Методические разработки коррекционно-развивающего комплекса мордовских подвижных игр, направленного на ознакомление дошкольников с культурой мордовского края.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Подвижные игры являются одним из самых часто применяемых видов здоровьесберегающих технологий, которые используются в практике ДОУ.
Подвижная игра относится к тем видам игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. В процессе организации подвижных игр с детьми возникают поистине уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Но подвижная игра, также, в силу своей специфики является, прежде всего, эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Так, подвижные игры при правильном их подборе, т.е. с учётом возрастных особенностей и физической подготовленности детей, оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, формирование правильной осанки, повышают функциональную деятельность организма, активизируют обмен веществ, а мышечные нагрузки стимулируют работу желез внутренней секреции.
Подвижные игры положительно влияют и на нервную систему, потому что увлекательный игровой сюжет вызывает у детей положительные эмоции.
Использование народных игр способствует интернациональному воспитанию детей, их ознакомлению с обычаями и особенностями мировоззрения и жизненного уклада разных народов. Это очень важно в условиях поликультурного государства, каким и является Россия. Уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
У мордвы, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.
Национальные мордовские игры тесно связаны с песнями, народными афоризмами и крылатыми выражениями.
Содержание народных игр обогащает нравственные представления детей и способствует развитию толерантного отношения детей к представителям других культур.
Данные игры рекомендованы для детей старшего дошкольного возраста программой «Мы в Мордовии живём»
«В ключи»
(«Панжомнесэ» - эрз., «Пантемаса»- мокш.)
Играющих пять человек. На земле чертится квадрат, по углам дома садятся четыре играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:
Дядя(тётя), у тебя ключи?
Тот отвечает, указывая на соседа:
Вон у дяди (тёти) спроси.
Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:
Посередине поищи!
Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чьё-либо место, пятый играющий опять остаётся без места. И игра повторяется сначала.
Правила игры. Меняться местами можно лишь тогда, когда ведущий отходит в середину. Уголок занимает тот, кто первым туда попал. Если кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
«В курочек»
(«Сараскесэ» - эрз., «Сараскакс» - мокш.)
Играющие делятся на две группы. Дети – курочки, усевшись на траву, образуют круг. За каждой курочкой стоит игрок – хозяин курочки. Водящий ходит по кругу и решает, у кого взять курочку. Подходит к одной из них и трогает её за голову. Сразу же водящий и хозяин курочки пускаются бежать наперегонки по кругу. Кто из них прибежит первым, тот и становится хозяином, а оставшийся становится водящим. Игра продолжается.
Правила игры. Нельзя мешать бегающим вокруг играющих. Хозяином будет тот, кто первым займёт место. Бежать наперегонки можно только после того, как водящий дотронется рукой до курочки.
«Круговой»
(«Мяченькунсема» - эрз., «Топсаналхксема» - мокш.)
Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
«Раю – раю»
Для игры выбирают двух детей – ворота; остальные играющие – мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю – раю. Пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдёт
И детей проведёт.
В это время дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребёнка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребёнок – щит, другой – стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встаёт в команду к тому ребёнку, чей пароль он назвал. Когда мать остаётся одна, ворота громко спрашивают у неё: щит или стрела? Мать отвечает и встаёт в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг е другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.
«Ловчий и голуби»
«Нармунень кундсиця ды гулят»
Один Ловчий и до десяти человек - птиц. Дом для Ловчего и круг – поляна для птиц. Ловчий должен поймать птиц по условию игры, а птицы слетаются в круг. Кто не успел, того Ловчий к себе забирает. Выигрывает самая ловкая птица.
«В гусей и волка»
Дети выбирают «Хозяина» и «Волка», остальные становятся «гусями». «Волк» прячется под горой, -уходит в сторону. «Гуси» с «Хозяином» находятся дома, а потом отправляются на луг, пощипать травку. «Волк» замечает «гусей» и крадётся к ним. «Хозяин» в это время кричит: - «Гуси-лебеди, домой! Серый волк под горой!»
«Гуси» его спрашивают:- «Что волк там делает?» «Хозяин» отвечает: -«Костёр развёл, вас жарить собирается! Как хотите, убегите. Но себя поберегите!» После этого «гуси» бегут домой, а «волк» начинает их ловить. Когда «волк» переловит всех «гусей», игра прекратится.
«В Коровку»
Игроки встают в кружок. В середине «Сторож». У него возле ног «льдинка». Ударом ноги он посылает «льдинку» от себя, стараясь попасть ею по ноге любому из играющих, стоящих вокруг него. В кого попадёт, тот и водит. Если игрок успевает подпрыгнуть и «льдинка» не заденет его ноги. «Сторож» продолжает водить.
Список используемой литературы:
1. Бабынина Т.Ф.- Формирование личности ребенка ст. дошкольного возраста в процессе ознакомления с национальной культурой. Екатеринбург, 2001 год- 220 с.
2. Брыжинский В.С.-" Серебряные цепочки". - Мордовское книжное издательство, 2002 год.
3. Лузгин А. С.- "Промыслы Мордовии". - Саранск, 2003 г.
4. Хрестоматия к программе "Валдоня"- Мордов. книж. изд. 2004 г. - Е. Н. Киркина.
5. "Саранск - столица Мордовии рассказы для маленьких читателей". - МГУ имени Н.П. Огарева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Данная методическая разработка - комплексное, итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", ...
Методическая разработка коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная методическя разработка - комплексное итоговое коррекционно-развивающее занятие, которое позволяет учителю-дефектологу систематизировать знания и представления у детей о времени года "Осень", за...
Методическая разработка коррекционно-развивающей программы «Формирование сенсорной культуры у детей посредством использования дидактических игр и интегрированных пособий»
Программа посвящена одной из наиболее значимых проблем дошкольной коррекционной педагогики – формированию основ сенсорного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.В программе ...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе индивидуальной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе индивидуальной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...
Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа"
Методическая разработка семинара-практикума для воспитателей "Интеграция образовательных областей при ознакомлении дошкольников с историей и культурой Петергофа". Цель: Распространение педаг...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ПЕРВОЕ ДВИЖЕНИЕ К СЛОВУ» ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ"
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей. Наряду с общей соматической ослабленностью и замедленным развит...
Методическая разработка. Коррекционно-развивающая деятельность по теме: «Формирование звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной деятельности»
Методическая разработка коррекционно - развивающей работы в процессе совместной деятельности рассчитана на детей старшего возраста. Для достижения целей и реализации задач используются современные...