Тетрадь по самообразованию 2021
методическая разработка (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное
детский сад №43 комбинированного вида
«Колокольчик»
Рабочая тетрадь по самообразованию
На тему: «Формирование певческих умений дошкольников,
посредствам здоровьесберегающей технологии»
Выполнила:
Музыкальный руководитель
Сытник Виктория Игоревна
г. о. Электрогорск
2021
ЦЕЛЬ:
- Развивать певческие умения детей дошкольного возраста через активную музыкально-творческую деятельность;
- сформировать у детей устойчивый интерес к обучению пению и коллективному исполнительству;
- приобщать дошкольников к образцам вокально-песенного искусства.
ЗАДАЧИ:
- Изучение психолого-педагогической и методической литературы, игровых, авторских методик по развитию певческих навыков на музыкальных занятиях детей дошкольного возраста;
-учитывать особенности строения голосового аппарата дошкольников и его развития. Бережно относиться к нему. Осуществлять подбор песенного репертуара строго в диапазоне возраста детей;
- использовать приёмы здоровьесбережения в развитии навыка правильного дыхания, дикции, артикуляции и звукообразования;
- создание дидактического материала и пособий для развития певческих умений детей дошкольного возраста
- повысить компетентность педагогов в вопросах развития певческих умений дошкольников;
-познакомить родителей с приемами развития певческих навыков на музыкальных занятиях и в семье, а также об охране детского голоса;
- использовать в работе игровые методы и приемы, логоритмические приемы, наглядный материал, разнообразный песенный материал, ИКТ.
АКТУАЛЬНОСТЬ:
Хоровое пение играет важную роль в развитии ребенка. Пение самый доступный вид детского исполнительства. Дальнейшее развитие певческих навыков способствует общему развитию музыкальности ребенка. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, развивает тембр, способствует формированию правильной осанки, а также благоприятно действует на системы нервную, дыхательную, кровеносную. Помогает устранению дефектов речи.
Пение является важнейшим средством музыкального воспитания играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармоничного развития ребенка. Музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется идеей научить ребенка петь хорошо, четко, понятно, с любовью и настроением. Как писал К.Д. Ушинский «Запоют дети-запоёт народ». А будут любить пение наши дети или нет, зависит от нас педагогов Развивая певческие навыки на протяжении всего дошкольного детства у детей развивается навык:
- Певческого дыхания;
- дикции и артикуляции;
- звукообразования;
- правильного интонирования;
- развился диапазон;
- певческая установка;
- музыкальный, ладовый слух;
- ритмический и динамический слух.
- эмоционального отклика на пение
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Используя приемы здоровьесбережения в практике работы с дошкольниками на музыкальных занятиях. У детей 3-5лет сфомируется умение:
- чисто интонировать;
- правильно образовывать звуки;
- активизируется мелкая моторика;
- активизируется подвижность;
- сформируется правильная дикция и артикуляция;
- разовьется координация движений;
- расширится певческий диапазон.
Данная тема самообразования «Формирование певческих умений у дошкольников, посредствам здоровьесберегающей технологии» актуальна в воспитании детей дошкольного возраста. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении формируется комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко детям. Влияние пения на физическое здоровье детей очевидно, оно способствует развитию и укреплению лёгких, развивает координацию голоса и слуха, улучшает речь детей, влияет на кровообращение и дыхание, поэтому развитие певческих умений дошкольников является важной педагогической задачей.
Продолжая работу над этой темой, находя всё новые современные методы, приёмы, упражнения, формы работы, изучая новые методики и труды – мы формируем и развиваем певческие умения и навыки на протяжении всего дошкольного детства.
-Подбор яркого красочного репертуара и фонограмм – дает эмоциональный всплеск и отклик на пение. Активизирует интерес к хоровому пению.
- Систематичность и последовательность работы на музыкальных занятиях по развитию певческих умений ведет к развитию музыкального слуха, развитию вокально-хоровых навыков, осмысленному пению, повышает певческую культуру и интерес пению.
- Выбор методов, приёмов, упражнений, разработка конспектов музыкальных занятий и развлечений, изучение литературы по теме, совместная работа с воспитателями и узкими специалистами – ведет к формированию музыкальной культуры, обогащению музыкально-слуховых представлений, развитию певческого «аппарата» дошкольников.
- Используя различные формы работы у детей дошкольного возраста возрастает эмоциональный отклик от пения, дети осваивают другие виды музыкальной деятельности в сочетании с пением, повышается интерес пению, уровень развития познавательной, речевой и творческой активности.
Подбор и изучение методической литературы
- Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ» Волгоград : Учитель, 2011.
- Ветлугина Н.А. «Музыкальный букварь» М.: Просвещение, 1985.
- Емельянов В.В. «Развитие голоса» СПб, 1997.
- Кацер О.В. «Игровая методика обучения пению» изд. «Музыкальная палитра»; С-П – 2005.
- Огороднов Д.Е. «Методика комплексного музыкально-певческого воспитания» М.: Просвещение 1987.
- Орлова Т.М. статья «Учим детей петь»// «Музыкальный руководитель» №5,6 – 2004, №2 – 2005.
- Щетинин М.Н. «Дыхательная гимнастика Стрельниковой» Изд.: Метафора, 2007.
- Тарасова К. статья «К постановке детского голоса» // «Музыкальный руководитель» №1 – 2005.
- Тютюнникова Т.Э. статья «Что бы научить петь надо петь» // «Музыкальная палитра», №5, 2004.
- Джержинская Л.И. «Музыкальное воспитание младших дошкольников» М.: Просвещение 1985.
- Петрова В.А. «Музыкальные занятия с малышами» М.: Просвещение 1993.
Участие в мероприятиях посвященных теме «Формирование певческих умений, посредствам здоровьесберегающей технологии»
Номер | Название мероприятия | Тема | Уровень |
1. | Педагогические чтения | «Методические рекомендации по реализации по реализации здоровьесберегающей технологии в ДОО» | Муниципальный |
2. | ГМО музыкальных руководителей и инструкторов по физическому воспитанию | Музыкально-логоритмическое занятие, с использованием зоровьесберегательной технологии «Песенки на лесенке» | Муниципальный |
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ «ФОРМИРОВАНИЕ ПЕВЧЕСКИХ УМЕНИЙ, ПОСРЕДСТВАМ ЗДОРОВЬЕСЬЕРЕГАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ». ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ.
Месяцы | Название мероприятия | Описание деятельности | Возрастная группа |
Сентябрь | Музыкальное логоритмическое занятие 1. «В гости к Лесовичку» младшая группа 2. «Веселый зонтик» средняя группа | Пальчиковые игры, валеологические песенки, словесные игры, подвижные игры, коммуникативные танцы, дыхательное упражнение | Младшая, средняя |
Октябрь | Музыкальное логоритмическое занятие 1. «Путешествие осенних листиков» средняя группа 2. «В гости к ежику» младшая группа | Хороводные игры с пением, коммуникативные танцы и игры, дыхательные и артикуляционные упражнения, песни, пальчиковая гимнастика, зрительная гимнастика, подвижные игры | Младшая, средняя |
Ноябрь | Праздник Осени 1.В гости к Осени» младшая группа 2. «На полянке лесной» средняя группа | Приемы логоритмики: Коммуникативные игры, песня с движением, подвижные игры. | Младшая, средняя |
Декабрь | Праздник Новый Год 1.Колокольчики для елочки» младшая группа 2. «Игрушки с Новогодней елки» средняя группа | Коммуникативные танцы и игры, песни, подвижные игры с пением, дыхательное упражнение. | Младшая, средняя |
Январь | Музыкальное логоритмическое занятие 1.Наш веселый Снеговик» младшая группа 2. «Колокольчик ледяной» средняя группа | Танцы, подвижные игры, зрительная гимнастика, психогимнастика, речевые игры, коммуникативные игры, хороводные игры | Младшая, средняя |
Февраль | Музыкальное занятие с элементами логоритмики 1.В гостях у игрушек» младшая группа 2. «Приди Весна Красная»… | Хороводные игры с пением, зрительная гимнастика, дыхательные и артикуляционные упражнения, валеологические песенки. | Младшая, средняя |
Март | Музыкальное логоритмическое занятие 1.Песени на лесенке» средняя группа 2. «Кошки-мышки» младшая группа | Валеологические распевки, дыхательное и артикуляционное упражнения, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, речевые игры, | Младшая, средняя |
Апрель | Музыкальное занятие 1.Птички прилетели» средняя группа 2. «На весенней на полянке» младшая группа | Хороводные игры с пением, коммуникативные и танцы и игры, пальчиковые игры, подвижные игры, психогимнастика, речевые игры | Младшая, средняя |
Май | Диагностическое занятие с элементами логоритмики 1.Кисонька-мурысонька» младшая группа 2. «Свети солнышко» средняя группа | Валеологические песенки, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры. | Младшая, средняя |
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Время работы с материалом | Название. Авторы | Источник | Результат |
2020-2021 учебный год | Сайт: «Педагогическа копилка педагога» Формирование певческих навыков с использованием здоровьесберегающих технологий». Автор Юшкова О. А. | Интернет- ресурс | Музыкальные занятия, праздники. ДОУ. |
2020-2021 учебный год | Арсенина О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ» | Изд. Учитель, Волгоград. 2011 | Доклад на тему: «Методические рекомендации по реализации здоровьесберегающей технологии в ДОО. Формирование певческих умений у дошкольников, посредствам логоритмики» Педагогические чтения. Муниципальный уровень. |
2020-2021 учебный год | Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия с детьми 3-4 и 4-5 лет в детском саду» | Изд. Санкт-Петербург. 2008. | Музыкальное занятие с использованием логоритмических приемов». ГМО музыкальных руководителей и инструкторов по ФИЗО |
УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПОСВЯЩЕННЫХ ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Дата и место проведения | Тип мероприятия | Тема | Отчет |
Март 2021 год МДОУ № 39 «Светлячок» | Муниципальный уровень | «Формирование певческих умений, посредствам здоровьесберегающей технологии» | |
Февраль 2021 год Методический центр | Муниципальный уровень | «Методические рекомендации по реализации здоровьесберегающей технологии в ДОО» «Формирование певческих умений, посредствам здоровьесберегающей технологии» |
ФОРМИРОВАНИЕОПЫТА ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Практическая и теоретическая реализация по теме самообразования
Месяцы | Программные задачи | Формы работы | Деятельность |
Сентябрь | 1.Диагностика 2.Формирование правильной певческой установки. | 1.Музыкальные групповые и индивидуальные занятия | 1.Изучение методик и психолого-педагогической литературы по теме 2.Изготовление дидактических материалов, карточек и атрибутов (куб –«Отгадай песню»? карточек – «Положение рта при пении гласных») |
Октябрь | 1.Развитие певческих умений. 2.Активизация интереса к хоровому исполнительству. | 1.Праздник золотой осени 2.Музыкальные занятия. Логоритмическое занятие «Путешествие осенних листиков». 3.Слушание и просмотр видео-роликов хоров, драматизаций. | 1.Изготовление музыкально-дидактической игры. 2.Подбор репертуара и музыкального сопровождения к играм. 3.Подбор наглядного материала по |
Ноябрь | 1.Фомирование правильного дыхания.. 2.Активизация артикуляционного аппарата. 3.Развитие артикуляции и дикции. 3.Развитие музыкальности и эмоционального отклика на пение. | 1.Музыкальные занятия (групповые, подгрупповые и индивидуальные). 2.Беседа и просмотр иллюстраций по теме. 3.Открытое занятие | 1.Подбор скороговорок, речевок, попевок, упражнений.упражнеий по развитию дыхания. 2.Подбор наглядного материала. 3.Подбор логоритмических упражнений. 4. Составление конспекта занятий и перспективного плана. |
Декабрь | 1. Развитие музыкального слуха, тембрового, динамического. 2.Формирования умения точного интонирования. | 1.Праздник Новогодней елки». 2.Музыкальные занятия (индивидуальные, групповые, подгрупповые». | 1.Подбор репертуара и фонограмм. 2.Выбор литературы и упражнений по теме. 3.Изготовление атрибутов. |
Январь | 1.Развитие речевого дыхания. 2.Активизация моторики 3.Развитие чувства ритма | 1.Беседа о пользе пения и охране певческого голоса. 2.Музыкальные занятия (групповые, подгрупповые, индивидуальные). 3.Просмотр иллюстраций и видео – роликов. | 1.Подбор иллюстраций и видео – роликов, упражнений и репертуара. 2.Изготовление ритмических карточек-схем. |
Февраль | 1.Активизация подвижности дошкольников 2. Формирование навыка движения в соответствии с текстом | 1.Развлечение «Широкая масленица» 2.Разработка логоритмических музыкальных занятий. 3.Музыкальные занятия (групповые, индивидуальные). | 1.Подбор упражнений в соответствии с уровнем развития речи 2.Подбор наглядного материала и атрибутов к играм и упражнениям |
Март | 1.Расширение певческого диапазона 2.Расширение музыкального словаря 3.Формирование правильного образования звука | 1.Праздник «Мамин день» 2.Музыкальные занятия. Логоритмическое занятие «Песенки на лесенке» | 1.Подбор упражнений, песен и распеваний 2.Подбор фонограмм для восприятия музыки 3.Демонстрационный материал положение гласных звуков |
Апрель | 1.Активизировать речевой аппарат дошкольников 2.Развивать двигательную активность дошкольников 3.Формировать умение детей 3-5 лет выполнять движения и подпевать в соответствии с текстом | 1.Логоритмическое музыкальное занятие в младшей группе «Кошки-мышки» 2.Музыкальные занятия (индивидуальная, подгрупповая и групповая работа) | 1.Разработка конспекта логоритмического занятия для детей 2-ой младшей группе 2.Подбор игр и атрибутов к играм 3.Объяснеие детям правил игры |
Май | 1.Диагностика формирования певческих умений у дошкольников | 1.Музыкальное занятие (групповое и подгрупповое) | 1.Подбор игр, песен, дидактического наглядного материала для диагностики сформированности умений |
АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ. ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ
Использовав приемы здоровьесбережения в музыкальной деятельности дошкольников у детей 3-5 лет сформировались:
- дыхание;
- звукообразование;
- дикция и артикуляция;
- интонация;
- ладовое и ритмическое чувство;
- развилась моторика;
- развилась координация движений;
- расширился певческий диапазон.
По диаграмме мы можем проследить положительную динамику развития певческих умений у дошкольников. Тем самым мы полагаем, программа самообразования выполнена на 100%.
Мы делаем, вывод что данная тема самообразования «Формирование певческих умений у дошкольников, посредствам здоровьесберегающей технологии» актуальна в воспитании детей дошкольного возраста. Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении формируется комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Дети получают сведения о музыке, приобретают умения и навыки. Пение наиболее близко детям. Влияние пения на физическое здоровье детей очевидно, оно способствует развитию и укреплению лёгких, развивает координацию голоса и слуха, улучшает речь детей, влияет на кровообращение и дыхание, поэтому развитие певческих умений дошкольников является важной педагогической задачей.
Продолжая работу над этой темой, находя всё новые современные методы, приёмы, упражнения, формы работы, изучая новые методики и труды – мы формируем и развиваем певческие умения и навыки на протяжении всего дошкольного детства.
Подбор яркого красочного репертуара и фонограмм – дает эмоциональный всплеск и отклик на пение. Активизирует интерес к хоровому пению. Укрепляет психо-физическое здоровье и умственные способности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тетрадь по самообразованию
самообразование...
Тетрадь по самообразованию
Тетрадь по самообразованию для начинающих воспитателей...
Шаблон тетради по самообразованию педагога
В данном методическом пособии собраны материалы, необходимые для организации работы педагога по самообразованию. данное пособие может быть использованно педагогами любого образовательного учреждения д...
План по самообразованию 2021-2022 гг
План по самообразованию 2015-2017 гг...
Рабочая тетрадь по самообразованию
Тема:"Народные подвижные игры,их значение в физическом и нравственном воспитании дошкольников"....
«Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников». Отчет по самообразованию 2021 год.
laquo;Использование игрового набора «Дары Фребеля» в развитии познавательных процессов дошкольников»....
Тетрадь по самообразованию
laquo;Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей младшего дошкольного возраста»...