Программа по ознакомления дошкольников с культурой казахского и русского народа.
методическая разработка на тему

Джунусова Айгуль Михаметьяновна

Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российской самоидентичности и самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма.

 Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры. Приобщая дошкольников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить представителей различных этносов к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального государства.

В нашем ДОУ для детей созданы наиболее оптимальные условия для воспитания эстетической культуры школьников с использованием потенциала этнокультурной среды. На современном этапе национально-региональные системы образования должны обеспечить высокий уровень готовности своих выпускников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре. Одним из направлений этой работы является этнокультурная коннотация художественно-эстетического образования детей. Художественно-эстетическое образование —это процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества в целом, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, нравственной и эстетической культуры, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon strukturnoe_podrazdelenie_gbou_sosh.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Кинель-Черкассы Самарской области «детский сад Аленушка».

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

Автор: А. М. Джунусова

село Кинель-Черкассы 2013год.

Пояснительная записка.

Современная образовательная деятельность невозможна без создания в ней условий для развития человека культуры, способного приобщаться к традициям и ценностям предков, стремящегося сохранить свою национальную самобытность, уникальную этнокультуру. Сегодня особенно важно акцентировать внимание на формировании у подрастающего поколения чувства российской самоидентичности и самосознания, поликультурного мышления, толерантности и патриотизма.

 Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры. Приобщая дошкольников к мировой, российской, этнической культуре, системы образования (в т. ч. учреждения дополнительного образования детей) призваны подготовить представителей различных этносов к общественно значимой совместной деятельности, к жизни в полиэтнической среде в условиях многонационального государства.

В нашем ДОУ для детей созданы наиболее оптимальные условия для воспитания эстетической культуры школьников с использованием потенциала этнокультурной среды. На современном этапе национально-региональные системы образования должны обеспечить высокий уровень готовности своих выпускников к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации путем приобщения к мировой, российской, а также этнической культуре. Одним из направлений этой работы является этнокультурная коннотация художественно-эстетического образования детей. Художественно-эстетическое образование —это процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества в целом, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, нравственной и эстетической культуры, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства.

Цель: создать условия для формирования у детей эстетической культуры, духовности и развития художественного творчества посредством ознакомления и приобщения к культуре и традициям русского и казахского народа.

Задачи:

1.     Приобщать дошкольников к миру искусства;

2.     Развивать способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;

3.     Развивать детское творчество в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности;

4.     Формировать яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми;

5.      Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.

Актуальность.

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,

плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С. Макаренко  

            Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть красоту и гармонию, но и способствовать развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, воображение, эмоционально – положительное отношение к объектам эстетического содержания.

  Поэтому одним из приоритетных направлений нашей работы по приобщению детей к культуре народов мира является ознакомление детей дошкольного возраста с культурой казахского и русского народами, их многообразием, традициями и обычаями, отношениями между народами.

Наш опыт работы в детском саду по ознакомлению детей с культурой разных народов является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежат подходы к развитию ребенка как личности с его социализации. Изучая традиции и обычаи разных народов, их разнообразие национальных костюмов, собирая художественную литературу, иллюстрации и видеоматериалы, изготовление кукол в национальных костюмах, мы старались всегда сохранить их и в доступной форме передать детям свои знания, поделиться опытом работы с коллегами.

 Актуальность данной проблемы понималась нами как необходимость формирования и развития у детей дошкольного возраста общественно значимых идеалов и ориентиров, необходимых для нравственно – патриотического, духовного, а также толерантного богатства личности, а также просвещение родителей и педагогов в этом вопросе. Эти мероприятия интересуют и привлекают внимание педагогического коллектива, родительской общественности, и, конечно, детей.

Реализуемая Программа воспитания и обучения   в детском саду под редакцией Вераксы Н.Е. несмотря на то, что предусматривает решение задач воспитания в ребенке гуманного отношения к окружающему миру, привитие любви к родной природе, дому, краю, городу, не в достаточной степени реализует задачи регионального компонента. В связи с этим возникла необходимость в разработке авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов»

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта – пробудить у детей дошкольного возраста интерес к культуре русского и казахского народов, через знакомство детей с традициями и обычаями, бытом и трудом, национальными костюмами. Формировать у детей навыки адекватного и доброжелательного отношения к представителям этого народа. Мы уверены, что активное действенное познание навыков поможет детям сохранить и усвоить полученные знания.

Проблема

Анализ результатов диагностического обследования воспитанников по разделу «Ознакомление с окружающим» показал:

  1. у 35% воспитанников не сформированы   знания по   ознакомлению с бытом и культурой русского и казахского народов.
  2. Нет системы работы, методических пособий по ознакомлению детей дошкольного возраста с национальным наследием этих народов. Результаты анкетирования: «Какие игры детей русского и казахского народов вы знаете?» - 25% опрошенных ответили – «Разорви цепь». Но, к сожалению 75 % респондентов не могли вспомнить, ни одну игру.
  3.  Из национальных праздников 50% назвали праздник «Масленица», «Пасха». И все считали нужным изучение и сохранение народных игр и традиций русского и казахского народов.
  4. Участие родителей в совместной деятельности по ознакомлению с культурой, традициями русского и казахского народов проводится через традиционные формы работы.

Противоречия

Таким образом, был выявлен ряд противоречий:

1) между необходимостью работы в детском саду, как условия формирования интереса к культуре русского и казахского народов у детей дошкольного возраста, и отсутствием соответствующей программы и методических пособий, дидактического и наглядного материала, адаптированных к возрастным особенностям дошкольников;

2) между необходимостью привлекать родителей и отсутствием у них интереса к данной теме.

Таким образом, выявленные противоречия определили проблему, заключающуюся в создании такой авторской программы, работы педагогов в группе, которая способствует развитию интереса у детей дошкольного возраста   к культуре, традициям русского и казахского народовКроме того, необходимо было выяснить какие современные педагогические технологии, методы и формы работы должны быть применены нами для успешной работы с дошкольниками в этом направлении.

Гипотеза:

Если в воспитательно-образовательную работу ввести систему авторской программы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского и казахского народов», по расширению знаний детей о культуре и традициях  этих народов, то это позволит значительно повысить их осведомление в этой области.

Новизна

Новизна идеи состоит в том, что данное содержание может успешно интегрироваться практически со всеми образовательными областями (Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», «Социализация») через разные виды детской деятельности.

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

  1. программа реализуется в течение трех лет (в средней, старшей и подготовительной группе)
  2. реализуется через раздел «Ознакомление с окружающим» Программы воспитания и обучения под редакцией Вераксы Н.Е., а также через игровую и продуктивную деятельность в процессе ежедневной воспитательно-образовательной работы в группе.
  3. предполагает создание в группе богатой предметно-развивающей среды - мини-музея «Мой дом».
  4. обязательно использовать в работе исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность.
  5. предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, технологию проектного обучения.
  6. включать в работу совместную проектную деятельность с родителями.

Основные направления работы педагогов с детьми по приобщению к искусству:

  • Ознакомление с предметным миром, миром людей и природы через произведения изобразительного искусства, художественной литературы и музыки.
  • Вовлечение детей в различные виды художественно-творческой деятельности (художественно-речевая, изобразительная, музыкальная, театрализованная и т.д.)
  • Ознакомление с разными видами, жанрами и средствами выразительности искусства (музыка, художественная литература, изобразительное и театральное искусство).
  • Становление эстетической развивающей среды.

Результативность программы:

             Отношение дошкольников к другим народам проявлялось в интересе, позитивности, внимании, чуткости к детям и взрослым, толерантном отношении к людям других национальностей и культур. Это выражается в желании больше знать о разных людях: узнать игры разных народов; узнать о профессии родителей; об обычаях и традициях разных народов; национальной еде; какие праздники отмечают и любят; национальные танцы и песни; виды спорта; промысел. 

     Благодаря работе по программе «Ознакомления детей дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов» дети подготовительной группы:

• знают, любят и умеют играть в русские и казахские народные игры;

• используют в активной речи русский фольклор;

• умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

• принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;

• знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;

• знают историю русского и казахского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма; умеют различать изделия разных народных промыслов.

         Таким образом, положительные результаты проведенной работы позволяют в дальнейшем воспитывать в детях поликультурную и этнотолерантную личность. В нашем дошкольном учреждении необходимо продолжить дальнейшую работу с дошкольниками по поликультурному воспитанию. Необходимо продолжать знакомить детей с культурой разных народов, учитывая внимание и заинтересованность детей.

Заключение.

      Таким образом, на основе полученных положительных результатов можно утверждать, что гипотеза об успешном воспитании интереса, любви к малой родине и повышении знаний у детей дошкольного возраста о культуре и традициях русского и казахского народов с помощью интеграции краеведческого материала во все компоненты воспитательно-образовательного процесса, подтверждена. Цель и задачи программы реализованы и представлены в программе «Ознакомления детей дошкольного возраста с культурой, традициями русского и казахского народов». Для реализации проекта используется интегрированный подход – включение сведений об истории и культуре этих народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.  

Тематический план (средняя группа)

N

Месяц.

Тема

Часы.

1.

Сентябрь.

Музей - что это?

1 ч.

2.

Октябрь.

Добрая изба.

1 ч.

3.

Ноябрь.

Печь кормилица.

1 ч.

4.

Декабрь.

Хозяйкины помощницы.

1 ч.

5.

Январь.

Посидим у самовара.

1 ч.

6.

Февраль.

Оденем куклу  в казахский костюм.

1 ч.

7.

Март.

Наша  кукла Дуня в сарафане.

1 ч.

8.

Апрель.

Волшебная прялка.

1 ч.

9.

Май.

Давайте жить дружно.

1 ч.

10.

Итого

 

9 ч.

Тематический план (старшая группа)

N

Месяц.

Тема.

Часы

1.

Сентябрь.

В гостях у Хозяюшки.

1 ч.

2.

Октябрь.

Мир старинных вещей.

1 ч.

3.

Ноябрь.

Вечера долгие руки умелые.

1 ч.

4.

Декабрь.

Рабочие руки не знают скуки.

1 ч.

5.

Январь.

Рукодельницы.

1 ч.

6.

Февраль.

Так мы раньше одевались.

1 ч.

7.

Март.

Что за праздник – «Наурыз»?

1 ч.

8.

Апрель.

От лучинки до электрической лампы.

1 ч.

9.

Май.

Люби свой край и воспевай.

1 ч.

10.

Итого.

 

9 ч.

Тематический план (подготовительная к школе группа)

N

Месяц.

Тема.

Часы

1.

Сентябрь.

Милости просим в нашу избу.

1 ч.

2.

Октябрь.

Печь - как мать родная.

1 ч.

3.

Ноябрь.

Хлеб - всему голова.

1 ч.

4.

Декабрь.

Что о себе расскажет посуда.

1 ч.

5.

Январь.

Бабушкин сундук.

1 ч.

6.

Февраль.

Живая старина.

1 ч.

7.

Март.

Праздник- « Курбан айт »

1 ч.

8.

Апрель.

Хозяйкины помощницы

1 ч.

9.

Май.

Дружба и братство дороже богатства.

1 ч.

10.

Итого.

 

9 ч.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова А.А. Восхождение человека к Природе в процессе природного воспитания: Методические разработки по этнопедагогике и народоведению для педагогов дошкольных учреждений, школ, других специалистов социогуманитарного знания и широкого круга читателей. Самара - Ореховка, 2004

2. Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов н/Д.: Феникс, 2000-448 с.

3. Ревенок Т. Программа "Весточка" по ознакомлению старших дошкольников с историей и культурой русского народа // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 4. - С.24-30

4. Соломенникова О. Ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 9. - С.42-45

5.Цурюмова С. В. Этнокультурная коннотация дополнительного художественно-эстетического образования детей / Дополнительное образование детей как фактор развития образовательных учреждений разных типов: материалы всероссийской научно-практической заочной конференции / под.ред. А. В. Золотаревой. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. С. 137140.

6. www. kolyadka. h1. ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С КУЛЬТУРОЙ И ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО И КАЗАХСКОГО НАРОДА.

Культура русского и казахского народов является богатейшим материалом не только для введения ребенка в мир искусства, знакомства с традициями, духовно – нравственного воспитания, способности видеть кр...

Конспект занятия «В гостях у бабушки Матрёны» по ознакомлению детей с культурой и бытом русского народа. Старший дошкольный возраст

Цель: ознакомление детей с  культурой и бытом русского народа, через создание игровой  ситуации.ЗадачиОбразовательные:·        познакомить детей с русской ...

Консультация для родителей по теме: Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культуро...

игры для ознакомления детей с культурой и обычаями русского народа

Вашему вниманию хочу предложить развивающие игры...

Консультация для родителей по теме «Значение уголка «Русской избы» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Приобщение родителей к русской народной культуре, устному народному творчеству.Развитие желания пополнять музей экспонатами деревенского быта....

Консультация для родителей «Значение мини - музея «Навстречу прошлому»» при ознакомлении дошкольников с культурой и традициями русского народа»

Знакомство детей с традициями и бытом русского народа без погружения в атмосферу и национальный быт всегда дает лишь поверхностное знание, которое не позволяет детям глубоко проникнуться культурой сво...


 

Комментарии

спасибо за материал!