Проект по теме: «История о деревянной архитектуре Западной Сибири»
проект

 Капустина Татьяна Валерьевна

 Материал представленный в проекте может быть полезен педагом по краеведению и воспитателям детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по теме:

«История о деревянной архитектуре  Западной Сибири» 
                                                                                    

Подготовила: Капустина Т.В.

                                                                                     д/с № 346 г. Новосибирска

      Архитектурные сооружения являются самыми неизученными и документальными памятниками материальной культуры, оставленными нам человечеством. В изучении архитектурного творчества прошлого есть большие пробелы, периоды, полные неизвестности. В глуши сибирских сел и деревень еще есть старинные застройки, и там сбор материала о старой архитектуре наиболее плодороден, потому что культура в силу различных причин находится в неразвитом состоянии. В частности, Сибирь – в недавнем прошлом классическая страна бездорожья, и именно здесь можно изучить ряд построек примитивного деревянного зодчества.

      О старых сибирских дорогах хорошо писал А. П. Чехов: «Сибирский тракт – самая большая и, кажется, самая безобразная дорога во всем свете. Это безобразная полоса земли, это черная оспа, есть почти единственная жила, соединяющая Европу с Сибирью…» А что было говорить о дорогах, ведущих вглубь необъятной сибирской территории, в сторону от тракта, в глухие, заброшенные деревушки и села, в ряде случаев проезд в которые возможен только в определенное время года. Естественно, в таких местах быт и уклад сохранили свою примитивную форму – нетронутой культурой человека, давая тем самым богатый материал для изучения и исследования жизни предыдущих поколений во всех областях жизни. В лесных местах Сибири, где население еще более редко и где человек живет всю жизнь в окружении непроходимой тайги, природа доминирует над всем укладом быта лесного человека. Пока нет густого населения, сильна и непобедима тайга, и фраза: «Человек есть царь природы», нигде не звучит так робко и фальшиво, как здесь. «Обычная человеческая мерка в тайге не годится», – писал Чехов в результате знакомства с сибирской тайгой, бездорожной и бесконечной, давящей своей массой редкие и небольшие поселки, оторванные друг от друга огромными расстояниями. Природа организует, настраивает человека, управляет всеми сторонами его жизни. Нигде, кажется, природа так сильно не влияет на человека, как в Сибири. Бесконечные степные и лесные просторы Сибири, с коротким, как сон летом, за которое трудно опомниться и «оттаять» от длинной и суровой зимы, с бесконечно грустной и безысходной осенью, с прозрачной, бурной весной. 
      Только сильное и здоровое выживает в этой суровой стране. Все слабое, хилое умирает, побежденное природой. Огромные лесные и степные просторы отрезали Сибирь от основной части России и способствовали  созданию здесь своеобразной жизни и самобытного искусства.

http://www.sibculture.ru/magazine/2014-1/ashepkov/1.jpg

      Первыми исследователями и популяризаторами нашей культуры, как это ни странно, явились иностранцы – любители старины. Можно указать на ряд имен иностранных исследователей, впервые написавших книги о русском искусстве. Достаточно указать имена Витзена, Гмелина, Виоле-де-Люка и др., чтоб ясно представить концепцию иностранных ученых о русском искусстве вообще... А среди русских исследователей и хранителей материала по народному искусству можно назвать имена В. В. Суслова, И. Е. Забелина, Н. К. Рериха, И. Я. Билибина, А. А. Бобринского, А. И. Некрасова, В. И. Даля, И. Ф. Борщевского и др. 
      Русская деревня, давшая своеобразный художественный склад своего быта, должна перестать быть мертвой пустыней для художников, архитекторов, писателей и всех, кому дорого многовековое народное творчество. В крестьянском искусстве перед нами проходят большая творческая сила и далеко не бедная художественная культура. Городские позы неуместны перед народным искусством, столь богатым и истинно талантливым… 
      Сибирь до ХVII века не знала каменных построек. Дерево было единственным строительным материалом, из которого рубились все виды сооружений того периода: остроги, их крепостные стены, жилые дома, церкви и др. И у крестьянина было любовное отношение к дереву, к лесу, его окружающему и дающему материал для создания всего, что было необходимого для жизни, начиная с дома и кончая деревянной ложкой. Народный фольклор изобилен эпитетами о батюшке-лесе. В старинных былинах, песнях, как в ярком зеркале, отражаются и «беленькая кудрявая березка», и «кряковистый дуб», и «горькая осина», и «част ракитов куст» и т. д. Много русских народных песен обращены к лесу, и в этих обращениях чувствуется любовь и нежность к нему, дающему источник жизни человеку в суровых сибирских климатических условиях.

http://www.sibculture.ru/magazine/2014-1/ashepkov/2.jpg

«…Уж ты ель моя, елушка, 
Зеленая сосенушка. 
Все ли на тебе кусты веточки? 
Все ли на тебе верхушечки, 
Золотые макушечки?..».

      В языке старинных народных песен чувствуется теплота и внимание к обитателям леса, к окружающей природе, внимание к каждой детали быта, выполненной из дерева. Старинная деревянная архитектура, ее узорчатость находят свое отображение в былинном эпосе: «… Уж во дворе Чурилы Пленковича было трое ворот: первые ворота – вольящатые, вторые ворота – стекольчатые, третьи ворота – решетчатые и т. д.».

      Или: «Вот среди темного леса стоит богатый дом, весь убран, приукрашен, на подклети горенка, а к ней крылечко красное, а сени новые, кленовые, решетчатые». 
      Лучшим документом для изучения деревянных старинных древних построек является «Чертежная книга 1701 года», составленная Тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым с сыновьями. В книге даны рисунки, изображающие старинные города и села, исполненные большей частью с натуры очевидцами, что делает их документально ценными. 
      Первые сибирские постройки сооружались на основе традиций и навыков выходцев из-за Урала и средней части России. В глухих сибирских деревнях сохранились еще старинные избы, рубленные из прекрасного строительного материала – лиственницы, очень устойчивы, трудно поддаются гниению, поражают современников своими размерами. Бревна до 70 см. в диаметре были естественны для того времени. Лес рос рядом, и старинному строителю не стоило большого труда рубить свою избу из отборных деревьев. Время не оказывало заметного действия на прочность сооружения, кажется, что дряхлые старцы – многовековые избы способны пережить еще не одно поколение, если, конечно, их разрушению не будет способствовать сам человек. 
      Особо хочется сказать о сибирской крестьянской избе. Русская крестьянская изба до настоящего момента не рассматривалась как памятник искусства. Недооценка этого привела к тому, что по ряду разделов русского народного творчества имеем кое какой материал (вышивка, резьба по дереву, бытовое искусство) – здесь же пока почти что белое пятно, но сейчас есть попытка восстановить этот пробел. Ее планировка очень проста и в ряде случаев мало чем отличается от планировок крестьянских изб в средней части России. Обычно имеется изба и горница. Необходимо отметить, что под понятием горницы в Сибири часто употребляют понятие чистого, светлого помещения, о чем говорит и само название «горница, горнии». Изба же была с большой русской печью и полатями, которые украшаются иногда росписью масляной краской, часто расписывается и русская печь. Мотив орнамента росписи самый разнообразный, но чаще преобладает растительный орнамент. Там, где роспись в избе по стенам, бревна отесываются, но швы между бревнами все же просматриваются Горница, являясь парадным помещением, украшалась так же росписью, но более богатой, чем кухня. В росписи крестьянской избы мы видим нерусскую тематику: взят растительный орнамент, но в такой редакции, что восточный аромат совершенно очевиден. И говоря о росписи, нельзя сказать, что она рождена без учета местных влияний, она оформлялась под влиянием целого ряда причин. Говоря о технике росписи, следует сказать, что роспись по существу была исполнена масляными красками. Буквально чуть ли не столетиями стоят расписные дворы, стоят под дождем и не портятся! Какой – то удивительный состав краски умели делать народные мастера. Возможно, они умели делать хорошо делать грунт: делали подготовку – белый грунт, а потом расписывали. Говоря о росписи, необходимо отметить, что сравнительно мало распространяется роспись в сибирских деревнях. Обычно роспись примитивна и довольно ограниченна в цветовой гамме – всего три, четыре тона. Изобильным являются сочетание синего фона с коричневым и холодно – серым, так же в ходу зеленые и красные цвета. В раскраске наличников, ставень, дверей применяется узорная роспись растительного орнамента – кусты, цветы, а так же раскраска простыми геометрическими фигурами. Простая роспись иногда достаточно интересная и
 убедительная, техника росписи несложная, редко применяется трафарет. Орнамент красят от руки на глаз, что сообщает изображению свежесть и непосредственность. Большое внимание уделялось обработке косяков дверей, которые часто украшались легкой рельефной резьбой или росписью.

http://www.sibculture.ru/magazine/2014-1/ashepkov/3.jpg

      В силу того, что сибирские морозы заставляют забираться на печку всю семью, а места мало, то часто были случаи, когда на печи устраивался как бы второй этаж с небольшим лазом. И надо отметить, что печей в сибирских избах бывало много. Иногда в каждой комнате ставили печь, и она по существу занимала лишнюю площадь, но в крестьянском быту в этом отношении чувствовали себя свободно, главное, что в доме было тепло и уютно. 
      В планировке крестьянской избы есть горница, кладовая и сени, а в некоторых случаях вместо кладовой делают еще горницу, а сени и кладовая пристраиваются особо. Распространенным типом планировки избы ряда старинных сибирских деревень является схема, где теплый коридор находится между избой и горницей. Вход в избу размещается таким образом в середине большой стороны дома. 
Рассматривая крыльцо в сельских постройках Западной Сибири, можно отметить при большом разнообразии типов самые различные приемы в размещении крыльца: перпендикулярно избе, вдоль нее, в углах изб с входами со двора и от ворот и т. д.. В зависимости от того или иного размещения крыльца на фасаде постройки, дом приобретает различное выражение. 
      Наиболее распространенным и простым типом является открытое крыльцо – лестница – размещенная в зависимости от планировки перпендикулярно фасаду избы. Подобное крыльцо довольно распространено в районах Западной Сибири. Указанный тип крыльца может быть отнесен к большой древности. Многие старинные подтверждают устройство лестницы именно в такой схеме – перпендикулярно избе. 
      Обычно крыльцо живописно оформляет дворовый фасад, сообщая дому уют и привлекательность. Из теплого коридора сеней можно попасть в горницу, минуя кухню. «Крыльцо» то есть крыло или боковая пристройка к клети, прируб, в котором помещалась лестница, может быть отнесено к глубокой древности. Судя по старым рукописям и рисункам, планам Тихвинского монастыря, Чертежной книге Семена Ремезова, Кунгурской летописи можно заключить, что лестница помещалась внутри здания или в особой прирубке, называемой в древности сенями. Крыльцо же появилось несколько позже, вероятно взамен сеней. В тех же вышеуказанных источниках можно видеть устройство крыльца снаружи постройки. Где – то в одном случае крыльцо размещается с торца избы, в другом случае с боковой стороны избы. В сибирских условиях, где нет необходимости экономить место во дворе ввиду более просторных участков, можно часто наблюдать постановку крыльца перпендикулярно к фасаду дома, что говорит о консервативности и статичности сибирских построек. Именно такое расположение крыльца мы наблюдаем на древних гравюрах и рисунках.

http://www.sibculture.ru/magazine/2014-1/ashepkov/4.jpg

      Рассматривая крыльцо и входы сибирских построек, можно отметить большое разнообразие приемов в их устройстве. Наиболее часто в Сибири встречаются крыльцо, крытое односкатной кровлей, идущей от продольной стены, вполне естественной при перпендикулярном расположении лестницы. Размещение крыльца вдоль стены избы так же находит себе место в сибирских постройках, но здесь возможно отметить некоторые особенности: обычно крыльцо забивается тесом, устраивается вид сеней, защищающих дверь в избу от действия ветра, дождя, снега 
      Архитектурное оформление ряда старинных изб очень просто и лаконично, нет ненужных нагромождающих мелочей, нет излишнего
 украшательства, все просто, скромно, ясно. Основным моментом архитектурного оформления является окно, оконный проем, вход в избу. И этого было вполне достаточно, чтобы дать убедительное сильное архитектурное решение. Говоря об отдельных деталях жилья можно отметить в ряде случаев хорошее понимание формы и чувства пропорции народных мастеров. Красоту они видели не в обильном нагромождении различных декоративных элементов, а в удачно найденной форме, силуэте. Эта здоровая традиция должна быть учтена и в современном деревянном строительстве. Рассматривая пропорции отдельных деталей сельских построек Сибири, (например, д.д. Антипино, Южаково, Савино, Проскоково и др.) можно отметить хорошие формы, которые при архитектурном анализе дают в ряде случаев классические пропорции, свидетельствующие о большом чутье народных мастеров. 
      Вероятнее всего, что старинный мастер-плотник ничего не знал о классических пропорциях – золотом сечении, но своим внутренним чутьем прекрасного, верным глазом, мог дать форму, отвечающую строгим каноническим требованиям. Забелин в книге «Черты самобытности в древне - русском зодчестве» говорит, что в отношении форм русского стиля можно сказать, что все дело здесь в пропорциях. Важно найти пропорции и характер русского стиля будет найден. С этим положением большого знатока русской архитектуры нельзя не согласиться. Ряд проанализированных примеров подтверждает значение доминанты пропорций в русском стиле 
Особенно убедительны пропорции окон, являющиеся одним из главных элементов дома. Окна – это своего рода «глаза, очи» дома, они размещались симметрично по горизонтальной оси фасада избы, в большинстве случаев их было два. Редкий случай композиции из трех окон. Удачно найденное пятно окна, обработанное строгим наличником или только карнизной доской, является прекрасным моментом оформления избы. Окно прошло определенную эволюцию в смысле развития своего размера и формы, неся различные функции в качестве вентиляционного, слухового, смотрового, осветительного проема. Первое окно, вернее, просто отверстие, получилось непроизвольно в начальном типе построек человека – шалаше, где невозможно было перекрыть шкурой или дерном места пересечения и скрепления жердей. Ввиду своего размещения в потолке и небольших размеров отверстие было местом выхода дыма из шалаша. 
Окно боковое появилось значительно позже, с развитием деревянных и каменных конструкций. Первые окна, близкие к нашему понятию, появились в бревенчатых постройках, положивших начало горизонтальной композиции окна. Вполне естественно, что при существующей строительной технике того времени боковой проем не мог быть большим по своей высоте. Просматривая старинные документы с изображением изб, видим некоторую закономерность в смысле размера и размещения проемов, которые были почти исключительно функциональны. 
      Так, в «Чертежной книге Семена Ремезова», в Кунгурской летописи обнаруживается некоторая система в разбивке, а именно – окна показаны только в одном этаже – в клети. Форма окна имела вид небольшой узкой щели. Позже можно наблюдать некоторые изменения в конструкции окна, а именно, проем окна получает четырехугольные вертикальные стояки, то есть косяки, устроенные в целях предохранения окон от деформации при осадке избы. 
      Дальше эволюция окна шла по пути привнесения новых элементов, деталей в устройство проема, а так же и его пропорцию. Окно приобретает форму вытянутого по вертикали прямоугольника, правда первые шаги в этом отношении очень робкие и неуверенные. Проем окна очень маленький и на большой плоскости рубленной стены не является достаточно развитым пятном. В большинстве случаев проемы окон старых изб по форме близки к квадрату, виден постепенный переход от горизонтального окна к вертикальному. 
Поздняя форма окон, когда для проема необходимо прорубить несколько венцов, естественно ставит необходимость введения новых конструктивных элементов устройство окна. Появляются вертикальные стояки, косяки, окно носит название «косящатого». Ряд старинных сибирских изб наглядно иллюстрирует развитие и организацию оконного проема, где массивные рубленные косяки с верхней горизонтальной подушкой, как бы влитой в них, уже сами по себе давали интересный декоративный мотив. «Косящатое» окно имеет в своей основе массивную колоду, в которую входит рама. До появления подобной конструкции окна – рам, как таковых не было. Недостаток и дороговизна стекла естественно сказались на устройстве заполнения проема. Рамы, заполняемые рыбьими или бычьими пузырями, были без переплетов с одной горизонтальной перекладиной, дающей возможность небольшим пузырем без шва прикрыть проем. Удачно найденное пятно окна и обработанное строгим наличником или только карнизной доской является прекрасным моментом в оформлении избы.

http://www.sibculture.ru/magazine/2014-1/ashepkov/5.jpg

      Если говорить о характерных чертах крестьянских изб, то следует отметить их незначительную высоту. Редко можно встретить старые избы с сильно развитой подклетью, что часто встречаются в старинных постройках Зауралья и южной Сибири. Суровые сибирские зимы с сильными морозами и ветрами естественно побуждали строителя не подниматься с жилой избой вверх, а организовывать всю жилую площадь пониже к земле, сохранить побольше тепла в долгую зиму. Двойные и тройные дома служат также некоторым доказательством стремления строителя не поднимать жилья вверх. Все хозяйство размещать не под избой в подклети, а рядом, стена в стену с жилым помещением. 
      Особо хочется сказать о двери. Рассматривая двери в крестьянских постройках можно отметить консервативность этой детали жилья, являющейся границей, заслоном, отделяющей внутренний объем помещения от улицы. Дверное пространство в крестьянской избе устраивается как некий проем в стене, доходящий внизу до первого венца, который не прорубается до конца, а частично остается для стягивания связи нижней части сруба. При устройстве двери в избе неизбежно получается порог. При таком устройстве двери необходимо вводить косяки между верхними и нижними бревнами, обрамляющие дверной пролет между притолокой и порогом. Образуемый косяками – колодцами проем представляет собой не свободное пластичное пространство, а замкнутое, статичное. Дверной проем, обработанный в таком характере – не простой прорез в стене, а определенное ограниченное пространство, еще раз подчеркивающее статичность всей избы, ее замкнутость, интимность. Дверь отрезает внешний мир от внутреннего пространства избы. Обычно в Сибири дверной проем, обрамленный массивными колодами, довольно низкий и неширокий. Экономическое и практическое соображение – побольше сохранить тепла в избе – диктовало определение размера двери. 
      Порог, являясь конструктивной деталью, создает определенное сильное впечатление замкнутости и ограниченности жилья. Порог, являясь препятствием на пути входа в избу, так же не предоставляет свободного выхода из нее. Рассматривая архитектурные сооружения последнего времени, где порог, не являясь конструктивной деталью, отсутствует, мы имеем, при сообщении одного помещения с другим посредством двери, переливания пространства из одного объема в другой. Двери без порога предоставляют возможность скользить из одного помещения в другое по плоскости пола, не имея никаких препятствий на пути. В данном случае стирается грань при переходе из одного помещения в другое. Объемы вливаются один в другой, создавая определенную динамику, текучесть пространства, чего нет в старых русских постройках, где порог является непременной конструктивной деталью. В ряде старинных сибирских сел порог настолько значителен, что является серьезным препятствием при сообщении избы с внешним миром. Эта старая традиция была жива до последнего времени в постройках крестьянского населения. 
      Архитектурная обработка косяков и притолок двери обычно очень проста и лаконична. Редко можно встретить резьбу на указанных элементах. Обычно примитивная обработка притолоки сводится к созданию подобия карниза, завершающего дверной проем. В дверях внутренних помещений обработка притолоки обычно более тонкая – профиль мельче и тщательнее выполнен. 
      На косяки навешиваются полотнища – створки двери, заслуживающие некоторого внимания в смысле своей формы и обработки. Обычно в крестьянских постройках дверь односторонняя (наружная). Односторонняя дверь, появившаяся с возникновением клети, не претерпела эволюции окна, где в ряде случаев городское влияние сделало свое дело: окно из одностворного под влиянием городских построек превратилось в двустворное. Дверь же осталась в большинстве случаев одностворной. Это сохранилось в силу определенных народных традиций, ибо конструктивно одностворное полотнище массивное и тяжелое не проще двустворного, так как при навесе требует более прочного приспособления и при плохой работе может быстро коробиться и выходит из строя. Одностворная дверь солиднее, монументальнее и хорошо замыкает пространство. Назойливая щель двустворной двери разбивает впечатление цельного единого полотна, двустворная дверь не является с точки зрения впечатления чем–то солидным и основательным. Она более динамична, чем одностворная, что чуждо русскому народному зодчеству. Статика пространства объема и отдельной детали ближе русскому старинному сооружению.

http://www.sibculture.ru/magazine/2014-1/ashepkov/6.jpg

      В сибирских крестьянских избах более позднего периода применение двустворной двери (вероятно под влиянием города) более широко в особенности во внутренних дверях, где дверь обычно делается по типу городских, филенчатая, с фигурной обвязкой. Обычно в сибирских избах двустворная дверь ведет из избы в горницу и оформлена уже в городском вкусе… 
      Хочется немного сказать о перегородках в крестьянской избе. Перегородки в крестьянских постройках появились сравнительно поздно, но по сути, они осуществляют старый принцип статичности пространства. Русская изба, замкнутая по объему, не знает анфиладности, открытого пространства. Перегородки в сибирских  крестьянских избах в большинстве случаев не доходят до потолка, таким образом внутренний объем остается единым, неделимым. Перегородка, отсекающая обычно угол от печки, образует кухоньку или угол при входе, называемый «черным». В очень редком случае перегородкой образуется комната с окном, решение которой получилось под влиянием городского дома. Слово «комната» в крестьянском быту распространено довольно незначительно. Имя, получившее свое начало за границей («комната» – это помещение с камином, печью) не находит широкого применения в крестьянской среде. Обычно любое замкнутое пространство, образованное рубленной стеной или перегородкой носит название светелки, горницы, закута и т.д. Применяя в устройстве помещения элемент городского дома – перегородку, в названии этой детали крестьянин остается архаичным. При обзоре ряда сибирских построек почти ни разу не пришлось в деревне слышать наименование помещения, образованного путем перегородки, комнатой. 
      Останавливая внимание на устройстве перегородок в крестьянской избе необходимо все же указать на их ограниченное применение в сибирской избе. Перегородки устраиваются из одного ряда досок, соединенных между собой впритык или в четверть. Нижние концы досок закрепляются к полу при помощи бруска – плинтуса, иногда различного фигурного профиля. Верхние концы досок перегородки обычно заделываются в паз горизонтального бруса. Как видно конструкция перегородок не представляет собой ничего нового. 
      Непременной принадлежностью сибирской избы является «гобчик» или «голбчик» – небольшая пристройка из плах. Он обычно размещается при входе в избу, около русской печи (что можно часто наблюдать в избах Алтайского края) или за печкой, с входом из кути. Из «голбчика» устраивается ход в подполье, являющееся так же непременной принадлежностью сибирской избы. 
      Устройство крыши в сибирских сельских постройках мало чем отличается от зауральских. Выношенная веками и конструктивно несложная крыша нашла себе повсеместное распространение. Основу крыши образуют стропильные ноги «быки», название которых происходит от древнего наименования крыши стропом. «Быки» кровли или стропильные ноги состоят из массивных бревен, поставленных наклонно – в зависимости от необходимости создания уклона кровли, упирающиеся внизу в «подкурятники», то есть верхние венцы сруба, а вверху в общую «князевую» слегу, образующую ребро, перелом кровли. «Князевая» слега, получившая свое название от положения и значения в системе стропильной формы, составляет основной опор и выравнивает кровлю своим весом, давая всему сооружению определенную прочность. Доминирующее положение указанной детали естественно сообщало ей соответствующее название. 
      Тесины нижними концами упираются в водотечник или застреху. Верхний же конец тесины зажат по коньку толстым бревном, который обычно к фасадной стороне обращен корневищем, часто обработанным в виде головы какого – либо животного: коня, оленя или птицы и т. д. 
      Возможно, от этой детали и от слова «конек» и происходит название конька кровли. 
      Изображение лошадиной головы очень часто встречается в русских постройках. Лошадь чрезвычайно популярна в народном быту в виду своего большого значения в крестьянском хозяйстве, а когда-то она связывалась с ритуальным обрядом жертвоприношения. Существовала старинная поговорка – «в кобылью голову – счастье». Появление конька на кровле можно объяснить по-разному, но бесспорно одно, что прием и привычка украшать верх своего дома конской головой ведет свое начало от язычества. Во всяком случае, появления конька на крыше дома может быть много. 
      В селах Сибири приходилось встречать большое разнообразие «коньков», они иногда принимали самую фантастическую форму, удачно завершая всю композицию постройки. «Коньки» очень просты и сильны по своему силуэту, не от того, что строитель не знал как приукрасить деталь, а, понимая красоту в простоте, мастер использует этот момент, так удачно гармонирующий с окружающей природой. Деталь, вырубленная из одного куска дерева, подчеркнутого иногда природной формой причудливого корневища очень скульптурна и живописна… 
      В заключение, необходимо еще раз отметить, что наше исследование русской народной архитектуры в Сибири не может быть исчерпывающим в силу широты вопроса…Задача сегодняшнего дня -- собрать весь богатейший материал по сибирской деревянной архитектуре: не для праздного любования удачными образцами и своеобразными особенностями в области крестьянского зодчества, а для практического использования всего ценного, интересного, что создал наш народ. Целый ряд общих приемов, планировок, деталей может быть критически переработан и принят в строительстве при создании нового жилья.

        
     

 Используемые источники

Использованы материалы из диссертации Е.А. Ащепкова «Народное зодчество Западной и Восточной Сибири и его отличительные черты. Жилые постройки Западной Сибири и Алтая». Том 1. 1946 год. 
      А также рисунки экспедиций по Сибири А. Д. Крячкова из личного архива Ащепкова в ГАНО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: "История новогодней игрушки"

Цель проекта:- Научиться изготавливать Новогоднюю игрушку разными способами из различного материала.- Познакомиться с историей возникновения новогодней игрушки...

Информационно-исследовательский проект на тему «История дорожных знаков»

Цель: Способствовать развитию первых навыков в умении находить нужную информацию об истории дорожных знаков в различных источниках. ...

Проект по теме "История пуговицы."

Предлагаю проект для детей старшего дошкольного возраста по теме "История пуговицы". Данный материал будет полезен воспитателям старших  и подготовительных  групп....

Проект на тему "История матрёшки"

   Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. "Игрушка – "Матрёшка" небалушка" - так говорит народная мудрость о значени...

ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ИСТОРИЯ НОВОГОДНЕЙ ИГРУШКИ»

Повысить интерес к истории Новогодней игрушки и научиться её изготавливать. повысить интерес к истории страны, укрепить связи поколений, приобщить к народной культуре. Украсить группу к Новогодн...

проект на тему « История школьных принадлежностей.»

Тема проекта:« История школьных принадлежностей.»- Возрастная группа  подготовительнаяВид проекта: информационно-творческий...

Мини-проект на тему: «История развития железнодорожного пути»

Первоначально колейные дороги появились на разработках камня, в рудниках и угольных шахтах. Первые упоминания о них относятся к середине XVI в....