Конспект сюжетно - ролевой игры «Ресторан башкирской кухни «Акбузат»»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Рахимова Миляуша Райфатовна

Сюжетно - ролевая игры

«Ресторан башкирской кухни «Акбузат»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syuzhetno-rolevaya_igra.docx395.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №7 «Колокольчик» г.Янаул

муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Адрес: 452800, город Янаул, ул. Некрасова, д. 11.Телефон: 8 (34760) 5-68-17,  5-43-08

E-mail: Det_sad_7@mail.ru

Сайт: detsad7yanaul.edu-rb.ru

Конспект сюжетно - ролевой игры

«Ресторан башкирской кухни

«Акбузат»»

                      fHXk33LgZLg.jpg

                                        Автор- составитель: Рахимова М.Р.

          МАДОУ ДС № 7 «Колокольчик» г. Янаул

 

Янаул,2021

Цель:  Организовать работу по формированию у детей представлений о башкирских национальных блюдах. Познакомить детей с традициями гостеприимства башкирского народа и понятием «Блюда национальной кухни.

Задачи:

1.Образовательные: 

 Обогащать и активизировать словарь детей по теме сюжетно-ролевой игры «Ресторан национальных блюд»;

2. Развивающие:

Развивать умение использовать слова по теме игры в разговорной речи (диалогической, монологической);

3. Воспитательные:

Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к друг другу, готовность считаться с интересами товарищей. Прививать любовь к традициям башкирского народа.

Условия проведения: групповое помещение

Время проведения:30-35 минут

Оборудование: 

  • таблички с надписями профессий;
  • униформа для официантов  и охранника;
  • скатерти для столиков,разносы;
  • папки-меню с картинками;
  • модуль "кухня ";
  • муляжи из соленого теста (вак бэлэш,чак-чак,зур бэлэш,успочмак) ;
  • игрушечная столовая и кухонная посуда;
  • салфетки бумажные и текстильные;
  • маленькие вазочки с цветами для декора столиков;
  • игрушечные телефоны;
  • колпаки и фартук для повара ;
  • кошельки; сумки; деньги и чеки;
  • ручки и блокноты для записи заказов;
  • магнитола;
  • музыкальный инструмент - курай

Предварительная работа:

  • беседа с детьми на тему «Национальные блюда башкир»;
  • рассматривание иллюстраций, набора картинок с изображением блюд национальной кухни;
  • беседа о труде взрослых на тему «Кто работает в ресторане?»;
  • виртуальная экскурсия в ресторан «Башкортостан»;
  • чтение книги «Тэмлэкэс» Р. Ураксиной;
  • составление рассказов из личного опыта «Как бабушка печет Чак-чак», «Мы с мамой лепим Успочмак»;
  • дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Что лишнее?»;
  • игра-диалог «Прием заказов в ресторане»;
  • Беседа «Правила поведения в кафе, в ресторане».

Игровые роли: директор, официанты, администраторы, шеф-повар, охранники, артисты, посетители.

Словарная работа: 

  • Сәләм! - Привет!
  • һаумы ! - Здравствуй!
  • hаумыһығыҙ! - Здравствуйте!
  • Хәйерле иртә! - Доброе утро!
  • Хәйерле көн ! - Добрый день
  • Хәйерле кис ! - Добрый вечер!
  • Рәхим итегеҙ! - Добро пожаловать!
  • Блюдо(-а) бишбармак;
  • бульон (шурпа, катык, корот, айран, душистый (бишбармак);
  • Жажда (быубау,угощение (hый);
  • мясо (ит);
  • творог, эремсек, жирный (майлы);
  • айран - утоляет жажду (быубынды кандыра);
  • Корот делают из кислого молока (Коротты эсе беттэн эшлэйзэр);
  • чак-чак

                                                  ХОД ИГРЫ

Вводная часть

Воспитатель: Любите ли вы ходить в гости? А принимать гостей? Как в вашей семье готовятся принимать гостей?

Воспитатель: Знаете, ребята, по тому, как человек принимает гостя, можно судить о его культуре. Наш край еще с древних времен славится своим гостеприимством.

 Послушайте, что рассказывает древняя легенда.

Давным-давно это было, говорят. Создал Бог мир, расселил людей в разных местах и каждому дал свой язык, одежду и пищу. А чтобы людям жилось веселее, решил бог подарить им праздники. Погрузили люди праздники на телеги и повезли каждый в свой край. Но по пути у башкира телега сломалась. Что ему было делать? Раздал он свои праздники соседям и пошел домой пешком.

И вот в других краях начались празднества: смех, веселье да песни. Только на башкирской земле тишина да покой. Невесело людям - ведь нет у них никаких праздников. Думали они, думали, как быть, и решили снова отправить к Богу того человека.

Возвратился башкир к Богу и рассказал обо всем, что с ним случилось.

И тогда бог сказал ему:   «Кончились у меня праздники. Если они очень вам нужны, приглашайте соседей. Каждый гость принесет с собой праздник». И с тех пор, говорят, приглашение в гости стало у башкир народным обычаем. И славится наш край своим гостеприимством. Пришел гость - значит, пришел в дом праздник.Недаром в народе говорят«кунак килеу- зур байрам».

Воспитатель: В старину говорили: «гостю на стол лучшее ставь». Этому правилу следуют до сих пор. Вы, наверное, сами могли не раз в этом убедиться. У каждого человека есть свои национальные блюда, например, у узбеков - плов, у украинцев - сало и борщ, у русских - щи, маринованные грибочки. А знаете ли вы башкирские национальные блюда? (Рассматривание иллюстраций)

Воспитатель:

 - Это что? (Был нимэ?)

-Это бишбармак (Был бишбармак).

- Правильно дети, это национальное башкирское блюдо из баранины или конины, реже из говядины. Варят мясо в котле большими кусками. Затем вынимают готовое мясо, а в бульоне варят салму (нарезанная квадратиками лапша). По мере готовности выкладывают салму в табак - большую деревянную чашку, заправляют жирным бульоном и подают на стол. Бульон заправляют коротом и подают в деревянных чашках отдельно.

(дети параллельно повторяют слова воспитателя на башкирском языке

 Воспитатель: ). А теперь я вам расскажу, как делают корот. Корот делают из кислого молока. Кислое молоко кипятят, отжимают через марлю и добавляют соль. Делаю не большие шарики, и оставляют сушить. Корот можно кушать отдельно или добавлять к мясным бульонам.

 Воспитатель: -Давайте вспомним и расскажем, из чего делаю айран.

(Если дети не могут ответить на башкирском языке, то отвечают на русском языке).

Айран - полезный напиток. Он утоляет жажду. 

Буза - густой напиток. Его готовят из овса.

Катык делают из молока. Его кипятят, остужают, заквашивают. Молоко закисает, становится густым. Катык - вкусный напиток.

Воспитатель: Очень популярны такие блюда как бэлеш, рур бэлеш и эсбосмак (осбосмак). Это печеные бялеши с мясом, луком и картошкой, зур бэлеш - это большой бялеш, похожий на пирог.

Эсбосмак лепят в форме треугольника. Ведь по - башкирски эсбосмак означает треугольник. Украшением любого стола с давних пор были мед, который заменял сахар, и чак-чак - поджаренные в масле кусочки сдобного теста, сформированные в горку и облитые медом. В старые времена чак-чак считался свадебным угощением.

Воспитатель: Ребята, я сегодня в своём почтовом ящике нашла рекламу об открытии кафе под называнием «Улыбка».  Посмотрите, какая яркая, красочная. Ребята, как вы думаете, если бы открыли ресторан башкирской кухни в нашем городе, то как бы его назвали? (Ответы детей)

Воспитатель: Как Вы думаете для чего люди посещают кафе, рестораны?

(Чтобы поесть, встретиться с друзьями, отметить день рождение, попробовать новые блюда)

Воспитатель: А кто работает в ресторане?

(В ресторане работают повар, официант, администратор, охранники, артисты)

Воспитатель: А Вы хотите посетить ресторан ?

Воспитатель: Ребята, давайте представим ситуацию: к нам в город приехал известный художник и хочет попробовать башкирские национальные блюда. Я предлагаю открыть ресторан башкирской кухни в нашей группе, назвать его «Акбузат» и встретить художника в нашем ресторане. Ребята, вы согласны с моей идеей? Как вы думаете, что необходимо для открытия ресторана?

(Воспитатель совместно с детьми участвует в создании интерьера ресторана, при необходимости делает указания, советует выслушать различные мнения и прийти к наиболее оптимальному решению).

Воспитатель: Вот наш ресторан «Акбузат» и готово. Предлагаю выбрать: шеф - повара, официантов, администратора, охранников, артистов, посетителей.

(Роли распределяются по желанию детей или по рекомендации других детей. Подбирают себе атрибуты и костюм в соответствии с ролью).

Воспитатель: А как следует себя вести в ресторане?

 (В ресторане ведут себя культурно, не кричат, и не бегают)

Развитие игры:

Директору ресторана позвонил знакомый. Он сказали, что приехал известный художник и хочет побывать в ресторане башкирской кухни. Директор  и сотрудники ресторана готовятся к приходу гостей.

Администраторы встречают гостей, приветствуют на башкирском языке и знакомят с шеф – поваром ресторана.

Шеф – повар знакомит гостей с башкирскими национальными блюдами.

Администраторы предлагают пройти, присесть за столики, принимают заказы, подают меню, предлагают сделать заказ, дают советы при выборе заказа. Официанты у каждого столика и относят их повару.

Посетители ждут заказ, общаются между собой и наслаждаются мелодией курая. Художник любуется оформлением ресторана, живой музыкой и танцами башкирских красавиц.

Официанты приносят готовые блюда, напитки, подают блюда, желают приятного аппетита.

Гости кафе пробуют блюда, беседуют.

Официанты приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе.

Администратор провожают гостей, приглашают для дальнейшего посещения кафе.

В процессе игры дети могут поменяться ролями.

 

Воспитатель: Вам понравилась игра? Что понравилось больше? (Ответы детей).

Воспитатель: В представителей каких профессий мы сегодня перевоплощались? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы считаете, все справились со своими ролями? (Ответы детей).

Воспитатель: Кто вам понравился больше всех? (Ответы детей).

Воспитатель: Все из участников соблюдали правила? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, вы почувствовали гордость, любовь к нашему башкирскому народу, к нашим традициям и обычаям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры. Профессия "Повар". Игра "Кафе"

Помощь детям выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры...

Моделирование сюжетно -ролевой игры "Поликлиника" старшая группа Конспект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"

Содержание игры:Способы вовлечения в игру детей, имеющих различные способности, особенности и интересы.Ситуация удивления для развития и обогащения сюжета.Усложняющие занятия для детейОборудование...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница для игрушек» по руководству сюжетно - ролевой игрой «Больница для игрушек» во 2 младшей группе

Задачи :1) познакомить детей с работой больницы, формировать у детей представленияо профессии врача и медицинской сестры, развивать интерес к работебольницы;2) формирование игровой деятельности:...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группе «В» Тема: Сюжетно-ролевой игры «Лесная больница»

Конспект сюжетно-ролевой игры «Лесная больница» во второй младшей группеЦель: формирование игровых умений, создание условий для сюжетно-ролевой игры.Задачи:1. Формировать умение прини...

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача».

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «У врача» Сюжетно – ролевая игра «У врача». Цель: Дать возможность самостоятельно планировать игровые задачи; учить использовать предметы замест...

Конспект сюжетно-ролевой игры для воспитанников средней группы «На кухне»

Игра — ведущий вид деятельности дошкольника. В сюжетно-ролевых играх отражаются представления детей об окружающем мире, взаимоотношениях и профессиональных обязанностях людей. Ребёнок переноситс...