Тетрадь самообразования
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Тетрадь
по
самообразованию
в старшей группе № 3
Куршева Алина Тагировна
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Художественную литературу и все виды искусства;
- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
- Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
- Проанализировать литературу по данной теме.
- Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
- Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
- Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Задачи патриотического воспитания дошкольников:
1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формирование чувства любви к своему родному городу на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям, знакомства с событиями и явлениями общественной жизни, историей государства.
3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо деятельность, художественное слово.
5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики.
6. Формирование любви к своему народу, родному языку, народному творчеству.
7. Знакомство детей с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.
Работа по нравственному воспитанию должна проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Методы и формы работы:
- беседа,
- игры,
- чтение художественной литературы,
- творческое задание,
- экскурсии в экспресс-музеи народного творчества,
- художественное творчество,
- трудовая деятельность,
- работа с родителями,
- театрализованная деятельность.
План работы на год
Раздел | Сроки | Форма | Практические |
плана |
| работы | выходы |
|
|
|
|
|
| Н.Ф. Виноградова |
|
|
| «Наша Родина», |
|
|
| А.Д. Жариков |
|
|
| «Растите детей |
|
|
| патриотами», |
|
|
| Е.И. Корнеева |
|
|
| "Фольклорные |
|
|
| праздники и раз- |
|
Изучение |
| влечения в пат- |
|
методической | Сентябрь- | риотическом вос- |
|
литературы | май | питании дошколь- |
|
|
| ников", |
|
|
| Р.Х. Гасанова "Я Родину свою хочу познать" |
|
|
| О. Л. Князева, |
|
|
| М. Д. Маханева |
|
|
| "Приобщение детей |
|
|
| к истокам русской |
|
|
| народной культу- |
|
|
| ры", |
|
|
| М. Ф. Литвинова |
|
|
| "Русские народные |
|
|
| подвижные игры |
|
|
| для детей дошколь- |
|
|
| ного и младшего |
|
|
| школьного возрас- |
|
|
| та: практич. посо- |
|
|
| бие", |
|
|
| М. А. Ключева |
|
|
| "Народные под- |
|
|
| вижные детские |
|
|
| игры"ю |
|
|
|
| |
|
|
| |
|
| Беседа по теме | Выставка рисунков |
Работа |
| "СемьЯ" | "Моя семья" |
с | Сентябрь | НОД по теме | Рассматривание иллюстрации с изображением достопримечательностей |
детьми |
| "Уфа - столица | Уфа |
|
| нашей Родины" |
|
|
| Подборка дидак- | Картотека игр |
|
| тических игр по |
|
|
| патриотическому |
|
|
| воспитанию. |
|
|
| Беседа по теме | Выставка рисунков |
|
| "Моя улица" | "Улица, на которой я |
| Октябрь |
| живу" |
|
| НОД по теме | Составление фотоаль- |
|
| "Экскурсия по | бома "Моя прекрасная |
|
| Уфе" с исполь- | Уфа" |
|
| зованием ИКТ |
|
|
| Ознакомление с | Выставка работ |
|
| символикой | детского творчества: |
| Ноябрь | Башкортостана и России | коллективная аппли- |
|
|
| кация "Цветы Башкортостана" |
|
|
| (наш флаг) |
|
|
| |
|
| Оформление угол- | Оформленный уголок |
|
| ка в группе детс- | с символикой Башкортостана |
|
| кого сада "Моя |
|
|
| Малая Родина - Башкортостан" |
|
|
| Лепбук "Традиции и быт башкоирского народа" |
|
|
|
| |
|
| НОД по теме | Выставка рисунков |
|
| "Путешествие по | "Карта России" |
| Декабрь | городам России" |
|
|
| с использованием |
|
|
| ИКТ |
|
|
| Ознакомление с | Выставка работ |
|
| народными празд- | детского творчества |
|
| никами на Руси. | на тему Нового года и |
|
|
| Рождества |
|
| НОД по теме | Выставка рисунков |
|
| "Новый год | "Такой разный Дед |
|
| шагает по планете" | Мороз" |
|
| с использованием |
|
|
| ИКТ |
|
|
|
| |
|
| Прослушивание |
|
|
| музыкальных |
|
|
| произведений: |
|
|
| Р. Шуман "Зимой", |
|
|
| "Дед Мороз", |
|
|
| П. Чайковский |
|
|
| из цикла "Времена |
|
|
| года: "Декабрь. |
|
|
| Святки", из балета |
|
|
| "Щелкунчик": |
|
|
| "Утренняя молит- |
|
|
| ва", "Танец сне- |
|
|
| жинок", "Зимнее |
|
|
| утро", |
|
|
| Рассматривание иллюстрации с обычаями и традиции русского и башкирского народа | |
|
| Ознакомление с обычаями и тради- | |
| Январь | циями русского | |
|
| и башкирского народа | |
|
| ||
|
| Рассматривание картины Ахметшина Р.Ф. "Уральская зима" | |
|
| ||
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| Русские народные |
|
|
| сказки: |
|
|
| "Пузырь, соломин- |
|
|
| ка и лапоть", |
|
|
| "Зимовье зверей", |
|
|
| "Волшебное коль- |
|
|
| цо", "Сивка-бурка" |
|
|
| Знакомство детей | Выставка рисунков |
|
| с русскими народ- | "Сине-голубая Гжель" |
| Февраль | ными промыслами |
|
|
| Подготовка к | Спортивный праздник, |
|
| празнику | посвящённый Дню |
|
| "День защитников | защитников Отечества |
|
| Отечества" |
|
|
| Беседа по теме | Выставка детских |
|
| "Моя мама - луч- | работ "Портрет |
| Март | шая на свете!" | мамы" |
|
| НОД по теме | Выставка детских |
|
| "Дорогая бабушка" | работ "Платочек для |
|
|
| любимой бабушки" |
|
|
| (аппликация) |
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| Нанайская сказка |
|
|
| "Айога", |
|
|
| Ненецкая сказка |
|
|
| "Кукушка", |
|
|
| А. Милн |
|
|
| "Непослушная |
|
|
| мама", |
|
|
| Д. Габе "Моя |
|
|
| семья", |
|
|
| Е. Ранневая |
|
|
| "Доброта" |
|
|
| Проект "Большое | Викторина "Что вы |
|
| космическое | знаете о космосе?" |
| Апрель | путешествие" |
|
|
| Знакомство детей | Выставка детских |
|
| с известными | работ "Космос глазами |
|
| людьми | детей" |
|
| "Юрий Гагарин - |
|
|
| первый космонавт" |
|
|
| Беседа по теме | Коллективная аппли- |
|
| "Наш дом во | кация "Космический |
|
| Вселенной" | коллаж" |
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| Главы из сказки |
|
|
| Н. Носова "Нез- |
|
|
| найка на Луне", |
|
|
| П. Клушанцев |
|
|
| "О чем рассказал |
|
|
| телескоп?", |
|
|
| В. Медведев |
|
|
| "Звездолёт "Брунь- |
|
|
| ка", |
|
|
| А. Леонов "Шаги |
|
|
| над планетой", |
|
|
| В. Бороздин "Пер- |
|
|
| вый в космосе", |
|
|
| В. Кащенко "Най- |
|
|
| ди созвездия" |
|
|
| Знакомство детей | Досуг, посвящённый |
|
| с главными празд- | Дню Победы |
| Май | никами России |
|
|
| НОД по теме | Создание альбома |
|
| "День Победы, как | "Наши герои" |
|
| он был от нас |
|
|
| далёк!" |
|
|
| Чтение художест- |
|
|
| венной литературы |
|
|
| С. Алексеев |
|
|
| "Первый ночной |
|
|
| таран", "Дом", |
|
|
| М. Исаковский |
|
|
| "Здесь похоронен |
|
|
| красноармеец", |
|
|
| А. Твардовский |
|
|
| "Рассказ танкиста", |
|
|
| А. Митяев |
|
|
| "Мешок овсянки", |
|
|
| С. Баруздин |
|
|
| "Слава", |
|
|
| К. Симонов «Сын |
|
|
| артиллериста" |
|
|
| Консультация | |
Работа с |
| "Прогулки по | |
родителями | Сентябрь | Улицам города" | |
|
| Консультация |
|
|
| "Воспитание |
|
| Октябрь | маленького граж- |
|
|
| данина" |
|
|
| Консультация |
|
|
| "Что почитать с |
|
| Ноябрь | ребёнком о симво- |
|
|
| лах государства?" |
|
|
| Семейный | Выставка ёлок |
|
| конкурс | и поделок |
| Декабрь | "В мастерской | для украшения группы |
|
| Деда Мороза" | к новогоднему |
|
|
| празднику |
|
|
|
|
|
| Подбор иллюстра- | Книга "Русское народ- |
| Январь | ций для книги | ное творчество" |
|
| "Русское народное |
|
|
| творчество" |
|
|
| Досуг для пап и | Коллаж |
| Февраль | дедушек | "Мой папа (дедушка) |
|
| "День защитников | служил в армии" |
|
| Отечества" |
|
|
| Конкурс | Выставка работ, |
|
| "А ну-ка, | выполненных мамами |
| Март | девочки!" | и бабушками |
|
|
| детей |
|
| Консультация | Выставка совместных |
| Апрель | "Читаем детям | работ детей и родите- |
|
| о космосе" | лей "Наша планета - |
|
|
| Земля" |
|
| Консультация |
|
|
| "Воспитание |
|
| Май | патриотических |
|
|
| чувств у дошколь- |
|
|
| ников" |
|
|
| Сбор фотографий | Альбом "Наши герои" |
|
| для оформле- |
|
|
| ния альбома |
|
|
| "Наши герои" |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тетрадь по самообразованию
самообразование...
Тетрадь воспитателя по самообразованию "«Использование дидактических игр, как способ формирования математических способностей у детей дошкольного возраста»
Тетрадь разрабтанадля работы с детьми младшего и среднего возраста...
Тетрадь по самообразованию
Тетрадь по самообразованию для начинающих воспитателей...
Шаблон тетради по самообразованию педагога
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. данное пособие может быть использованно педагогами любого образовательного учреждения д...
Тетрадь самообразования воспитателя
Тетрадь по самообразованию_______________________________ 2017 – 2018 учебный год Личные данные Место работы: МБДОУ «Детский сад №21»Должность: воспит...
Рабочая тетрадь по самообразованию
Тема:"Народные подвижные игры,их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников"....
Тетрадь по самообразованию 2021
Самообразование 2021...