Конспект НОД "По родным морям"
план-конспект занятия (старшая группа)

Рыбалко Наталья Николаевна

ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И ПРИРОДОЙ (О ЧЁРНОМ И АЗОВСКОМ МОРЯХ)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_o_more.docx54.31 КБ

Предварительный просмотр:

  МБДОУг. Керчи Республики Крым «Детский сад компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения №46 «Солнышко»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ - ПУТЕШЕСТВИЯ

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (с использованием информационно-коммуникативных технологий)

НА ТЕМУ «ПО РОДНЫМ МОРЯМ»

(по ознакомлению с окружающим миром и природой)

                                           

                                                    Воспитатель: Рыбалко Н.Н.

                                            стаж работы 18 лет

                                             категория - высшая

Программное содержание:

-  Обобщить, закрепить и расширить знания детей о Чёрном и Азовском морях;

- Знать обитателей двух морей некоторые особенности их обитания, способов приспособления к условиям жизни;

- Формировать знания об экологическом кризисе Азова;

- Активизировать и пополнить словарь словами – названиями рыб и других обитателей морей;

-  Отвечать на вопросы распространённо;

- Развивать эстетическое восприятие мира;

- Воспитывать любовь, бережное отношение к природе.

Оборудование: шум моря, голос рыбки, проектор с экраном, морские виды, изображения рыб, запись обращения Нептуна, уголок моря, аквариум, рисунок – карта «Наши моря», выставка книг в книжном уголке по теме, макет корабля, штурвал, сетка, сундучёк, рыбка, ракушки – рапана,  макет подводного локатора, значки «Защитник морей» по числу детей, ведро с водой.

Предварительная работа: просмотр цикла презентаций о Чёрном и Азовском морях и их обитателях, экскурсии к морю, наблюдения, чтение художественной литературы, рассматривание картин и иллюстраций, создание уголка моря в группе, связь с изобразительным искусством и музыкой, проведение викторины в библиотеке

ХОД ЗАНЯТИЯ

(дети заходят в группу, садятся на стульчики в полукруг)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где сейчас мы с вами находимся?

(звучит шум прибоя) 

Дети: у моря.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: шумит морской прибой.

Воспитатель: Почему наш город Керчь называют городом двух морей?

Дети: он стоит на берегах Чёрного и Азовского морей.

 Воспитатель: Чем соединяются эти два моря?

Дети:  Керченским проливом.

Воспитатель: Да, ребята, вам очень повезло, вы родились и живёте в городе-герое Керчи, который расположен на берегах двух прекрасных тёплых морей. И хотя сами моря могут жить без человека, они очень добры к людям.

Расскажите, что дают людям моря?

Дети: здоровье, пищу, работу, по морям люди передвигаются, возят грузы. У моря люди отдыхают и лечатся.

Воспитатель: Благодарны ли люди за их щедрость и доброту? Как нам сохранить моря и их обитателей? Лучший способ сохранить море – это лучше узнать его.

Сегодня мы идём в плавание по нашим морям, чтобы больше узнать о морях, о том, кто и как в них живёт.

Всем подняться на борт корабля, занять свои места (дети садятся в макет корабля).

Воспитатель: Мы поплывём из Керчи через Керченский пролив сначала в Чёрное море, затем через пролив в Азовское и вернёмся домой в Керчь (обращаю внимание на карту, показываю, как пройдёт курс корабля).

Воспитатель: Ребята, по какой примете мы узнаем, каким будет море во время нашего путешествия?

 Дети:   Если у берега много медуз – море будет спокойным.

Воспитатель:  (показ на экране изображение медуз) . Ребята, посмотрите в бинокль (дети делают пальцами два кольца, имитируя бинокль, смотрят слайд), вы видите, сколько много медуз у берега, давайте немножко отдохнём и поиграем  с ними!

Пальчиковая игра Медузы.

Две огромные медузы,

Прилепились пузом к пузу.

        Дети соединяют ладони, раздвигают пальцы.

Выгнем щупальца сильнее

Вот как гнуться мы умеем! 

После чего отрывают ладони друг от друга,

выгибая пальцы, при этом пальцы левой руки

прижаты к пальцам правой.

Итак, внимание, медузы у берега есть, можно отчаливать. Поднять якорь! (Ребёнок вытягивает якорь). Полный вперёд!

Проплываем город, Камыш-Бурун, впереди Чёрное море (показ на экране изображений этих мест).

Кто мне ответит, почему Чёрное море назвали Чёрным?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель:  От чего зависит цвет моря?

Дети: От погоды, от цвета неба, облаков, от солнца, луны и т.д.

Воспитатель:  Правильно, ребята, поэт сказал:

«Небо хочет быть прекрасным,

  Море хочет быть, как небо».

Но иногда, в хорошую погоду вода в море в некоторых местах бывает бурой. Почему?

Дети: Там много планктона – мелких водорослей и рачков.

Воспитатель:  Какая самая крупная рыба живёт в Чёрном море?

Дети:  Белуга (до 5 метров 100 лет).

Воспитатель: Чем она очень ценная?

 Дети:  У неё много чёрной икры.

Воспитатель: А какая самая маленькая рыбка Чёрного моря?

 Дети: Хрустальный бычок (5 см.).

 Воспитатель:  Ребята, какую рыбу ловят в Чёрном море?

Дети:  Хамсу, кильку – шпрот, бычка, ставриду, камбалу, катрана.

Воспитатель: Расскажите, что это за рыба – катран?

Дети: хищная рыба, черноморская акула, для человека не опасная, даёт людям полезный рыбий жир.

Воспитатель: Есть ли в Чёрном море опасные для человека рыбы?

 Дети: Скат, морской дракончик.

Воспитатель: Внимание, все взяли бинокли, навели резкость, посмотрите вдаль, что там? (дети «берут бинокли», смотрят вдаль).

Воспитатель:  «Выгнув лаковые спины

                             В море плещутся…(дельфины).

Дельфины это рыбы?

Дети: Нет, дельфины – млекопитающие животные.

Воспитатель: Почему дельфины – млекопитающие животные?

 Дети: Кормят дельфинят молоком, дышат воздухом.

Воспитатель: Что вы знаете о дельфинах?

Дети:  Разумнее домашних животных, хорошо дрессируются, очень дружелюбны, могут спасать утопающих, даже проводят суда среди подводных скал.

Воспитатель: Можно ли ловить дельфинов? Почему нельзя?

 Дети: (ответы детей).

 Воспитатель: Кто из обитателей дальневосточных морей переселился в Чёрное море?

Дети: Ракушка – рапана.

Воспитатель: Кто из обитателей Чёрного моря был этому очень рад? Почему?

Дети: Рак – отшельник. Он поселился в пустые раковины рапаны.

 Воспитатель: Царь Нептун прислал нам рассмотреть раковины рапаны. В них шумит море (слушают море в рапанах).

Нептун хочет знать, умеете ли вы, моряки, работать на вёслах.

Физминутка «Гребцы»

(под звук вёсел, на экране картинка вёсельной лодки)

 Воспитатель: А сейчас, ребята, наш путь лежит в Азовское море. Как в него попасть?

 Дети:  По Керченскому проливу (демонстрация курса корабля на карте).

Воспитатель: Проплываем город Керчь, паромную переправу, вот мы уже и в Азовском море (показ на экране этих мест).

Что вы знаете про Азовское море?

Дети: Оно меньше Чёрного, мельче (14 м.) и теплей.

Воспитатель: Ребята, Азовское море очень богато вкусной, ценной, полезной рыбой. У меня есть прибор с локатором, который видит под водой (показываю). Включаю. (На экране появляется картинка морского дна). Посмотрите, плавает косяк рыбы. Что это за рыба? (На экране изображение косяка сельди).

 Дети:  Сельдь.

 Воспитатель:  Какая ещё рыба ходит в море косяками и её ловят рыбаки тралами во время путины?

Дети: Тюлька, хамса.

 Воспитатель: А вот прибор показывает какие-то лепёшки на дне (на экране появляется изображение камбалы). Наверное, локатор испортился, или нет?

 Дети: Нет, это рыба камбала.

Воспитатель:  Что это за рыба, чем питается?

Дети: Лежит на дне, питается червями, ракушками;  может изменять цвет. 

Воспитатель:  Какая рыба может изменять цвет так же, как камбала?

Дети:  Морской конёк.  (На экране появляется изображение морского конька).

Воспитатель:  Где он обитает, кто живёт с ним по соседству?

Дети: В водорослях у берега, рядом с ним живёт рыба – игла.

 Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько в море рыбаков на лодках(на экране появляется изображение рыбаков на лодках).! Какую рыбу они ловят?

Дети:  Бычков.  (На экране появляется изображение бычков).

Воспитатель: Чем питаются бычки?

 Дети: Ракушками.

 Воспитатель: Расскажите, как бычок – папа охраняет кладку икры.

Дети:  Присасывается плавником, что на животе  к камню возле икры и при малейшей опасности ведёт себя, как разъярённый бык: раздувает голову, сильно разгребает песок плавниками и хвостом, мутит воду, чтобы не было видно и чтобы  икры и чтобы испугать того, кто хочет съесть икру.

Воспитатель: Вот поэтому, ребята, его и назвали бычком.

Внимание, локатор показывает очень крупную рыбу на дне моря (на экране появляется изображение). Давайте мы с вами только глазками проследим, куда же она поплывёт.

Зрительная гимнастика «Рыбка»

(следят за движением рыбки на экране)

Воспитатель: Что это за рыба?

Дети:  Красная рыба – осётр, севрюга.

Воспитатель:  Почему её называют красной?

Дети:  Раньше говорили вкусная, прекрасная рыба, прекрасная икра, а теперь говорят просто – красная.

Воспитатель:  Кого из обитателей морей называют «чистильщиками»?

Дети: Ракушки, губки, мидии, крабы, раки (на экране появляется их изображение).

 Воспитатель: От чего они очищают море?

Дети:   Ракушки, мидии, губки – от грязи, микробов. Раки, крабы – от больной и мёртвой рыбы.

Воспитатель: Давайте, ребята, забросим в море сеть, опробуем поймать немного рыбы. (Забрасываем сеть, ловим одну рыбку, она просится в аквариум. Кладём её в ведро с водой).

Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, почему рыбка не хочет жить в море?

  Дети: Там грязная, отравленная вода.

Воспитатель:  Кто же загрязняет море?

Дети: Заводы и фабрики сливают грязную воду в море, в реки, бегущие в моря. Города сливают в море канализацию. Суда сбрасывают в море свои отходы. Из затонувших судов сливается в море нефть. Люди бросают в море мусор, используют море, как свалку.

Воспитатель:  Да, всё это отравляет растения и животных в море и на побережье.

А что уже сделали люди, чтобы спасти море?

Дети: Корабли очистители собирают нефтяную плёнку с поверхности воды. Построили сооружения для очистки воды с заводов. Запретили сброс грязных вод с судов в море. Наказывают тех, кто бросает в море мусор.

 Воспитатель:  Правильно, ребята.  (На экране видеообращение Нептуна).

Нептун: Молодцы, вы вырастите настоящими хозяевами, друзьями и защитниками моря. Спасибо вам за это. Я остался очень доволен вами, за это посылаю вам свои подарки. И мы с вами ещё обязательно встретимся, до новых встреч! (Достают со дна сундучок со значками для каждого ребёнка).

Воспитатель: Ну что, ребята, мы не заметили, как причалили к родным берегам. Опустить якорь! (Ребёнок опускает якорь). Наше путешествие подошло к концу. А рыбку я предлагаю пустить в наш аквариум, здесь она будет в безопасности (пускают рыбку в аквариум.).

Открывают сундучок, достают и прикрепляют значки детям.https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e70/00066387-d5490fdd/1/hello_html_53e1d228.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

КОНСПЕКТ НОДпо познавательному развитию на тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Конспект в первой младшей группе по познанию...

конспект НОДпо математическому развитию в подготовительной группе

это аттестационное занятие по математике в подготовительной группе...

Конспект НОДпо лепке для детей первой младшей группы.тема «Карандаши»

учить детей лепить знакомые им предметы, закреплять умение делить ком пластилина на части, воспитывать аккуратность....

Конспект НОДпо познавательному развитию:«Приобщение к народным истокам» для детей старшего дошкольного возраста..

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие", "Художественно-Эстетическое развитие", "Социальгно-коммуникативное развитие"....

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...