Конспект НОД "По родным морям"
план-конспект занятия (старшая группа)
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ПРИРОДОЙ (О ЧЁРНОМ И АЗОВСКОМ МОРЯХ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_o_more.docx | 54.31 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУг. Керчи Республики Крым «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №46 «Солнышко»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ПУТЕШЕСТВИЯ
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (с использованием информационно-коммуникативных технологий)
НА ТЕМУ «ПО РОДНЫМ МОРЯМ»
(по ознакомлению с окружающим миром и природой)
Воспитатель: Рыбалко Н.Н.
стаж работы 18 лет
категория - высшая
Программное содержание:
- Обобщить, закрепить и расширить знания детей о Чёрном и Азовском морях;
- Знать обитателей двух морей некоторые особенности их обитания, способов приспособления к условиям жизни;
- Формировать знания об экологическом кризисе Азова;
- Активизировать и пополнить словарь словами – названиями рыб и других обитателей морей;
- Отвечать на вопросы распространённо;
- Развивать эстетическое восприятие мира;
- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.
Оборудование: шум моря, голос рыбки, проектор с экраном, морские виды, изображения рыб, запись обращения Нептуна, уголок моря, аквариум, рисунок – карта «Наши моря», выставка книг в книжном уголке по теме, макет корабля, штурвал, сетка, сундучёк, рыбка, ракушки – рапана, макет подводного локатора, значки «Защитник морей» по числу детей, ведро с водой.
Предварительная работа: просмотр цикла презентаций о Чёрном и Азовском морях и их обитателях, экскурсии к морю, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, создание уголка моря в группе, связь с изобразительным искусством и музыкой, проведение викторины в библиотеке
ХОД ЗАНЯТИЯ
(дети заходят в группу, садятся на стульчики в полукруг)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где сейчас мы с вами находимся?
(звучит шум прибоя)
Дети: у моря.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: шумит морской прибой.
Воспитатель: Почему наш город Керчь называют городом двух морей?
Дети: он стоит на берегах Чёрного и Азовского морей.
Воспитатель: Чем соединяются эти два моря?
Дети: Керченским проливом.
Воспитатель: Да, ребята, вам очень повезло, вы родились и живёте в городе-герое Керчи, который расположен на берегах двух прекрасных тёплых морей. И хотя сами моря могут жить без человека, они очень добры к людям.
Расскажите, что дают людям моря?
Дети: здоровье, пищу, работу, по морям люди передвигаются, возят грузы. У моря люди отдыхают и лечатся.
Воспитатель: Благодарны ли люди за их щедрость и доброту? Как нам сохранить моря и их обитателей? Лучший способ сохранить море – это лучше узнать его.
Сегодня мы идём в плавание по нашим морям, чтобы больше узнать о морях, о том, кто и как в них живёт.
Всем подняться на борт корабля, занять свои места (дети садятся в макет корабля).
Воспитатель: Мы поплывём из Керчи через Керченский пролив сначала в Чёрное море, затем через пролив в Азовское и вернёмся домой в Керчь (обращаю внимание на карту, показываю, как пройдёт курс корабля).
Воспитатель: Ребята, по какой примете мы узнаем, каким будет море во время нашего путешествия?
Дети: Если у берега много медуз – море будет спокойным.
Воспитатель: (показ на экране изображение медуз) . Ребята, посмотрите в бинокль (дети делают пальцами два кольца, имитируя бинокль, смотрят слайд), вы видите, сколько много медуз у берега, давайте немножко отдохнём и поиграем с ними!
Пальчиковая игра Медузы.
Две огромные медузы, Прилепились пузом к пузу. | Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы. |
Выгнем щупальца сильнее Вот как гнуться мы умеем! | После чего отрывают ладони друг от друга, выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки прижаты к пальцам правой. |
Итак, внимание, медузы у берега есть, можно отчаливать. Поднять якорь! (Ребёнок вытягивает якорь). Полный вперёд!
Проплываем город, Камыш-Бурун, впереди Чёрное море (показ на экране изображений этих мест).
Кто мне ответит, почему Чёрное море назвали Чёрным?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: От чего зависит цвет моря?
Дети: От погоды, от цвета неба, облаков, от солнца, луны и т.д.
Воспитатель: Правильно, ребята, поэт сказал:
«Небо хочет быть прекрасным,
Море хочет быть, как небо».
Но иногда, в хорошую погоду вода в море в некоторых местах бывает бурой. Почему?
Дети: Там много планктона – мелких водорослей и рачков.
Воспитатель: Какая самая крупная рыба живёт в Чёрном море?
Дети: Белуга (до 5 метров 100 лет).
Воспитатель: Чем она очень ценная?
Дети: У неё много чёрной икры.
Воспитатель: А какая самая маленькая рыбка Чёрного моря?
Дети: Хрустальный бычок (5 см.).
Воспитатель: Ребята, какую рыбу ловят в Чёрном море?
Дети: Хамсу, кильку – шпрот, бычка, ставриду, камбалу, катрана.
Воспитатель: Расскажите, что это за рыба – катран?
Дети: хищная рыба, черноморская акула, для человека не опасная, даёт людям полезный рыбий жир.
Воспитатель: Есть ли в Чёрном море опасные для человека рыбы?
Дети: Скат, морской дракончик.
Воспитатель: Внимание, все взяли бинокли, навели резкость, посмотрите вдаль, что там? (дети «берут бинокли», смотрят вдаль).
Воспитатель: «Выгнув лаковые спины
В море плещутся…(дельфины).
Дельфины это рыбы?
Дети: Нет, дельфины – млекопитающие животные.
Воспитатель: Почему дельфины – млекопитающие животные?
Дети: Кормят дельфинят молоком, дышат воздухом.
Воспитатель: Что вы знаете о дельфинах?
Дети: Разумнее домашних животных, хорошо дрессируются, очень дружелюбны, могут спасать утопающих, даже проводят суда среди подводных скал.
Воспитатель: Можно ли ловить дельфинов? Почему нельзя?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Кто из обитателей дальневосточных морей переселился в Чёрное море?
Дети: Ракушка – рапана.
Воспитатель: Кто из обитателей Чёрного моря был этому очень рад? Почему?
Дети: Рак – отшельник. Он поселился в пустые раковины рапаны.
Воспитатель: Царь Нептун прислал нам рассмотреть раковины рапаны. В них шумит море (слушают море в рапанах).
Нептун хочет знать, умеете ли вы, моряки, работать на вёслах.
Физминутка «Гребцы»
(под звук вёсел, на экране картинка вёсельной лодки)
Воспитатель: А сейчас, ребята, наш путь лежит в Азовское море. Как в него попасть?
Дети: По Керченскому проливу (демонстрация курса корабля на карте).
Воспитатель: Проплываем город Керчь, паромную переправу, вот мы уже и в Азовском море (показ на экране этих мест).
Что вы знаете про Азовское море?
Дети: Оно меньше Чёрного, мельче (14 м.) и теплей.
Воспитатель: Ребята, Азовское море очень богато вкусной, ценной, полезной рыбой. У меня есть прибор с локатором, который видит под водой (показываю). Включаю. (На экране появляется картинка морского дна). Посмотрите, плавает косяк рыбы. Что это за рыба? (На экране изображение косяка сельди).
Дети: Сельдь.
Воспитатель: Какая ещё рыба ходит в море косяками и её ловят рыбаки тралами во время путины?
Дети: Тюлька, хамса.
Воспитатель: А вот прибор показывает какие-то лепёшки на дне (на экране появляется изображение камбалы). Наверное, локатор испортился, или нет?
Дети: Нет, это рыба камбала.
Воспитатель: Что это за рыба, чем питается?
Дети: Лежит на дне, питается червями, ракушками; может изменять цвет.
Воспитатель: Какая рыба может изменять цвет так же, как камбала?
Дети: Морской конёк. (На экране появляется изображение морского конька).
Воспитатель: Где он обитает, кто живёт с ним по соседству?
Дети: В водорослях у берега, рядом с ним живёт рыба – игла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько в море рыбаков на лодках(на экране появляется изображение рыбаков на лодках).! Какую рыбу они ловят?
Дети: Бычков. (На экране появляется изображение бычков).
Воспитатель: Чем питаются бычки?
Дети: Ракушками.
Воспитатель: Расскажите, как бычок – папа охраняет кладку икры.
Дети: Присасывается плавником, что на животе к камню возле икры и при малейшей опасности ведёт себя, как разъярённый бык: раздувает голову, сильно разгребает песок плавниками и хвостом, мутит воду, чтобы не было видно и чтобы икры и чтобы испугать того, кто хочет съесть икру.
Воспитатель: Вот поэтому, ребята, его и назвали бычком.
Внимание, локатор показывает очень крупную рыбу на дне моря (на экране появляется изображение). Давайте мы с вами только глазками проследим, куда же она поплывёт.
Зрительная гимнастика «Рыбка»
(следят за движением рыбки на экране)
Воспитатель: Что это за рыба?
Дети: Красная рыба – осётр, севрюга.
Воспитатель: Почему её называют красной?
Дети: Раньше говорили вкусная, прекрасная рыба, прекрасная икра, а теперь говорят просто – красная.
Воспитатель: Кого из обитателей морей называют «чистильщиками»?
Дети: Ракушки, губки, мидии, крабы, раки (на экране появляется их изображение).
Воспитатель: От чего они очищают море?
Дети: Ракушки, мидии, губки – от грязи, микробов. Раки, крабы – от больной и мёртвой рыбы.
Воспитатель: Давайте, ребята, забросим в море сеть, опробуем поймать немного рыбы. (Забрасываем сеть, ловим одну рыбку, она просится в аквариум. Кладём её в ведро с водой).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему рыбка не хочет жить в море?
Дети: Там грязная, отравленная вода.
Воспитатель: Кто же загрязняет море?
Дети: Заводы и фабрики сливают грязную воду в море, в реки, бегущие в моря. Города сливают в море канализацию. Суда сбрасывают в море свои отходы. Из затонувших судов сливается в море нефть. Люди бросают в море мусор, используют море, как свалку.
Воспитатель: Да, всё это отравляет растения и животных в море и на побережье.
А что уже сделали люди, чтобы спасти море?
Дети: Корабли очистители собирают нефтяную плёнку с поверхности воды. Построили сооружения для очистки воды с заводов. Запретили сброс грязных вод с судов в море. Наказывают тех, кто бросает в море мусор.
Воспитатель: Правильно, ребята. (На экране видеообращение Нептуна).
Нептун: Молодцы, вы вырастите настоящими хозяевами, друзьями и защитниками моря. Спасибо вам за это. Я остался очень доволен вами, за это посылаю вам свои подарки. И мы с вами ещё обязательно встретимся, до новых встреч! (Достают со дна сундучок со значками для каждого ребёнка).
Воспитатель: Ну что, ребята, мы не заметили, как причалили к родным берегам. Опустить якорь! (Ребёнок опускает якорь). Наше путешествие подошло к концу. А рыбку я предлагаю пустить в наш аквариум, здесь она будет в безопасности (пускают рыбку в аквариум.).
Открывают сундучок, достают и прикрепляют значки детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"
НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы" и буквой "Ы"....
КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"
Конспект в первой младшей группе по познанию...
конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе
это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...
Конспект НОДпо образовательной области «Познавательное развитие»по развитию речи и ФЭМП. Поможем Мишке
Конспект содержит структуру написания по новому требованию ФГОС...
Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»
учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....
Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы
Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...