Город в Западной Сибири
проект (подготовительная группа)
Проект о родном городе Когалыме в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
« Берёзка»
ПРОЕКТ
«Город в Западной Сибири »
Автор:
Агафонова Ольга Владимировна
воспитатель
г. Когалым ,
2019 г.
Содержание:
Актуальность
Паспорт проекта
Цель проекта
Задачи проекта
Тип проекта
По времени реализации
Участники проекта
Сроки реализации
Форма представления
Принципы реализации проекта
Формы и методы организации
Этапы реализации проекта
Ожидаемые результаты
Перечень используемой литературы и
нормативно-правовых актов
Приложение
Буклет « Город в Западной Сибири »
НОД « Красавиц леса- олень »
« Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта»
НОД « Музей под открытым небом»
Квест « Город в Западной Сибири»
Актуальность:
Воспитание любви и уважения к родному городу является важнейшей составляющей нравственно-патриотического воспитания. Чтобы воспитать патриотов своего города, надо его знать. Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным городом. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Паспорт проекта:
Цель проекта:
Формировать уважительное отношение к родному городу, расширять представление детей о том, что родной город славен своей историей, достопримечательностями.
Задачи проекта:
- Расширять представления детей о достопримечательностях своего города, о названиях улиц и его исторических памятниках.
- Познакомить с символикой нашего города: флаг, герб.
- Воспитывать любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили свой город.
- Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Тип проекта :поисково-исследовательский, детско-взрослый, творческий.
По времени реализации:долгосрочный.
Участники проекта:
- Дети старшей группы
- Воспитатели.
- Родители детей
Сроки реализации: 1 учебный год.
Форма представления: слайдовая презентация.
Формы и методы организации:
- беседы с детьми;
- целевые прогулки;
- дидактические игры;
- изготовление фотоальбомов, буклетов;
- посещение музейно-выставочного центра;
- организация выставок детских работ;
- посещение детской библиотеки
- викторина «Когалым – город, который я знаю»;
- работа с родителями
- посещение музея под открытым небом
- проведение мастер-классов по бисероплетению с детьми и родителями
Этапы реализации проекта:
Этапы проекта | Деятельность по проекту | Сроки проекта |
| Беседа «Город в западной Сибири ». Сбор материала. Разработка цели и задач проекта. Планирование этапов работы. | Сентябрь - октябрь |
| Лепка «Красавиц леса – олень ». Викторина «Когалым – город, который я знаю». Изготовление буклета « Город в Западной Сибири » Составление синквейна о Когалыме Посещение музейно-выставочного центра Посещение детской библиотеки. Посещение музея под открытым небом. Проведение мастер- класса по бисероплетению с первопроходцем Когалыма Г.А.Демедюк | Ноябрь - апрель |
| Презентация « Город в Западной Сибири »». | Май |
Ожидаемые результаты:
- Освоение доступных знаний об истории возникновения родного города.
- Активное участие детей и родителей в различных видах деятельности ( конкурсах, выставках, мероприятиях).
Перечень используемой литературы:
- Жуковская Р. И., Виноградова Н. Ф. и др. «Родной край».
- Оверчук Т. И. «Мой родной дом» (программа патриотического воспитания).
- Кондрыкинская Л. А. «С чего начинается Родина?».
- Конвенция о правах ребенка.
- Декларация прав ребенка.
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
Немного истории нашего города:
Озера, сосны, ягель и болота,
Неласковых туманов ворожба,
Но для кого-то этот край – работа,
А для кого – то этот край – судьба…
Разбуженный могучими моторами
Встает из зимней спячки Когалым
Стальными буровыми над озерами,
Качалками над ягелем седым.
Строительными кранами над соснами,
Людскими голосами на заре,
Улыбками детишек светоносными
И думами о мире и добре…
(Татьяна Вакуленко)
У каждого населённого пункта есть своя визитная карточка. Своя история есть и у Когалыма.
В марте 1976 года в суровом неосвоенном крае высадился первый десант строительно-монтажного поезда № 524. Была поставлена первая палатка, и дано начало Когалыму на югорской земле. Всего в палаточном городке было 20 палаток.
За лето в посёлке появились общежития, детский сад, первая школа деревянная. Потом построили столовую НГДУ, пекарню.
В детском саду работала воспитателем Л.Сорокина. К концу 1976 году в детском саду « Ёлочка» было 15 человек и располагался он в деревянном здании на территории НГДУ. Первыми учителями были Гаврилова Г.М . и Кудрявцева В.И. В первую смену учились младшие классы, а после обеда- старшеклассники. Часто в посёлке не было света, тепла. Одну из палаток выделили под красный уголок, где показывали кинофильмы. Осень радовала всех ягодами, грибами, шишками, которых в здешних местах видимо-невидимо. Белки не боялись людей и прыгала по веткам с дерева на дерево. По реке Ингу-Ягун перебирались на другой берег, туда, где сейчас стоит город. Почту получали вертолётом.Вертолётчики сбрасывали посылки первостроителям на специальную площадку, и они нередко лежали там до вечера, пока не приходили хозяева и не забирали их. Стали появляться улицы, названия которых происходило от их месторасположения – Пионерская ( первая в посёлке), Таёжная ( в тайге), Студенческая ( строили студенты из строительных отрядов , которые работали летом по комсомольским путёвкам), Береговая ( по берегам реки Ингу-Ягун), Олимпийская была построена в 1980 году в год московской Олимпиады и тем самым получила своё название. В 1980 году на территории посёлка проживало 4,5 тысяч человек. В этом же году прибыли строители из прибалтийских республик_ Литвы, Латвии и Эстонии. На них была возложена почётная миссия по строительству городу на берегу реки Ингу-Ягун. В 1981 году был сдан первый пятиэтажный дом по улице Повха 2. 1 мая 1985 года вышел в свет первый номер ежедневной газеты « Когалымский рабочий», который рассказывал о жизни нефтяников и города, а 15 августа 1985 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР посёлку рабочего подчинения был присвоен статус города. Наш город называют столицей « ЛУКойла», жемчужиной Западной Сибири. ЛУКойл- это объединение трёх сибирских городов: Когалыма, Урая, Лангепаса, которое образовалось в 1991 году. Сегодня Когалым – современный , благоустроенный, с удобными для жилья кварталами, с широкими улицами: Дружбы Народов, Янтарная, Прибалтийская, Ленинградская , Югорская, Молодёжная, Бакинская. История нашего города полна важных и значительных событий. Атмосфера уюта, тепла и добрых человеческих отношений всегда царит в городе.
Приложение 1.
НОД по лепке «Красавиц леса – олень»
Цель: расширять знания детей об обитателях наших лесов – оленях.
Программные задачи:
Образовательные задачи:
- Продолжать знакомить с дикими животными.
- Познакомить детей с оленем, его внешним видом, средой обитания и особенностями образа жизни.
- Закреплять умение передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуру оленя в движении.
Развивающие задачи:
- Расширять представления детей об особенностях приспособления оленя к окружающей среде.
- Продолжать учить детей отгадывать загадки.
- Развивать умение лепить по последовательному схематическому плану оленя, передавать их характерные особенности.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к природе родного края.
- Воспитывать у детей аккуратность в работе, умение рационально использовать пластилин.
Предварительная работа: беседа о диких животных, беседа «Животные нашего края», рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок о животных.
Материал:
Демонстрационный:готовое изображение лепки оленя, карта последовательной лепки.
Раздаточный: пластилин, салфетки, клеёнки, стеки, карты-схемы.
Словарная работа: активизировать в словаре детей слово – изящное; ввести в словарь слова - панты, бурелом.
Методы и приёмы: загадывание загадки, рассказ воспитателя об оленях, беседа с детьми об оленях, проведение физминутки, показ лепки оленей, самостоятельная работа детей, подведение итогов.
Содержание организованной образовательной деятельности:
I часть.
Дети проходят становятся в круг.
Круг весёлый вижу я
Входят все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо 1-2-3!
А потом пойдём налево 1-2-3!
В центре круга соберёмся 1-2-3!
И обратно мы вернёмся 1-2-3!
Улыбнёмся, подмигнём
И занятие начнём!
- Молодцы! Ребята, у нас в группе появился волшебный сундучок. Как вы думаете, кто нам его передал?
Ответы детей.
- Давайте посмотрим, что в нем. Здесь есть подсказка - загадка:
От рогов ветвистых, стройных
На снегу заметна тень.
Кто бежит к нам, с ветром споря?
Это северный … (олень).
II часть.
Воспитатель: Это очень красивое, гордое, выносливое животное, небольшого роста, хорошо приспособленное к суровым условиям. Благородный олень – древнейший обитатель лесов. Рога украшают голову самца, причем украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога отпадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются – панты. На ощупь они мягкие, покрыты бархатистой кожей, растут быстро и к концу лета становятся твердыми. В это время олени чешут рога об деревья, пока не счистят уже не нужную кожу. Чем старше и сильнее животное, тем рога у него красивее, тяжелее, ветвистее. У молоденьких оленей рога не разветвленные, острые и прямые, как спички, из-за чего и называют молодых оленей «спичаками».
Воспитатель: Посмотрите на изображения оленей и попробуйте определить, кто из них самый младший, а кто самый старший.
Ответы детей.
Воспитатель: Олень – крупное, изящное животное с тонкой длинной шеей и стройными ногами. Как вы понимаете слово «изящное»?
Воспитатель: Тело оленя покрыто густой грубой шерстью. Оленята раскрашены пестро: на спинках у них белые округлые пятнышки. Люди ещё используют его, как транспортное средство и называют своим другом. А вы видели оленя?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вы знаете об оленях?
Ответы детей.
Воспитатель: Олень – это одежда, и обувь, и жилище, и постель, и средство передвижения. Ханты говорят: «Олень человека в беде не оставит, у смерти самой отнимет».
Воспитатель: Шкурой оленя ханты покрывают своё жилище. Как они называются?
Воспитатель: Олени ещё и вездеходы: и по топкому болоту переходят, и реки переплывают, им не нужны ни дороги, ни фары ночью, их глаза видят в темноте. Олень никогда не оставит своего хозяина замерзать в пургу и безошибочно находит дорогу к родному чуму. И корм оленю заготовлять не нужно, он сам находит его под снегом, разрывая её копытами.
Воспитатель: Чем питаются олени?
Воспитатель: Где вы видели олений мох?
Ответы детей.
Воспитатель: У хантов есть поговорка: «Если из стада уходит олень, то это к беде и несчастью». Поэтому олений мох северные народы берегут. Видите дети, какая на севере существует цепочка: ягель нужен оленям, олени нужны людям, а люди берегут оленей и их корм. Мы живём на этой северной земле, а значит должны беречь нашу северную природу. Есть у хантов хорошая поговорка: «Если у чума появится дикий олень – к большой радости!»
Физминутка:
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко.
Зайка по полю бежит,
В дверь ему стучится!
Тук, тук дверь открой,
Там в лесу охотник злой,
Зайка, зайка забегай лапу мне давай.
Лепка оленя.
- Начальные материалы для работы – коричневый брусок и пластмассовая стека.
- Для начала размягчите массу. Затем начинайте формировать туловище и голову. Первая деталь должна выглядеть, как морковка. Если более узкую сторону изогнуть, то получится туловище и шея. Примажьте голову к шее. Облик животного задан, теперь необходимо вырисовывать мелкие детали.
- Голова оленя должна быть заострена в носовой части. Прикрепите черную точку-нос.
- Из оранжевого пластилина сделайте разветвленные рога, вытягивая массу в тонкие колбаски.
- Добавьте четыре ноги, вытягивая коричневые пластилиновые порции в трубочки.
- На спину оленю налепите множество бежевых (или желтых) пятнышек, поскольку окрас у животного пятнистый. И последняя часть тела – маленький хвост.
- Фигурку оленя можно считать законченной. Однако никто не запрещает проявлять фантазию вместе с детьми и каким-то образом украшать поделку. Например, смастерить шапочку и шарфик или какую-либо другую одежду.
Самостоятельная работа детей.
III часть.
Итог занятия:
Воспитатель: О чём мы сегодня с вами беседовали?
Воспитатель: Что интересное вы сегодня узнали?
Воспитатель: Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Как вы думаете, олени являются богатством для северного народа?
Ответы детей.
Воспитатель: Значит, сегодня мы открыли ещё одно богатство нашего края.
Приложение 2.
Целевая прогулка к памятному знаку высадки первого десанта
Цель: познакомить с памятным местом в честь высадки первого десанта на когалымскую землю.
Программные задачи:
• Закрепить знания детей о достопримечательностях нашего города, о первых строителях.
• Расширять знания детей о первопроходцах нашего города.
• Воспитывать патриотические чувства через знакомство с родным городом.
Предварительная работа: беседа о родном городе, просмотр фотоальбома «Прошлое и настоящее Когалыма», экскурсии по улицам города.
Словарная работа: ввести в словарь детей слова - первопроходец, капсула.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Содержание прогулки:
На краю земли суровой,
Там где вьюг и ветра вой,
Возведён красивый город-
Город Когалым.
- Где расположился наш город?
- Какие достопримечательности города вы знаете?
- Где расположен памятник «Капля нефти»?
- Какие коренные народности проживают в нашем городе;
- Сколько лет исполняется нашему городу?
- Так было не всегда. Когда не было города, на этом месте стоял лес, сюда люди ходили по грибы и ягоды, которых у нас видимо-невидимо. Сегодня я вам расскажу о том, как начинался наш город. В середине марта 1976 года на крохотную точку белоснежной таёжной земли на берегу реки Ингу-Ягун высадился первый десант строителей, которые начали строить железную дорогу Сургут - Новый Уренгой. Первые строители жили в армейских палатках. После по зимнику стали привозить с большой земли временные жилые деревянные вагончики, в которые переселялись люди из палаточного городка. Люди жили дружно. Появился первый детский сад и школа, потому что стали приезжать семьями и с детьми. Вскоре станция получила своё название Когалымская, а через 9 лет статус город. На месте высадки первого десанта на когалымскую землю было решено установить памятный знак. Весной 2013 года этот знак был заложен на улице Береговой, где высадились первые строители. В памятном знаке первостроители заложили капсулу с обращением к потомкам и список первопроходцев, начинавших строить город. Авторы этого памятника_ организация «Первопроходцы Когалыма» О Когалыме сложено много стихов и песен, написано много картин. Послушайте одно из стихотворений, которое посвящено нашему родному городу.
Есть город в Западной Сибири
Он аккуратный, маленький, красивый
Люблю я Когалым свой молодой
И каждый житель в этом городе счастливый.
Мой Когалым - город красивый,
И пусть вокруг него болотный мир,
Но стоит только раз сюда приехать –
Не захотите вы расстаться с ним.
Когалым - наш совсем не столица,
Но Сибири жемчужина он,
И тобою мы можем гордиться,
Прославляя тебя с каждым днём.
В конце прогулки воспитатель предлагает детям поиграть в народную игру хантов.
Приложение 3
Конспект квеста « Город в Западной Сибири »
Цель: обобщить знания о родном городе
Программные задачи:
Воспитывать любовь к городу .
Учить детей ценить и оберегать родной край, родную землю, воспитывать гражданственную позицию, чувство гордости за свой город .
Учить детей узнавать символику и главу города
Предварительная работа:
чтение книг о городе, составление пазла « Мой город», экскурсия в музейно-выставочный центр, экскурсия в библиотеку, встреча с первопроходцами города.
Словарная работа:
активизировать в словаре слова- символика, герб, палаточный городок
Ход игры
Ведущий: Здравствуйте ребята! Вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Тогда я рада вас поприветствовать на нашей игре «Путешествие по родному городу ! Вы готовы?
Дети: Да!
Ведущий: Ой, что это за звуки? Кажется к нам кто-то едет !
(звучит музыка. Под музыку заходит Акань- девочка в хантыйской одежде )
Акань : Подождите, куда это вы собрались? И без меня?
Ведущий: Здравствуй Акань , мы с ребятами отправляемся в путешествие по родному городу .
Акань : Какому такому родному городу ? Я не знаю, что это?
Ведущий : Садись с нами в паровоз! Мы отправляемся в путь!
(дети берутся друг за друга и под музыку двигаются к первой остановке)
Голос: «Остановка Флажковая»
Акань : А что это тут в коробочке? (высыпает из коробки прямоугольные части картона из трех цветов: черный, красный, синий ) Ой! Что же я наделала ?!
Ведущий: Не беда, сейчас ребята помогут тебе все собрать! Но нужно не просто собрать, а каждый цвет положить в свою ячейку.
Ведущий: Ребята, вы узнали флаг нашего города ?
Дети: Да!
Акань : А что означают эти цвета?
(Ответы детей)
Ведущий: Скорей садимся в паровоз! Нас ждет следующая остановка!
Голос: «Остановка Разукрашкина»
Карлсон: Ничего себе! Какой шар огромный!
Ведущий: Это не просто шар! Это наша планета Земля.
Акань : Нет, я видела нашу планету! На ней много зеленых лесов и голубых океанов! А у вас не такая!
Ведущий: А мы ее сейчас разукрасим!
(Дети мелками разукрашивают планету)
Ведущий: Паровоз отправляется!
(Дети двигаются к третьей остановке)
Голос: «Остановка Любимый город»
Ведущий: Сейчас мы проверим , как Вы знаете родной город?
(Викторина о родном городе ).
Ведущий: Вот наше путешествие подошло к концу. Акань , теперь ты поняла , что такое родной город ?
Акань:: Да, теперь я поняла, что нет ничего дороже родного города ! До свидания!
Ведущий: Счастливого пути!
Приложение 4
Конспект экскурсии
в музей « Мок-мокэн» в старшей группе
Цель: совершить экскурсию в музей под открытым небом « Мок-Мокэн».
Программное содержание:
расширять и обогащать знания детей о родном крае.
познакомить детей с уникальной и своеобразной жизнью ханты и манси
развивать познавательную активность у детей, навыки общения со сверстниками
воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
Предварительная работа: беседа о музее, показ презентации « Как надо вести себя в музее».
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - музей, экспонаты, экскурсовод.
Ход экскурсии:
Хантыйка: Здравствуйте, ребята, я хозяйка чума, рассказываю о жизни коренного населения - ханты и предлагаю совершить экскурсию по моему стойбищу, которое называется «Мок-Мокэн». Означает - «Природный дом для будущих поколений». (Дословно переводится с хантыйского – детям и внукам).
Как вы думаете, как называется этот треугольный домик? Правильно… Это чум. Такой чум может любая женщина – ханты поставить за сорок минут. А разобрать еще быстрее. Ханты – оленеводы. Им приходится кочевать, передвигаться с одного места на другое, чтобы олени могли питаться ягелем.
А что это за избушка на «курьих ножках». Это лабаз. В нем народ ханты хранил продукты. Чтобы грызуны не могли к этим продуктам добраться, ножки у лабаза делали вот такой формы… Мышка, или колонок поднимались, головкой ударялись о выступ и падали на землю. Добраться до продуктов у них не получалось… В лабазах хранили также одежду. Эта изба на сваях стала прообразом героев русских сказок.
На священных местах строили священные Лабазы. Их строили на одной ножке. И хранили там все священное (голову медведя, богов, бубен и другое), там нельзя находиться и тем более что-либо брать оттуда с наступлением сумерек.
Мы уже говорили, что в основном ханты селились около рек, где много рыбы, так же мы говорили, что основной вид добычи еды – охота и рыбалка. Но где же они хранят дары природы – рыбу и мясо? Ведь холодильников и морозильных камер у них нет. Зимой было проще, а на лето делали ледники: выкапывали яму, туда клали лед и закрывали. Все хранилось как в холодильниках.
А что это за северное животное.
Бьет копытами «цок-цок», снег летит, крупа, песок.
Знают все, кому не лень, это — северный … (олень)
А где живут олени?
А чем питаются они?
( показать загон для оленей)
Как называется жилище у хантов?
Чем в свободное время занимаются женщины?
Я вам предлагаю пройти в школьный музей и посмотреть изделия из бисера. А сейчас давайте сами попробуем сплести из бисера. ( работа с бисером)
Ну вот и пришло время расставаться.
Что нового вы узнали о жизни хантов?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Коренные жители Западной Сибири»
Консультация для родителей«Коренные жители Западной Сибири»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-961351-1534837954.jpg)
Проект "Культура и быт коренных народов Западной Сибири"
Проведя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети достаточно эрудированы, они путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия, могут рассказать о достопримечательностях,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-961351-1534837954.jpg)
Западная Сибирь
По своей площади Западная Сибирь занимает около 15 % территории России. Здесь проживает не более 10 % российского населения (14,6 млн человек). Население сконцентрировано преимущественно в южной части...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-961351-1534837954.jpg)
Коренные народы Западной Сибири
В Западной Сибири проживает сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сиб...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/21/picture-961351-1534837954.jpg)
Проект "Приобщение обучающихся дошкольгого возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода "Интеллект - карта"
Краткая аннотация проекта В «Конвенции о правах ребёнка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) в статье 29 определено, что обр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/11/picture-1128804-1610374323.jpg)
Проект по теме: «История о деревянной архитектуре Западной Сибири»
Материал представленный в проекте может быть полезен педагом по краеведению и воспитателям детских садов....