Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа)
Актуальность.
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Воспитатели высшей категории
Ермилина Мария Анатольевна.
Смирнова Марина Ивановна
Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека. Совокупность знаний, умений, навыков - результат этой деятельности, взятый в своем высшем проявлении - искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств. Нельзя быть патриотом, не чувствуя своей личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Российский патриотизм унаследовал лучшие и богатые традиции прошлого, сложился на принципиально новой основе и является патриотизмом нового, высшего типа.
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств мы ведем в своем садике. Опыт подсказывает, что уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран, почему ее называют Россией.
Актуальность.
Нравственно-патриотическое воспитание сегодня — одно из важных звеньев в системе воспитательной работы дошкольников. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженикам и результатам их труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи:
-формирование нравственно-духовных особенностей личности;
-формирование чувства гордости за свою нацию;
-формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа;
-формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Формы работы по нравственно- патриотическому воспитанию.
- Создание развивающей среды по нравственно -патриотическому воспитанию;
- Тематические занятия;
- Взаимодействие с родителями;
- Взаимодействие с социумом (экскурсии по селу, в музеи, библиотеку, пожарную часть, участие в праздниках ДК)
Формы воспитания у детей патриотических чувств разнообразны - это и беседы о Родине, о делах народа, великих открытиях, и природе, о хороших людях, чтение рассказов и стихов на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, проведение целенаправленно выбранных игр. Ну и самое главное - личный пример воспитателя и родителей, работа с родителями в направлении патриотического воспитания (стенды, беседы).
Основной механизм нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Чувства: эмоционально-ценностные позиции по отношению к окружающему миру
Нравственно-патриотические компетенции через познавательное насыщение;
Становление нравственно-патриотического поведения (поступки)
Цель:
Воспитание нравственной личности ребенка, приобщая его к истокам р
Задачи:
Прививать интерес к духовной культуре народов через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство
Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
«Воспитание детей – самая важная область нашей
жизни . Наши дети- это будущие граждане нашей страны и граждане мира»
А.С.Макаренко
У нас проводились образовательные области по следующим блокам: «Я и моя Родина – Россия». Знакомя детей с государственными символами страны, мы воспитываем уважительное отношение к флагу, гербу и гимну нашей страны. Рассказываем о трудной, но почетной обязанности каждого гражданина – защищать Родину.
С целью выявления результативности, проведенной нами работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с родным селом, государственной символикой России, культурой и традицией родного края были повторно предложены детям вопросы, в ходе анализа которых стало возможным определить степень представлений о родной стране.
В нашем ДОУ уделено огромное внимание такому великому празднику как «День Победы» ставшему, по сути, народной традицией. наша задача, педагогов дошкольных учреждений, очень ответственна - заложить фундамент, основу патриотических чувств, любви к своему Отечеству, уважению к подвигу советского солдата в Великую Отечественную Войну, и гордости за нашу современную Российскую Армию.
Очень важно формировать у детей образ воина-защитника. Такой великий праздник, как День Победы, является связующим звеном, объединяющим фактором для разных поколений, разных национальностей, разных религий. Слушая песни и стихи о Родине, о войнах, о труде, о природе родной страны, дети учатся печалиться, радоваться, ощущать свою причастность к героическому подвигу русского народа.
Организуя спортивные праздники и развлечения, посвященные защитникам Отечества, мы помогаем детям ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к великим памятным событиям страны.
К нам приходят интересные гости. Они рассказывают нам о прошлых годах нашего села, о различных профессиях.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.
Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека, даем детям возможность познакомиться с историей народа, его укладом жизни и народной мудростью:
«Широкая Масленица», «Рождественские посиделки», «Колядки», хороводы и танцы любовно воспевали травушку-муравушку, кудрявую берёзку, цветущую калину.
Хочется отметить, что много атрибутов создаётся к праздникам и развлечениям, шьются народные костюмы. Мы сшили сарафаны, блузы и кокошники для девочек, а также косоворотки и картузы для мальчиков. В каждой группе у большинства детей есть свои костюмы для проведения русских народных праздников.
Активно участвуем в жизни района, выставляем свои поделки, рисунки. Участвуем в танцевальных и вокальных конкурсах.
Достижения дошкольников.
Дети:
-овладели достаточным для их возраста объемом представлений и понятий о ценностных качествах личности человека, о нормах и правилах поведения в обществе, о важнейших событиях истории России и её народов;
- проявляют положительные эмоции по отношению к окружающему миру;
- адекватно оценивают поступки и поведение героев литературных произведений и своих сверстников, а также свои собственные;
- проявляют интерес и стремление участвовать в общественно полезном труде и социальных акциях;
-стремятся избегать плохих поступков, учатся отвечать за свои поступки;
-активно и успешно участвуют в детских мероприятиях ДОУ и района.
Подводя итог, можно говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания патриотического чувства у детей.
Вывод:
Таким образом, можно сделать вывод, что Культурно-досуговая деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству и традициям русской народной культуры, что формирует нравственно-патриотические качества.
Никто не учит маленького человека:
«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,
попирай красоту, выше всего ставь свое личное».
Все дело в одной, в очень важной закономерности
нравственно-патриотического воспитания.
Если человека учат добру - учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...
Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».
Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация: "Проектная деятельность как средство формирования целостности картины мира у детей старшего дошкольного возраста....
Статья на тему "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
Статья "Формирование социально – нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста"
В современном мире тема социально - нравственного воспитания подрастающего поколения становится все более актуальной. Нынче материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искаже...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...
«Экспериментально-исследовательская деятельность как средство формирования основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста».
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с те...