Проект " Ознакомление дошкольников с культурой Чувашии"
проект (средняя группа)

Галина Юрьевна Иванова

Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, неспроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров.Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. " Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое" - гласит чувашская народная пословица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_g.yu_.docx333.12 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_provedeniya_dnevnoy_progulki_osennie_listochki.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon tema1.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта проекта.

Тема: « Ознакомление дошкольников с культурой Чувашии»

Актуальность проекта:

Наша страна относится к поликультурным сообществам.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей. Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. Это знакомство детей с чувашской народной культурой, беседы: « Народы республики Чувашии», « о природе и жизни людей в Чувашии», чтение художественной литературы, создание национального уголка, подвижные игры Чувашии.

Вид проекта: познавательно –творческий.

Цель: Приобщать детей к духовной культуре народов, к их традициям и обычаям, нравственно – эстетическим

ценностям через приобщение детей к основам национальной культуры.

Воспитание у детей уважение к культуре народа.

Задачи проекта:

ОО « Социализация»

1.Формировать интерес и любовь к чувашскому народному творчеству и рукоделию.

2. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

3. Расширять возможности сотрудничества с музеем чувашской культуры.

ОО « Коммуникация»

1. Обогащать словарный запас детей через чтение чувашских сказок, легенд, рассматривание вышивок, заучивание стихов и чувашских слов, просмотра иллюстраций.

2. Закрепить знания о быте, одежде чувашей.

ОО « Художественное творчество»

1. Развивать художественное творчество детей.

2.Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа, умение выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

ОО « Познание» культура

1. Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа.

2.Воспитывать чувство принадлежности к определённой культуре, интерес к искусству родного края через рассматривание чувашской вышивки.

3. Познакомить с обобщающим понятием « орнамент»

4. Формировать и обогащать потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятии природы, красивых предметов быта, произведений декоративно – прикладного искусства.

ОО « Музыка»

1.Развивать у детей музыкальные способности.

2. Раскрывать творческий потенциал детей.

Предполагаемый результат

1. Формирование потребности и желание детей в познании творчества чувашской культуры.

2. Презентация проекта в форме интегрированного занятия по изобразительной деятельности и музыке.

Участники проекта:

Воспитатель: Иванова Г.Ю.

Воспитатель: Шипунова Л.А.

Музыкальный руководитель: Орлова Е.И.

Воспитанники средней группы.

Этапы проекта:

1.Этап – целеполагание

Беседа с детьми « В стране чувашских узоров»с предложением подготовки и участие в выставке детских работ « Чувашские матрёшки»

2. этап – планирование

- Рассматривание предметов одежды чувашского костюма

- Оформление национального уголка

- Чувашские народные игры: « Дождь и солнц е», « Что делаешь?», « Иголка, нитка, узелок»

- Изобразительная деятельность « Рисуем солнце» ( по мотивам чувашских орнаментов)

- Занятие на тему «Весенние обычаи чувашского народа»

- Слушание чувашской народной песни « В небе поёт журавль»

- Собирание пазлов « Чувашская матрёшка»

- Папка – передвижка « Чувашский орнамент»

- Чтение чувашской народной сказки « Лиса плясунья»

3.этап – Осуществление проекта.

                                             Конспект

Тема: « Ткань – пестрядь для чувашской матрёшки» ( нетрадиционная техника рисования – ватные палочки)

Цель: Развивать интерес к культурным традициям чувашских мастеров, познанию семейных ценностей в символическом обозначении узоров через различные виды изобразительной деятельности  с использованием нетрадиционных техник рисования.

Формировать интерес к декоративно – прикладному искусству чувашского народа.

Задачи:

1. Обучающая: обучать детей нетрадиционной технике рисования ватной палочкой. Обучать выделению новой композиции – клетчатый узор, передаче своеобразия цветовой гаммы чувашского ткачества и выбору цвета для полос.

2.Развивающая: развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, внимание и мышление.

Развивать эстетическое восприятие необычности образов игрушек и ярких узоров на них.

3. Воспитательная: воспитывать чувство уважения к народу Чувашии.

Воспитывать доброе отношение к игровым персонажам и желание помогать им        

Материалы и оборудование: чувашская матрёшка, прорезные силуэты чувашских матрёшек, тонированные синим, красным и зелёными цветами листы альбомного формата для рисования, образцы с изображением клетчатого узора, выполненные в разных цветовых вариантах; краска гуашь красного, белого, чёрного, синего и зелёного цветов, ватные палочки.

                                                Ход:

Дети под чувашскую мелодию заходят в зал.

Восп. Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Они хотят узнать, чем мы с вами занимаемся и посмотреть, что мы с вами умеем делать. Но сначала я хочу со всеми поздороваться.

                             Я спешу сказать вам « Здравствуйте!»,

                             Чтоб пожелать здоровья доброго,

                              Удач, успехов и везения!

                              Чтоб приобрести сегодня вам

                              Хорошее настроение!

А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

                               Эти яркие сестрички

                               Дружно спрятали косички

                               И живут семьёй одной

                               Только старшую открой,

                               В ней сидит сестра другая

                               В той ещё сестра меньшая

                               Доберёшься ты до крошки

                               Эти девицы……( матрёшки)

Совершенно правильно. Я хочу пригласить вас на выставку чудо – матрёшек. Посмотрите какие на них красивые наряды .А как вы думаете, какие это матрёшки? (Чувашские) А как вы об этом узнали? ( по узору платья) Эти удивительные узоры называются орнамент. Какие символы орнамента вы знаете?

Ребята, а с этими матрёшками приключилась беда ( показывает матрёшки без узора на платье), узоры смыл дождь. Что же делать? Ребята, давайте поможем нашим матрёшкам разукрасить их платья узорами, чтобы они стали красивыми. Для этого мы рассмотрим чувашскую ткань пестрядь в клетку. ( дети садятся на стульчики, перед ними образцы пестрядиной ткани чуваш) Такая ткань использовалась для шитья женской одежды. Посмотрите какие цвета использовались для рисования пестрядиной ткани? ( ответы детей) а как расположены полосы на ткани? ( сверху вниз и слева направо) Сегодня мы рисовать будем не кисточкой, а ватными палочками, подумайте, какие цвета вы выберете для украшения платья своей матрёшки. ( дети рисуют)

Ребята, у вас получились очень красивые платья, но пока они сохнут, мы порадуем наших гостей танцем с песней  « Весёлые матрёшки»

Молодцы, ребята, вы очень весело и задорно пели и танцевали. Посмотрите, какие получились нарядные платья у наших матрёшек. Ребята использовали разные цвета. Матрёшки очень рады и говорят вам спасибо. А ещё у меня есть солнышки, если вам занятие понравилось, покажите весёлое солнышко, а если нет , то грустное. Я очень рада, что занятие вам всем понравилось.

      Рассматривание предметов одежды чувашского костюма

Задачи:

- Формировать знания об одежде чуваш через развитие представлений об их культуре

- Познакомить с особенностями народного чувашского костюма, изучить составные части женского чувашского костюма.

- Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа.

- Воспитывать умение восхищаться красотой чувашских узоров.

IMG_20180312_113804

Конспект  интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в средней группе

 на тему:  Чтение сказки  «Лиса- плясунья» .

Цель: Приобщение детей среднего дошкольного возраста к культуре чувашского народа через ознакомление  со сказкой «Лиса- плясунья».

Задачи:

  1. Познакомить детей с чувашской народной сказкой «Лиса- плясунья».
  2. Развивать интерес к знакомству с элементами чувашского национального костюма: хушпу ( головной убор),монисто (украшение на шею), кепе-платье.
  3. Воспитывать доброе отношение к главной героине сказки.

  Материал и оборудование: картонный плоский дом, игрушка лиса, Дед, Бабушка.

Ход:

Вводная часть.

Воспитатель:

Есть на свете много сказок

Интересных и смешных,

Удивительных, волшебных-

Всех их нам не сосчитать.

А вы хотели бы ,ребята,

В сказку чувашскую попасть.

Дети: да.

Воспитатель: Послушайте загадку:

Это рыжая плутовка

И коварна, и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора,

И мышами поживиться,

Любит шустрая (лисица).

Сегодня я познакомлю вас с чувашской народной сказкой « Лиса- плясунья».

Звучит чувашская музыка .На столе выставлен домик, появляются куклы Деда и Бабушки.

Основная часть.

Воспитатель: Послушайте, что произошло.

Чтение сказки с показом.

По окончанию чтения проводится физкультминутка.

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Шевелитесь, пальчики-

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках

Как лисы бродят по лесочку,

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише,

Притихнем словно в норках мыши.

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот и сказке конец . Снова  Лиса всех перехитрила. Вам понравилась сказка? Побывали мы с вами в чувашской народной сказке «Лиса- плясунья», пора возвращаться.

По окончанию занятия предложить детям обыграть отдельные  эпизоды из  сказки.

   



Предварительный просмотр:

                     Конспект проведения дневной прогулки

                       Во второй младшей группе.

Тема: Рассматривание осеннего дерева.

Цель: Уточнить представление детей об основных частях дерева ( ствол, ветви, листья), их высоте и толщине. Закрепить знания о том, что осенью листья меняют цвет и опадают.

Задачи:

 - Учить определять и называть признаки осени

 - Расширять представления детей о внешнем виде деревьев, строении.

 - Упражнять в различии листьев по величине, цвету, форме.

 - Расширять активный словарь детей

 - вызвать эстетические переживания от красоты осеннего дерева.

Ход:

Беседа

Цель: закрепить представление детей о золотом периоде осени, формировать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе.

 - Ребята, посмотрите, как красиво и чудесно сегодня на улице. Скажите, какое сейчас время года? А как вы узнали, что это осень? По каким признакам? ( ответы детей)

                      Ходит осень по дорожке

                      Промочила в лужах ножки

                      Льют дожди и нет просвета

                      Затерялось где то лето. ( В. Авдеенко)

 - А ещё осенью на деревьях желтеют листья и падают на землю. Сейчас мы с вами подойдём к самому большому дереву, которое растёт на нашем участке, а кто знает как оно называется? ( дуб) Дуб является символом нашего посёлка, его много растёт в наших лесах, на улицах и даже на территории нашего детского сада.

                  Могучий, сильный, вековой

                  Дуб в лесу стоит большой

                  Листья тихо шелестят

                  Жёлуди под ним лежат.

 - Подойдите к нему поближе и покажите, где у него ствол, погладьте дерево по стволу, что вы чувствуете? ( тёплый, шершавый)

 - Попробуйте обхватить дерево руками, а теперь пальчиками. Почему нельзя обхватить ствол руками? Ствол какой? ( толстый)

 - Если ствол толстый, то ветки какие? ( тонкие) , а что это на ветках? ( листья) Осенью листочки начинают желтеть, сначала сверху, где воздух холоднее, а потом внизу. Налетает ветер, срывает листочки и падают на землю .Давайте побегаем по опавшим листочкам и послушаем как они шуршат.

           Игровое упражнение « Осенние листочки»

 - Сейчас мы с вами превратимся в листочки, подул ветер и полетели листочки, закружились, ветер утих и все листочки тихо опустились на землю. ( дети выполняют движения в соответствии со словами воспитателя)

 - А сейчас мы с вами отойдём подальше и ещё раз посмотрим, какое большое дерево - дуб растёт на нашем участке и оно является символом нашего посёлка.

                       

                     

                             



Предварительный просмотр:

Тема : « Аленький цветочек» (нетрадиционная техника рисования пальчиками и ладошками)

Цель : формировать у детей художественно-творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования. Формировать образные представления в процессе восприятия сказки и создание образа на её основе.

Задачи:

1. Обучающая: обучать детей нетрадиционной технике рисования: печатание ладошкой и пальчиками. Учить быстро наносить краску на ладошку и делать отпечатки.

2. Развивающая: развивать творчество у дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники. Развивать цветовое восприятие, учить самостоятельно выбирать цветовую гамму красок. Развивать мелкую моторику рук, воображение, память, мышление.

3.Воспитательная: воспитывать доброту, желание помочь сказочному герою. Способствовать формированию интереса детей к разнообразию цветочного мира в реальной жизни и в сказочном мире. Воспитывать волевые качества.

Материалы и оборудование: лист бумаги на каждого ребёнка, гуашевые краски, влажные салфетки, банки с водой, тряпочки, кисти, подставки для кисточек.

Предварительная работа: чтение сказки С.Т.Аксакова « Аленький цветочек», рассматривание иллюстраций к сказкам, беседа « Что такое добро и зло», рисование положительных и отрицательных героев, сочинение сказок о героях вместе с родителями.

Планируемый результат: создание образов детьми, используя различные изобразительные нетрадиционные техники рисования. Сформировать у детей изобразительные навыки и умения в соответствии с возрастом. Проявление творческой активности и развитие уверенности в себе.

Ход: Звучит музыка П.И.Чайковского « Времена года», дети входят в зал, оформленный по сказке « Аленький цветочек».

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Я их тоже очень люблю. А вы знаете, что сказки бывают авторские и народные? А каких писателей – авторов сказок вы можете назвать? (ответы детей) А какие русские народные сказки вы знаете? (ответы детей) Скажите, а как называется сказка в которую мы попали с вами сейчас? ( « Аленький цветочек») Правильно. Мы с вами читали её, смотрели мультфильм по этой сказке, рассматривали иллюстрации к ней. А как вы думаете, кто написал эту сказку? ( Аксаков С.Т.) Совершенно верно, эту сказку написал С.Т.Аксаков, наш с вами земляк. А сейчас послушайте стихотворение и скажите про что оно.

                             На стебле изогнутом зреет бутон

                             И к солнышку тёплому тянется он.

                             Когда же раскрыться приблизиться срок,

                             Бутон превращается в чудо – цветок.

                             Средь буйной, зелёной и сильной листвы

                             Нельзя не увидеть его красоты.         ( Г.Щербаков)

Верно, это стихотворение про аленький цветочек. А сейчас я приглашаю вас на выставку чудо – цветка. Посмотрите какие они все разные, но всё же чудесные и прекрасные, выполнены разными мастерами и из разного материала.

А вы хотите создать свои аленькие цветочки? Будем сегодня волшебниками? Садитесь за столы. Сегодня мы с вами будем рисовать не только кисточкой, а всей ладошкой и пальчиками, кисточкой мы подрисуем недостающие детали, посмотрите как это делается.

                                      Мы вместе с подружкой

                                       Рисуем загадку

                                      Ладошку, другую прижмём по порядку

                                       Добавим кружочков, украсим их снова

                                      И вот уже алый цветочек готовый.

Хотите попробовать сами? Для начала разбудите наши краски, но не все, а лишь те из них которые подходят для нашего волшебного цветка. Пробуйте и рисуйте, и посмотрим получится ли у вас волшебство? Я уверена, что получится.

(дети выполняют работу под музыку)

                                    Распустился в чаще аленький цветок

                                    Светит как жар – птица, каждый лепесток

                                    И такое чудо на моём листе

                                    Оживает сказка в полной темноте.

Да, вы действительно настоящие волшебники, у вас получились цветы неописуемой красоты. Я предлагаю вам поместить ваши аленькие цветочки на выставку, пусть ими любуются все, кто приходит в наш детский сад.    

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

          Детский сад №2 « Сказка»

                                               Конспект

                            Интегрированного занятия по нетрадиционной технике рисования

                             ( пальчики и ладошки)

                          Тема: « Аленький цветочек» в старшей группе

                                          Воспитатель 1 квалификационной категории

                                           Иванова Галина Юрьевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по ознакомления дошкольников с культурой казахского и русского народа.

Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою нацио...

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр...

Использование дидактического материала для ознакомления дошкольников с культурой народов Поволжья

Дети должны знать культуру и быт народов Поволжья, доступное их возрасту...

Методические разработки коррекционно-развивающего комплекса мордовских подвижных игр, направленного на ознакомление дошкольников с культурой мордовского края.

Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых  видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике ДОУ.    Подвижная игра относится к тем видам игровой...

Педагогический проект «Ознакомление дошкольников с многонациональной культурой народов России»

В проекте предлжены разнообразные приемы работы по формированию культуры межличностных отношений в многонациональном обществе....

Проект по ознакомлению дошкольников с культурой семейского народа «Найди и познай себя»

Проблемы детства в наше время стоят очень остро.   Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место его детей в окружающем м...

Программа по ознакомлению дошкольников с культурой семейских

Цель программы:- зажечь искорку любви и интереса к жизни семейского народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России- развить и закрепить нравственные представлени...