Проект по краеведению. "Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!" (3-7 лет)
методическая разработка
Среди наиболее острых проблем, стоящих перед дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Цель проекта: Формировать у дошкольников патриотические установки и чувства к своей семье, городу, природе и культуре с учетом исторических и природных особенностей страны происхождения. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной земли, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kraevedenie.doc | 106 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
по краеведению
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!»
Актуальность: Среди наиболее острых проблем дошкольного образования - проблема формирования у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям русского народа, к традициям своей семьи, страны происхождения, воспитанию основ гражданственности. . Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей жизненного опыта человека, поэтому оно должно стать важной составляющей первого этапа образования - дошкольного образования.
Дошкольный возраст, как период формирования основ личности, имеет потенциал для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданской совести. Основой воспитания гражданских чувств у дошкольников является накопление детьми социального опыта жизни в стране, где они родились, усвоение принятых норм поведения в обществе, развитие интереса к его истории и культуре, формирование положительного отношения к прошлому и настоящему своей страны, своей Родины.
Наряду с другими элементами правомерно включение в содержание воспитания патриота таких элементов, как любовь к Родине, к местам, где родился, знание истории, культуры и традиций малой родины, проявление познавательного интереса к знанию этого. В то же время географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются наиболее доступным способом для дошкольников развить позитивное отношение к своей малой родине, развить интерес к различным сторонам жизни. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Цель: Формировать у дошкольников патриотические установки и чувства к своей семье, городу, природе и культуре с учетом исторических и природных особенностей страны происхождения. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной земли, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
Формирование нравственных качеств личности у дошкольников через приобщение к родному городу.
Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родной земли, чувство гордости за свою малую Родину.
Формирование основ экологической культуры, отношения человека ко всему живому.
Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
Воспитание в ребенке любви и привязанности к его семье, своему дому, краю, где он родился.
Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям и традициям.
Воспитание уважения к профессиям и труду взрослых.
Воспитание в дошкольниках чувства уважения и заботы о защитниках Отечества.
Обучение здоровому образу жизни.
Участники:
Дети от 3 до 7 лет, родители (законные представители) воспитанников, воспитатели ДОУ, музыкальный руководитель, инструктор физкультуры.
Направления:
3-4 года - «Вместе, дружная семья» (семья, детский сад).
4-5 лет - «Эта улица, этот дом»
5-6 лет - природно-климатические
6-7 лет - культурно-исторический
Принципы реализации проекта:
Доступность. Принцип доступности подразумевает соотношение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития и подготовки детей.
Непрерывность. На современном этапе образование призвано вызывать у подрастающего поколения постоянный интерес к постоянному пополнению интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научный характер. На основании сведений об истории и культуре Родины.
Системность. Принцип системного подхода, заключающийся в анализе взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования у ребенка представлений о патриотических чувствах в разных видах деятельности и эффективного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культурное соответствие. Этот принцип строит содержание программы как последовательную ассимиляцию и развитие на этой основе ценностных ориентиров.
Ожидаемые результаты:
• Расширение знаний детей по краеведению, рост интереса к русским традициям, традициям своей семьи.
• Воспитать любовь и чувство гордости за малую Родину, уважение родного города, края.
• Развитие познавательной активности дошкольников, исследовательских навыков и умений, навыков проектной деятельности.
• Повышение активной гражданственности семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни города.
Рост профессионального мастерства педагогов в воспитании дошкольников.
ОПИСАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Этапы | Мероприятия | Сроки выполнения |
Подготовительный Цель: изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей |
| Август-декабрь |
Основной Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме. | Работа с педагогами Задачи: Актуализировать краеведческие знания педагогов. Повысить профессиональное мастерство, стимулировать педагогический поиск в вопросах краеведческого образования дошкольников, научить педагогов максимально использовать воспитательный потенциал традиций родного региона. Обобщить передовой опыт, обменяться собственным накопленным опытом по теме.
Работа с детьми
Работа с родителями: Задачи: организация работы с родителями, стимулирующей повышение их активности в воспитании у ребенка любви к родному краю, селу. Традициям семьи и русского народа
| В течение года Февраль Март Октябрь В течение года Январь Февраль В течение года Апрель Май Сентябрь Ноябрь Февраль Апрель- май |
Итоговый Цель: совершенствование результатов работы по данной проблеме. | 1. Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми. 2. Определение перспективы развития опыта. 3. Описание опыта педагогической деятельности | Сентябрь |
Планирование
II младшая группа (3–4 года)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | Экскурсия по детскому саду (знакомство с сотрудниками детского сада, с помещениями) | Сюжетно-ролевая игра «В детском саду» | Природоохраняемая акция «Сохраним цветок» | Целевая прогулка (растения участка, природа родного края) |
Октябрь | Беседа «Моя семья» | Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья» | Проект (рисование) «Портрет семьи» | Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме готовятся» |
Ноябрь | Проект «Варвара-краса, длинная коса» (знакомство с трудом мамы). | Беседа «Хорошо у нас в саду» | Сюжетно-ролевая игра «Бабушка приехала» | Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой» | Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся возле детского сада. | Наблюдение за трудом младшего воспитателя. | Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели. |
Январь | Проект «Мой родной город». | Проект (конструирование) «Мы построим новый дом». | Беседа «Домашние животные у нас дома». | Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». |
Февраль | «Белая береза под моим окном» – деревья в родном городе. | Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей». | «Как мы с Фунтиком возили песок». Дать представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. | Беседа «Как стать сильным?» |
Март | «Я и моя мама». | Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Порадую милую, дорогую». | «Что мы делаем в детском саду». Труд взрослых. | Проект «помоги растению». |
Апрель | «Рассказы о своей семье». | «Наши добрые дела». Труд взрослых | Беседа «Дом в котором мы живем». | Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом огромный». |
Май | Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. | Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий, праздничный салют» | Чтение стихотворений «Что такое лес?», «Что такое луг?», «Что такое река?», «Что такое море?» из сборника В.Степанова «Наша природа». | Беседа «Наш город». |
Июнь | Природоохраня-емая акция «Посади цветок» | Экскурсия в парк | Акция «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой» | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по морю» |
Июль | Познавательное развитие «Труд воспитателя». | Физкультурный досуг «В здоровом теле, здоровый дух». | «Друзья наши меньшие» – знакомство животным миром Мордовии. | Беседа «Ковылкино – моя родина». |
Август | Лепка «Божьих коровок скорее слепите! Деревья от тли спасите». | Развлечение «Путешествие в страну чистоты и здоровья». | Рассматривание фотоальбома «Город Ковылкино» здания и памятники города. | «Наша дружная семья». |
Средняя группа (4–5 лет)
Месяц | I неделя | II неделя | III неделя | IV неделя |
Сентябрь | «Детский сад» Знакомить с детским садом и его сотрудниками, профессиями тех, кто работает в детском саду. | Проект (занятие) «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» | Акция «Сохраним цветок» | «В нашем детском саду» Труд взрослых. |
Октябрь | Беседа «Семья» – дать понятие семья, о родственных отношениях. | Прохождение экологической тропы – природа г. Ковылкино | «Семейная фотография» – расширение знаний о своей семье. | Проект «Мой родной город». |
Ноябрь | Экскурсия «С чего начинается Родина?» (улицы города). | Труд: «Помоги дворнику собрать опавшие листья» | С.Черный «Когда никого нет дома» – чтение стихотворения. | Целевая прогулка «В нашем городе строят новый дом». |
Декабрь | Природоохраняемая акция «Покорми птиц зимой». | Беседа «Мое здоровье». | Труд взрослых: понятие «профессия», профессии сотрудников детского сада. | «Моя семья» – любимые занятия родителей и других членов семьи. |
Январь | Проект (рисование) «Построим большой дом». | Проект «Дружат дети на планете». | Целевая прогулка по близлежащей улице, прилегающей к детскому саду. | Досуг «Рота, подъем!» |
Февраль | «Мы следопыты» – о жизни диких животных в лесах Мордовии. | Проект «Письмо в сказочную страну», знакомство с профессией почтальона. | «На земле, в небесах и на море» – об армии, о родах войск. | «Папы, дедушки – солдаты» – о государственном празднике «Защитники Отечества». |
Март | «Наша мама лучше всех». | «Город. Транспорт. Пешеход». | «Люблю березку русскую». (деревья и растения, природа родного края) | Развлечение «Быть здоровыми хотим». |
Апрель | «Мой город», рассматривание альбома о городе Ковылкино. | «В гости к деду Природоведу» – экологическая тропа весной. | Беседа «Помощники» – об обязанностях, которые дети выполняют дома, об обязанностях членов семьи. | Знакомство детей с флагом России и Мордовии. |
Май | Экскурсия по праздничным улицам города. | Рассказ воспитателя «О Дне Победы». | Сюжетно-ролевая игра «Мы рыбаки», знакомство с профессией рыбака. | Целевая прогулка к памятнику Погибшим воинам. |
Июнь | Акция «Озелени участок» | Проект (рисования) «Салют в честь праздника России». | Досуг «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья». | Рассказ воспитателя о лекарственных растениях. |
Июль | Экскурсия к памятнику С.Т. Ковылкина | Проект (рисования) «Мой детский сад». | Досуг «Преодоление препятствий». | Рассматривание фотоальбома «Достопримечательности города Ковылкино». |
Август | Акция «Природа просит защиты» – бережное отношение к природе родного края. | Чтение художественной литературы для детей на семейную тему. | Рассматривание фотоальбома «Наша дружная семья». | «Мой край задумчивый и нежный». |
Оборудование уголков в группе по краеведению
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по формированию экологических представлений в подготовительной группе. Тема: «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь».
Цель: Расширить и закрепить знание детей о насекомых: бабочке, муравье, червяке земляном, пчеле- месте их обитания, характерных особенностей, поведение в природе и их пользе....
КВН «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»
Для детей старшей и подготовительной к школе групп и их родителей.Цель: воспитывать патриотические и гражданские чувства детей, побуждать любознательность к истории город...
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь».
Цель: дать детям представление о родном городе, о республике Татарстан, о России; познакомить с географической картой, с глобусом.Развивать внимание, память, воображение, познавательный ин...
Технологические карты по программе "Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь" для старшей группы.
В материале представлены технологические карты занятий по краеведению....
Статья Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!
Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!...
Проект «Посмотри, как хорош, край в котором ты живешь!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад компенсирующего вида №465» городского округа Самара Долгосрочный проектТема:Проект «Посмотри, к...
Проект «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»
Проект«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь»...