Город в Западной Сибири
проект (подготовительная группа)

Агафонова  Ольга Владимировна

Проект о родном городе Когалыме в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorod_v_zapadnoy_sibiri-_proekt-_2019_god.docx36.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение

« Берёзка»

        

ПРОЕКТ

«Город в Западной Сибири  »

Автор:

                                                               Агафонова Ольга Владимировна

                                                               воспитатель

г. Когалым ,

2019  г.

Содержание:

          Актуальность                                                                        

Паспорт проекта                                                        

Цель проекта

Задачи проекта

Тип проекта

По времени реализации

Участники проекта

Сроки реализации

Форма представления

Принципы реализации проекта

Формы и методы организации

      Этапы реализации проекта                                                                                        

       Ожидаемые результаты                                            

Перечень используемой литературы и                    

нормативно-правовых актов

Приложение    

Буклет « Город в Западной Сибири »

НОД « Красавиц леса- олень »

« Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта»

НОД « Музей под открытым небом»

Квест « Город в Западной Сибири»

Актуальность:

   Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление  детей с родным городом. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.

Паспорт проекта:

Цель проекта:

Формировать уважительное отношение к родному городу, расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, достопримечательностями.

Задачи проекта:

  • Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
  • Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб.
  • Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
  •  Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.
  • Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Тип проекта :поисково-исследовательский, детско-взрослый, творческий.

По времени реализации:долгосрочный.

Участники  проекта:

  • Дети старшей  группы
  • Воспитатели.
  • Родители детей

Сроки реализации: 1 учебный год.

Форма представления: слайдовая презентация.

Формы и методы организации:

  • беседы с детьми;
  • целевые прогулки;
  • дидактические игры;
  • изготовление фотоальбомов, буклетов;  
  • посещение музейно-выставочного центра;
  • организация выставок детских работ;
  • посещение детской библиотеки
  • викторина «Когалым – город, который я знаю»;
  • работа с родителями
  • посещение музея под открытым небом
  • проведение мастер-классов по бисероплетению с детьми и родителями

Этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Деятельность по проекту

Сроки проекта

  1. Вводно-организационный

Беседа «Город в западной Сибири ».

Сбор материала.

 Разработка цели и задач проекта.

Планирование этапов работы.

Сентябрь -

октябрь

  1. Основной

Лепка  «Красавиц леса – олень ».

Викторина  «Когалым – город, который я знаю».

Изготовление буклета « Город в Западной Сибири »

Составление синквейна о Когалыме

Посещение музейно-выставочного центра

Посещение детской библиотеки.

Посещение музея под открытым небом.

Проведение мастер- класса  по бисероплетению с первопроходцем Когалыма Г.А.Демедюк

Ноябрь - апрель

  1. Заключительный

Презентация «  Город в Западной Сибири »».

Май

Ожидаемые  результаты:

  • Освоение доступных знаний об истории возникновения родного города.
  • Активное участие детей и родителей в  различных видах деятельности ( конкурсах, выставках,  мероприятиях).

Перечень используемой литературы:

  • Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и др. «Родной край».
  • Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
  • Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».  
  • Конвенция о правах ребенка.
  • Декларация прав ребенка.
  • Конституция РФ.
  •  Закон РФ «Об образовании».

Немного истории нашего города:

Озера, сосны, ягель и болота,

Неласковых туманов ворожба,

Но для кого-то этот край – работа,

А для кого – то этот край – судьба…

Разбуженный могучими моторами

Встает из зимней спячки Когалым

Стальными буровыми над озерами,

Качалками над ягелем седым.

Строительными кранами над соснами,

Людскими голосами на заре,

Улыбками детишек светоносными

И думами о мире и добре…

(Татьяна Вакуленко)

У каждого населённого пункта есть своя визитная карточка.   Своя история есть и у Когалыма.

 В марте 1976 года в суровом неосвоенном крае высадился первый десант строительно-монтажного поезда № 524. Была поставлена первая палатка, и дано начало Когалыму на югорской земле. Всего в палаточном городке было 20 палаток.

  За лето в посёлке появились общежития, детский сад, первая школа деревянная. Потом построили столовую НГДУ, пекарню.

В детском саду  работала воспитателем Л.Сорокина. К концу 1976 году в детском саду « Ёлочка» было 15 человек и располагался он в деревянном здании на территории НГДУ. Первыми учителями были Гаврилова Г.М . и Кудрявцева В.И. В первую смену учились младшие классы, а после обеда- старшеклассники. Часто в посёлке не было света, тепла. Одну из палаток выделили под красный уголок, где показывали кинофильмы. Осень радовала всех ягодами, грибами, шишками, которых в здешних местах видимо-невидимо. Белки не боялись людей и прыгала по веткам с дерева на дерево. По реке Ингу-Ягун перебирались на другой берег, туда, где сейчас стоит город. Почту получали вертолётом.Вертолётчики сбрасывали посылки первостроителям на специальную площадку, и они нередко лежали там до вечера, пока не приходили хозяева и не забирали их. Стали появляться улицы, названия которых происходило от их месторасположения – Пионерская ( первая в посёлке), Таёжная  ( в тайге), Студенческая ( строили  студенты  из строительных отрядов , которые работали летом по комсомольским путёвкам), Береговая ( по берегам реки Ингу-Ягун), Олимпийская  была построена в 1980 году в год  московской Олимпиады и тем самым получила своё название. В 1980 году на территории посёлка проживало 4,5 тысяч человек. В этом же году прибыли строители из прибалтийских республик_ Литвы, Латвии и Эстонии. На них была возложена почётная миссия по строительству городу на берегу реки Ингу-Ягун. В 1981 году был сдан первый пятиэтажный дом по улице Повха 2.  1 мая 1985 года вышел в свет первый номер  ежедневной газеты « Когалымский рабочий», который рассказывал о жизни нефтяников и города, а 15 августа 1985 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку рабочего подчинения был присвоен статус города. Наш город называют столицей « ЛУКойла», жемчужиной Западной  Сибири. ЛУКойл- это объединение трёх сибирских городов: Когалыма, Урая, Лангепаса, которое образовалось в 1991 году. Сегодня Когалым – современный , благоустроенный, с удобными для жилья кварталами, с широкими улицами: Дружбы Народов, Янтарная, Прибалтийская, Ленинградская , Югорская, Молодёжная, Бакинская.  История нашего города полна важных и значительных событий. Атмосфера уюта, тепла и добрых человеческих отношений всегда царит в городе.

Приложение 1.

 НОД по лепке «Красавиц леса – олень»

Цель: расширять знания детей об обитателях наших лесов – оленях.

Программные задачи:

Образовательные задачи:

  • Продолжать знакомить с дикими животными.
  • Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.
  • Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру оленя в движении.

Развивающие задачи:

  •  Расширять представления детей об особенностях приспособления оленя к окружающей среде.
  • Продолжать учить детей отгадывать загадки.
  • Развивать умение лепить по последовательному схематическому плану оленя, передавать их характерные особенности.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к природе родного края.
  • Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение рационально использовать пластилин.

Предварительная работа: беседа о диких животных, беседа «Животные нашего края», рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок о животных.

Материал:

Демонстрационный:готовое изображение лепки оленя, карта последовательной лепки.

Раздаточный: пластилин, салфетки, клеёнки, стеки, карты-схемы.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слово – изящное; ввести в словарь слова -  панты, бурелом.

Методы и приёмы: загадывание загадки, рассказ воспитателя об оленях, беседа с детьми об оленях,  проведение физминутки, показ лепки оленей, самостоятельная работа детей, подведение итогов.

Содержание организованной образовательной деятельности:

I часть.

Дети проходят становятся в круг.

               Круг весёлый вижу я

               Входят все мои друзья.

               Мы сейчас пойдём направо 1-2-3!

               А потом пойдём налево 1-2-3!

               В центре круга соберёмся 1-2-3!

               И обратно мы вернёмся 1-2-3!

               Улыбнёмся, подмигнём

                И занятие начнём!

- Молодцы! Ребята, у нас в группе появился волшебный сундучок. Как вы думаете, кто нам его передал?

  Ответы детей.

- Давайте посмотрим, что в нем. Здесь есть подсказка - загадка:

От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный … 
(олень).

II часть.

 Воспитатель: Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, хорошо приспособленное к суровым условиям. Благородный олень – древнейший обитатель лесов. Рога украшают голову самца, причем украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога отпадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются – панты. На ощупь они мягкие, покрыты бархатистой кожей, растут быстро и к концу лета становятся твердыми. В это время олени чешут рога об деревья, пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не разветвленные, острые и прямые, как спички, из-за чего и называют молодых оленей «спичаками».
Воспитатель: Посмотрите на изображения оленей и попробуйте определить, кто из них самый младший, а кто самый старший.

Ответы детей.

Воспитатель: Олень – крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и стройными ногами. Как вы понимаете слово «изящное»?

Воспитатель: Тело оленя покрыто густой грубой шерстью. Оленята раскрашены пестро: на спинках у них белые округлые пятнышки. Люди ещё используют его, как транспортное средство и называют своим другом. А вы видели оленя? 

    Ответы детей.
Воспитатель: Что вы знаете об оленях?

Ответы детей.

Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
Воспитатель:  Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище. Как они называются?
Воспитатель: Олени ещё и вездеходы:  и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая её копытами. 
Воспитатель: Чем питаются олени?
Воспитатель: Где вы видели олений мох?

Ответы детей.

Воспитатель: У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов  хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»

Физминутка:

                 У оленя дом большой,

                 Он глядит в своё окошко.

                 Зайка по полю бежит,

                 В дверь ему стучится!

                 Тук,  тук дверь открой,

                 Там в лесу охотник злой,

                 Зайка,  зайка забегай лапу мне давай.

Лепка оленя.

  1. Начальные материалы для работы – коричневый брусок и пластмассовая стека.
  2. Для начала размягчите массу. Затем начинайте формировать туловище и голову. Первая деталь должна выглядеть, как морковка. Если более узкую сторону изогнуть, то получится туловище и шея. Примажьте голову к шее. Облик животного задан, теперь необходимо вырисовывать мелкие детали.
  3. Голова оленя должна быть заострена в носовой части. Прикрепите черную точку-нос.
  4. Из оранжевого пластилина сделайте разветвленные рога, вытягивая массу в тонкие колбаски.
  5. Добавьте четыре ноги, вытягивая коричневые пластилиновые порции в трубочки.
  6. На спину оленю налепите множество бежевых (или желтых) пятнышек, поскольку окрас у животного пятнистый. И последняя часть тела – маленький хвост.
  7. Фигурку оленя можно считать законченной. Однако никто не запрещает проявлять фантазию вместе с детьми и каким-то образом украшать поделку. Например, смастерить шапочку и шарфик или какую-либо другую одежду.

Самостоятельная  работа  детей.

III часть.

Итог занятия:

Воспитатель:  О чём мы сегодня с вами беседовали?

Воспитатель: Что интересное вы сегодня узнали?

Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?

Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа? 

Ответы детей.
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края.

Приложение 2.

Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта

Цель: познакомить с памятным местом в честь высадки первого десанта на когалымскую землю.

Программные задачи:

• Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о первых строителях.

• Расширять знания детей о первопроходцах нашего города.

• Воспитывать патриотические чувства через знакомство с родным городом.

Предварительная работа: беседа о родном городе, просмотр фотоальбома «Прошлое и настоящее Когалыма», экскурсии по улицам города.

Словарная работа: ввести в словарь детей слова - первопроходец, капсула.

Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Содержание прогулки:

На краю земли суровой,

Там где вьюг и ветра вой,

Возведён красивый город-

Город Когалым.

- Где расположился наш город?

- Какие достопримечательности города вы знаете?

- Где расположен памятник «Капля нефти»?

- Какие коренные народности проживают в нашем городе;

- Сколько лет исполняется нашему городу?

- Так было не всегда. Когда не было города, на этом месте стоял лес, сюда люди ходили по грибы и ягоды, которых у нас видимо-невидимо. Сегодня я вам расскажу о том, как начинался наш город. В середине марта 1976 года на крохотную точку белоснежной таёжной земли на берегу реки Ингу-Ягун высадился первый десант строителей, которые начали строить железную дорогу Сургут - Новый Уренгой. Первые строители жили в армейских палатках. После по зимнику стали привозить с большой земли временные жилые деревянные вагончики, в которые переселялись люди из палаточного городка. Люди жили дружно. Появился первый детский сад и школа, потому что стали приезжать семьями и с детьми. Вскоре станция получила своё название Когалымская, а через 9 лет статус город. На месте высадки первого десанта на когалымскую землю было решено установить памятный знак. Весной 2013 года этот знак был заложен на улице Береговой, где высадились первые строители. В памятном знаке первостроители заложили капсулу с обращением к потомкам и список первопроходцев, начинавших строить город. Авторы этого памятника_ организация «Первопроходцы Когалыма» О Когалыме сложено много стихов и песен, написано много картин. Послушайте одно из стихотворений, которое посвящено нашему родному городу.

Есть город в Западной Сибири

Он аккуратный, маленький, красивый

Люблю я Когалым свой молодой

И каждый житель в этом городе счастливый.

Мой Когалым - город красивый,

И пусть вокруг него болотный мир,

Но стоит только раз сюда приехать –

Не захотите вы расстаться с ним.

Когалым - наш совсем не столица,

Но Сибири жемчужина он,

И тобою мы можем гордиться,

Прославляя тебя с каждым днём.

В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру хантов.

Приложение 3

Конспект квеста «  Город в Западной Сибири »

Цель:  обобщить знания о родном городе

Программные задачи:

Воспитывать любовь к городу .

 Учить детей ценить и оберегать родной край, родную землю, воспитывать гражданственную позицию, чувство гордости за свой город .

Учить детей узнавать символику и главу города

Предварительная работа:

чтение книг о городе, составление пазла « Мой город»,  экскурсия в музейно-выставочный центр, экскурсия в библиотеку, встреча с первопроходцами города.

Словарная работа:

активизировать  в словаре слова- символика, герб, палаточный городок

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать?

Дети: Да!

 Тогда я рада вас поприветствовать на нашей игре «Путешествие по родному городу ! Вы готовы?

Дети: Да!

Ведущий: Ой, что это за звуки? Кажется к нам кто-то едет !

(звучит музыка. Под музыку заходит Акань-  девочка в хантыйской одежде )

Акань : Подождите, куда это вы собрались? И без меня?

Ведущий: Здравствуй Акань , мы с ребятами отправляемся в путешествие по родному городу .

Акань : Какому такому родному городу ? Я не знаю, что это?

Ведущий : Садись с нами в паровоз! Мы отправляемся в путь!

(дети берутся друг за друга и под музыку двигаются к первой остановке)

Голос: «Остановка Флажковая»

Акань : А что это тут в коробочке? (высыпает из коробки прямоугольные части картона из трех цветов: черный, красный, синий )  Ой! Что же я наделала ?!

Ведущий: Не беда, сейчас ребята помогут тебе все собрать! Но нужно не просто собрать, а каждый цвет положить в свою ячейку.

Ведущий: Ребята, вы узнали флаг нашего города ?

Дети: Да!

Акань : А что означают эти цвета?

(Ответы детей)

Ведущий: Скорей садимся в паровоз! Нас ждет следующая остановка!

Голос: «Остановка Разукрашкина»

Карлсон: Ничего себе! Какой шар огромный!

Ведущий: Это не просто шар! Это наша планета Земля.

Акань : Нет, я видела  нашу планету! На ней много зеленых лесов и голубых океанов! А у вас не такая!

Ведущий: А мы ее сейчас разукрасим!

(Дети мелками разукрашивают планету)

Ведущий: Паровоз отправляется!

(Дети двигаются к третьей  остановке)

Голос: «Остановка Любимый город»

Ведущий: Сейчас мы проверим , как Вы знаете родной город?

(Викторина о родном городе  ).

Ведущий: Вот наше путешествие подошло к концу. Акань , теперь ты поняла , что такое родной город ?

Акань:: Да, теперь я поняла,  что нет ничего дороже родного города ! До свидания!

Ведущий: Счастливого пути!

Приложение 4

Конспект экскурсии

 в музей « Мок-мокэн» в старшей группе

Цель: совершить экскурсию в музей под открытым небом « Мок-Мокэн».

Программное содержание:

расширять и обогащать знания детей о родном крае.

познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью ханты и манси

развивать познавательную активность у детей, навыки общения со сверстниками

воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.

Предварительная работа: беседа о музее, показ презентации « Как надо вести себя в музее».

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - музей, экспонаты, экскурсовод.

Ход экскурсии:

Хантыйка: Здравствуйте, ребята, я хозяйка чума, рассказываю о жизни коренного населения - ханты и  предлагаю совершить экскурсию по моему стойбищу,   которое называется «Мок-Мокэн».  Означает - «Природный дом для будущих поколений». (Дословно переводится с хантыйского – детям и внукам).

Как вы думаете,  как называется этот  треугольный домик? Правильно… Это чум. Такой чум может любая женщина – ханты поставить за сорок минут. А разобрать еще быстрее. Ханты – оленеводы. Им приходится кочевать, передвигаться с одного места на другое, чтобы олени могли питаться ягелем.

А что это за избушка на «курьих ножках». Это лабаз. В нем народ ханты хранил продукты. Чтобы грызуны не могли к этим продуктам добраться, ножки у лабаза делали вот такой формы… Мышка, или колонок поднимались, головкой ударялись о выступ и падали на землю. Добраться до продуктов у них не получалось… В лабазах  хранили также  одежду. Эта изба на сваях стала прообразом героев русских сказок.

На священных местах строили священные Лабазы. Их строили на одной ножке. И хранили там все  священное (голову медведя, богов, бубен и другое), там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек.

Мы уже говорили, что в основном ханты селились около рек, где много рыбы, так же мы говорили, что основной вид добычи еды – охота и рыбалка. Но где же они хранят дары природы – рыбу и мясо? Ведь холодильников и морозильных камер у них нет. Зимой было проще, а на лето делали ледники: выкапывали яму, туда  клали лед и закрывали. Все хранилось как в холодильниках.

А что это за северное животное.

Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.

Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)

А где живут олени?

А чем питаются они?

( показать загон для оленей)

Как называется жилище у хантов?

Чем в свободное время занимаются женщины?

Я вам предлагаю пройти в школьный музей и посмотреть изделия из бисера. А сейчас давайте сами попробуем сплести из бисера.  ( работа с бисером)

Ну вот и пришло время расставаться.

Что нового вы узнали о жизни хантов?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Коренные жители Западной Сибири»

Консультация для родителей«Коренные жители Западной Сибири»...

Проект "Культура и быт коренных народов Западной Сибири"

Проведя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети достаточно эрудированы, они путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия, могут рассказать о достопримечательностях,...

Западная Сибирь

По своей площади Западная Сибирь занимает около 15 % территории России. Здесь проживает не более 10 % российского населения (14,6 млн человек). Население сконцентрировано преимущественно в южной части...

Коренные народы Западной Сибири

В Западной Сибири проживает сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сиб...

Проект "Приобщение обучающихся дошкольгого возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода "Интеллект - карта"

Краткая аннотация проекта    В «Конвенции о правах ребёнка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) в статье 29 определено, что обр...

Проект по теме: «История о деревянной архитектуре Западной Сибири»

Материал представленный в проекте может быть полезен педагом по краеведению и воспитателям детских садов....

Животный мир Западной Сибири

Отчет по инновационной теме...