Культурно-досуговая деятельность как средство формирования нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Харламова Виктория Александровна

Описание опыта работы музыкального руководителя

Харламовой Виктории Александровны по теме: "Культурно-досуговая деятельность как средство  формирования нравственно-патриотических качеств  у детей старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_harlamova.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 5 «СОЛНЫШКО»

РЫЛЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Описание опыта работы музыкального руководителя

Харламовой Виктории Александровны

        

        

Тема: «Культурно-досуговая деятельность как средство

формирования нравственно-патриотических качеств

у детей старшего дошкольного возраста».

        

г. Рыльск

2015

Я - музыкальный руководитель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад № 5 «Солнышко» Рыльского района Курской области, Харламова Виктория Александровна, хочу поделиться опытом своей работы с детьми.

           Каждый день встречаю ребятишек в детском саду и проживаю вместе с ними эту маленькую очень важную часть их жизни - дошкольное детство. В детский сад приходят разные дети: озорные и тихие, контактные и замкнутые... Я стараюсь помочь каждому ребенку самореализоваться, дать ощутить пусть маленький, но успех, чтобы он почувствовал в себе уверенность, силу и желание творить. Раскрыть заветную дверь во внутренний мир ребенка помогает правильная организация культурно-досуговой деятельности. Участие в праздниках и развлечениях раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной среде.

Культура охватывает всю творческую созидательную деятельность человека. Совокупность знаний, умений, навыков - результат этой деятельности, взятый в своем высшем проявлении - искусстве, так и включающий все, что создано руками человека. В современных условиях особую актуальность приобретает вовлечение ребенка дошкольного возраста в процесс освоения культуры, которая обладает огромным потенциалом в преодолении духовно-нравственных проблем воспитания. Именно этот возрастной период, как показывают исследования ученых, является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к  культуре своего народа, своей страны. В этот период чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни ребенка и поэтому определяют его активность и степень развитости интереса, выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей, выражают отношение ребенка к окружающему миру. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни, рассказы и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому прошлому России.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Нельзя быть патриотом не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши деды и прадеды.

Идея опыта:  сформировать уважительное отношение к старшему поколению, героическому прошлому нашего народа через организацию культурно-досуговой деятельности.

1. Условия формирования опыта

 Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования центральной задачей ставит развитие целостной личности ребенка. Отсюда вытекает необходимость помочь дошкольникам сформировать индивидуальные интересы, способности и культурные потребности. Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.

    Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Музыкальная деятельность, музыкальное искусство способствует нравственному и патриотическому становлению человека, формированию его как личности.

   В нашем детском саду отводится немало времени патриотическому воспитанию детей. Но главным показательным моментом привлечения ребенка к патриотизму – является праздник. Детям приносит радость не только само мероприятие, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, костюмами, народным творчеством.

     Праздники детства оставляют яркий след в душе ребенка. Они не только позволяют ребенку повеселиться, они воспитывают умение жить в коллективе, создают накопление опыта общественного поведения. Интересный праздник побуждает интерес к творчеству, делает ребенка добрее, отзывчивее, является важным фактором в формировании маленького человека.

      Цель моей работы - нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через всестороннее гармоничное развитие. Сформировать духовно-нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

Для достижения поставленных целей я поставила перед собой следующие задачи:

  1. Формировать у детей патриотические чувства, ответственность и уважение к истории и культуре родной страны, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы (героизм, мужество, честность, отзывчивость).

  1. Воспитывать чувство гордости, любви и уважения к своим предкам, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

  1. Воспитывать у детей чувство собственного достоинства как представителей своего русского народа. Формировать потребность подражать героям ВОВ в ловкости, смелости, в стремлении быть похожим на них.
  2. Воспитывать у дошкольников любовь к музыке, движениям и потребность к артистическому воплощению в сотрудничестве с педагогами и родителями.
  3. Научить слышать, слушать и понимать музыкальные произведения, чувствовать их красоту и эмоционально выражать свои восприятия через пение, движение, танец, театрализацию.
  4. Обеспечить единство в работе ДОУ, семьи и учреждениях социума по нравственно-патриотическому воспитанию.
  5. Создать  условия  для  обогащения  педагогического  опыта  воспитателей  и специалистов ДОУ по культурно-досуговой деятельности.

2. Теоретическая база опыта

Свою работу я начала с изучения и анализа соответствующей литературы: "Как рассказывать детям о музыке?" Д.Кабалевского, "Эстетическое воспитание в семье" Л.Михеевой, "Теория и методика музыкального воспитания в детском саду" Н.Ветлугиной, А.Кенаман; инновационные программы "Музыкальные шедевры" О. Радыновой, "Ладушки" И.Каплуновой, И.Новоскольцевой, "Танцевальная мозаика" С.Слуцкой, "Цветные ладошки" И.Лыковой, статьи из журналов "Дошкольное воспитание", "Музыкальный руководитель", "Музыкальная палитра", "Справочник музыкального руководиетля", "Музыкальный оливье".

        При разработке сценариев досугов использую здоровьесберегающие технологии: пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, логоритмические комплексы. Сценарии составляем вместе с воспитателями, инструктором по физическому воспитанию. В конце каждого квартала проводятся итоговые, а также доминантные мероприятия по определённому виду деятельности. Они подводят итог проделанной работе, закрепляют знание репертуара по данному виду музыкальной деятельности (восприятию музыки, музицированию, музыкально-ритмическим движениям и т.д.).

Правовой основой патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации, Закон РФ «Об образовании», «О днях воинской славы (победных днях, Указ Президента Российской Федерации «О концепции национальной безопасности Российской Федерации», государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 года».

В своей практической деятельности делаю акцент на развитие креативного мышления, воображения, стараюсь удовлетворить эстетические, творческие интересы и потребности каждого ребёнка. Для этих целей мною составлена картотеку этюдов и упражнений на развитие эмоций, мимики, жестов; картотеку с упражнениями пальчиковой, дыхательной и артикуляционной гимнастик и динамических минуток.

В результате моей работы с детьми культурно-досуговая деятельность в нашем ДОУ вышла на качественно новый уровень. Праздники и развлечения стали более многогранны и привлекательны. У детей появилась заинтересованность в процессе как индивидуального, так и коллективного творчества.

3. Актуальность и перспективность опыта

      Сегодня мы особенно остро понимаем, что проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных. Поэтому уже с дошкольного возраста мы формируем и воспитываем любовь к семье, городу, своей малой Родине, уважительное отношение к защитникам Отечества, культурному достоянию своего народа, приобщаем к родному слову. Этому способствует музыка.

    В настоящее время в нашу жизнь стремительно ворвалась западная культура - музыка, фильмы, книги, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику. Настораживает то, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетьями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. Современный космополитизм постепенно деформирует чувства патриотизма, любви к Родине в российском обществе. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота.

4. Научное обоснование опыта

    Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру. Задумываясь об истоках патриотических чувств, всегда обращаются к впечатлениям детства: это и дерево под окном, это и улица, по которой ходил, и родные напевы, и поразившие когда-то факты и события – это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

    К сожалению, в конце прошлого века патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

    Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных, потому что по мере взросления у детей как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма» (А. Я. Бруштейн) (Цит. по: Козаковой 2003), требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным.

    Следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять. Данная проблема не нашла должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Характерной особенностью исследований, связанных с воспитанием патриотизма у детей дошкольного возраста, является обращение к отдельным аспектам проблемы. Так, в работах Т.Н. Дороновой довольно отчетливо прослеживается идея патриотического воспитания, но понятие "воспитание патриотизма" не используется; в исследовании С.Н. Николаевой патриотическое воспитание рассматривается в русле экологического воспитания; Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова, В. И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А Ноткина, О.Л. Князева, М.Д. Маханева, Е.В. Пчелинцева; Л.Е. Никонова, Е.И. Корнеева и другие делают акцент на приобщение детей к культурному наследию народа. Исследователи С.А. Козлова и Т.А. Куликова предлагают одно из решений проблемы воспитания патриотизма у детей-дошкольников через познание Родины-России.

5. Трудоемкость опыта

Трудности в реализации данного опыта заключаются в следующем:

  1. Низкое познавательное развитие детей.
  2. Низкая заинтересованность родителей.
  3. Не все воспитатели могут организовать и руководить деятельностью детей в данном направлении на высоком методическом уровне.
  4. Могут быть упущены отдельные направления работы из-за большого объёма изучаемого материала.

Добиться эффективных результатов в воспитании и обучении детей можно только в сотрудничестве с семьей. Семья играет главную роль в жизни ребенка, поэтому я стараюсь привлекать родителей к своей работе. При этом ставлю перед собой определенные цели: приобщить родителей к процессу духовно-нравственного и патриотического воспитания детей в семье и ДОУ, организовать досуг детей и родителей, воспитывать нравственно, физически и психически здоровых  и хорошо подготовленных к школе детей.

Совместная работа с семьей позволяет объединить педагогическое воздействие на ребенка.  В результате проведенной работы, число родителей, принимающих участие в совместных культурно-досуговых мероприятиях за два года значительно выросло. Результатом такой работы являются различные формы взаимодействия.

Формы сотрудничества

Интерактивная

Просветительская

Традиционная

  • Практикумы
  • Анкетирование
  • Привлечение к театрализованной деятельности (роли)
  • Участие в выставках, фото, творческих конкурсах
  • Привлечение к изготовлению костюмов

  • Консультирование
  • Устные сообщения
  • Статьи в музыкальных уголках
  • Тематические встречи
  • Детская фонотека

  • Родительские собрания
  • Тематические праздники
  • Концерты
  • Участие в спортивных соревнованиях

 В свете новых требований ФГОС ДО в дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания. Одним из самых простых и одновременно самых действенных способов взаимодействия с родителями и социумом, лично для меня является размещение роликов проведенных праздников и досугов моих воспитанников в социальных сетях, а также в педагогических и родительских сообществах.  Логичнее всего размещение видеоматериала на сайте детского сада или группы воспитанников. Именно там, как правило, происходит обсуждение и обмен мнениями. Размещая видеоматериал в сети Интернет, взаимодействие с коллегами, родителями и социумом  организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения и общения, приводящие к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию значимых задач в области художественно-эстетического развития дошкольников. Этой частью моего педагогического опыта заинтересовался специализированный журнал «Музыкальный оливье», предложивший сформулировать методические рекомендации по размещению видеороликов для взаимодействия с семьями воспитанников и коллегами. Что было мною успешно реализовано.   Умение использовать возможности сети Интернет сегодня не просто веяние времени, а жизненная необходимость. Хочется надеяться, что мой личный опыт поможет коллегам-педагогам результативно использовать информационно-коммуникационные технологии для повышения эффективности образовательного процесса и взаимодействия с родителями.

   С коллегами я также провожу консультации, мастер-классы, выступаю на педсоветах.

В настоящее время мы наблюдаем резкие перемены в эстетических взглядах, стилях оформления помещений. Поэтому этой важной работой у нас увлечены все педагоги. В оформлении центральной стены мы активно используем объёмные элементы (цветы, банты), драпировки из ткани по краям стены (функция рамки), сюжетную живопись на ткани. Живописные холсты хорошо хранятся, их можно дополнять различными элементами, эффектно выглядят на фотографии и видеосъёмке. Невозможно представить праздник в детском саду без декораций, атрибутов, аксессуаров. Грамотно подобранная тема, стиль, сочетание цветов, форма украшений создают неповторимую атмосферу, образ праздника. В создании нашей коллекции мы используем современные безопасные материалы, лёгкие и эстетичные, легко трансформирующиеся.

Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для взрослых персонажей. Для нас работа с праздничными костюмами доставляет огромное удовольствие, ведь в итоге расширяется музыкально-игровой материал, появляется творческая свобода в написании праздничных сценариев. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. Я считаю, что и «взрослый артист», и «артист-ребёнок» должен выглядеть безупречно, или хотя бы нужно стремиться к этому. Мы отдаём предпочтение недорогим, но эффектным тканям. Это креп-сатин, габардин и т.п.

Конечно же, ни один даже самый опытный педагог не сможет перечислить все слагаемые успешного праздника. Новое время диктует новые требования, поэтому творческому педагогу всегда есть куда развиваться, куда прилагать свои знания, умения и способности.

Главным достижением педагогов в работе по музыкальному воспитанию является умение работать вместе, объединяя усилия заведующего, старшего воспитателя, музыкального руководителя, всех воспитателей и родителей в единую творческую команду.

6. Технология опыта.

Сущность опыта: 

Содержание моего опыта представлено по 3 частям:

Теоретическое направление предусматривает знакомство со страницами истории нашего Отечества,  малой родины – рыльского края, Великой Отечественной войны.  Кроме традиционных форм работы (бесед, чтения книг), я обратилась к форме интегрированных занятий. При использовании новых технологий дети имеют возможность посмотреть фрагменты фильмов о Великой Отечественной войне, о нашем городе, услышать песни местных авторов, песни военных лет и сами их исполнить. Многие родители и педагоги дружно откликнулись на воплощение проекта “Моя семья в годы войны”. Презентации фотографий, рассказы детей и взрослых, оформление газет вылились в сценарий праздника, который будет проведен в мае 2015 года. Необходимо отметить, что теоретические занятия представляют собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл, позволяющий обогащать себя знаниями и переживаниями нашей истории. В своей деятельности я использую такие формы работы, как режимные моменты, совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с семьей.

     Подготовленная почва детского восприятия стала благодатной для практических занятий.    Знакомя детей с богатыми народными традициями, песенным творчеством, танцами, народными промыслами, интересными обрядами, стремлюсь формировать их музыкальный вкус. Фонотека нашего ДОУ постоянно пополняется современным репертуаром: авторов Н.Поляковой, И. Русских, А.Чугайкиной, М.Басовой, А.Евтодьевой, Т.Петровой. Очень помогает в работе музыкальное приложение к журналам «Музыкальный оливье», «Справочник музыкального руководителя», а так же непосредственный контакт с современными композиторами, пишущими музыку для детей. Песни «Расскажи мне, дедушка», «Про папу», «К нам гости пришли»,  я сразу же включила в работу по патриотическому воспитанию. Дети с интересом восприняли новые для них песни и с радостью откликаются на их характер и темперамент.

    В течение 2013 – 2015 гг. мною подготовлен и проведен цикл культурно-досуговых мероприятий (утренников, развлечений, интегрированных занятий) в содержании которых нашли отражение народные и патриотические праздники. Сценарии успешно апробированы на практике. Содержат лёгкий для запоминания стихотворный материал, интересные песни в народной и современной аранжировке, несложные в постановке танцы, игры, конкурсы. Сценарий тематического занятия «Моя малая родина» опубликован мною на сайте «Инфоурок», что подтверждается свидетельством о публикации (ноябрь 2014). Сертификатом подтверждается мое участие во всероссийском конкурсе «Сценарий праздника», организованного сайтом «Дошкольники», где был представлен сценарий праздника, посвященного Дню Победы (ноябрь 2014).  Дипломом подтверждено моё участие во всероссийском конкурсе для педагогов и музыкальных руководителей «Творим для детей», организованного информационно-издательским центром «Оливье» (декабрь 2014) со сценарием «Спасение страны патриотов».

   Развитие и воспитание детей – это развитие творческого потенциала малыша, возможность проявления индивидуальности каждого ребёнка. Поэтому особое внимание я уделяю творческому направлению. Малыш не всё умеет выразить словами, и тогда на помощь приходит творчество. Наши дошкольники приняли участие в районной августовской конференции (2013) с хореографической композицией «Закаты алые», с этой же композицией наши воспитанники стали победителями Х Всероссийского конкурса «Таланты России» (октябрь 2014); во Всероссийском творческом конкурсе «Талантоха» (октябрь 2014) коллектив старшей группы стал победителями в номинации «Хореография», участники награждены дипломом.  В их работах можно увидеть сильный положительный эмоциональный всплеск и личное бережное отношение к историческому прошлому нашей Родины.

      В марте 2015 года в стенах нашего дошкольного учреждения стартовала патриотическая акция “Я помню! Я горжусь!”, посвященная празднованию 70-летней годовщины Великой победы. Творческим коллективом ДОУ под руководством заведующей Берловой И.С. был разработал план по подготовке и празднованию 70-летней годовщины Великой Победы. План разработан с учётом того, что взрослый (педагог, родитель) должен понимать: воспитание начал патриотизма и первых чувств гражданственности – это вовлечение маленького гражданина в социальную жизнь, его непосредственная связь с теми ближайшими и доступными объектами, которые его окружают. Реализация поставленных задач основывалась на системе методических приёмов, выстроенной годами работы нашего учреждения. Чтобы быть услышанными и понятыми детьми, мы выделили всё те же три ведущих направления: теория, практика, творчество. Что может малыш, постигая эти направления? Очень многое, если его верными спутниками будут и воспитатели и родители. Поэтому в основу всех мероприятий был положен принцип триединства – ребёнок, воспитатель, родитель.

    Организуя работу по данному направлению, я прекрасно понимаю, что нельзя не задействовать в ней родителей. Так, стало традицией проводить детско-родительские праздники. Организуя культурно-досуговое мероприятие, я всегда стараюсь, чтобы праздник был насыщен совместной деятельностью, в которой участвуют воспитанники, родители, старшие братья и сёстры, бабушки и дедушки. Таким образом, осуществляется не демонстрация успехов детей, а общий праздник, на котором радостное настроение и у детей, и у родителей уже потому, что они вместе поют, танцуют, играют. Подтверждением моих слов может служить тот же проект «Я помню! Я горжусь!», в котором приняли участие все – от детей, родителей, бабушек и дедушек, до воспитателей (включая младших), педагогов и заведующей. С гордостью и благоговейным трепетом делились участник проекта фотографиями своих родных, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. Эти снимки займут самое достойное место при оформлении нашего музыкального зала к грядущему Празднику Победы. Готовя такие мероприятия, для меня очень важно донести до детей, к счастью, не познавших войны, дыхание тех суровых дней, мужество и стойкость их дедов. Как важны эти священные минуты для ребёнка, когда так ясно ощущается связь поколений, связь прошлого и будущего.

    В соответствии с годовым планом провожу консультации по вопросам музыкально - эстетического образования дошкольников, а так же уделяю внимание индивидуальной работе по обучению педагогов элементам танца, исполнению песен. Оказываю помощь педагогам в организации и проведении тематических занятий, насыщая занятия музыкальным материалом, художественными образами, широко применяя информационно-коммуникационные технологии. Так, при проведении цикла интегрированных занятий, по ознакомлению с малой Родиной наши воспитанники с удовольствием посмотрели видеопрезентацию о возникновении нашего города, собранную из лучших фотографий достопримечательностей Рыльска и озвученную «Песней о Рыльске» местного композитора Алексея Бондарькова. При проведении праздников, посвященных Дню Победы, я использую видеоряд о ветеранах и участниках Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

     

  1. Результативность опыта.

     Для оценки деятельности по формированию нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста мной была разработана диагностика, в ходе которой определяется уровень знаний детей и устанавливается личностный компонент. При этом учитывается активное участие детей в различных видах деятельности. Систематическая работа позволяет к концу дошкольного возраста накопить достаточно большой запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Речь детей становится более образной, расширяется кругозор и словарный запас, усиливается познавательный  интерес. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что-то новое, свое.         

Результаты педагогической деятельности подтверждает диагностика уровня развития детей. За два года моей работы по духовно-патриотическому воспитанию увеличился высокий и средний уровень усвоения детьми материала. Можно сказать, что основная масса детей имеет хорошее представление о героическом прошлом нашей Родины, знает историю своего города, семьи, выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа.

Таким образом, работая над формированием нравственно-патриотических качеств  посредством культурно-досуговой деятельности, в коллективе воспитанников создана обстановка раскованности, творческого подъёма. В самостоятельной деятельности дети с удовольствием импровизируют, участвуют в концертах и развлечениях. Интеллект ребёнка заметно насыщен первоначальными представлениями об истории и культуре малой Родины. Детская творческая продукция стала более содержательной. Всё это закладывает основы гражданского воспитания, формирует патриотизм и нравственную культуру.

Анализируя опыт работы по организации и проведению досуга дошкольников, я сделала вывод, что есть резерв в совершенствовании этого вида деятельности.

Постепенно ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, группы, творческого коллектива, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно  становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в  нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта на тему «Формирование нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию и воспитателей через проектный метод деятельности»

Цель данного опыта - целостное развитие личности ребенка, его познавательые и творческие способности на основе взаимодействия музыкального руклвлдителя, инструктора по физическому воспитанию и воспита...

Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"

Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...

Проектная деятельность в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Мое наследие"

Проектная деятельность в ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста "Мое наследие"Цель: приобщение детей дошкольного возраста к национальной культу...

Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»

Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...