Конспект сюжетно - ролевой игры «Ресторан башкирской кухни «Акбузат»»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Сюжетно - ролевая игры
«Ресторан башкирской кухни «Акбузат»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhetno-rolevaya_igra.docx | 395.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 «Колокольчик» г.Янаул
муниципального района Янаульский район
Республики Башкортостан
Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17, 5-43-08
E-mail: Det_sad_7@mail.ru
Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru
Конспект сюжетно - ролевой игры
«Ресторан башкирской кухни
«Акбузат»»
Автор- составитель: Рахимова М.Р.
МАДОУ ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул
Янаул,2021
Цель: Организовать работу по формированию у детей представлений о башкирских национальных блюдах. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирского народа и понятием «Блюда национальной кухни.
Задачи:
1.Образовательные:
Обогащать и активизировать словарь детей по теме сюжетно-ролевой игры «Ресторан национальных блюд»;
2. Развивающие:
Развивать умение использовать слова по теме игры в разговорной речи (диалогической, монологической);
3. Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к друг другу, готовность считаться с интересами товарищей. Прививать любовь к традициям башкирского народа.
Условия проведения: групповое помещение
Время проведения:30-35 минут
Оборудование:
- таблички с надписями профессий;
- униформа для официантов и охранника;
- скатерти для столиков,разносы;
- папки-меню с картинками;
- модуль "кухня ";
- муляжи из соленого теста (вак бэлэш,чак-чак,зур бэлэш,успочмак) ;
- игрушечная столовая и кухонная посуда;
- салфетки бумажные и текстильные;
- маленькие вазочки с цветами для декора столиков;
- игрушечные телефоны;
- колпаки и фартук для повара ;
- кошельки; сумки; деньги и чеки;
- ручки и блокноты для записи заказов;
- магнитола;
- музыкальный инструмент - курай
Предварительная работа:
- беседа с детьми на тему «Национальные блюда башкир»;
- рассматривание иллюстраций, набора картинок с изображением блюд национальной кухни;
- беседа о труде взрослых на тему «Кто работает в ресторане?»;
- виртуальная экскурсия в ресторан «Башкортостан»;
- чтение книги «Тэмлэкэс» Р. Ураксиной;
- составление рассказов из личного опыта «Как бабушка печет Чак-чак», «Мы с мамой лепим Успочмак»;
- дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Что лишнее?»;
- игра-диалог «Прием заказов в ресторане»;
- Беседа «Правила поведения в кафе, в ресторане».
Игровые роли: директор, официанты, администраторы, шеф-повар, охранники, артисты, посетители.
Словарная работа:
- Сәләм! - Привет!
- һаумы ! - Здравствуй!
- hаумыһығыҙ! - Здравствуйте!
- Хәйерле иртә! - Доброе утро!
- Хәйерле көн ! - Добрый день
- Хәйерле кис ! - Добрый вечер!
- Рәхим итегеҙ! - Добро пожаловать!
- Блюдо(-а) бишбармак;
- бульон (шурпа, катык, корот, айран, душистый (бишбармак);
- Жажда (быубау,угощение (hый);
- мясо (ит);
- творог, эремсек, жирный (майлы);
- айран - утоляет жажду (быубынды кандыра);
- Корот делают из кислого молока (Коротты эсе беттэн эшлэйзэр);
- чак-чак
ХОД ИГРЫ
Вводная часть
Воспитатель: Любите ли вы ходить в гости? А принимать гостей? Как в вашей семье готовятся принимать гостей?
Воспитатель: Знаете, ребята, по тому, как человек принимает гостя, можно судить о его культуре. Наш край еще с древних времен славится своим гостеприимством.
Послушайте, что рассказывает древняя легенда.
Давным-давно это было, говорят. Создал Бог мир, расселил людей в разных местах и каждому дал свой язык, одежду и пищу. А чтобы людям жилось веселее, решил бог подарить им праздники. Погрузили люди праздники на телеги и повезли каждый в свой край. Но по пути у башкира телега сломалась. Что ему было делать? Раздал он свои праздники соседям и пошел домой пешком.
И вот в других краях начались празднества: смех, веселье да песни. Только на башкирской земле тишина да покой. Невесело людям - ведь нет у них никаких праздников. Думали они, думали, как быть, и решили снова отправить к Богу того человека.
Возвратился башкир к Богу и рассказал обо всем, что с ним случилось.
И тогда бог сказал ему: «Кончились у меня праздники. Если они очень вам нужны, приглашайте соседей. Каждый гость принесет с собой праздник». И с тех пор, говорят, приглашение в гости стало у башкир народным обычаем. И славится наш край своим гостеприимством. Пришел гость - значит, пришел в дом праздник.Недаром в народе говорят: «кунак килеу- зур байрам».
Воспитатель: В старину говорили: «гостю на стол лучшее ставь». Этому правилу следуют до сих пор. Вы, наверное, сами могли не раз в этом убедиться. У каждого человека есть свои национальные блюда, например, у узбеков - плов, у украинцев - сало и борщ, у русских - щи, маринованные грибочки. А знаете ли вы башкирские национальные блюда? (Рассматривание иллюстраций)
Воспитатель:
- Это что? (Был нимэ?)
-Это бишбармак (Был бишбармак).
- Правильно дети, это национальное башкирское блюдо из баранины или конины, реже из говядины. Варят мясо в котле большими кусками. Затем вынимают готовое мясо, а в бульоне варят салму (нарезанная квадратиками лапша). По мере готовности выкладывают салму в табак - большую деревянную чашку, заправляют жирным бульоном и подают на стол. Бульон заправляют коротом и подают в деревянных чашках отдельно.
(дети параллельно повторяют слова воспитателя на башкирском языке
Воспитатель: ). А теперь я вам расскажу, как делают корот. Корот делают из кислого молока. Кислое молоко кипятят, отжимают через марлю и добавляют соль. Делаю не большие шарики, и оставляют сушить. Корот можно кушать отдельно или добавлять к мясным бульонам.
Воспитатель: -Давайте вспомним и расскажем, из чего делаю айран.
(Если дети не могут ответить на башкирском языке, то отвечают на русском языке).
Айран - полезный напиток. Он утоляет жажду.
Буза - густой напиток. Его готовят из овса.
Катык делают из молока. Его кипятят, остужают, заквашивают. Молоко закисает, становится густым. Катык - вкусный напиток.
Воспитатель: Очень популярны такие блюда как бэлеш, рур бэлеш и эсбосмак (осбосмак). Это печеные бялеши с мясом, луком и картошкой, зур бэлеш - это большой бялеш, похожий на пирог.
Эсбосмак лепят в форме треугольника. Ведь по - башкирски эсбосмак означает треугольник. Украшением любого стола с давних пор были мед, который заменял сахар, и чак-чак - поджаренные в масле кусочки сдобного теста, сформированные в горку и облитые медом. В старые времена чак-чак считался свадебным угощением.
Воспитатель: Ребята, я сегодня в своём почтовом ящике нашла рекламу об открытии кафе под называнием «Улыбка». Посмотрите, какая яркая, красочная. Ребята, как вы думаете, если бы открыли ресторан башкирской кухни в нашем городе, то как бы его назвали? (Ответы детей)
Воспитатель: Как Вы думаете для чего люди посещают кафе, рестораны?
(Чтобы поесть, встретиться с друзьями, отметить день рождение, попробовать новые блюда)
Воспитатель: А кто работает в ресторане?
(В ресторане работают повар, официант, администратор, охранники, артисты)
Воспитатель: А Вы хотите посетить ресторан ?
Воспитатель: Ребята, давайте представим ситуацию: к нам в город приехал известный художник и хочет попробовать башкирские национальные блюда. Я предлагаю открыть ресторан башкирской кухни в нашей группе, назвать его «Акбузат» и встретить художника в нашем ресторане. Ребята, вы согласны с моей идеей? Как вы думаете, что необходимо для открытия ресторана?
(Воспитатель совместно с детьми участвует в создании интерьера ресторана, при необходимости делает указания, советует выслушать различные мнения и прийти к наиболее оптимальному решению).
Воспитатель: Вот наш ресторан «Акбузат» и готово. Предлагаю выбрать: шеф - повара, официантов, администратора, охранников, артистов, посетителей.
(Роли распределяются по желанию детей или по рекомендации других детей. Подбирают себе атрибуты и костюм в соответствии с ролью).
Воспитатель: А как следует себя вести в ресторане?
(В ресторане ведут себя культурно, не кричат, и не бегают)
Развитие игры:
Директору ресторана позвонил знакомый. Он сказали, что приехал известный художник и хочет побывать в ресторане башкирской кухни. Директор и сотрудники ресторана готовятся к приходу гостей.
Администраторы встречают гостей, приветствуют на башкирском языке и знакомят с шеф – поваром ресторана.
Шеф – повар знакомит гостей с башкирскими национальными блюдами.
Администраторы предлагают пройти, присесть за столики, принимают заказы, подают меню, предлагают сделать заказ, дают советы при выборе заказа. Официанты у каждого столика и относят их повару.
Посетители ждут заказ, общаются между собой и наслаждаются мелодией курая. Художник любуется оформлением ресторана, живой музыкой и танцами башкирских красавиц.
Официанты приносят готовые блюда, напитки, подают блюда, желают приятного аппетита.
Гости кафе пробуют блюда, беседуют.
Официанты приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе.
Администратор провожают гостей, приглашают для дальнейшего посещения кафе.
В процессе игры дети могут поменяться ролями.
Воспитатель: Вам понравилась игра? Что понравилось больше? (Ответы детей).
Воспитатель: В представителей каких профессий мы сегодня перевоплощались? (Ответы детей).
Воспитатель: Как вы считаете, все справились со своими ролями? (Ответы детей).
Воспитатель: Кто вам понравился больше всех? (Ответы детей).
Воспитатель: Все из участников соблюдали правила? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы почувствовали гордость, любовь к нашему башкирскому народу, к нашим традициям и обычаям?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект сюжетно - ролевой игры «Больница», состоящая из входящих в неё сюжетов ролевых игр «Семья» и «Поликлиника», для детей старшего дошкольного возраста.
в помощь воспитателям ДОУ...
Конспект сюжетно-ролевой игры. Профессия "Повар". Игра "Кафе"
Помощь детям выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры...
Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе
Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»
Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...
Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача».
Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача». Цель: Дать возможность самостоятельно планировать игровые задачи; учить использовать предметы замест...
Конспект сюжетно-ролевой игры для воспитанников средней группы «На кухне»
Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переноситс...
- Мне нравится (1)