленты, а женщины носили платки.
Д/и “Найди казака и казачку”
На столе разложены картинки людей в разных национальных костюмах, по элементам костюма мальчики находят казака, а девочки казачку.
Воспитатель: По каким элементам одежды узнали, что это казак? Казачка?
П/И “Заплети косу”
Воспитатель: - Казаки на Дону любили забавы, одна из таких забав «Заплети косу». На обруче по 3 цветных ленточки для каждой команды. Участвуют по 3 казака. Побеждают казаки, которые первыми заплетут косу.
Воспитатель:
- А теперь я приглашаю вас пройти в горницу.
-Посмотрите, сколько, много здесь разных предметов.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит чугунок
Это чугунок - Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг –
Имя у него утюг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, как им гладили? У него нет провода, потому что, старину не было электричества.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?»
Это прялка. Вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.
-Люди в старину много работали. С весны до осени все трудились в поле, а зимними вечерами занимались рукоделием: вышивали красивые рушники, так раньше называли полотенца (показ рушников).
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный, полезный.
Донские казаки были очень гостеприимные люди, гостей всегда чем-то угощали. А угощение ставили на красивый рушник.
- А какие основные цвета использовали при изображении узора на рушнике? (показываю рушник)
Дети: Белый, красный, чёрный.
Воспитатель: - Да, ребята, использовались всего три цвета. Каждый цвет имел своё значение.
Белый – зарождение жизни
Красный – цвет любви
Чёрный – цвет донского чернозёма
Воспитатель:
-Казаки любили не только веселиться, они занимались садоводством, огородничеством и разными ремеслами. С утра хлопотали по хозяйству, а в 12 часов обедали все вместе.
-Как вы думаете, что ели казаки?
-Популярной пищей у них были: капуста, пшеничная и гречневая каша, хлеб, молоко, чеснок и лук. Самым популярным блюдом казаков были пампушки с чесноком, галушки и, конечно же, вареники.
-Вот и мы сегодня будем готовить блюдо из казачьей кухни, а называется оно вареники.
-Что нужно для приготовления вареников?
-У меня есть тесто, а так же вот такие лепёшки из теста. Берём лепёшку и в середину кладём начинку, затем складываем пополам и начинаем заворачивать края.
(По ходу работы воспитатель знакомит детей с особенностями приготовления)
-Как вы думаете, чем приправляли вареники казаки?
-Казаки ели их со сметаной, жареным салом с луком.
-А вы дома готовите вареники?
-Чем приправляете?
(Помощник воспитателя по окончании работы уходит варить готовые изделия, дети моют руки).
Воспитатель:
-Где мы с вами сегодня побывали? (в горнице казаков)
-Что мы там увидели? (посуду, костюмы)
-Чем занимались в горнице?
-С какими новыми словами познакомились?
-А кому мы можем рассказать о том, что сегодня узнали?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по социально - коммуникативному развитию детей подготовительной группы (правовое воспитание)Тема:"Я - гражданин"
Считаю важным довести до сознания детей тот факт, что каждый ребенок является гражданином государства, в котором он живет; воспитывать чувство гордости своим гражданством. Продолжать развивать у дошко...
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»...
План-конспект ООД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы блок «Мужчины и Женщины»
План-конспект ООД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы блок «Мужчины и Женщины»Цель: Формирование полоролевой социализации дошкольников....
Конспект ООД по социально- коммуникативному развитию детей старшей группы "Путешествие в страну Вежливости в город Доброты"
Расширить знания детей о правилах хорошего тона, добрых словах и их применения....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ "СКОРО В ШКОЛУ"
Цель: Формирование интегративных качеств у будущих первоклассников.Задачи: - создать положительный эмоциональный фон; - раз...
Конспект по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе «Путешествие по России»
Конспект по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе«Путешествие по России» Тема: «Путешествие по России»Цель: Развивать у детей чувство патриоти...
Конспект совместной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе "Путешествие в прошлое счетных устройств".
Конспект занятия для детей подготовительной группы на формирование элементарных представлений об исследовательской деятельности человека и ее результатах, на формирование знаний об истории счетных уст...