Семинар – практикум психолога ДОУ: «Работаем с гиперактивными детьми»
методическая разработка
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_psihologa_dou_quotrabotaem_s_giperaktivnymi_detmiquot.docx | 20.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 27
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ»
(МБДОУ ДС №27)
Семинар – практикум психолога ДОУ: «Работаем с гиперактивными детьми»
Подготовила: воспитатель
МБДОУ д/с №27
Ковшуля А.А.
Озёрск
2021 г.
Ход мероприятия психолога для воспитателей ДОУ
Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня, мне хотелось бы обратить ваше внимание на детей дошкольного возраста с СДВГ (синдромом дефицита внимания с гиперактивностью), либо ММД (малой мозговой дисфункцией) и провести прямую связь между физическими упражнениями и развитием высших психических функций, умственных способностей ребенка.
В последнее время родители, воспитатели и учителя все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.
С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд их трудно поймать. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не хватает терпения выполнить задание до конца. Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, «отрицательного внимания»; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.
Какую же помощь могут оказать воспитатели таким детям в условиях ДОУ?
Во-первых, необходимо посоветовать родителям отвести ребенка на консультацию к неврологу для постановки точного диагноза и дальнейшего лечения.
Во-вторых, следует порекомендовать родителям отдать ребенка на занятия по танцам, аэробике, гимнастике, футболу, волейболу, детскому фитнесу и т.д. Так как, двигательная активность необходима таким детям, как воздух. Благодаря физическим занятиям и упражнениям дети выпускают эмоции, накопленные за день, учатся контролировать свою импульсивность, познают свое тело и его возможности, развивают произвольное внимание.
В-третьих, необходимо объяснить родителям, и своим коллегам что гиперактивный ребенок, не «вредный» и не «плохой» ребенок, просто ему труднее, чем другим детям сдерживать свою двигательную активность, он в этом не виноват. В общении с гиперактивным ребенком воспитатель должен соблюдать следующие правила:
- не замечайте мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
-при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте его по голове, прижмите к себе;
- во время занятий посадите за первый стол, ближе других, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
- в середине занятий дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, предложите разложить по столам стимульный материал и т.д.
- хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
Уважаемые коллеги, я уверенна, что у каждого из вас в ваших группах есть такие гиперактивные дети, и знаю не понаслышке, сколько времени и терпения приходится тратить для того, чтобы успокоить таких детей, привлечь их внимание, настроить на рабочий лад. Сегодня я хочу предложить вам несколько упражнений, которые помогут таким деткам выпустить свои эмоции, настроиться и сконцентрироваться на предложенном вами виде деятельности. Данные упражнения будут полезны не только детям с СДВГ, но и остальным детям, одногруппникам.
Упражнение «Танец снежинок» (3 мин.)
В зал приглашаются несколько человек.
Добровольцы входят в зал, где звучит спокойная музыка.
Психолог говорит:
- Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку – медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестанет звучать, берите за руки того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу «Стоп!», нужно сразу же остановиться.
Игра «Зоопарк» (3 мин)
Психолог говорит:
- А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте, как зайчики, хлопну 2 раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну 3 раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.
Подвижная игра «Светофор» (3 мин)
Участники делятся на пары, один изображает водителя, другой пассажира. Пассажир встает позади водителя и кладет руки ему на плечи. Психолог изображает светофор, показывает круги разного цвета. При показе красного круга участники игры должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжить движение.
По окончании игры психолог говорит:
- А теперь поменяйтесь местами. Водитель попробует себя в роли пассажира, а пассажир – в роли водителя. Внимательно следите за сигналом светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Участники, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналом «светофора».
Упражнение «Снежинка» (2-3 мин)
Участники сидят на стульях, глаза закрыты.
Психолог говорит:
Представьте себе, что с неба падают снежинки, а вы ловите их ртом.
А теперь снежинка:
легла на правую щеку – надувайте ее;
легла на левую щеку – надувайте ее;
легла на носик – наморщите нос;
легла на лоб – пошевелите бровями;
легла на веки – поморгайте глазами и откройте их.
Снегопад закончился.
Телесно-ориентированное упражнение «Снеговик» (3 мин)
Психолог предлагает участникам представить себя снеговиками.
Участники встают в круг, разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
- А теперь, - говорит психолог, - выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговиков и они начали таять. Постепенно расслабляются, опускают руки, головы, плечи, тело «обмякает», приседают на корточки, опускаются на колени, и «превращаются» в лужу (укладываются на пол).
Заключительный этап. (1-2 мин).
По окончании упражнения психолог говорит.
- Это немного грустная история закончилась очень хорошо. Под ласковыми солнечными лучами снеговик растаял и превратился в веселый ручеек. Ручеек звонко зажурчал и пустился в путь. По дороге добрый ручеек поил водой цветы и травы. Вскоре он добрался до большой реки, влился в нее и отправился в долге удивительное путешествие.
Спасибо всем за участие!
Вот таким образом ваши дети выплеснули накопившиеся эмоции, поиграли, отдохнули, расслабились и готовы к новым интересным делам, которые их ждут.
Спасибо большое за внимание!
Список литературы:
- https://psichologvsadu.ru/rabota-psichologa-s-pedagogami/treningi-dlya-pedagogov/326-seminar-vospitateley-rabota-s-goperaktivnimi
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. Вачков. – М.: Ось-89, 2000. – 224 с. – (Практическая психология.)
- Ежова, Н. Н. Научись общаться!: коммуникативные тренинги / . – Изд. 2-е. – Ростов н /Д.: Феникс, 2006. – 250 с. – (Психологический практикум)
- Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : практическое пособие / , . – 2-е изд., стереотип. – М.: Генезис, 2000. – 198с.: илл.
- Овчарова, Р. В. Психология родительства : учебн. пособие для вузов / . – М.: Академия, 2005. – 368 с. – (Высшее профессиональное образование)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный подход в работе с гиперактивными детьми педагога-психолога Селиверстовой В.А.
Коррекционная программа психолога для работы с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста....
Семинар – практикум на тему: «Методы работы с гиперактивными детьми в условиях ДОУ».
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой? ». Он такой, надо постараться это понять и принять. А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь? Ч...
Работа с гиперактивными детьми. Семинар для педагогов.
Гиперактивность представляет собой совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. В данном семинаре описываются особенности детей с СДВГ, даны рекомендации педагога...
Взаимодействие инструктора по физической культуре и педагога-психолога в социально-педагогической работе с гиперактивными детьми
Данная статья предлагает эффективные методы коррекции, которые достигаются при оптимальном взаимодействии педагога-психолога и инструктора по физической культуре....
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников с трудностями в общении и поведении Практикум на тему : «Работа с гиперактивными детьми»
Развитие коммуникативных навыков у гиперактивного ребенка...
Семинар-практикум психолога для педагогов "Работаем с гиперактивными детьми"
Что такое гиперактивность?“Гипер...” — (от греч. Hyper — над, сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово “активный” пришло...
Семинар для воспитателей "Особенности работы с гиперактивными детьми"
Раскрыты особенности гиперактивного ребёнка, эффективные приёмы взаимодействия с гиперактивными детьми....