Семинар - практикум с педагогами по теме: «Одаренные дети. Определение одаренности у детей»
методическая разработка

ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА ЕНБАЕВА

Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых решать сложные социальные проблемы. Одаренные дети в данном контексте выступают национальным достоянием, важнейшим ресурсом конкурентоспособного развитого общества. По данным «ЮНЕСКО», пятая часть детей школьного возраста может быть отнесена к одаренным детям, но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов. Поэтому всего 2-5% от общего числа этих детей действительно проявляют себя как одаренные.          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vstuplenie.docx30.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Семинар - практикум с педагогами по теме:

«Одаренные дети. Определение одаренности у детей»

                                   Енбаева О.С.,

старший воспитатель

                                  октябрь, 2017

Ведущий: Модернизация российского образования в ХХI веке требует создания эффективной системы подготовки и развития высокообразованных компетентных выпускников учебных заведений, неординарно мыслящих и готовых решать сложные социальные проблемы. Одаренные дети в данном контексте выступают национальным достоянием, важнейшим ресурсом конкурентоспособного развитого общества. По данным «ЮНЕСКО», пятая часть детей школьного возраста может быть отнесена к одаренным детям, но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов. Поэтому всего 2-5% от общего числа этих детей действительно проявляют себя как одаренные.        

 В целях сохранения и приумножения интеллектуального потенциала страны и мира в целом были приняты нормативно-правовые документы, актуализирующие проблему создания необходимых условий для обеспечения всестороннего развития и образования одаренных детей, адекватных требованиям научно-технического прогресса (Основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948; Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; Закон РФ «Об обра- зовании» от 16.11.1997 года, с дополнениями от 05.04.2004; Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»; Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.).

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества. Эффективность работы в данном направлении возможна только в инновационном образовательном пространстве. В связи с этим требуется серьезная системная деятельность среди учителей и работников образования, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Необходимость целенаправленной работы по созданию системы деятельности в образовательных учреждениях, ориентированной на поиск, поддержку, сопровождение талантливой молодежи в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», весьма актуальна.

Переход к новым образовательным стандартам сопровождается усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых рассматривается в качестве основной ценности государства. Современное образование призвано обеспечить систематическое развитие заложенных природой возможностей и задатков личности, их совершенствование и реализацию в деятельности. Это подтверждают и результаты психолого-педагогических исследований последних десятилетий, которые убедительно доказали необходимость создания условий для развития одаренных детей уже на этапе дошкольного учреждения, самореализация которых не может быть эффективно осуществлена в рамках традиционного обучения

Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. У разных детей творческий потенциал различен. Одаренные дети имеют высокий творческий потенциал. Наиболее общей характеристикой одаренности является ярко выраженная познавательная потребность (стремление к новому знанию, способу или условию действия), 7 составляющая основу познавательной мотивации. Познавательная мотивация ребенка находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. С другой стороны, согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003) [7, с. 7], разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети», одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный дошкольник – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер. Одним из дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, остается вопрос о частоте проявления детской одаренности.

Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» – «одаренные дети встречаются крайне редко». Указанная альтернатива снимается в «Рабочей концепции одаренности» следующей позицией: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.

В качестве причин, задерживающих проявление и развитие одаренности, исследователи рассматривают трудности развития ребенка (например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения); недостаток необходимых знаний, умений и навыков; недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка; трудные семейные обстоятельства, недостаточная мотивация, низкий уровень саморегуляции, отсутствие необходимой образовательной среды.

Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на 8 новый предмет, звук, изображение и т. д. Иногда можно обнаружить, что у таких детей познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр.

Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она ненасыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка. Постепенно к 3-5 годам элементарная, первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется уже в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному.

 У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать очень много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Можно сказать, что одаренные дети всегда задают больше вопросов, чем ровесники. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Такие дети более настойчивы в поиске ответов, при этом требуют от взрослых полных и глубоких по содержанию объяснений. Не всегда получая их, пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать [1; 4; 6].

Если до этого ребенок, обнаруживая неясное, неизвестное, замечая противоречие, формулировал вопрос к другим: родителям, воспитателям, старшим детям, – то с 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений.

При выделении видов одаренности на сегодняшний день целесообразно использовать критериальный подход.

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Какие виды одаренности в дошкольном возрасте вы знаете?

Музыкально одаренные дети Ребенок имеет музыкальный талант, если:

 любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать;

 быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает;

 сочиняет мелодии;

 научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте;  если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение. 9 Дети с высокими творческими (художественными) способностями Ребенок имеет творческие (художественные) способности, если:

 с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке;

 в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;

 стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);

 серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;

 не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы. Дети с литературными способностями Ребенок имеет литературный талант, если:

 любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

 рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

 выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными);

 любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.

Дети с артистическими способностями 

Ребенок имеет артистический талант, если:

 часто, когда ему не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает;

 меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения;

 пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;

 с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.

 Дети, имеющие спортивный талант:

 предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, беготню, соревнования;

 физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;

  смелы и не боятся синяков и шишек;

 почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой- нибудь спортивной игре;

 двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений;

 ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

 неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким- нибудь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.

Дети, обладающие коммуникативными и организаторскими способностями:

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются:

 инициативностью;

 высокими организаторскими способностями;

 их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых. Дети, с выраженными техническими способностями У ребенка отмечают технические способности, если он:

 интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

 любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;

 сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы;

 может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;

 любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

 интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Ранняя одаренность. Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного  возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т. д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т. п.); выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т. п.).

Поздняя одаренность. Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность. Многолетние исследования Н. С. Лейтеса [3] выявили, что наиболее рано признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. Примерно в 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. Подражание является ступенькой к первым попыткам (в 5-6 лет) придумать что-то свое. Похожая картина наблюдается при раскрытии художественной одаренности. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике и шахматам. Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные новые комбинации. Для других одаренных детей не составляет большого труда просчитывание «в уме» сложных шахматных композиций. Научившись в 4-5 лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, довольно быстро добиваясь поразительных результатов: начинают обыгрывать взрослых, устраивают сеансы одновременной игры с ровесниками или старшими детьми.

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Какие методы и приемы необходимо использовать для выявления одаренного ребенка?

1 этап – групповое обследование детей с помощью стандартизиро- ванных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы «От рождения до школы» Н. Е. Веракса и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (воспитатели заполняют «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка (родители заполняют «Таблицу экс-опроса»). По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Кто является участником  образовательного процесса по выявлению одаренных и высокомотивированных детей?

 ♦ Заведующая МАДОУ

 ♦ Заместитель заведующей по ВМР

♦ Воспитатели

 ♦ Педагог дополнительного образования по изодеятельности

♦ Музыкальный руководитель

 ♦ Инструктор по физкультуре

♦ Руководитель театральной студии

 ♦ Педагоги дополнительного образования

Педагог-психолог

♦ Родители

ВОПРОС ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Какая работа проводится с детьми после того как выявили одаренного ребенка?

 С выделенными детьми организуется кружковая работа, составляется план сопровождения одаренных детей.

При проведении практических исследований педагоги детского сада учитывают, что выявление одаренных и талантливых детей – достаточно продолжительный процесс, связанный с динамикой их развития, и его эффективное осуществление невозможно посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования.

Какие формы работы используются в детском саду, в которых проявляется детская одаренность:

 ♦ конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;

 ♦ выставки самостоятельных творческих работ детей;

♦ музыкальные шоу («Минута славы», концерты);

♦ спортивные соревнования по разным видам спорта;

 ♦ поэтические и литературные гостиные;

♦ викторины;

♦ интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»); ♦ Турниры по шашкам и спортивным играм;

♦ музыкальное шоу «Минута славы».

Литература: интернет- источники


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов по теме "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста"

Цель семинара: систематизировать знания педагогов по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста.Задачи семинара:Формировать и закреплять профессиональные знания, умения и навыки педагогов в работе ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста» Цель: Систематизировать знания воспитателей об особенностях сюжетно-рол...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Тема: «Формирование сюжетно-ролевой игры у детей дошкольного возраста»

Цель: Совершенствовать умения педагогов в организации и проведении сюжетно – ролевых игр.Задачи:1. Актуализировать теоретические знания педагогов о значении сюжетно-ролевой игры в развитии дошко...

Семинар - практикум для педагогов на тему:«Формирование грамматически правильной речи у детей с ОВЗ».

              Данный семинар был подготовлен и проведён с целью дать педагогам запас теоретических знаний о проблеме формирования грамматического строя речи; ...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание дошкольников по праву занимает особое место в системе дошкольного образования. Обострение экологической проблемы диктует необходимость интенсивности в работе по формированию у...

Семинар - практикум для педагогов на тему: "Роль игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста"

Через игровую деятельность формировать начало экологической культуры детей: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям, как к части природы; к вещам и материалам природног...