Проект "Зеленый патруль"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
В любом городе, поселке есть интересные для наблюдения объекты: деревья, травы, насекомые, птицы, реки. И не мало из них нуждаются в помощи и занесены в Красную книгу республики Хакасия и России. Есть такие объекты и у нас в поселке. Изучать их лучше в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы. И все это дает ребенку возможность почувствовать себя частью природы, с которой он неразрывно связан, помогает прийти к осознанию того, что чтобы выжить, человек должен соблюдать законы природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ЗЕЛЕНЫЙ ПАТРУЛЬ»
Цель проекта:
Создание условий для формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- создать условия для развития умения ориентироваться в природной и социальной среде обитания;
- способствовать развитию интеллекта ребенка, формированию образно-наглядного мышления, творческих способностей;
- способствовать развитию самостоятельности, навыков взаимоотношений со сверстниками и взрослыми средствами эколого-туристской деятельности;
- воспитывать у дошкольников доброе, заботливое отношение к природе и её ресурсам.
Направления:
- формирование у детей природоохранных действий, обогащение чувственного опыта;
- формирование у детей представлений о взаимосвязи человека с природой;
- реализация возможностей сотворчества детей, педагогов, родителей в рамках эколого-туристской деятельности.
Участники :
Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель.
Актуальность проекта
Актуальность проекта обусловлена необходимостью решения вопросов направленных на повышение эффективности воспитания экологической культуры. Причины возникшей необходимости в деятельности человека, его вторжении в природу, часто безграничные, недопустимые с экологической точки зрения, расточительные, ведущие к нарушению экологического равновесия на планете, ухудшению состояния окружающей среды. Старший дошкольный возраст самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-целостное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении экологических проблем. Но сегодня дошкольник вынужден воспринимать огромный поток информации, а так же ему необходимо систематизировать ее, не менее важно - научиться правильно пользоваться этой информацией. Впрочем, такая задача не под силу иному взрослому. А как быть ребенку? В связи с этим возникла идея использовать (помимо распространенных форм по экологическому образованию дошкольников) эколого-туристскую деятельность.
Проблематика:
В современном экологическом воспитании дошкольников наблюдается противоречие между специфическим для старшего дошкольного возраста наглядным, предметным восприятием окружающего мира и ограниченными возможностями учебно-воспитательного процесса по включению ребенка во взаимодействие с окружающей социоприродной средой. Указанное противоречие свидетельствует о том, что самостоятельной проблемой становится экологическое воспитание детей вне занятий, обеспечивающее эффективность педагогического воздействия на формирование нравственного, эмоционально-чувственного и нормативно-деятельного компонентов экологической культуры старшего дошкольника и расширение его личного позитивного экологического опыта.
В сложившейся ситуации эколого-туристская деятельность может стать эффективной формой в воспитании экологической культуры дошкольников.
Механизмы реализации:
Основными формами эколого-туристской деятельности дошкольников являются: тематическая прогулка, экскурсия, «поход», слет. При этом важно четко дозировать физические нагрузки дошкольников. Ясно, что в силу возраста им недоступны даже однодневные походы. На предварительном этапе разрабатывается маршрут путешествия, который предусматривает составление карты. Во время самого путешествия по маршруту на карту заносятся места остановки и делаются схематические пометки об увиденных объектах природы, а также их фотографии. Обсуждаются необходимые меры помощи тому или иному объекту. Если дети в состоянии самостоятельно устранить данную проблему, они сами проводят природоохранные мероприятия.
Основной формой познания окружающего мира в ходе прогулок и экскурсий являются наблюдения, во время которых педагог должен создать положительный эмоциональный настрой, помочь увидеть, услышать природу.
Подведение итогов каждого путешествия включает в себя устный рассказ об увиденных объектах природы, о тех, которые из них нуждаются в помощи, о проделанных природоохранных мероприятиях и творческие работы: рисунки, аппликации, плакаты, коллажи, фотовыставки, театральные постановки экологической направленности. Также обсуждается план дальнейших действий для спасения природного объекта (публикация в местных СМИ фотографий и рисунков, составление писем-обращений в Администрацию поселка и района с предоставлением фотоматериалов).
Подведение итогов работы за определенный временной промежуток проходит на праздниках и слетах, участниками которых становятся дети всех групп детского сада, учащиеся начальных классов, родители, жители микрорайона.
Такая организация позволяет дошкольникам активно включаться в процесс эколого-туристской и природоохранной деятельности.
Этому же способствует и выполнение детьми во время путешествий определенных ролей: «разведчики», «знатоки», «санитары», «исследователи». Каждая группа в ходе прогулки выполняет определенные обязанности, соответствующие выбранной роли.
Важнейшим условием эффективности эколого-туристской работы с дошкольниками является понимание родителями необходимости экологического воспитания. А для этого они должны стать активными участниками всех проводимых мероприятий (совместные походы и экскурсии, праздники и развлечения, изготовление поделок, организация фотовыставок по месту работы, обращение за помощью к руководителям природоохранных организаций).
Наконец, необходимо, чтобы усилия по организации экологического воспитания средствами туристской деятельности объединили воспитатели, инструктор по физическому воспитанию (обучающий детей правилам безопасного поведения в природе во время походов), музыкальный руководитель (организатор праздников и развлечений), медицинский работник (обучающий правилам оказания первой медицинской помощи и отслеживающий физическое состояние детей).
Таким образом, посредством эколого-туристской деятельности процесс экологического образования проходит в предметно-наглядной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы, чем те, которые предстают со страниц книг и учебных пособий. Так приходит любовь к природе. Будучи по природе коллективистской, туристическая деятельность учит ребенка общаться со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, а так же способствует физическому развитию ребенка, его оздоровлению.
Инновационность проекта состоит в интегрированности, в соответствии с которой, целенаправленная работа по воспитанию экологической культуры включается в целостный педагогический процесс.
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что реализация проекта позволит задействовать различные виды деятельности (познавательную, изобразительную, исследовательскую, литературную), что позволит раскрыть индивидуальные способности каждого участника проекта.
Материально-техническое и методическое обеспечение
- фотоаппарат, видеокамера;
- карты местности;
- спортивное и туристское оборудование;
- иллюстративный материал и произведения художественной литературы.
Ожидаемые результаты
- способность детей к поисковой, эколого-исследовательской и природоохранной деятельности;
- повышение уровня речевого развития;
- укрепление физического здоровья детей;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ЮИД «Мы - патруль»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ЮИД«Мы - патруль»на 2012-2013 учебный год в подготовительной к школе группе....
Рабочая программа кружка ЮИД «Мы - патруль»
Рабочая программа кружка ЮИД«Мы - патруль»...
Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...
Визитка команды для выступления в экологическом марафоне. Название команды "Зеленый патруль"
Марафон представляет собой единую систему интеллектуальных игр с ипользованием мультимедийного оборудования, проводимых в течение года со следующими целями и задачами:развитие воображения, внимания , ...
Проект "Зеленый патруль"
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....
Детско - родительский субботник "Зелёный патруль"
Цель: Вызвать интерес у детей и родителей к совместным работам по озеленению территории детского сада.Задачи: Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой. Развитие у детей ...
Благодарность за подготовку участников Всероссийской акции "Отцовский патруль-22", "Отцовский патруль-23".
Совместное мероприятие родителей и детей....