Региональный компонент на тему: «Путешествие по Кавказским Минеральным водам»
проект (подготовительная группа)

Глоба Оксана

Основной целью регионального компонента  является воспитание познавательного интереса и любви к своей малой родине, воспитание уважения к культурным традициям народов, живущих рядом. Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них те черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Предлагаемый конспект НОД является итоговым к проекту «Региональному компоненту города Ессентуки»  в подготовительной группе «Зайки» № 3. В ходе проведения НОД были использованы следующие  интегрированные области:  - физическое развитие, коммуникация, познавательное, речевое, музыкальное, художественно творческое.  Музыкально-дидактические игры.  ИКТ - технология (проектор, презентация.) Разнообразие предлагаемых  заданий в игровой форме способствует  созданию особой атмосферы творчества, воспитание чувство гордости, расширение кругозора, любознательности, интереса к истории родного города  и радости у детей. Привлекательность и яркость образов дает возможность активного включения каждого ребенка в  региональный компонент, развитие чувства ответственности и гордости за достижение г. Ессентуки.  Деятельность, данного проекта обеспечивает  достижение высоких результатов при их выполнении. Активное  сотрудничество педагога и ребенка, а также взаимодействие  с родителями воспитанников способствует развитию речи и коммуникативных способностей нравственно – патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_puteshestvie_po_gorodu_essentuki.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЕССЕНТУКИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно – эстетического развития воспитанников №14 «Сказка»

Региональный компонент

в подготовительной группе

по познавательно- исследовательской деятельности

 «Путешествие по Кавказским минеральным водам»

                                                         Составил воспитатель: Глоба О.В.

г.Ессентуки

2020г.

Пояснительная записка

Основной целью регионального компонента  является воспитание познавательного интереса и любви к своей малой родине, воспитание уважения к культурным традициям народов, живущих рядом. Знакомство детей с родным краем, с историко-культурными, национальными, природными особенностями формирует у них те черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.

Предлагаемый конспект НОД является итоговым к проекту «Региональному компоненту города Ессентуки»  в подготовительной группе «Зайки» № 3. В ходе проведения НОД были использованы следующие  интегрированные области:  - физическое развитие, коммуникация, познавательное, речевое, музыкальное, художественно творческое.  Музыкально-дидактические игры.  ИКТ - технология (проектор, презентация.) Разнообразие предлагаемых  заданий в игровой форме способствует  созданию особой атмосферы творчества, воспитание чувство гордости, расширение кругозора, любознательности, интереса к истории родного города  и радости у детей. Привлекательность и яркость образов дает возможность активного включения каждого ребенка в  региональный компонент, развитие чувства ответственности и гордости за достижение г. Ессентуки.  Деятельность, данного проекта обеспечивает  достижение высоких результатов при их выполнении. Активное  сотрудничество педагога и ребенка, а также взаимодействие  с родителями воспитанников способствует развитию речи и коммуникативных способностей нравственно – патриотического воспитания.

Региональный компонент на тему: «Путешествие по Кавказским минеральным водам»

Задачи:

1.Заинтерисовать и увлечь детей различными игровыми сюжетами, развивать способность ребенка понимать игровую ситуацию. (создать сюрпризный момент)

2.обобщить знание детей с родным краем, о его растительном мире. 3.Уточнить представление детей о родном городе, крае.

4. Развивать понимание детей обращенной к ним речи, выполнять игровые действия.

5.Воспитывать интерес, гордость и любовь к родному краю.

6. Выводы инсценировки.

Цель: Закреплять умение детей рассказывать о том, что они знают о своем городе: об исторических и памятных местах родного города, о городе современном и городе в прошлом. Воспитывать чувство гордости за наш родной город через художественно-эстетическое восприятие (чтение стихотворений, прослушивание песни о городе Ессентуки, инсценировка фрагмента к легенде о городе Ессентуки). Расширять кругозор детей, развивать любознательность, воспитывать любовь и интерес к истории родного города. Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.

Интегрированные области:

- физическое развитие;

- коммуникация;

-познавательное;

- речевое;

- музыкальное.

-художественное творчество

Оборудование материал:

1 Слайдовая презентация.

2 Выставка:  минеральная вода, фарфоровый стаканчик, целебные травы, лечебная грязь и голубая глина.

3 Музыкальное сопровождение.

4 Ватман, иллюстрации с изображением достопримечательностей города курорта, иллюстрации с изображением необычных зданий, построек.

Ход занятия.

Организационный момент:

Обращается к детям:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –

Утро доброе  начнётся.
– Доброе Утро!!!

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей) Я предлагаю вам отправиться в путешествие.  (слайд № 1). А куда вы сейчас узнаете? Ребята посмотрите, куда мы попали? Мы с вами находимся в краеведческом музее.  Этот музей играет важную роль в культурной жизни города, ведь с помощью своих экспонатов он знакомит посетителей с памятными страницами в истории города  Ессентуки. (слайд № 2) Перед глазами посетителей проходит вся история города, запечатленная в бесчисленных экспонатах.  (слайд № 3,4,5) А вы знаете, почему наш город называется Ессентуки? Я расскажу вам сейчас одну легенду.  Старинная легенда рассказывает о том времени, когда эти места были пустынной степью. Молодая семья с ребенком остановилась здесь на ночлег. Малыш был очень слаб: он часто болел, плохо ходил, и на его нежной головке волосы почти не росли.  Утром мать увидела, что сына нет, и бросилась на поиски. Она нашла его у источника, где мальчик умывался и пил прохладную вкусную воду. Малыш повеселел, окреп, а через некоторое время на его голове стали расти густые, блестящие волосы. С тех пор, гласит легенда, люди стали называть эту небольшую речушку Ессентук, что значит "живой волос". А в километре от устья реки Ессентук, на ее правом берегу был заложен военный казачий  редут Станицы Ессентукской, будущего города Ессентуки.  

Скажите ребята, а какое сейчас время года (ответы детей) Правильно осень и все дорожки устланы листьями и нам дальше не пройти, но у меня есть волшебные листья, которые нам помогут пройти. Нам нужно выложить дорожку из листьев.  (Дети выкладывают дорожку) Мы пришли с вами к бювету (изображение слайд№3)

Ребята посмотрите, что же у нас тут? (ответы детей минеральная вода).

(Минеральные воды №4,№17,№20) Целительные свойства нарзана  заключаются в полезных солях, которыми богат нарзан. Они помогают вернуть людям здоровье.   Оказывается, пока вода поднимается из недр земли, она впитывала в себя полезные соли. Вот в чем секрет исцеляющей силы нарзана. (Дети рассматривают воду, разлитую по стаканам индивидуально каждому) (слайд № 6,7,8,9,10)

Нарзан  много пить нельзя, люди приезжающие на Кавказские минеральные воды пьют нарзан по назначению врача.  Ребята, скажите какая вода, течет у нас из-под крана (ответы детей)

Ребята, а скажите, человек может прожить без воды? Ответы детей

Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент с водой: перед детьми стоят стаканы с прозрачной водой, гуашь черного цвета, кисточка.

Эксперимент:

Воспитатель: Ребята понюхайте воду, имеет ли вода запах? Ответы детей (нет) смотрите, я отлила немного воды в пиалу, и она приняла форму блюдца. Смотрите,  вода не имеет формы.  А теперь опустите игрушку в стакан. Посмотрите, видим ли мы игрушку, (Ответы детей конечно да) А как вы думаете, мы можем изменить цвет воды? (ответы детей)

Я предлагаю вам   добавить в воду немного краски и размешать, что получилось? (Ответы детей) вывод: Вода не имеет запаха, цвета принимает форму любой емкости.

Вот ребята мы провели эксперимент с простой водой.

Сердцем нашего курорта Ессентуки издавна считается Лечебный парк. В парке находится большая часть питьевых и ванных зданий. Это самая старая часть городского ансамбля.

Физкультминутка: Ребята смотрите,  к нам в гости прилетела тучка. Физкультминутка.  (Движение на экране) (слайд №11)

Злую тучку наказали
Ты плохая, ей сказали.              
И она заплакала,
Да кап-кап-кап закапала.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел,
Кап-кап-кап дождик пошел,
Мыши сразу задрожали.
Мыши в норы побежали.
Полетели птицы вниз,
Да птицы сели на карниз.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел,
Кап-кап-кап дождик пошел
Пес по имени Барбос.

Струсил не на шутку.
Еле ноги он унес.

В свою собачью будку.
Припев:
Кап-кап-кап дождик пошел,

Кап-кап-кап дождик пошел
Припев
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,
Шлеп-шлеп-шлеп дождик идет,
Тучку бедную простили,
Тучку с миром отпустили.
Тучка плакать перестала,
А потом совсем пропала.

Посмотрите, куда нас тучка привела. Что же это тут? (ответы детей) А вы знаете, ребята что,  наряду с минеральными водами на курорте Ессентуки широко пользуются грязь озера Тамбукан.  (слайд №12,13)

Давайте рассмотрим лечебную грязь. ( В пиалах разложена грязь,  так же на столе лежат палочки, салфетки), дети трогают с помощью палочек грязь. Воспитатель: ребята, какая грязь жидкая, вязкая? Какого она цвета?

Воспитатель: Этой грязью  лечат  больных с заболеваниями нервной системы, и кожными заболеваниями.

Для больных с заболеваниями органов пищеварения и сердечнососудистой  системы.

Ребята, какая красивая лужайка около озера Тамбукан, но на дворе осень и цветов почти не осталось, давайте посадим цветы на лужайке (дети выкладывают цветы на поляне) во время посадки цветов беседа на тему какие ребята знают осенние цветы, растущие на клумбах города и детского сада. (Астра, хризантемы, бархатцы)

Воспитатель обращает внимание детей на травы –  но  на нашем лугу растут не только цветы, но и лечебные травы. Как вы думаете для чего они? Ответы детей. (слайд №14,15)

 Давайте их потрогаем, понюхаем.  Да  это ребята лечебные травы, растущие  за городом Ессентуки (помочь детям при ответах: их можно заваривать и пить во время простуды.)  Давайте рассмотрим их. Ребята скажите, а что      нужно растениям, чтобы расти? Ответы детей (вода, земля, солнце и воздух)       Ребята отправляемся теперь в горы: (слайд №15)

Физкультминутка «Путешествие»

Мы идем цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)

И цветов букеты соберем (наклоны вперед)

Где-то за высокими горами (поднимаем руки вверх)

Ручеек по камушкам пройдем (ходьба на носочках)

Если встретятся овраги,

Мы овраги обойдем (ходьба назад)

Вот мы и пришли в горы (слайд).

Какой чистый воздух (воспитатель с детьми делает глубокий вдох и выдох два раза)

-Ребята, а воздух можно увидеть? А почувствовать?

Я предлагаю вам провести небольшой эксперимент.

«Что такое воздух? Опыты с воздухом»

ответы детей (Нет.)

- Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух не видит никто, поэтому его называют «невидимкой».- Хотите увидеть воздух? Сейчас мы сделаем фокус. Беру салфетку, кладу  её на стол и легким взмахом веера привожу салфетку в движение, салфетка слетает на пол.

- Почему слетела салфетка?

- Между салфеткой и веером  есть воздух, он и привел салфетку в движение.

Игра с веером

- Хотите почувствовать, как движется воздух? Возьмите веер помашите им.

Что вы почувствовали? (ответы детей)

А сейчас еще один фокус. Что у меня в руке?- Стакан.

- Дети, что в стакане?

- Нет, ничего.

Переворачиваю стакан и медленно опускаю его в таз с водой. Стакан не наполняется водой.

- Что же не пускает воду в стакан?

- Воздух.

А сейчас вы сами превратитесь в настоящих фокусников. Перед вами стоят пиалы с водой поролоновая губка. Ребята я предлагаю, вам опустить губку в пиалу посмотрите из губки выходит воздух, значит, в предметах тоже есть воздух.

Воспитатель - Вдохните  воздух.  Попробуйте, какой он на вкус?

Дети – Безвкусный воздух.

Воспитатель - Вдохните носом воздух. Какого он запаха?

Дети – воздух без запаха.

Чистый воздух не имеет цвета, запаха и вкуса. Ребята давайте  же  все вместе сохранять чистый воздух в нашем городе. А скажите, что для этого нужно ответы детей (не сорить, не спиливать деревья, высаживать новые саженцы). (слайд №15,16)

Я предлагаю вам немного помечтать, каким вы бы хотели видеть наш город?  А чтобы вам было легче, на столе лежат иллюстрации, выберите любую понравившеюся картинку и все месте давайте построим наш город.(дети приклеивают на ватман понравившиеся готовые рисунки с изображением города и фантастическими зданиями). Рассматривание получившейся картины. Воспитатель:  Федя, какую картинку ты выбрал и приклеил? Почему? Аня, а какую картинку выбрала ты?

Костя, а какой ты видишь город Ессентуки в будущем?

Подведение Итогов:

Ребята вы все умницы и умники

И  вот наше путешествие подошло к концу.

Ребята вам понравилось путешествие, а по какому городу мы совершили путешествие? (ответы детей) Чем славится наш город? (слайд №17,18,19)

Где еще мы побывали? (ответы детей)

Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

Что вы узнали интересного?

Воспитатель:

Александр Городницкий — «Ессентуки»

Пока сухая осень
Стоит в Ессентуках,
Деревья гнёзда носят
На согнутых руках,
И лист в оконной раме
В стекло стучится, пьян,
И в парке вечерами
Танцуют под баян.


Пока сухая осень
Не кончилась, пока
Серебряная проседь
На склоне Машука,
Где вкус солёной влаги
За век не стал новей,
И листья, словно флаги,
Приспущены с ветвей, —


Спешите ж, отдыхая,
Болтать о пустяках, —
Пока пора сухая
Стоит в Ессентуках.
Потом дожди зарядят,
Объявится река,

Окончание путешествия:

Добрые слова не лень

Говорить нам целый день,

Всем гостям мы на прощание скажем:

Дружно до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятий по Региональному Компоненту на тему: " Навруз" для старшей группы

Конспект занятий по Региональному КомплексуДля детей старшей группыНа тему : « Навруз»/ Под музыку дети входят в зал друг за другом и останавливаются возле стульчиков. Ведущая в национальном костюме/И...

Конспект. региональный компонент на тему: «Путешествие по Кавказским минеральным водам»

Коспект для воспитателей Ставропольского края по ознакомлению с городом-курортом Ессентуки...

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента на тему: «Путешествие в Уральские горы»

Интегрированное занятие с использованием регионального компонента на тему: «Путешествие в Уральские горы» в подготовительной группе с использованием цифрового микроскопа...

Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента на тему: «Путешествие по Югре» в средней группе.

Занятие по ФКЦМ с элементами регионального компонента в средней группе....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром через региональный компонент по теме "Путешествие по тайге"

Создание условий для познавательного развития детей через ознакомление с природой тайги, с использованием здоровьесберегающей технологии....

Региональный компонент в работе воспитателя (Ставропольский край Минеральные Воды).

laquo;Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает»...