Программа "Зеленый патруль"
рабочая программа

Горбенко Марина Ивановна

Программа детского экологического движения «Зеленый патруль» (далее – Программа), направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой, обеспечивающих социальную спешность, сохранение и укрепление здоровья детей, включая этнокультурную составляющую.

Экологическое движение «Зеленый патруль» - это общественная организация педагогов, детей и их родителей. Детское экологическое движение – это не просто определенные действия детей за сохранение природы своего поселка, региона. Это понятие намного шире. Оно обозначает и экологическое развитие, и накопление новых знаний, применение их в деятельности. Это движение вперед, прогресс отношений человека и природы на взаимосохраняющих условиях.                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zelenyy_patrul.docx385.88 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА:

Педагогическим советом

Протокол №1

 «30» августа 2020 г

        

УТВЕРЖДЕНА:

Заведующим МДОБУ д/с «Светлячок»

________/ О.П. Верещагина

«30» августа 2020г

Образовательная программа

детского экологического движения

«Зеленый патруль»

эколого – биологической направленности

(предназначена для детей от 3-7 лет)

пос. Светлый, 2020 г.

Содержание

Разделы программы

Стр.

I

Целевой раздел части, формируемой участниками образовательных отношений

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы

4

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.1.3

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

5

1.2

Планируемые результаты освоения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений «Зеленый патруль»

7

II

Содержательный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений

8

2.1

Программа «Зеленый патруль», разработанная самостоятельно, учитывающая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов

8

2.2

Формы организации работы с детьми, соответствующие потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

11

2.3

Сложившиеся традиции Учреждения

13

III

Организационный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений

13

3.1

Описание материально-технического обеспечения Программы

13

3.2

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

13

3.3

Режим дня

14

3.4

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

14

3.5

Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

15

VI

Дополнительный раздел части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (краткая презентация Программы

16

4.1

Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

16

4.2

Используемые Программы

17

4.3

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

17

I        Целевой раздел части, формируемой участниками образовательных отношений

1.1        Пояснительная записка

Все хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснутся к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы малыши.

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!

Н. Луконин

                   

Программа детского экологического движения «Зеленый патруль» (далее – Программа), направлена на формирование у воспитанников экологического сознания, как основы для формирования нового типа отношений между человеком и природой, обеспечивающих социальную спешность, сохранение и укрепление здоровья детей, включая этнокультурную составляющую.

Экологическое движение «Зеленый патруль» - это общественная организация педагогов, детей и их родителей. Детское экологическое движение – это не просто определенные действия детей за сохранение природы своего поселка, региона. Это понятие намного шире. Оно обозначает и экологическое развитие, и накопление новых знаний, применение их в деятельности. Это движение вперед, прогресс отношений человека и природы на взаимосохраняющих условиях.                  

        В процессе реализации собственных экологических инициатив дети приобретают бесценный опыт решения экологических проблем, что является одной из важнейших задач данной Программы, экологически безопасного хозяйствования, постижения гармонии с окружающим миром.

Предлагаемая Программа представляет собой цикл мероприятий по развитию экологических знаний у детей 3-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей взаимно связи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, рассматривания и сравнения. Образовательная деятельность (далее - занятие) проводится фронтально. Количество занятий по учебной программе составляет 1занятие в неделю продолжительностью 15 минут – 2 младшая группа, 20 минут - средняя группа, 25 минут – старшая группа, 30минут - подготовительная группы в соответствии с нормами Сан Пин. Дети 2-3 лет (1 младшая группа) получают базовые знания в совместной деятельности с педагогом.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам своего поселка, региона, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

1.1.1        Цели и задачи реализации Программы

Цель: Формирование основ экологической культуры, экологического сознания субъектов образовательных отношений, посредством вовлечения их в природоохранную деятельность.

Задачи:

  • создать условия для поиска решений экологических проблем в родном поселке;
  • познакомить детей с проблемами региональной экологии;
  • использовать современные образовательные технологии в процессе ознакомления детей с природой родного края и организации природоохранной деятельности;
  • формировать информационную и здоровьесберегающую компетентность дошкольника для развития экологически ориентированного поведения и деятельности в природе;
  • обеспечить непрерывность экологического образования в системе детский сад – семья – школа;
  • создать систему партнерских отношений на разных уровнях для совместного решения экологических задач в области региональной политики.

Важным моментом контроля качества реализации образовательной программы всегда являлась педагогическая диагностика, которая показывала уровень освоения ребенком разделов программы (высокий, средний, низкий).

В настоящее время, в условиях введения ФГОС ДО, развитие ребенка не подлежит непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга). Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

При реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Она осуществляется педагогами в рамках педагогической диагностики, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования. Поэтому качество образования будет зависеть от созданных условий для реализации образовательной программы, т.е. от того, насколько уровень квалификации педагога соответствует задачам программы, насколько грамотно подготовлена предметно-пространственная развивающая среда и т.д.

        

1.1.2        Принципы и подходы к формированию Программы

   1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие   ребенка.

   2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

   3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

 4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Принцип непрерывного образования. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов, игре.

8. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

В Программе учитываются подходы дошкольного образования: социокультурный, возрастной, личностно-ориентированный, деятельностный, индивидуальный, культурологический.

1.1.3 Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

Младшая группа (от3-4 лет)

В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак предмета и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.

Средняя группа (от 4-5 лет)

В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Старшая группа (от 5-6 лет)

Возраст 5 – 6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу. К пяти годам дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. В 5—6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

Подготовительная группа (6-7 лет)

В возрасте 6 – 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребёнок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её 6 привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств и обобщённых представлений о свойствах различных предметов и явлений.

При осуществлении экологического воспитания необходимо соблюдать интегрированный подход. Он предполагает взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования и т.д.

1.2 Планируемые результаты освоения части Программы, формируемой участниками образовательных отношений

 «Зеленый патруль»

В результате реализации данной Программы планируется достижение следующих целевых ориентиров дошкольного образования, которые проявятся при осуществлении совместной деятельности детей и взрослых эколого-биологического содержания:

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности в природе, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах экологической деятельности – игре, общении, познавательно – исследовательской деятельности, природоохранной деятельности и др.;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру и окружающей его природе, к разным видам труда в природе, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми при организации экологических и природоохранных акций. Способен сопереживать живым существам, попавшим в беду, адекватно проявляет свои чувства при восприятии природы;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах продуктивной деятельности экологического содержания;

 - ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний при восприятии явлений и объектов природного окружения;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, способен заниматься трудом в природе в любое время года;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения в природе;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

II        Содержательный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений

2.1 Программа «Зеленый патруль», разработанная самостоятельно, учитывающая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлена программа «Зеленый патруль», разработанная учреждением самостоятельно и взаимодополняет содержание образовательной области обязательной части Программы «Познавательное развитие», которая реализуется для детей в возрасте от 3 до 7 лет. Программа учитывает:

- образовательные потребности и интересы детей - выявляются в процессе наблюдения за детьми во время пребывания в детском саду, через беседы с родителями, также педагоги ориентируются на возрастные и индивидуальные особенности детей;

- образовательные потребности и интересы членов их семей – выявляются через обсуждения предложенных программ на родительских собраниях, по результатам анкетирования;

- возможности педагогического коллектива детского сада - выявляются в процессе изучения профессионально-педагогических потребностей, интересов и готовности педагогов к решению профессионально-педагогических задач.

Данная программа учитывает:

- образовательные потребности и интересы детей

Из наблюдений выявлено, что дети проявляют особый интерес к познавательно – исследовательской деятельности, а включение в содержание ряда проблем социальной экологии способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения. Ребенок знакомится с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, в доме. В настоящее время вопросам экологической безопасности в образовательных программах для дошкольников уделяется недостаточно внимания, в то время как другие вопросы безопасности, например, правила поведения на автодорогах, активно изучаются. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности дышать выхлопными газами, что гулять возле свалки вредно для здоровья, что не во всех водоемах можно купаться, и т.п.

Наполнение содержания экологического образования дошкольников новыми подходами - использование новой модели, базирующейся на экологических движениях дошкольников.

- образовательные потребности и интересы членов их семей

Для семей, обучающихся (воспитанников), были презентованы четыре парциальные программы: 

Программа «Наш дом - природа» (автор Н. А. Рыжова). Основная цель – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

 Программа «Экология для малышей» (автор Е.В. Гончарова). Целью программы является развитие экологической воспитанности дошкольников на основе историко-географических и природных особенностей, традиционного и современного природопользования региона с учетом особенностей этнических культур.

Программа «Семицветик» (авторы В.И. Ашиков и С.Г. Ашикова).

Цель программы — начиная с дошкольного возраста обеспечить целостное и всестороннее развитие творческих способностей ребенка, экологической культуры и нравственности, широкого кругозора на основе комплексного использования разных видов искусств и организации детской деятельности.

Программа «Мы — земляне» (автор Н. Вересова)

Программа является одной из попыток реализации в практике дошкольного воспитания идей гуманитарного подхода к экологии. Основная цель программы — создание условий для становления основ экологического сознания у старших дошкольников.

 Программа «Зеленый патруль», разработанная учреждением самостоятельно. Цель программы: формирование основ экологической культуры, экологического сознания субъектов образовательных отношений, посредством вовлечения их в природоохранную деятельность.

Далее было проведено анкетирование родителей с целью изучения ожиданий и потребностей родителей обучающихся, относительно выбора парциальной программы в части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса. В анкетировании приняли участие 83 % родителей. Результаты анкетирования показали, что 78 % опрошенных предпочитают, чтобы образование в части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса, было направлено на формирование новых педагогических компетенций в вопросах экологического движения дошкольников у сотрудников, родителей, воспитанников ДОУ. Родители приняли решение о реализации программы «Зеленый патруль», разработанной учреждением самостоятельно (протокол общего родительского собрания от 24.08.2020 г.).

- возможности педагогического коллектива детского сада

Программа «Зеленый патруль» соответствует потребностям и интересам педагогов. Педагоги понимают, что в обязательная часть ОП предполагает только формирование элементарных экологических представлений, что недостаточно для эффективной модели экологического образования дошкольников. Поэтому было принято решение разработки Программы на формирование основ разноплановой экологической проектной, исследовательской деятельности, обучению деловой грамотной коммуникации воспитанников, культуре общения как в образовательном процессе, так и вне его, насыщенной предметным содержанием, в рамках специально организованного экологического движения дошкольников.

Одной из форм массового экологического образования являются детские экологические движения.

Члены экологических движений организуют различные акции, активно участвуют в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических знаний, разработке предложений по сохранению и восстановлению природной среды.

В России традиционно существует также ряд детских экологических движений различной направленности, играющих важнейшую роль в экологическом образовании школьников. Экологическим движениям дошкольников стали уделять внимание только в последние год-два. Примером такого движения можно назвать участие дошкольников всей России в акции «Россия - территория #Эколят-дошколят#Молодых защитников природы».

Но до сих пор не разработана модель экологического образования дошкольников с опорой на систему экологических движений дошкольников, создание сетевой экологической организации дошкольников, методологического сопровождения её деятельности.

Это все дает возможность утверждения высокого уровня актуальности выбранного нами направления Программы.

Семьи обучающихся (воспитанников), посещающих МДОБУ д/с «Светлячок» проживают в условиях поселка Светлый. Наш поселок – открытая система, дающая возможность использования при реализации образовательной программы взаимодействие с социокультурным окружением: участие в природоохранных акциях.

Мероприятиями, реализации программы «Зеленый патруль» будет являться следующее:

Природоохранная деятельность.

 Изготовление и размещение природоохранных знаков, домиков для птиц, кормушек, составление электронного гербария, экорейды, экооперации, экодесанты, экскурсии-экспедиции, экоотели для насекомых.

Художественно-эстетическая деятельность

Художественно-эстетическая деятельность связана с изобразительным, музыкальным и другими видами творчества: участие в конкурсах экологической направленности различного уровня, выставки, экспозиции, создание Красной книги в стихах, создание экологического театра, экологические сказки, мюзиклы, праздники, развлечения, досуги, вступление агитбригад.

Просветительская и пропагандистская деятельность

Сбор, анализ, распространение информации: проведение экологических заседаний, форумов, конференций, функционирование мини-музеев, создание презентаций, агитационных памяток, листовок, плакатов, экологической библиотеки, медиатеки, видеотеки, экологический веб-квест для родителей, волонтёрское движение, сетевые семинары-практикумы, онлайн, офлайн проекты.

 Поэтому с учетом интереса детей к данному виду деятельности, мнения родителей (законных представителей), обсуждения (открытого и гласного) выбранной программы, возможностей педагогов, была определена парциальная программа для части, формируемой участниками образовательного процесса: парциальная программа «Зеленый патруль».

2.2 Формы организации работы с детьми, соответствующие потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива

Возраст

Формы работы

при реализации программы «Зеленый патруль»

Формы организации работы с детьми соответствующие потребностям и интересам детей

3-4 года

Совместная деятельность взрослых и детей

  • Познавательно – исследовательские игры;
  • Сбор коллекций, семян, камней, листьев;
  •  Экологические праздники и досуги;
  • Экологические акции с родителями;
  • Экологические тропы

Самостоятельная деятельность

  • Игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные)
  • Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  • Изготовление и обыгрывание макетов (дикие животные, домашние животные, лес – наше богатство, кто в море живет)

4-5 лет

Совместная деятельность взрослых и детей

  • Опытно – исследовательская деятельность;
  • Сбор коллекций, семян, камней, листьев;
  •  Экологические праздники и досуги;
  • Волонтерские экологические акции;
  • Экологические тропы, экскурсии;
  • просветительская и пропагандистская деятельность (создание презентаций, агитационных памяток и т.д)

Самостоятельная деятельность

  • Художественно-эстетическая деятельность (участие в конкурсах экологической направленности различного уровня, выставки, экспозиции и т.п.);
  • Игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные);
  • Природоохранная деятельность (изготовление и размещение природоохранных знаков, домиков для птиц и т.д)

5-6 лет

Занятие

Совместная деятельность взрослых и детей

  • Опытно – исследовательская деятельность;
  • Сбор коллекций, семян, камней, листьев;
  •  Экологические праздники и досуги;
  • Волонтерские экологические акции;
  • Экологические тропы, экскурсии;
  • просветительская и пропагандистская деятельность (создание презентаций, агитационных памяток и т.д)

Самостоятельная деятельность

  • Художественно-эстетическая деятельность (участие в конкурсах экологической направленности различного уровня, выставки, экспозиции и т.п.);
  • Игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные);
  • Природоохранная деятельность (изготовление и размещение природоохранных знаков, домиков для птиц и т.д)

6-7 лет

Занятие

Совместная деятельность взрослых и детей

  • Опытно – исследовательская деятельность;
  • Сбор коллекций, семян, камней, листьев;
  •  Экологические праздники и досуги;
  • Волонтерские экологические акции;
  • Экологические тропы, экскурсии;
  • просветительская и пропагандистская деятельность (создание презентаций, агитационных памяток и т.д)

Самостоятельная деятельность

  • Художественно-эстетическая деятельность (участие в конкурсах экологической направленности различного уровня, выставки, экспозиции и т.п.);
  • Игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные);
  • Природоохранная деятельность (изготовление и размещение природоохранных знаков, домиков для птиц и т.д)

2.3 Сложившиеся традиции, части Программы, формируемой участниками образовательных отношений. Программа «Зеленый патруль», разработанная самостоятельно, учитывающая образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов

Наше учреждение работает по программе «Зеленый патруль» первый год. Изучив интересы детей, родителей (законных представителей), педагогов ДОУ, решено сделать традицией торжественную посадку белой сирени, выпускниками нашего ДОУ. Надеемся, что такая традиция станет важным событием как для нашего детского сада, а также для самих воспитанников.

III. Организационный раздел части, формируемой участниками образовательных отношений

3.1 Описание материально-технического обеспечения Программы

Материально-техническое обеспечение части, формируемой участниками образовательных отношений «Зеленый патруль» соответствует обязательной части образовательной программы дошкольного образования МДОБУ д/с «Светлячок»

Создание экологических дружин в каждой возрастной группе по направлениям. Разработка символики и атрибутики, эмблемы, девиза, гимна экодружин.

 

3.2 Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Обеспечение необходимых условий для организации походов, экскурсий, опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности.

Оснащение образовательного процесса в соответствии с возрастом.

Обеспеченность средствами ТСО и ИКТ

Наименование

Количество

Местонахождение

Ноутбук

1

  1. музыкальный зал

Телевизор

5

  1. музыкальный зал

4 – групповые комнаты

Музыкальный центр

5

  1. музыкальный зал

4 – групповые комнаты

Видеопроектор (переносной)

1

1- методический кабинет

Методическое обеспечение

3.3 Режим дня

Реализация программы «Зеленый патруль» осуществляется через совместную деятельность взрослых и детей и самостоятельную деятельность в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 4 лет и от 4 до 5 лет, Программа реализуется в разные отрезки времени (в первую и/или во вторую половину дня), для этого используются различные формы работы. В группах общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет и 6-7 лет Программа реализуется при проведении занятий 1 раз в неделю в первую и/или во вторую половину дня. Согласно расписанию занятий, длительность составляет 25 минут и 30 минут соответственно, а также через совместную деятельность взрослых и детей и самостоятельную деятельность в течение дня.

3.4 Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий

Изучив интересы детей, родителей (законных представителей), педагогов ДОУ, решено сделать традицией торжественную посадку белой сирени, выпускниками нашего ДОУ. Надеемся, что такая традиция станет важным событием как для нашего детского сада, а также для самих воспитанников.

Также вошло в традицию природоохранительные и практические мероприятия:

1. Защита природной среды (борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц, установление табличек, в местах распространения охраняемых растений, сбор семян, их сушка).

2. Улучшение природной среды (посадка растений, Операция «Мой двор - моя забота» - озеленение территории ДОУ, близ лежащей территории; оформление клумб, уход за комнатными растениями).

3. Сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

3.5        Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды

Правильно организованная предметно – пространственная среда, является важнейшем условием реализации Программы. Она должна обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях.

Во всех возрастных группах организованы центры природы в соответствии возрастных особенностей детей это:

•        комнатные растения и предметы ухода за ними;

•        оборудование для экспериментирования;

•        приборы (микроскопы, лупа, весы, часы и т.д.);

•        материалы для исследования: муляжи, реальные объекты, предметы, иллюстрации, рисунки.

•        материалы для ознакомления с их свойствами (сыпучие, твердые, жидкие и пр.).

Участок:

•        песочный дворик,

•        цветники,

•        деревья и кустарники

В группе организован уголок экологической среды (который включает в себя):

•        «зелёная зона», где проходит трудовая деятельность детей по уходу за растениями;

•        «огород» на окне;

•        Центр «Экспериментирования», здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься;

•        Зона библиотеки – это книги, энциклопедии.

•        Зона коллекций, она предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекции включают в себя те объекты, которые дошкольники собрали сами и с родителями (камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины, речные и морские раковины и др.)

•        Выставка, где выставляются все рисунки и поделки детей, выполненные в процессе самостоятельной, совместной деятельности.

•        Оформлены календарь природы, календарь погоды, коллажи, карты – схемы «Кто, где живёт?»

•        Собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы).

•        Подобраны дидактические, словесные и настольные игры экологического содержания.

•        Созданы картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе.

•        Имеется подбор музыкальных произведений (звуки природы, классические произведения, песни о природе).

•        Центр воды и песка располагается рядом с центром «Природы»: ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфинчики, лягушки - мелкие и средних размеров (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные).

Для экспериментирования: ящики для песочной терапии, сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет) и т.д.

VI        Дополнительный раздел части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (краткая презентация Программы)

Структура Программы включает в себя три раздела:

- целевой;

- содержательный;

- организационный.

В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, представлена программа «Зеленый патруль», разработанная учреждением самостоятельно и направленная на расширение содержания образовательной области обязательной части Программы «Познавательное развитие», реализуется в группах для детей 5-6; 6-7 в образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов ежедневно, в первую и/или вторую половину дня. В группах для детей 3-4; 4-5 лет, в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов ежедневно, в первую и/или вторую половину дня.

Реализация Программы осуществляется: в ходе режимных моментов, в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности, в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.

4.1 Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа

Программа «Зеленый патруль» ориентирована на детей от 3 до 7 лет и обеспечивает развитие личности детей в различных видах общения и деятельности.

Группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 3 до 4 лет – 1 единица

Группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 4 до 5 лет – 1 единица

Группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет – 1 единица

Группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 6 до 6 лет – 1 единица

Программа учитывает возрастные, индивидуальные, психологические и физиологические особенности воспитанников, посещающих дошкольное образовательное учреждение.

4.2 Используемые Программы

1.        Ашиков В.И., Ашикова С.Г. «СЕМИЦВЕТИК» Программа и  руководство по культурно-экономическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. — М.: Изд-во «РПА», 2015 г.

2.        Вересов Н.Н. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мы - земляне» - г. Кировск, 2019

3.        Гончарова Е.В. Региональная программа экологического образования дошкольников. «Экология для малышей» Под общей редакцией кандидата биологических наук Г. Н. Гребенюк - Тюмень Издательство Института проблем освоения Севера СО РАН 2015 г.

4.        Корнилова В. М. «Экологическое окно» в детском саду. М.: «ТЦ Сфера» 2014г. 123 с.

5.         Коробова М. В., Белоусова Р. Ю. Малыш в мире природы: Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 2017г.93 с.

6.        Рыжова Н.А.     Программа «Наш дом — природа» - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2015. — 192 с.

4.3 Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

Система работы с родителями воспитанников строится через наглядные формы предъявления информации. На стендах мы размещаем информацию для родителей: консультации, оформляем папки-передвижки. Проводим устные консультации с родителями.

Основная задача - обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в детском учреждении и в семье, установление партнерских взаимоотношений.

Совместная деятельность педагогов и родителей

Развитие совместного общения

- Проведение совместных

педагогов и родителей

взрослых и детей.

праздников и посиделок.

Сплочение родителей и педагогов.

- Заседания семейного

клуба.

Формирование позиции родителя

- Оформление совместных

как непосредственного участника

с детьми выставок.

образовательного процесса.

- Совместные проекты.

- Семейные конкурсы.

- Совместные социально

значимые акции.

- Совместная трудовая

деятельность

МДОБУ д/с «Светлячок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ЮИД «Мы - патруль»

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ЮИД«Мы - патруль»на 2012-2013 учебный год в подготовительной к школе группе....

Рабочая программа кружка ЮИД «Мы - патруль»

Рабочая программа кружка ЮИД«Мы - патруль»...

Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...

Проект "Зеленый патруль"

В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, реки. И не мало из них нуждаются в помощи и занесены в Красную книгу республики Хакасия и России. Есть...

Визитка команды для выступления в экологическом марафоне. Название команды "Зеленый патруль"

Марафон представляет собой единую систему интеллектуальных игр с ипользованием мультимедийного оборудования, проводимых в течение года со следующими целями и задачами:развитие воображения, внимания , ...

Проект "Зеленый патруль"

      Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Детско - родительский субботник "Зелёный патруль"

Цель: Вызвать интерес у детей и родителей к совместным работам по озеленению территории детского сада.Задачи: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Развитие у детей ...