Проект «Ямал - дом, в котором мы живем»
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_yamal-dom_v_kotorom_my_zhivem.doc | 345.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образование город Муравленко
Управление образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Проект
«Ямал - дом, в котором мы живем»
Воспитатель
Керимова Дженнет Залимхановна
1 квалификационная категория
г. Муравленко, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
I. Пояснительная записка………………………………………..……………..3
1.1. Обоснование актуальности проекта……….……………………………..3
1.2.Условия реализация проекта........................................................................4
1.3. Принципы построения проекта…………………………………………...5
1.4.Материально-техническое обеспечение………………………………….5
1.5.Кадровое обеспечение……………………………………………………….5
II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта……...……...6
2.1. Системная «паутинка» по проекту……………………………………….6
2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям…………………………………………………………………………..6
2. 3. Связь с родителями в работе над проектом……………………………8
III.Этапы реализации проекта……………………………..…………………..9
3.1. Первый этап – диагностический …………………………………………9
3.2. Второй этап - проектно-организационный……………………….……..9
3.3. Третий этап – практический……………………………………………..10
3.4. Четвертый этап – итоговый……………………………………………...13
IV. Предполагаемые результаты работы по реализации проекта……….13
Список литературы………………………………………..…………………...14
I. Пояснительная записка
1.1.Обоснование актуальности проекта
«Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»
Мы живём на великой земле, среди самобытных народов. Здесь зарождаются самые первые понятия о доброте, красоте, смелости, трусости. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторима. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт.
Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Среда, образ жизни в семье, отношение в детском коллективе - всё это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребёнок живёт. Любовь к близким, к своему дому, городу, стране – необходимые каждому человеку качества. Северный народ яркий пример неизменной любви к своей земле. Ненцы и ханты берегут природу родного края, чтобы сохранить её для последующих поколений.
В период дошкольного возраста очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям края, где они живут, формировать с детских лет представление о специфики своего региона, своей малой Родины. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства,- одна из задач воспитания.
Любовь к родному краю, к тому месту, где живет ребенок не возникает у него само по себе. Без помощи взрослого детям трудно понять, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть Родина. Научить чувствовать красоту нашей земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства – одна из главных задач педагогов, родителей. Культура, природа родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину. С дошкольного возраста необходимо целенаправленное воздействие: только дав ребёнку знания, мы можем создать необходимые условия для преемственности, духовной связи поколений, воспитания в каждом ребёнке патриота, гражданина. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задача педагогов воспитывать в детях гуманное отношение к окружающему, природе, животному миру, помочь детям усвоить необходимые знания о крае, где ребенок живет. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю народов Севера – верный путь нравственно-патриотического и гражданского воспитания.
Новизна проекта состоит в комплексном приобщении детей к духовной и материальной культуре северных народов ЯНАО, истории северного края через проектно-исследовательскую деятельность на основе педагогики сотрудничества: дети, родители (законные представители), педагоги, социальные партнёры (учреждения города).
Для того чтобы разбудить в ребёнке интерес к столь серьёзной теме необходимо найти способ как правильно и интересно (с точки зрения ребёнка) её представить в играх, рассказах и занятиях, аудио-видео материалах, в книгах, экскурсиях и, конечно же, развить собственные навыки. Чтобы передать детям любовь к Родине нужно её любить самим.
Эффективным средством организации такого процесса является технология проектирования и проект как одна из форм поисковой деятельности.
Анализ педагогического процесса, беседы с воспитанниками показали, что наши дети достаточно эрудированы, путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия рассказывают достопримечательности, но часто затрудняются рассказать о памятных местах города Муравленко и жизни людей, живущих в нем, природных особенностях Северного края, быте, культуре и традициях коренных народов Севера.
Используя в работе с детьми краеведческий материал, важно воспитывать патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой северного края, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать город, а значит стать созидателем своей малой Родины.
- Условия реализация проекта
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.
Задачи:
1. Развивать у детей положительное эмоционально – ценностное отношение к малой Родине, к месту, где они живут.
2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, селькупы, коми).
5. Воспитывать уважение и гордость за северный край.
6. Приобщить родителей (законных представителей) к активному участию в реализации проекта.
Сроки реализации проекта: с 01 сентября 2019г. по 31 мая 2021г.
Проект, в соответствии с возрастными особенностями и способностями к восприятию учебного материала, рассчитан на старших дошкольников.
Субъекты, включенные в реализацию проекта:
- дети 5-7 лет,
- родители (законные представители),
- педагогические работники: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель воспитатель по физической культуре.
1.3. Принципы построения проекта
В основе работы с детьми лежат следующие принципы:
- Принцип историзма, который реализовывается путем сохранения хронологического порядка, описываемых явлений и сведения их к двум историческим понятиям: прошлое (давным – давно) и настоящее (в наши дни).
- Принцип гуманизации - ориентация на высшие общечеловеческие понятия – любовь к близким, к родному городу, к Отечеству.
- Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения знаний о городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, психо-физических особенностей, эмоциональной и познавательной сферы.
- Принцип интегративности - сотрудничество с семьей, учреждениями города.
1.4.Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наличие специального помещения | Дидактический материал |
2 | Музыкальный зал | - Аудио и видеозаписи музыкальных произведений коренных малочисленных народов Севера - Аудиозаписи песен о ЯНАО, городе Муравленко |
3 | Физкультурный зал | - Пособия для подвижных игр (мячики, флажки, обручи и т.д.) - Пособия для развития физических качеств детей. |
4 | Группы ДОУ | - Библиотека «Сказки народов Севера» - Кукольный театр «Кукушка», «Айога» пальчиковый - Картотека «Подвижные игры народов Севера» - Картотека «Народная примета мы будем помнить это» - Картотека «Загадки, пословицы народов Севера» - Картотека предметных картинок - Уголок художественного творчества для изготовления и ознакомления детей с декоративно - прикладным искусством народов Севера - Сюжетно-ролевые, театрализованные игры: «Хозяйка чума», «Кукушка», « Айога», «День оленевода» - Альбомы «Животные северного края», « Северные просторы», «Птицы нашего края», «Орнаменты севера», «Писатели и поэты нашего округа», «Растительный мир Севера», « Красная книга нашего округа», « Надым моя малая родина», «Композиторы нашего края», «Художники народов Севера» |
1.5.Кадровое обеспечение
Ф.И.О. педагога | Должность |
Керимова Д.З. | Воспитатель (координатор проекта, автор) |
Хуснутдинова Р.А. | педагог-психолог |
Горелова А.В. | Музыкальный руководитель |
Ямолова И.В. | Воспитатель по физической культуре |
II.Описание комплекса работ в рамках реализации проекта
2.1. Система «паутинка» по проекту
2.2. Основные направления работы специалистов по образовательным областям
Специалисты | Образовательные области | Основные направления работы |
Воспитатель | Познавательное развитие | - Беседы - Проведение интеллектуальных игр - Создание фотоальбомов, картотек - Опытно – поисковая работа - Создание презентаций |
Социально-коммуникативное развитие | - Экскурсии по достопримечательностям города Муравленко - Посещение краеведческого музея, городской библиотеки - Знакомство с национальными поэтами, писателями. Чтение стихов, рассказов, легенд, сказок | |
Речевое развитие | - Знакомство с хантыйскими и ненецкими словами обозначающие предметы обихода. - Изучение устного фольклора хантыйского, ненецкого народа (загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки, заговоры, заклинания, обереги, считалки) | |
Художественно эстетическое развитие | - Знакомство с художественными промыслами (кожа, мех, дерево, кость, береста, бисер) - Изготовление игрушки – куклы и использование её на занятиях как сюрпризный момент - Виды орнаментов, их символика - Аппликация из ткани, меха, кожи, сукна - Плетение узоров, вышивка бисером, бисероплетение, конструирование из бумаги, бросового материала (шишки, листья) -Знакомство с народно – прикладным искусством ненецкого, хантыйского народов (виды орнаментов, рисование узоров) | |
Педагог - психолог | Социально-коммуникативное развитие | - Беседы по тематике толерантности -Оценка заинтересованности и участия в проекте родителей через их участие в проведении совместных мероприятий -Анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей -Анализ участие в конкурсах, выставках |
Музыкальный руководитель | Художественно эстетическое развитие | - Знакомство с национальным фольклором. - Знакомство с национальными музыкальными инструментами - Применение практических знаний в различных видах деятельности детей (пение колыбельной) - Северные мотивы (песни, колыбельные) - Прослушивание ненецких и хантыйских песен (аудиозапись) - Разучивание национальных танцев. - Знакомство с народными инструментами - Внесение танцев в сценарий утренников национальных компонентов (игры, танцы, песни) |
Инструктор по физической культуре | Физическое развитие | -Знакомство с народными играми ненцев, хантов, манси, селькупов -Национальные виды спорта -Проведение соревнований, эстафет, игр, забав -Знакомство с национальными спортивными играми (метание тынзана на хорей, прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках), Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман». - Проведение спортивно-познавательного развлечения «Зов тундры» |
Родители | -Практическая помощь в оформлении национальных уголков группы - Работа в творческой мастерской по изготовлению народных игрушек - Выставка совместных поделок, фотовыставок. - Участие в мероприятиях. |
2. 3. Связь с родителями в работе над проектом
№ п/п |
Формы работы
|
Задачи | Старшая группа детей 5-6 лет | Подготовительная группа детей 6-7 лет |
1. | Круглый стол | Расширять представления родителей о культурных традициях северных народов | «Ямал – мой край родной» Особенности национальной кухни северян | Адаптированная интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» |
2. | Консультация | Вводить родителей в мир культуры народов Ямала | Фольклор северных народов Кто в меховом мешочке живёт? (игрушки хантыйских детей) | Узоры на снегу (искусство плетения бисером, аппликация из элементов национального узора) |
3. | Музыкальная гостиная | Знакомить с многообразием песенной культуры народов Ямала, её художественными и психологическими особенностями | Певец Ямальской земли – композитор С.Няруй Предания старины глубокой (легенды ненцев) | У родного очага |
4. | Совместные праздники | Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных жителей Ямала | В стойбище у Эдейки | Мы любим край, в котором мы живём |
5. | Тематические стенды | Формировать представление о содержании понятия «Культура народов Ямала» | Из глубины веков | Народно – прикладное искусство народов Севера |
6. | Экскурсии | Приобщать к участию в патриотическом воспитании детей | В краеведческий музей города | В Центр национальных культур |
7. | Анкетирование | Сбор актуальной информации | Выявить, что даёт родителям совместная работа с педагогом в данном направлении | Какова роль родителей в воспитании у детей патриотических чувств к северному краю |
III.Этапы реализации проекта
3.1. Первый этап – диагностический (с 01.09.2019г по 30.09.2019)
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Диагностический срез знаний детей об истории г. Муравленко, быте, культуре и традициях коренных народов Севера | С 01.09. 2019 по 20.09.2019 |
2. | Анкетирование родителей (законных представителей) « Что ты знаешь о своем городе?» | С 01.09. 2019 по 20.09.2019 |
3. | Анализ результатов анкетирования родителей (законных представителей), знаний детей. | С 21.09. 2019 по 30.09.2019 |
3.2. Второй этап - проектно-организационный (01.10.2019 по 29.02.2020г.)
№ п/п | Содержание | Дата исполнения |
1. | Разработка проекта по теме «Ямал-дом в котором мы живем» | С 01.10.2019 по 01.12.2019 |
2. | Подбор методической литературы | С 01.12.2019 по 31.12.2019 |
3. | Подбор дидактических пособий для реализации проекта | С 09.01.2019 по 31.01.2020 |
4. | Разработка совместных планов деятельности с родителями | С 01.02.2020 по 29.02.2020 |
3.3. Третий этап - практический (с 01.03.2020г. по 31.12.2020г.)
Старшая группа
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | - Экскурсия по городу Муравленко (совместно с родителями) - Беседы с детьми: - День рождения города Муравленко - Столица Ямала герб, флаг ЯНАО, герб Муравленко - Художественное творчество «Нарисуй герб города» | Дети, родители (законные представители), воспитатель
|
Октябрь | - Создание мини-музея «Люблю свой город Салехард », в группе детского сада - Расширять представление о родном городе «Муравленко», (о первопроходцах и истории появления города, знакомить детей с достопримечательностями города, с молодыми городами Севера). - Аппликация «Мой любимый город Муравленко» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Ноябрь | - Создание альбома «Муравленко - моя малая родина» - Беседа о названиях улиц города Муравленко - Памятники родного города - Конструирование - Северные мотивы (песни, колыбельные). | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель |
Декабрь | - Личное участие в конкурсной программе «Хозяйка чума» - Беседа: «Чум – дом ханты» - Конструирование «Построим Чум для оленевода» - Изготовление игры «Стойбище» -Знакомство с народными играми ненцев, хантов, манси, селькупов | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре |
Январь | - Чтение сказок: Айога, Кукушка, Жадная мышка - Коллективная аппликация - по сказке «Кукушка» - Подвижная игра «Кусы», «Перетягивание палки» - Создание альбома «Композиторы нашего края» - Выучить песню «Ас хорам нэ» | Дети, родители (законные представители) воспитатель, Музыкальный руководитель |
Февраль | - Создать альбом о растительном и животном мире нашего края, птицах Севера, познакомить с дикими животными, птицах и их повадках. Расширить представления об обитателях флоре и фауне Севера. - Формировать у детей знания об олене, как домашнем и диком животном и значении его в жизни народов Севера. - Лепка диких животных нашего края. - Рисование «Птицы Севера» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Март | - Оформление выставки совместных работ к дню оленевода «фото, аппликации, лепка, рисунки» - Декоративно-прикладное творчество: экспозиция «Кочевая семья» - Личное участие в празднике день оленевода, - Прослушивание ненецких и хантыйских песен (аудиозапись). | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель |
Апрель
| - Выставка поделок и рисунков- совместно с сотрудниками городского музея - Мастер-класс Изготовление сумочки из сукна «Нуй хыр» - Продолжать знакомить детей старших и подготовительных групп с краеведческим музеем города Муравленко -Национальные виды спорта | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре |
Май | - Показ открытого занятия для педагогов ДОУ по художественному творчеству «Украсим ягушку орнаментом» (Аппликация). - Презентация проекта «Ямал – дом, в котором мы живем» | Дети, родители (законные представители) воспитатель» |
Подготовительная группа
Дата | Мероприятия | Участники мероприятий |
Сентябрь | - Традиционные обычаи, обряды, праздники тайги и тундры. - Беседы о толерантности: «На перекрестке миров». | Дети, родители (законные представители), воспитатель, педагог-психолог |
Октябрь | - История народов Севера, знакомить с коренными жителями Ямала с их традиционными занятиями: охота, рыбная ловля, оленеводство. - Лепка «Хантыйская семья» - Развивать интерес к художественной литературе народов Севера, расширить знания детей о художественной литературе народов Севера (писатели, сказки, легенды, пословицы, поговорки, загадки). - Фотовыставка «Мой северный край» -Создание альбома «Северные просторы» - Изготовление картотеки подвижных игр народов Севера - Создание альбома «Писатели севера». Знакомить с творчеством писателей и поэтов народов крайнего Севера. Уважение к труду и обычаям коренных жителей нашего края, Создать сборник «Сказки народов севера» | Дети, родители (законные представители), воспитатель. |
Ноябрь | - Познакомить с декоративно-прикладным искусством народов севера: орнамент из меха и разноцветного сукна, выполняемый техникой мозаики, и использование его в украшении женской мужской и детской одежды. | Дети, родители (законные представители), воспитатель, музыкальный руководитель |
Декабрь | - Открытое занятие «Север мой дом родной!» Беседы о толерантности: «Люди с Севера», «Люди с Запада», «Люди с Востока» и «Люди с Юга - Разучивание элементов национальных танцев | Дети, родители (законные представители), воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель |
Январь | - Традиционная одежда народов Севера, жилище. Проведение соревнований, эстафет, игр, забав. -Знакомство с национальными спортивными играми (прыжки через нарты, метание топора на дальность, гонки на оленьих упряжках) | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре |
Февраль | - Сюжетно – ролевая игра «Кочевая семья» - Знакомство с народными инструментами. | Дети, родители (законные представители) воспитатель, музыкальный руководитель |
Март | - Беседы с детьми: «Почему я свой город» «Почему я люблю ЯМАЛ» | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Апрель | - Праздник народов ханты «Вороний день» Театрализованное представление | Дети, родители (законные представители) воспитатель |
Май | - Создание альбомов «Растительный мир Севера», «Животный мир Севера», «Птицы Севера» Подвижные игры: «Солнце» (Хейро), «Каюр и собаки», «Олени и пастух», «Ловля оленей», «Отбивка оленей», «Оленьи упряжки», «Белый шаман». | Дети, родители (законные представители) воспитатель, инструктор по физической культуре |
3.4. Четвертый этап - итоговый (обобщающий) – 09.01.21г по 31.05.2021 учебного года
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения |
1. | Анализ результатов реализации проекта: «Ямал-дом, в котором мы живем»
| Май 2021г. |
2. | Распространение полученного опыта в СМИ: официальном сайте ДОУ, педагогических порталах. | Июнь-сентябрь 2021г. |
IV.Предполагаемые результаты работы по реализации проекта
- Знакомство с народами Севера их обычаями и традициями, а также с культурой, образом жизни, народными промыслами и бытом, с празднованием народных праздников, народных гуляниями.
- Получение детьми новых и закрепление имеющихся знаний, в области, культуры, традиций народов Севера.
- Самореализация ребенка в творческой деятельности, раскрытие творческого потенциала детей и родителей.
- Приобретение опыта социального взаимодействия на основе общечеловеческих норм поведения.
- Полноценное понятие о здоровом образе жизни.
Список литературы
1. «Ямальский меридиан» общественно-политический историко-культурный журнал, №2/02-2013г.
2. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г.
3. Истомин И. « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, 2008г.
4. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
5. Харючи Г.П. «Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса»
7. Ядне Н. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г.
8. ЯНАО Природа Ямало- Ненецкого автономного округа Екатеринбург Издательство уральского университета 2006г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проекты в детском саду (краткосрочные пректы для детей старшего дошкольного возраста) "Ямал - край, в котором мы живем"
Примерный план работы воспитателя по подготовке проектаНа основе изученных проблем детей поставить цель проекта.Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).Привлечение с...
Проект "Карелия. Дом, в котором мы живем".
Данный материал кратко раскрывает одно из важнейших направлений образовательной и воспитательной деятельности учреждения как любовь к родному краю. Наша главная задача научить детей любить свой край,о...
Проект (долгосрочный) «Мир, в котором я живу»
Социально – нравственное воспитание детей в средней группе....
Проект «Канск-город, в котором я живу!»
Проект "Канск - город, в котором я живу"....
Проект "Краснознаменск - город, в котором мы живем"
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной ...
проект город Бердск в котором я живу
любовь к родному городу...
Проект «Ямал - дом, в котором мы живем»
laquo;Родной край - это часть нашей великой страны, и в нём наряду со специфическими чертами отражено то, что типично, характерно для всей страны»...