Семинар – практикум «Организация работы с одаренными детьми»
статья

Саган Наталья Николаевна

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах касающихся выявления, обучения и развития одаренных детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odarennye_deti.docx27.45 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Организация работы с одаренными детьми»

Цель: ознакомление участников семинара с методами выявления и развития одаренных детей.

Задачи:

1. Повторить теоретический материал об особенностях одаренных детей.

2. Ознакомить с диагностическими методиками выявления одаренности, способами и методами развития интеллектуальных и творческих способностей.

3. Предоставить участникам методический материал для работы с одаренными детьми.

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –

видят мир во всей его свежести и первозданности;

Каждый день они заново придумывают свою жизнь.

Они любят экспериментировать, и смотрят на чудеса

окружающего мира с удивлением и восторгом”.

(П. Вайнцвайг).

В последнее время вопрос о выявлении и развитии детской одарённости приобрёл особую актуальность. Детская одарённость как интегральная личностная характеристика определяет возможность достижения ребёнком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Характер развития в дошкольные годы – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков, социокультурной среды и опосредованной деятельностью ребёнка (игровой, художественной, трудовой).

Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к ней, особенно в вопросах касающихся выявления, обучения и развития одаренных детей. Поэтому необходимо задействовать всех детей, максимально развивая умения, навыки, познавательные способности.

. В группах необходимо создавать условия для развития детей, для творческой самореализации личности в различных видах деятельности. Необходимо создавать в группах такую предметно - пространственную среду, которая сама провоцирует ребёнка на деятельность. Необходимо подчеркнуть, что подготавливать плодотворную почву необходимо для всех детей, т. е. максимально развивать умения, навыки, познавательные способности. Потому что, каждый человек от рождения по своему является одаренным, и главная задача педагога - своевременно выявить и развить способности ребенка.

Задатки – это генетические анатомо-физиологические особенности мозга и нервной системы, на которой развиваются способности.

Способности – это индивидуальные психические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и лёгкость овладения ею. Различают общие и специальные способности. Общие обеспечивают успешность в разных видах деятельности, а также лёгкость в усвоении знаний; специальные позволяют достигнуть высоких результатов в какой – то определённой области

(в музыкальной, спортивной, художественной и т. д.). Благодаря исследованиям Б. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось представление о двух видах общей одарённости: интеллектуальной одарённости и творческой одарённости (креативности).

Одарённые дети – дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одарённость. Наиболее общей характеристикой одарённости является ярко выраженная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одарённого ребёнка доминирует над другими типами мотивации. Познавательная мотивация ребёнка находит выражение в форме поиска исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы.

Одарённые дети:

• чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее.

• обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы;

• отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации;

• обладают большим словарным запасом;

• не терпят, когда им навязывают готовый ответ;

• имеют обострённое чувство справедливости;

• предъявляют высокие требования к себе и окружающим;

• обладают отличным чувством юмора;

• нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.

Самым благодатным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. На представленной схеме «Лесенка способностей» показан путь восхождения ребёнка к вершинам своего развития, система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей.

Первый этап (2-3 года). Копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций. Первые сенсорные впечатления.

Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы. Ребёнок воспринимает и изучает окружающий мир не разумом, а органами чувств, поэтому для его эффективного развития необходимо максимальное воздействие на чувственную, эмоциональную сферу. Существуют разные средства воздействия на чувства: одним из наиболее эффективных является искусство. В возрасте 2-3 лет ребёнок очень восприимчив к музыке, театру, литературе, устному народному творчеству.

Второй этап (3-4 года). Погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала.

Способности – понятие динамическое, они существуют в развитии, а развитие осуществляется только в деятельности. Вне деятельности способности не существуют. Поэтому деятельность – важное условие пробуждения и развития природного потенциала. Такими видами деятельности могут быть пение, рисование, лепка, спорт, игра.

Третий этап (4-5 лет). Интерес, желание, творческий поиск.

Постепенно, в процессе активного участия в разных видах деятельности, у ребёнка закрепляется интерес к ним и желание ими заниматься. С этим интересом и желанием ребёнок поднимается на следующую ступень развития, где начинается его творческий поиск. На этом этапе дети начинают проявлять избирательный интерес: одному больше нравится петь, другому – рисовать, третий с особым желанием занимается хореографией или спортом. Ребёнок проявляет интерес именно к той деятельности, в которой он наиболее успешен. Главное на этом этапе – поддержать ребёнка, помочь ему определиться. При этом необходимо учитывать не только желание и стремление ребёнка, но и уровень развития его способностей в конкретном виде деятельности. С этой целью на данном этапе можно вводить диагностику, задачей которой будет подтверждение наличия у ребёнка того или иного вида способностей. Это необходимо для определения перспектив развития ребёнка, оказания ему психолого-педагогической поддержки и работы с родителями.

Четвёртый этап (5-6 лет). Яркие проявления природного потенциала.

Данный этап развития ребёнка характеризуется ярким проявлением его природного потенциала. Уровень развития его способностей достигает к этому моменту достаточно высокого уровня. Наблюдается чёткое избирательное отношение к определённым видам деятельности; причём ребёнок непросто проявляет интерес и желание заниматься любимым делом – он достаточно серьёзно и заинтересованно относится к его результату. Нужно, чтобы ребёнок почувствовал и осознал: хороший результат возможен только при наличии определённых усилий, стараний и терпения.

Одним из показателей одарённости ребёнка является повышенный уровень интеллекта, который проявляется в сообразительности, находчивости, оригинальности и самостоятельности мышления, высокой концентрации внимания, в быстром и глубоком запоминании материала. С целью развития интеллектуальных способностей необходимо предлагать детям различные виды интеллектуальных игр: ребусы, головоломки, лабиринты, лото, шашки, лего, мозаику. Главное требование к таким играм – определённая степень сложности. Задание не должно быть слишком лёгким, оно должно быть достаточно сложным для ребёнка, ориентированным на зону ближайшего развития. Только в процессе активной умственной деятельности, в ходе преодоления трудностей получат необходимое развитие интеллектуальные способности.

Пятый этап (6-7лет). Проявление одарённости. Первые шаги в мир профессионального искусства.

Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определённой степени одарённости. Для таких детей необходима организация особой системы работы, которая должна в наибольшей степени учитывать особенности и проблемы одарённых детей и обеспечивать их эффективное развитие.

Пятый этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития. Главными союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог

Формы проявления одаренности.

Явная - проявляющаяся в деятельности ребенка ярко и отчетливо

Скрытая - проявляющаяся в замаскированной форме

Актуальная–замеченная психологами, педагогами, родителями (талантливые дети)

Ранняя- проявление выдающихся способностей в раннем возрасте

Поздняя – достижение выдающихся результатов в зрелом возраста.

Необходима диагностика выявления одарённого ребёнка. Наиболее общей характеристикой одарённости является ярко выраженная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия, составляющая основу познавательной мотивации, которая у одарённого ребёнка доминирует над другими типами мотивации. Познавательная мотивация ребёнка находит выражение в форме поиска исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы.

В современной психологии нет единого общепринятого метода диагностики одарённости. Вряд ли такой метод будет найден в будущем, поскольку одарённость человека – это многоликий феномен. Использование того или иного метода зависит от конкретных целей диагностики.

Каждый ребёнок имеет одарённость в одной из восьми областей:

Тест-анкета А. Де Хана и Г. Кафа

• Музыкальные способности (5 характерных признаков).

• Артистический талант (7 характерных признаков).

• Способности к научной работе (6 характерных признаков).

• Литературное дарование (5 характерных признаков).

• Технические способности (6 признаков).

• Художественные способности (6 Характерных признаков).

• Незаурядный интеллект (9 характерных признаков).

• Не сердитесь на Вашего шалуна – просто у него спортивный талант

(8 характерных признаков).

Ильина М. Н. Подготовка к школе.

Тесты одарённости:

• 1. Тест-вопросник, определяющий одаренность и направленность дошкольника к какой-то области деятельности

• 2. Тест-опросник, выявляющий способность к творчеству (креативность)

• 3.Тест«Какая игрушка?»

• 4. Игра-упражнение на развитие абстрактного мышления

• 5.Тест«Сделай рисунок»

• 6.Тест«Рассказ»

• 7.Тест«Фигуры»

Принципы обучения одаренных детей:

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения.

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Индивидуализация - организация образовательного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия воспитанников, уровень развития их способностей.

3. Принцип учета возрастных возможностей.

Воспитательно - образовательная работа ведётся с учётом как личностных, так и возрастных особенностей ребенка.

После проведённого тестирования (старшие и подготовительные группы) и выявления одарённых детей, узкие специалисты составляют программы, соответствующие интеллектуальным способностям и потребностям одарённых детей.

Индивидуальные программы, создаваемые на основе данных диагностики и наблюдений за ребёнком, должны представлять собой комплексные модели развития одарённости и включать разнообразный материал, отвечающий его интересам, потребностям и уже имеющимся навыкам. Она должна способствовать их всестороннему развитию, т. е. предусматривать развитие эмоциональной сферы, а также общения.

Программы обучения и воспитания одарённых детей должны:

* развивать навыки и умения исследовательского подхода к деятельности;

* совершенствовать продуктивное мышление;

* поощрять продуктивную деятельность с использованием различных материалов, способов и форм;

* формировать стремление к самопознанию и самопониманию;

* учить адекватно оценивать результаты собственного труда, поощрять работу по самосовершенствованию.

Программы не должны ограничиваться лишь развитием когнитивных способностей. Р. Уильямс (1970) высказал мысль о том, что когнитивная сторона обучения неотделима от коммуникативной. Взаимодействие между ними способствует полноценному развитию личности. В коммуникативную сферу входят Я – концепция, навыки общения и межличностного взаимодействия. Развитие позитивной Я - концепции является важнейшим условием наиболее полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка.

Программа должна развивать настойчивость в достижении целей, а главное – творческие способности. Программы обучения и воспитания одарённых детей должны быть индивидуализированными и учитывать интересы детей.

Способы работы с одарёнными детьми:

• Поручать одарённому ребёнку выполнение более сложных по уровню (творческих) заданий

• Соединять для выполнения заданий, воспитанников с разными типами одарённости.

• Назначать проектировщиками или консультантами образовательного процесса при освоении наиболее сложного программного материала в помощь другим детям.

• Результаты труда одарённого ребёнка обязательно должны быть оценены педагогом.

• Использование в работе педагогов различных нетрадиционных методов и приемов, игровых технологий,

• Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности.

• Занятие детей в свободной деятельности развивающими играми,

• Работа кружков и секций, развивающих творческую направленность ребенка.

• Участие детей в различных праздниках, спортивных соревнованиях, сюжетно-ролевых играх, выставках детского творчества, олимпиадах, фестивалях.

• Введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;

• Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

Педагог, работающий с одарёнными детьми,должен:

• Быть доброжелательным и чутким.

• Разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы.

• Обладать высоким уровнем интеллектуального развития, широким кругозором интересов и умений.

• Обладать живым и активным характером, чувством юмора и жизнестойкостью.

• Быть сдержанным, в меру строгим, воспитанным и порядочным.

Позитивная Я – концепция – важнейшее качество педагога, работающего с одарёнными детьми.

• Создать из повседневного – удивительное;

• О сложном говорить увлекательно, эмоционально;

• Учить всему кратко, понятно, основательно.

Тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.

К 6 – 7 годам у одарённых детей формируется высокий уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду. Они готовы сделать свои первые шаги в мир. Необходимо расширять сферу их деятельности, создавать условия для дальнейшего эстетического, интеллектуального образования. Главным союзниками и помощниками здесь становятся родители, которые «перебрасывают мостик» для ребёнка от детского сада к Центрам детского творчества, Дворцам культуры, музыкальным школам, школам искусств, где ребёнок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности

Самая лучшая оценка работы педагога – награды его воспитанников.

Таланты трудно распознать,

Не всякий может в них поверить.

Таланты надо воспитать,

Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать

Сумеет всякий….кто талантлив:

Таланты может воспитать

Наставник, если сам талантлив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

семинар-практикум "Одаренные дети": «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»

Тема: «Создание предметно-развивающей среды в возрастных группах для организации работы с одаренными детьми в соответствии с ФГОС ДО»Актуальность темы.Не так давно, самым важным в воспитании и об...

Семинар-практикум "Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ"

Особенности работы с агрессивными детьми и детьми с СДВГ...

Организация работы с одаренными детьми (теоретический семинар для педагогов)

Одаренные дети - особая и очень хрупкая часть нашего общества, один из его важнейших ресурсов.   Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности ...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО». СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КОСМОСОМ»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ДОУ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУРАЗВИТИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫТЕМА «РАЗВИТИЕ П...

Организация работы с одаренными детьми в дошкольной образовательной организации

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах де...

Семинар-практикум по работе с одаренными детьми

В материале представлены игры с одаренными детьми...

Семинар-практикум «Организация работы педагогов с детьми, имеющими поведенческие отклонения».

Отклоняющееся поведение детей, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать ...