Семинар-практикум по работе с одаренными детьми
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для педагогов, в рамках деятельности группы
«УСПЕШНЫЙ РЕБЁНОК»,
На тему: «Развивающие игры и упражнения для одаренных детей»
подготовила инструктор по физической культуре: Н.Н. Захарова
«Одаренность человека – это маленький
росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать
за ним, сделать все необходимое, чтобы
он вырос и дал обильный плод».
В.А. Сухомлинский
Представленные игры и упражнения для работы с одаренными детьми адресованы всем педагогам, узким специалистам, педагогам доп. образования. Полагаю, что изучив представленный материал, каждый, возьмет для себя что-то новое и познавательное для деятельности с детьми.
Игры и упражнения для развития ритмической способности
Упражнения на развитие чувства ритма
Звучащий ритм служит для воспитания и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и для включения его в речь.
В широком понимании музыкальный ритм – это развёртывание во времени конструкции музыкального произведения.
В узком понимании – это временная закономерность, организация звуков по их длительности.
Ритмической единицей называется длительность отдельных звуков или пауз.
Выделяют три уровня восприятия музыкального ритма: на первом уровне воспринимаются временные отношения звуков, мотивов, коротких фраз. На втором уровне отражается временная структура более крупных музыкальных отрезков – фраз, предложений, периодов. На третьем уровне воспринимается структура произведения в целом.
В младшем возрасте ритмы оформляются лёгкими движениями, производимыми сидя, стоя и в действиях.
Дети встряхивают и развешивают бельё: на первую четверть – взять его, на вторую четверть – встряхнуть, на половинную ноту – повесить бельё на верёвку.
Дети, присев на корточки, изображают лягушек; на две четверти подпрыгивают два раза на месте; а на одну четверть делают прыжок, продвигаясь вперёд.
В старшем школьном возрасте на занятиях используются более сложные ритмы. Фигурные построения усложняются последовательными переходами из одной фигуры в другую, при этом учитываются пространственные соотношения.
Посередине зала мелом нарисована река, на ней обозначены кружки. Это «камешки», по которым можно перейти на другой берег. На четыре восьмых дети поочерёдно прыгают с камешка на камешек и на половинную ноту оказываются на другом берегу.
В ритмическое упражнение обязательно включается речь. Работа над речью проводится комплексно: над звуком, мимикой, жестом, т.е. над всей просодикой. Речевой материал можно разделить на три группы:
1. Движение со словом и жестом.
2. Называние действия группой участников или одним участником.
3. Диалоги, когда а) говорит только один из участников, а второй, слушая, действует молча; б) речевое общение ведётся двумя участниками или группами.
Первая группа упражнений используется в работе с детьми дошкольного и школьного возраста. Дети в разных действиях, положениях, взаимоотношениях активно выражают мысль, предложенную в тексте.
Отмахиваясь от «осы», хором говорят: «Тут оса! Там оса! Ай, боюсь! Ай, боюсь!». С последними словами дети вскакивают и разбегаются.
Дети стоят попарно по кругу, держась за обе руки, вытянутые в стороны, и оживлённо поют песню М. Качурбиной «Мишка с куклою пляшут полечку». В паре один – «мишка», другой – «кукла». Пары идут по кругу:
Мишка с куклою бойко топают,
Бойко топают: посмотри! Топают три раза ногой.
И в ладоши звонко хлопают,
Звонко хлопают: раз, два, три! Хлопают ладонями три раза.
Мишке весело, Мишке весело,
Вертит Мишенька головой.
Кукле весело, тоже весело, «Мишка» обходит «куклу»,
Ой, как весело, ой, ой, ой! А потом «кукла» - «Мишку».
Вторая группа упражнений используется на занятиях с людьми любого возраста, в соответствии с их речевыми и двигательными возможностями. В начале коррекционного курса действие называет педагог, а участники занятия выполняют его все вместе или по очереди. Затем действие называет кто-либо из участников занятия или все делятся на группы: одна группа называет действие, а другая это действие выполняет. Эти упражнения важны для воспитания коллективного ритма.
Один из участников изображает пастуха, другие изображают стадо, свободно расположившись на «лугу» - полу. Пастух ходит вокруг своего стада, имитирует игру на дудочке и говорит:
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
Я всё стадо стерегу.
Ай, ду-ду, ай, ду-ду,
На зелёном, на лугу.
«Стадо» идёт на корточках, щиплет траву и говорит: «Понемножку, понемножку, всю я вычистил дорожку». На условный сигнал все встают и повторяют слова.
Третья группа упражнений проводится в форме диалога, выражающего взаимоотношения двух лиц (или групп). Некоторые из них заключают обращение, просьбу или запрещение для одного из участников, второй молча выполняет или не выполняет действие. В других упражнениях говорят обе стороны диалога.
«Сорока, сорока».
Играющие стоят в кругу и держатся за руки. Девочка – «сорока» в центре. Звучит вступление: дети идут по кругу вправо. «Сорока» скачет влево то на одной, то на другой ноге. В конце четвёртого такта все останавливаются. Дети поют: «Сорока, сорока, где была?». «Сорока» отвечает и показывает движениями, как она мешает кашку:
- Далеко. Кашку варила,
Детушек кормила,
На пороге скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Дети поют. «Сорока» скачет по кругу то на правой, то на левой ноге, дотрагиваясь до плеча некоторых детей (созывает гостей).
С окончанием музыки «сорока» останавливается, к ней подбегают гости. Под весёлую народную мелодию они пляшут. Остальные дети хлопают в ладоши.
Упражнения на развитие чувства темпа
Темп музыки – это скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего частотой чередования основных метрических долей, обозначая число ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмической единицы.
Коррекция нарушений темпа особенно важна для лиц с заиканием, тахилалией, брадилалией, спотыканием, дизартрией, афазией. Нормализация темпа общих движений содействует воспитанию правильного речевого темпа.
С детьми младшего возраста темп движений отрабатывается во время шага и бега, при построениях, в упражнениях с предметами.
На темп бега дети, подняв руки на уровне плеч, бегут друг за другом, подражая полёту самолётов.
Дети идут парами в темпе марша. При переходе на быстрый темп все пары останавливаются, поднимают соединённые руки и образуют воротики, в которые пробегает первая пара и становится последней. При возобновлении темпа пары опять идут.
Со старшими дошкольниками и школьниками отрабатывается темп в упражнениях на построение: движения цепочкой, змейкой, малый и большой круги, несколько кругов. Используются скакалки, бубны, обручи, мячи. Можно давать упражнения с воображаемыми предметами.
Дети стоят в шеренге с обручами в руках. На медленный темп музыки поднимают обручи над головой и медленно опускают их, снова поднимают. На быстрый темп катят обручи по полу и бегут за ними.
По кругу стоят стулья на расстоянии 2-3 шагов один от другого. На темп марша дети идут змейкой между стульями. На темп бега двигаются по внешнему кругу. Музыка замолкает, все садятся на стулья. Снова звучит марш, возобновляется движение змейкой между стульями.
А так же, кроме упражнений в темпе марша и бега, предлагаются упражнения с поскоками, с постепенным ускорением и замедлением тепа и более сложные построения.
Дети бегут и одновременно хлопают в ладони так, чтобы один хлопок приходился на два шага. На речевую команду педагога «гоп» дети переходят с бега на шаг, при этом хлопают уже по-другому: два хлопка на один шаг.
Даётся замедленный шаг, дети идут медленно, делая шаги на выпаде, соблюдая при этом противоположение рук, т.е. при шаге правой ноги вперёд вытягивается левая рука, при шаге левой ноги – правая рука.
Упражнения на развитие чувства метра
Музыкальный метр представляет собой систему соотношений акцентов и неакцентированных долей различных рангов.
Смена метра приводит к перенесению акцента. Занимающимся необходимо дать первоначальное понятие об акценте как об ударном моменте в звучании.
Упражнения на восприятие неожиданного акцента
Занимающиеся идут по кругу, держа в руке бубен. На неожиданный акцент останавливаются и ударяют в бубен.
Занимающиеся стоят в двух шеренгах у противоположных стен зала. У одной шеренги обручи, которые дети (взрослые) тихо качают, держа в правой руке. На неожиданный акцент в музыке или хлопок в ладони дети перекатывают обручи в другую шеренгу. Вторая шеренга, поймав обручи, тихо качает их до следующего акцента.
Упражнения на развитие внимания и наблюдательности
Поставим перед детьми ярко окрашенный предмет и предложим им рассмотреть его. Затем закрываем глаза, убираем предмет, и просим вспомнить и назвать все его детали. Затем достаем предмет и смотрим, какие детали мы не назвали.
Нарисуем этот предмет по памяти.
2. Эксперимент.
Эксперимент, важнейший метод исследования. Эксперименты бывают практические (с целью проверки и сравнения) и мысленные. Мысленный эксперимент предлагает решить следующие задачи: Что можно сделать? Что будет, если…? Почему? Откуда?
Экспериментирование – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами. Например:
Определим плавучесть предметов.
Как вода исчезает.
Луч света (с помощью фонарика попробуем определить, как разные предметы пропускают свет).
Эксперимент с магнитом и металлами.
Эксперименты с отражениями.
3. Дивергентное мышление.
Дивергентная задача – это задача, имеющая не один, а много правильных ответов. Данный вид мышления тесно связан с воображением и служит средством порождения большого количества оригинальных идей. В ходе выполнения задач дивергентного типа развиваются важнейшие исследовательские навыки ребенка, такие, как креативность, оригинальность, беглость (продуктивное мышление), гибкость и др.
Упражнения:
- Нарисуй букеты в каждой вазе.
- С помощью геометрических фигур предложить детям составить разные стилизованные изображения.
- Вырезаем из картинок фигуры разных форм и наклеиваем их на листок картона.
Подраздел дивергентных задач – вербальные задачи.
Простое задание – составить как можно больше предложений из предложенных педагогом слов (например: солнце, утро, птицы; дети, игрушки, песочница; автомобиль, водитель; и т. д.).
Сложные задания – возьмем слова, не связанные между собой, и предложим детям составить из них как можно больше предложений. Например: космос, автомобиль, слон или автомобиль, огромный как слон летал в космосе или автомобиль, на котором перевозили слона, казался огромным, как космос) и т.д.
Усложним задание – назовите характерные черты животных, предметов, явлений и др. (например: слон большой, добрый, огромный, медлительный, сильный).
Еще одно отличное средство развития дивергентного мышления – это сочинение сказок.
Психологические игры на развитие любознательности
Очевидная надпись
(с 6 лет)
Цели: Эта игра может быть прекрасным завершением учебного дня — в нее хорошо играть, когда Вы отпускаете детей домой. Она дает Вам возможность вступить в контакт с каждым ребенком.
Так же хорошо она может быть использована при смене деятельности, например, когда Вы делите класс на маленькие группы. Она пробуждает у детей любопытство и одновременно с этим дает им переживание успеха. Кроме того, когда Вы (пальцем или «волшебной палочкой») пишите на ладошке ребенка (для младших детей) или на спине (для более старших детей) отдельные буквы, цифры, короткие слова или рисуете геометрические фигуры, Вы совершенствуете их чувственное восприятие.
Инструкция: Перед тем, как вы пойдете домой, я хочу подарить каждому из вас по букве. Я выберу букву из вашего имени и нарисую ее у вас на ладошке (на спине). Вы должны будете мне сказать, какую букву невидимо я вам нарисовала. Каждый из вас по очереди должен подойти ко мне, чтобы я могла таким образом со всеми попрощаться.
Коровы, собаки, кошки
(с 6 лет)
Цели: В этой прекрасной разогревающей игре соединены движения, звуки и юмор. Дети учатся внимательно слушать, получая при этом удовольствие и имея возможность вступать друг с другом в контакт. Вы можете использовать эту игру в начале урока или при переходе к новому этапу работы.
Инструкция: Пожалуйста, встаньте и расположитесь широким кругом. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу на ушко название какого-нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам надо будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам нашептала. (По очереди шепчите детям на ухо: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой».)
Теперь закройте, пожалуйста, глаза. Через минутку я попрошу вас «заговорить» так, как "говорит" ваше животное. Забудьте на время человеческий язык. Вам надо, не открывая глаз, объединиться в группы со всеми теми животными, которые "говорят" так же, как вы. Вы можете ходить по комнате и, услышав свое животное, двигаться ему навстречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете уже вдвоем и вместе издаете звук этого животного, чтобы найти других детей, «говорящих» на вашем языке. Готовы? Все закрыли глаза? Помните, что во время хождения по комнате глаза должны оставаться закрытыми. Навострите уши и слушайте звуки, издаваемые коровой, собакой и кошкой... Начали!
Что я делаю?
(с б лет)
Цели: В эту игру с воодушевлением играют, прежде всего, младшие дети. Она хорошо подходит в качестве разогревающего упражнения. Принесите в класс какой-нибудь предмет, например, веник. Комичность этой игры строится на том, что дети используют его в пантомиме как что-то другое, например, как гитару или лошадь. При этом дети находят бесконечное количество вариантов использования предмета.
Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла сюда метлу. Но это не обычная метла, а волшебная, она может превращаться во множество разных вещей. Мы будем передавать эту метлу друг другу по очереди, и каждый из вас может выйти в центр круга и без слов показать нам, в качестве чего он будет ее использовать. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать.
Я покажу вам сейчас, как это делается. (Возможно, Вам доставит удовольствие использовать метлу в качестве скаковой лошади и продемонстрировать детям, как вы скачете по лугам и полям.) Если кто-нибудь догадался, что я делаю, то пусть он крикнет об этом.
Волшебный Вилли
(с 7 лет)
Цели: Здесь любознательность ребенка пробуждается чувственно воспринимаемым действием. Играйте в «Волшебного Вилли» до тех пор, пока каждый из детей по очереди не поработает с ним. В результате у детей появится положительная мотивация и готовность к восприятию нового материала.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, образуя круг. Я принесла вам сегодня нечто необычное. Этого нельзя увидеть, но можно потрогать руками. Вы можете размять это, как пластилин или глину, и сделать из этого все, что хотите - какую-нибудь вещь, игрушку, человечка. (Вытащите теперь «волшебного Вилли» - воображаемый комок пластичного материала - и покажите детям, как вы из него лепите). Это «волшебный Вилли»- совершенно необыкновенный материал, который можно разминать и лепить из него, как из пластилина, глины или воска. Я сейчас из него что-нибудь сделаю, а вам надо будет догадаться, что я слепила. Кто догадается, должен мне об этом сказать... (Начните лепить какой-нибудь простой предмет, имеющий очевидную форму, чтобы дети быстро могли понять, как играть в эту игру. Это может быть тарелка, стакан или футбольный мяч. Затем передайте «волшебного Вилли» сидящему рядом с Вами ребенку. Всякий раз, когда воображаемый предмет угадывается, «волшебный Вилли» переходит к следующему ребенку.)
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков
и эмоциональной сферы дошкольников
«Осьминожки»Это игра – приветствие, при котором дети, сидя на ковре, опуская пальчики на ковре, изображают осьминожек, которые ползают по полу и, встречаясь с другими осьминожками, здороваются и приветствуют друг друга.
«Волны» С данным упражнении каждый ребенок может почувствовать себя в импровизированном море. Ребенок, изображающий купальщика, становится в круг детей, изображающих волны. «Волны» ласково поглаживают «купальщика» со всех сторон, приговаривая, «Мы тебя любим», и каждый ребенок может почувствовать нежность и ласку своеобразных волн.
«Волшебная ракушка» Ведущий, рассказывает ребятам таинственную историю про волшебную ракушку, при этом описывая во всех красках подводный мир. Затем дает каждому из ребятишек ракушку, предлагая, приложив её к уху послушать, о чем ракушка хочет нам рассказать. А после, ведущий просит детей рассказать, о чем поведала им ракушка и спросить детей, как они предоставляют подводный мир.
«Подводный мир» Она является продолжением игры «Волшебная ракушка», в которой малышам предоставляется возможность рисовать ладонями и пальчиками подводный мир так, как они его себе представляют.
Дерзайте, экспериментируйте вместе с детьми! Творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Работа с одаренными детьми. Развитие детского творчества».
Семинар - практикум "Работа с одарёнными детьми . Развитие детского творчества"...
Презентация СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ « Работа с одаренными детьми. Развитие детского творчества».
Презентация Семинар - практикум "Работа с одарёнными детьми . Развитие детского творчества"...
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ «СИСТЕМА КЛУБНОЙ РАБОТЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА И ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Клубная работа может являться средством выявления и развития творчества и одаренности детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых...
Семинар – практикум «Организация работы с одаренными детьми»
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах касающихся выявления, обучения и развития одаре...
Семинар – практикум психолога ДОУ: «Работаем с гиперактивными детьми»
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольно...