Познавательно-исследовательская деятельность в мини-музее группы «Русские мотивы»
методическая разработка (старшая группа)
Цель: Знакомство с народными промыслами России, посредством деятельности в мини-музее группы.
Задачи: Создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках; расширять и закреплять представления о русских народных промыслах; формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий; расширять словарный запас детей; Раскрыть детям смысл понятий: музей, экскурсовод, экспонат.
Развивать познавательную способность к познавательной деятельности. Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства. Учить задумывать красивый необычный узор для украшения матрёшки, развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки; закреплять умение передавать цвета и их оттенки.
Воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа. Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их
творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_mini-muzee_otkrytoe._polnaya_versiya.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность в мини-музее группы «Русские мотивы»
Цель: Знакомство с народными промыслами России, посредством деятельности в мини-музее группы.
Задачи: Создать условия для получения детьми знаний о русских народных игрушках; расширять и закреплять представления о русских народных промыслах; формировать представление о материалах, из которых изготовлены игрушки и об особенностях росписи изделий; расширять словарный запас детей; Раскрыть детям смысл понятий: музей, экскурсовод, экспонат.
Развивать познавательную способность к познавательной деятельности. Формировать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
Закреплять представления и знания детей о разных видах народного декоративно-прикладного искусства. Учить задумывать красивый необычный узор для украшения матрёшки, развивать творческую деятельность детей посредством украшения матрёшки; закреплять умение передавать цвета и их оттенки.
Воспитывать интерес к родной истории, желание познавать культуру своего народа. Побуждать детей восхищаться народными умельцами и предметами их
творчества.
Виды деятельности: коммуникативная, исследовательская, игровая, познавательная, продуктивная.
Материал к занятию: экспонаты мини-музея, ТСО.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с узорами хохломской, гжельской, городецкой росписью. Чтение рассказов, преданий о народных умельцах, народных промыслах. Просмотр видеоматериала о народных промыслах России.
Словарная работа:
музей, экскурсия, экспонат, экскурсовод, Семеновская игрушка, Богородская игрушка, деревянная, Павло-Посадская, Полхово-Майданская матрёшка.
Методы обучения:
1) Словесные методы (рассказ, беседа, объяснение, инструктаж, чтение художественной литературы, загадка, вопросы, ответы).
2) Наглядные методы (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация русских народных игрушек).
3) Практический метод (самостоятельная работа).
4) Метод контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности).
5) Игровой метод.
Ход занятия:
- Организационный момент. Психологический настрой.
Воспитатель: - Здравствуйте ребята!
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнемся.
Улыбнитесь, и поздоровайтесь друг с другом.
2.Вводная часть.
Вступительная беседа об игрушках.
Воспитатель. Ребята, а теперь посмотрите на эти полочки. Что вы видите?
Дети. Игрушки.
Воспитатель. У нас в группе много игрушек. Наверное, вы все любите играть с ними. Назовите ваши любимые игрушки.
(Дети называют свои любимые игрушки).
Воспитатель. Из чего сделаны эти игрушки?
Дети. Пластмассы, резины, ткани, металла.
Воспитатель. Правильно. Современные игрушки делают из пластмассы, резины, ткани, пластика, металла.
3. Создание проблемной ситуации.
Воспитатель. А сейчас, присядьте, пожалуйста, на коврик и послушайте меня. Давным – давно дети тоже любили играть, но у них не было таких игрушек как у вас, и для них игрушки мастерили мамы и папы, мастера – ремесленники. Игрушки делали из тряпочек, из соломы, из глины, из дерева. Ребята, а как вы думаете, где можно увидеть такие игрушки в наше время?
Дети. Дома, на выставках, в музеях.
Воспитатель. Да эти игрушки сейчас можно увидеть в музее.
-Дети, а вы были, когда – нибудь в музее?
- Что интересного там видели?
- А вам хотелось бы сегодня побывать в музее?
Воспитатель: -Дети, приглашаю вас в наш мини-музей «Русские мотивы». Этот музей необычный, в нем можно будет брать игрушки в руки, рассматривать и даже играть с ними. В музее игрушки называются экспонатами. А почему наш мини-музей называется «Русские мотивы»? (Потому что в нем экспонаты олицетворяют Россию) - А как нужно вести себя в музее?
1й ребенок: рассмотренные экспонаты нужно положить на место;
2й ребенок: экспонаты нельзя ломать и забирать домой;
3й ребенок: можно и даже нужно задавать вопросы;
4й ребенок: можно пополнять музей новыми экспонатами.
– Ребята, а почему он так называется мини – музей? Потому что он маленький, в нем находится небольшое количество предметов. Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с русской народной игрушкой.
Что такое русская народная игрушка? Почему она так называется? (Ответы детей).
Воспитатель. Русская народная игрушка – это игрушка, сделанная руками человека с теплотой и любовью, и эта игрушка стала символом и гордостью русского народа. Игрушки часто изображали людей, животных, музыкальные инструменты.
Но, прежде чем начать нашу экскурсию, надо решить, кто у нас будет экскурсоводом. Кто такой экскурсовод?
Экскурсовод – это человек, который знает много интересного и увлекательного об экспонатах музея.
Ребята, вы разрешите мне быть экскурсоводом?
(Воспитатель надевает костюм Арины – хозяйки мини-музея).
Ребята, сегодня я буду выступать в роли хозяйки нашего мини-музея «Русские мотивы». Зовут меня Арина. Я расскажу вам о народных игрушках, и умельцах, которые их сделали.
- А что находится на верхней полочке? Куклы в русских костюмах. Давайте их рассмотрим. Из чего они сделаны? (пластмассы, резины, пластика). Во что они одеты? В русские костюмы. Из каких предметов одежды состоят их костюмы, какие присутствуют цвета?
А еще есть другая русская игрушка. (показывает неваляшку). Какая она, почему так называется? Из чего сделана? Какого цвета? (круглая, красная, качается и не падает, издает мелодичный звон, игрушка-забава)
Воспитатель. Это современные игрушки, олицетворяющие Россию.
Давайте рассмотрим игрушки, которые есть на второй полочке. Это Богородская игрушка-забава. Посмотрите из чего она сделана? Из дерева. Вот такие игрушки забавляли детей. В ней есть механизм, который заставляет игрушку двигаться. одна из особенностей Богородской игрушки.
Воспитатель. Ну вот, есть у меня волшебный сундучок. И вы узнаете, что здесь, если отгадаете загадку:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
Разрумянилась немножко
Наша русская…(матрешка)
Воспитатель открывает сундучок.
Правильно, это матрешки, они были и остаются самыми любимыми игрушками у детей. (Предложить рассмотреть, потрогать; полюбоваться.)
Посмотрите, какая она красивая, какими яркими красками расписал ее художник. Нравится она вам? Любуешься на нее и сердце радуется. Это настоящая русская красавица – кукла с секретом. А вы знаете, в чем секрет матрешки?
Дети. Матрешка разнимается на две половинки., и в одной матрешке можно увидеть еще одну.
Воспитатель. Скажите, из какого материала сделаны матрешки?
Какие узоры видите на них?
Дети. Из дерева. Трава, листочки, цветы.
Воспитатель. Фигурки матрешки вырезали из деревянного бруска. Выбирали липу, ольху, березу. Сначала выполняется самая маленькая неразъёмная фигурка. Затем фигуры обрабатывают шкуркой и расписываются, иногда покрываются лаком. Впервые изготовил чудесную русскую игрушку мастер Василий Петрович Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин и называлась она «Матрёна». Она держала в руках чёрного петуха. Платье и сарафан были украшены цветами. (Показ картинки) Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?
Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.
Воспитатель. А давайте тоже побудем сейчас матрёшками веселыми и озорными, потанцуем вместе с ними.
Физминутка музыкальная «Матрёшки» (ТСО)
Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши).
На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) топают матрешки (топают ногами).
Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо),
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо).
Девчонки озорные, матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево).
Ладушки, ладошки, веселые матрешки (хлопают в ладоши).
Выстраиваются возле мольберта. Рассказ воспитателя.
Наиболее известны три вида матрёшек, слушайте и смотрите:
1.Семёновская матрёшка.
Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.
Воспитатель. В городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что? Дети: Платок.
Воспитатель. Платок завязан как? Дети: на узелок.
Воспитатель. Дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники? Дети: жёлтый, зелёный, малиновый, красный.
2.Сергиев – Посадская матрешка.
Я из Сергиева – Посада!
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.
Знаменит платочек мой
Разноцветною каймой.
Воспитатель. Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.
дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?
Дети: желтый, красный, синий.
2. Полхов - Майданская матрёшка.
Мы матрешки из Полхов –Майдана!
Можем стать звездой экрана.
Украшен наш наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Воспитатель. У этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.
Воспитатель. Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Сегодня вы сможете создать свою матрёшку с необычным узором, назвать ее Озёрская матрёшка. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, вспомним, как мы расписываем, какой краской, какой кистью (ответы детей). Приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и про правила работы с кистью).
Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику: Чтоб матрёшек украшать, надо пальчики размять (показывают руки, пальцы раздвинуты). Указательный и средний, безымянный и последний поздоровались с большим, чтоб работать от души (пальчики «здороваются»).
Воспитатель. Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
3.Заключительная часть.
Педагог: Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему, и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера! Получилось все на диво,
И забавно, и красиво!
Громче хлопайте в ладошки!
Вот они матрешки – крошки!
Подведение итогов. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, нам надо возвращаться. Давайте присядем на коврик и вспомним, в каком мини-музее мы сегодня с вами побывали?
Дети. В русском народном мини-музее.
Воспитатель. Что вы можете рассказать родителям об этом мини-музее?
Дети. Видели русские народные игрушки, матрёшек, Богородскую игрушку
Воспитатель. Что мы еще делали в мини-музее?
Дети. Разукрасили сарафаны матрёшкам.
- Наш музей можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. А еще вы можете приносить экспонаты из дома и дополнять коллекцию музея «Русские мотивы»
Рефлексия:
«Незаконченное предложение» (ребятам нужно высказаться одним предложением, выбирая начало фразы, передавая мяч друг другу)
сегодня я узнал…
было интересно…
теперь я могу…
я научился…
мне захотелось…
Воспитатель. Мне с вами было очень приятно провести время. Спасибо вам за это.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...
Совместная образовательная деятельность в мини – музее «Русская изба»
Знакомство детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, коромысло, самовар и т.д.)....
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в 2 младшей группе по теме «Экскурсия в мини-музей детского сада «Русская изба»».
НОД проводилась в мини-музее детского сада «Петушок», использовались аудиозапись русской народной музыки, русские народные костюмы; демонстрационные материалы: экспонаты мини-музея....
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...