Проект "Культура и быт коренных народов Западной Сибири"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме
Проведя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети достаточно эрудированы, они путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия, могут рассказать о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о местах родного края. У детей недостаточная сформированы знания о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Западной Сибири Хантах и Манси, об эх традициях, обычаях, растительном и живом мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 35.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Культура и быт коренных народов Западной Сибири»
Организатор проекта: воспитатель
Тип проекта: познавательно – творческий.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители, социальные партнеры.
Проблема:
Проведя беседы с воспитанниками, мы видим, что наши дети достаточно эрудированы, они путешествуют с родителями по разным городам, странам, знают их названия, могут рассказать о достопримечательностях, но часто затрудняются рассказать о местах родного края. У детей недостаточная сформированы знания о народах нашей родины, в особенности о коренных жителях Западной Сибири Хантах и Манси, об эх традициях, обычаях, растительном и живом мире.
Актуальность проекта:
В Западной Сибири веками живут коренные народы: ненцы, ханты, манси, коми, селькупы и др. Народы Западной Сибири, не смотря на свой сложный исторический путь развития, сумели сохранить и укрепить свою этническую идентификацию и традиционную культуру.
Мы знаем, что в дошкольные годы жизни ребенка идет становление основ его личности. Воспитание любви к родному краю, формирование интереса к истории, быту и культуре, необходимо начинать с детского сада.
Одна из главных задач педагогов и родителей – это научить ребёнка с детства чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает нас. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою Родину. Используя в работе с дошкольниками краеведческие материалы, мы воспитываем у ребёнка патриотическое чувство, которое сохраниться на всю жизнь, и будет служить духовному развитию личности. С помощью краеведения дошкольники воспитываются на событиях, которые тесно связаны с историей природы родного края.
С помощью знакомства с историей, культурой, бытом людей, которые живут совсем рядом, мы можем лучше почувствовать свой родной край.
Опираясь на культурные ценности, красоту окружающего мира и историю родного края –мы повышаем качество воспитания и обучения.
Цель:
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре народов Западной Сибири с помощью знакомства с бытом и трудом, традициями и обычаями, национальными костюмами, животным и растительным миром. Формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного отношения к представителям разных народов.
Задачи:
Образовательные:
- Знакомить детей с историей народов Западной Сибири.
- Формировать познавательный интерес к культуре и быту народов нашей Родины.
-Закреплять умение внимательно воспринимать познавательную информацию в ходе образовательной деятельности, делать обобщающие выводы.
Воспитательные:
- Воспитывать толерантность.
- Воспитывать добрые чувства любви и уважения к традициям и культуре народов нашей Родины.
- Воспитывать уважение к разным национальностям.
Развивающие:
-Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, память.
- Обогащать словарный запас детей национальными названиями края, предметов быта, одежды, ремесел, символикой.
-Продолжать развивать умения давать полные ответы на вопросы воспитателя, правильно задавать вопросы.
- Расширять знания детей о жизни, быте и культуре народов Западной Сибири через национальные игры, песни, танцы, народное декоративно - прикладное искусство.
Этапы реализации проекта:
1 этап.
Подготовительный:
- Определение цели и задач проекта.
- Составление перспективного планирования.
- Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия
- Сбор информации из различных источников.
- Создание мультимедийных презентаций.
- Создание картотек: подвижных игр, бесед.
- Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов.
- Подбор информации для консультации родителей.
- Обогащение развивающей среды в группе.
2 этап.
Практический:
- Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов Западной Сибири;
- Разработка и реализация мини – проекта на тему: «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство».
- Посещения музея истории и этнографии;
- Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль»
3 этап.
Заключительный:
- Проведение итогового занятия;
- Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества;
- Организация мини музея на тему: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа».
Ожидаемый результат:
- Увеличение разработок, дидактического материала, методических памяток.
- У детей расширятся знания о коренных народах Западной Сибири.
- Сформируется уважительное отношение к народам нашего края, к их традициям и обычаям.
- Расширится представление о народном декоративно – прикладном искусстве, творческие способности детей.
- Повысится активность родителей.
-В группе будет создан мини – музей: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа».
Взаимосвязь с образовательными областями:
Социально - коммуникативно развитие.
- воспитание любви и уважения к родному краю, его народам, природе, традициям и праздникам.
- формирование представления о социокультурных ценностях нашего народа;
- воспитания уважения и интереса к различным культурам, обращать внимание на отличие и сходство их ценностей;
- расширение представлений о своем родном крае, столице своей Родины, ее символикой;
- совершенствование своих эмоционально-положительных проявлений в сюжетно-ролевых играх;
- посещение музея истории и этнографии.
- посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль».
Познавательное развитие:
- слушание рассказов о народах крайнего севера;
- рассматривание кукол в национальной одежде хантов и мансей
- просмотр фильмов о жилищах, праздниках, быте коренных народов Севера;
- беседы о культуре и быте народов Сибири;
Чтение художественной литературы:
Художественная литература во многом влияет на развитие ребенка, на формирование его личности, помогает ему духовно развиваться и совершенствоваться.
- оформление уголка чтения (сказки, рассказы о народах Западной Сибири, сборники стихов о нашей родине, альбомы с иллюстрациями жизни хантыйского народа);
- занятия по ознакомлению с произведениями о нашей Родине, их авторами;
- проведение занятий по истории возникновения первых книг и книжной продукции народов ханты и манси;
- организация выставок детских рисунков и поделок по мотивам прочитанных произведений;
- взаимодействие с городской детской библиотекой;
Речевое развитие:
- отгадывание загадок о народах севера, их традициях и обычаях, животных и растительном ире.
- дидактические, словесные игры;
- разучивание стихов на хантыйском языке;
- рассказ по картинкам о нашем родном крае;
Художественно – эстетическое развитие (Музыка):
- прослушивание и пение песен о нашем родном крае;
- слушание хантыйской музыки;
- беседы на тему «Музыкальные инструменты народов ханты и манси».
Физическое развитие:
- разучивание хантыйских народных игр (подвижные игры);
Художественное творчество:
- рисование (орнаменты и элементы одежды народов ханты и манси);
- пластилинография (животные и растения нашего края);
- аппликация (жилище северян)
- лепка по замыслу.
ПЛАН РАБОТЫ
(блочное планирование)
Природа Западной Сибири
| ||
Средняя группа 4-5 (лет) | Старшая группа 5-6(лет) | Подготовительная группа 6-7(лет) |
Задачи: Знакомить детей с растительным миром (ель, берёзы, сосна, брусника, малина и др.), животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова, чайка) и объектами неживой природы Ханты Мансийского округа(вода, песок, торф, болота, снег, дождь, явления природы). | Задачи: Расширять представления о растительном мире (кедр, лиственница, рябина, багульник, голубика, грибы), животном мире (белый медведь, песец, рысь, лемминг, куропатка, гусь, утка, лебедь; особенности их внешнего вида и способы передвижения). Продолжать знакомить с объектами неживой природы (радуга, туман, северное сияние, метель, пурга). | Задачи: Расширять и углублять представления о растительном мире (ивняковые заросли, карликовая берёзка, можжевельник, ягель, мох, лишайник) и животном мире (норка, ондатра, морж, тюлень, нерпа, белуга, кулик, орлан), видах рыб (осётр, муксун, пыжьян). Дать целостное представление об экосистеме «тундра» (о составе сообщества, условиях среды, приспособлениях к ней, температурном режиме, освещённости, роли человека в сохранении системы и правилах поведения в ней). |
Быт коренных народов Западной Сибири Цель: знакомство детей с национальной одеждой, украшениями, предметами быта и их назначениями; Форма организации: посещение музея истории и этнографии. | ||
Средняя группа 4-5 (лет) | Старшая группа 5-6(лет) | Подготовительная группа 6-7(лет) |
Задачи: Формировать представления о назначении бытовых предметов и знакомить с новыми (аркан, люлька, берестяные туески) принадлежностями. Дать общее представление о жилище – чуме, нартах; одежде(взрослой и детской). | Задачи: Дать представление о средствах передвижения (олени, собаки, вертолёт, снегоход). Познакомить с национальной одеждой, с её украшениями. Учить различать элементы узора «заячьи ушки», «чум», «проталинки». Углублять представление о жилище народов Севера – чуме, его устройстве и назначении; женской (ягушка) и мужской (малица) одежде, обуви (кисы). | Задачи: Учить различать элементы узора на национальной одежде: «оленьи рога», «ветки», «локоть лисы», «копыта». Расширять представления о предметах домашней утвари: деревянная колотушка, игла, нож, сундук, скребок для выделки шкур и др. |
Культура коренных народов Западной Сибири
| ||
Средняя группа 4-5 (лет) | Старшая группа 5-6(лет) | Подготовительная группа 6-7(лет) |
Задачи: Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками. | Задачи: Продолжать знакомить с фольклором северных народов. Заучивать небольшие стихотворения, «баюльные» песенки. Рассказывать северные сказки и инсценировать их. Загадывать и разгадывать загадки о животных и растениях. | Задачи: Расширять и углублять знания о фольклоре народов Севера. Рассказывать и инсценировать сказки (о животных, волшебные, бытовые); знакомить с загадками, пословицами, поговорками, приметами коренных жителей. Знакомить с народными музыкальными инструментами (пензер – барабан; томран – губной инструмент; полян – дудка; чипсан – свистулька; куйп – шаманский бубен). Принимать активное и осмысленное участие в национальных праздниках. |
Народное декоративно – прикладное искусство
Форма организации: мастер-класс по изготовлению куклы «Акань», изготовление поделок совместно с родителями. | ||
Средняя группа 4-5 (лет) | Старшая группа 5-6(лет) | Подготовительная группа 6-7(лет) |
Задачи: Знакомить детей с образцами народно – прикладного искусства хантов и мансей: кукла «нухуко» (ненецкая) кукла «акань» (хантыйская). Аппликация из ткани, сукна. Рисование и пластилинография орнаментов и узоров национальной одежды. | Задачи: Знакомить с видами орнаментов поясов, подвязок кружев, одежды, предметов быта. Плетение из шерстяных ниток, бисера. Рисунок на бересте. Художественная обработка меха: мозаика из меха. | Задачи: Знакомить с художественными промыслами: вышивка и плетение бисером; резьба по кости, дереву; изделия из металла. Украшения и их символика. |
Работа с родителями
№ | Форма работы | Задачи |
1. | Консультации | Вводить родителей в мир культуры и быта народов родного края. Расширять представление об обычаях и традициях народов ханты и манси. |
2. | Родительское собрание | Формировать уважительное отношение к коренным народам Севера. |
3. | Анкетирование | Сбор актуальной информации. |
4. | Совместные праздники | Приобщать родителей к основам национальных традиций коренных народов Сибири. |
5. | Тематические стенды | Формировать представления о народном декоративно – прикладном творчестве. |
6. | Экскурсии | Приобщать к участию в патриотическом воспитание детей. |
7. | Фото стенды | Вызвать у родителей эмоционально положительное отношение к культуре народ родного края. |
Календарно – тематический план работы педагога.
№ | Форма работы | Сроки |
1. | Определение цели и задач проекта. Составление перспективного планирования. Подбор литературы, наглядно – иллюстрационного пособия Сбор информации из различных источников | сентябрь 2017г. – октябрь 2017г. |
2. | Создание мультимедийных презентаций. Создание картотек: подвижные игр, бесед. Подбор аудио сказок, мультипликационных фильмов. Подбор информации для консультации родителей. Обогащение развивающей среды в группе. | ноябрь 2017 г. – декабрь 2017г. |
3. | Разработка проекта на тему: «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». | Январь 2018г. |
4. | Реализация содержания плана работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с бытом и традициями народов Западной Сибири. | январь 2018г.– апрель 2020г. |
5. | Реализация проекта на тему: «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси, через народное декоративно – прикладное искусство». | март 2018г. – апрель 2018г. |
6. | Посещения музея истории и этнографии. | апрель 2018г. |
7. | Посещение музея под открытым небом «Суеват – Пауль». | май 2018г. |
8. | Выставки детского народного декоративно – прикладного творчества «Народное искусство – своими руками» | апрель 2018г. – май 2018 г. |
9. | Проведение итогового занятия «Подарок народам Сибири своими руками». | май 2018г. |
10. | Организация мини музея на тему: «Культура и быт Ханты – Мансийского народа». | 2018г. – 2020г. |
Календарно – тематический план работы для детей средней группы (4-5 лет)
№ | Тема | Форма работы | Сроки |
1. | Знакомство с родным краем. | Беседы, показ иллюстраций, просмотр презентаций. | январь |
2. | Народы ханты и манси. | Рассказ, беседы, рассматривание картин, народного промысла. | январь |
3. | «Кто в лесу живет? Что в лесу растет?» | Занятие, показ иллюстраций, дидактические и словесные игры. | февраль |
4. | Северный фольклор. | Прослушивание хантыйской музыки. | февраль |
5. | «Народное декоративно – прикладное творчество» «Одежда народов ханты и манси» «Орнаменты и узоры одежды Хантов». «Дом народов Севера» | - Показ иллюстраций. - Рассказ - Рассматривание картин - Просмотр презентации. - Рисование орнаментов и узоров. - Беседы - Показ иллюстраций «Чум» - Аппликация. | март |
6. | «Животный и растительный мир нашего края». «Северный олень» «Ягоды, грибы» | - Рассказ - Просмотр мультипликационных фильмов - Чтение стихотворений о нашем родном крае - Рассматривание картины оленя - Пластилинография «Олень». - Чтение художественной литературы - Рисование не традиционным методом(ватные палочки) «Брусничка для гостей». | апрель |
7. | - Изготовление ханта из соленого теста, разукрашивание национальной одежды. - Музей истории и этнографии - «Народное искусство - своими руками» | -Мастер – класс - Работа с родителями. - Экскурсия. - Выставка детского творчества. | апрель |
Литература:
1. Югра: региональный журнал, 2013г. 2. Детские народы подвижные игры.//Составители: А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. 1955г. 3. Шорыгина Т.А. Беседы о русском севере. М., Сфера 2008г. 4. Сказки народов Севера// .составитель В.В. Винокурова Ю. А. Сем. – Л. ,Просвещение 1991г. 5. Край родной. Азбука краеведения – Екатеринбург 2001г. 6 . Югория: Энциклопедия Ханты – Мансийского автономного округа. В 3 – х Ханты Мансийск 2000г. 7. Банников.В.Н. , Петрук О.И. «Изобразительное искуство в национальной школе» - Ханты – Мансийск. Полиграфист 2005. 8. Гончарова Е.В. «Экология для малышей: методические рекомендации для педагогических работников доу/Ханты – Мансийск. Полиграфист. 2005 9. Сказки бабушки Аннэ: Сказки, легенды-Сердловс: Сред. – Урал. Кн. Изд-во 1985. 10.Хозяинова В.В. «Дидактический материал для занятий по декоративно – прикладному искусству: Методическое пособие. Под ред. Т.А. Полуниной И.Д. Ханты – Мансийск: ГУИПП Полиграфист 2001г. 11. Соловар В.Н. , Морокко С.Д. «Хантыйские народные загадки». Ханты – Мансийск. 1997г. 12. Ромбандеев. «Мансийские загадки» 1996г. 13. ЯднеН. Н. «Я родом из тундры», Тюмень 1995г. 14. Богатеева З.А. «Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду»,издательство «Просвещение» 1982г. 15. Куриков В.М. Ханты – Мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третье тысячелетие.- Екатеринбург, 2000. 16. Электронный атлас «Люби и знай свой край родной» 17. Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы/Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997. 240с.: ил.
Интернет ресурсы: http://ds23.admhmansy.ru/upload/iblock/6d9/Картотека_игр_народов_ханты_и_манси.PDF
https://kulturologia.ru/blogs/031013/18947/
http://site-for-girls.ru/xanty-i-mansi-obychai-i-prazdniki/
http://agansk.ru/suvenir/nhpy/index.htm
Сетевое издание Информационный портал "Сибирь-инфо"
Приложение
Картотека бесед (4-5 лет):
- «Знакомство с Родным краем»
- «Знакомство с жизнью и бытом народов Ханты»
- «Мой родной город»
- «Растительный мир Западной Сибири»
- «Животный мир Западной Сибири»
- «Национальная одежда ханты и манси»
- «В гостях у бабушки Анико»
- «Праздники народов Севера»
- «Традиции ханты и манси»
- «Что мы знаем о фольклоре северян?»
- «Жилища и промыслы народов севера»
Картотека подвижных игр (4-5 лет):
- «Северные олени»
- «Олени и пастух»
- «Куропатки и охотник»
- «Льдинки, ветер и мороз»- «Ручейки и озера»
- «Смелые ребята»
- «Рыбки»
Картотека словесных игр (4-5 лет);
Картотека стихов о Родном крае (4-5 лет);
Картотека загадок (4-5лет);
Иллюстрационный материал;
Мультимедийные презентации по темам;
Сборник аудио сказок;
Консультации для родителей;
Мини – проект «Приобщение детей к культуре и быту народов ханты и манси через народное декоративно – прикладное искусство».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"
Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....
Методическая разработка. Интегрированная образовательная деятельность по позновательному развитию с использованием здоровьезберегающих технологий " Жизнь коренных народов Сибири."
Оздоровительные задачи;1 Закрепить умение правильно выполнять упражнения для глаз.2 Закрепить умение выполнять дыхательные упражнения.3 Формирование навыков выполнен...
Консультация для родителей «Коренные жители Западной Сибири»
Консультация для родителей«Коренные жители Западной Сибири»...
Коренные народы Западной Сибири
В Западной Сибири проживает сегодня более 125 национальностей, из них 26 коренных малочисленных народов. Крупнейшими по численности населения среди этих малых народов являются ханты, ненцы, манси, сиб...
Проект "Приобщение обучающихся дошкольгого возраста к культуре и быту коренных народов Западной Сибири посредством метода "Интеллект - карта"
Краткая аннотация проекта В «Конвенции о правах ребёнка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года) в статье 29 определено, что обр...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - воспитате...
Сценарий игрового развлечения «Игры коренных народов Севера» ко Дню Сибири «Легенды народов Севера» с детьми дошкольного возраста от 4-ех до 8-ми лет.(фото)
Рабочая группа:Старший воспитатель Симонова И.Б.,Савуляк Л.В.- педагог-психолог, Козлова А.Х., Крупка С.С.- воспитатели разновозрастной группы от 4-8 лет,Магалиева Р.Р., Ахметова И.Ф. - вос...