Приобщение детей к народным обычаям и традициям через народные игры и забавы
проект (средняя группа)
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема: «Приобщение детей к народным обычаям и традициям через народные игры и забавы»
Выполнили: воспитатель
Шигаутдинова Гульнара Сагидулловна
инструктор по физической культуре
Сафаргалеева Галия Самеевна
МДОУ «Д/с «Миляш» с.Кунашак
с.Кунашак 2019г.
Вид проекта: познавательно - оздоровительный
Тип проекта:
- по доминирующему методу: познавательно - игровой
- по характеру содержания: групповой
- по числу участников: группа детей 4-5 лет (15 детей, воспитатель группы, родители воспитанников, инструктор по физической культуре.
- по времени проведения: краткосрочный - 2 недели.
- по характеру контактов: в рамках ДОУ
- продолжительность: 04.02.19-15.02.19г.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатель, инструктор по физической культуре.
Цель проекта:
- Познакомить детей с традициями и обычаями русского, татарского и башкирского народов.
- Формирование физической культуры как составной части целостной культуры личности;
- Развивать интерес у детей к подвижным народным играм, предоставлять возможность организовывать их самим.
- Воспитывать интерес детей к национальной культуре; формировать творчески развитую личность через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской, татарской и башкирской национальных культур.
Задачи:
- Расширять представление о национальной культуре русских, татар и башкир.
- Создание образовательной - культурной среды в группе: создание мини-музея «Народные промыслы и обычаи»
- Прививать интерес к русским, татарским и башкирским народным подвижным играм;
- Повысить уровень знаний педагогов в области значения народной подвижной игры в физическом развитии ребенка;
- Содействие укреплению здоровья, разносторонней физической подготовленности растущего организма;
- Создание предпосылок для успешного освоения спортивных игр;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи.
- Воспитывать любовь к своей родине.
- Развивать навыки художественного творчества детей.
Актуальность
Проблема, значимая для детей на решение которой направлен проект: обогащение и расширение знаний детей о народной культуре и традициях у дошкольников на материале народных игр, забав и в непосредственно образовательной деятельности.
Большая ценность подвижных народных игр заключается в общей подвижности детей, в одновременной работе различных групп мышц и, следовательно, в более равномерном их развитию. Но значение народных игр не только в этом – они играют большую роль во всестороннем развитии детей.
Приобщение детей к народным традициям, промыслам, декоративно-прикладному творчеству обогащает и развивает внутренний мир ребенка.
Таким образом, важно отметить, что с помощью подвижных игр можно решать разнообразные задачи, а для этого необходимо широко практиковать их в повседневной работе с детьми.
Название итогового мероприятия: Спортивный праздник «Вечерние посиделки»
Форма итогового мероприятия: развлечение.
Дата проведения итогового мероприятия: 15.02.19г.
Предварительная работа:
- Беседы и рассматривание иллюстраций;
- Чтение художественной литературы
- Разучивание песен, считалок, игр.
I этап. Разработка проекта.
1. Подобрать методическую литературу по данной теме.
2 Взаимодействие с инструктором физической культуры (использование подвижных игр);
3. Подобрать атрибуты, пособия для народных игр и забав.
4. Довести до сведения родителей важность этой темы.
5. Написать план мероприятий, сценарий развлечения.
II этап. Выполнение проекта.
1. Совместно с инструктором по физической культуре составить план работы с детьми.
2. Составление картотеки подвижных народных игр по национальностям.
3. Оформление папки-передвижки «Народные промыслы России»
4. Подбор атрибутов к народным играм.
5. Оформление мини-музея «Народные промыслы и традиции»
6. Спортивный праздник «Вечерние посиделки»
7. Консультации для родителей «Народные подвижные игры»
Продукт проекта:
• Для детей: рисунки, поделки, оформление мини-музея.
• Для педагогов: презентация проекта, конспекты мероприятий, образец планирования.
• Для родителей: материалы для консультации – папки передвижки, картотеки, авторские работы родителей для мини-музея, интерес к новому сотрудничеству с ДОУ.
3 этап. Выполнение проекта (основной)
- Социально-коммуникативное и речевое развитие.
Ситуативные разговоры, свободное общение:
- «Традиции русского народа»;
- «Народные традиции татар и башкир»;
- «О народных промыслах»
Коммуникативное развитие (развитие речи):
- Отгадывание загадок о предметах быта, народных приметах, природных явлениях.
Разучивание:
- Народных песен: «Ой блины, мои блины», «Как на тоненький ледок»
Сюжетно-ролевые игры:
- «К нам гости пришли», «Дочки-матери», «Магазин промыслов», «В гостях у матрёшки», «Мастерская народных мастеров»
Дидактические игры:
- «Какого народа костюм»
- «Отбери элементы хохломского узора»
- «Узнай элемент узора»,
- «Угадай и расскажи»,
- «Сложи картинку»,
- «Собери самовар из частей»
- «Назови ласково»
- «Дымковское лото».
- Физическая культура и в свободная деятельность:
Русские народные игры:
- Игра-забава «Заяц, белка, жаба-цап!»
- «Перетяни веревку»
- «Два мороза»
- «Золотые ворота»
- «Иголочка, ниточка, узелок»
Татарская народные игры:
- «Тимербай»;
- «Хромая курица»;
- «Спутанные кони»;
- «Змейка».
Башкирские народные игры:
- «Юрта»;
- «Стрелок»;
- «Ловкий джигит»;
- «Тюбетейка».
- Познавательное развитие.
- Просмотр познавательного мультфильма «Шурале»
- Презентация «Жилище и костюмы народов Южного Урала»
- Беседа «Давайте познакомимся»
- Беседа «Мой поселок Кунашак»
- Беседа «Знакомство детей с народными играми»
- Беседа «Традиционные национальные блюда»
- Рассматривание кукол в национальных костюмах (мальчик, девочка).
- Художественно-эстетическое развитие.
- Русские народные сказки:
«Теремок», «Морозко», «Хаврошечка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка»;
- Е. А. Никонова «Семёновские матрёшки», «Золотая Хохлома», З. Александрова «Родина»;
- Башкирские народные сказки: «Ленивая девочка» обр.Платонова, Стихотворение К. Киньябулатовой «Зухра и цыплята»;
- Татарские народные сказки: «Белый змей», «Волшебные башмаки».
Иллюстрации:
«Богородская роспись, «Городецкая роспись», «Гжель», «Хохлома», «Достопримечательности Кунашака», «Семья», картины, иллюстраций и фотографий с изделиями народных промыслов, характерных узоров и орнаментов художественной росписи, «Тульский самовар».
- Изобразительная деятельность.
Декоративное рисование:
- «Рисуем флаг Кунашака»;
- «Украсим ичиги (татарские сапоги)» национальным орнаментом.
Лепка:
- «Деревянные ложки» в хохломской росписи».
Самостоятельное художественное творчество:
- Украшение плоскотного изображения матрешек, посуды, игрушек, национальной одежды.
- Раскраски на тему: «Народные художественные промыслы»
- Пение и танцы под народные песни русских, татар и башкир.
- Инсценирование народных сказок по выбору детей.
Центр театрализованных игр:
- Набор игрушек кукольного, плоскотного, пальчикового театров для обыгрывания народных сказок, потешек.
Взаимодействие с семьей.
- Наполнение атрибутами народного быта мини-музея «Народные промыслы и обычаи»;
- Подготовка краткой информации совместно с ребенком о своих семейных традициях и обычаях;
- Приготовление национального блюда для итогового развлечения «Вечерние посиделки».
- Активное участие в играх, исполнение народных песен
Результат.
Таким образом, в результате выполнения проекта:
У детей расширилось представление о национальной культуре; привился интерес к русским, татарским и башкирским народным подвижным играм и состязаниям; обогатился словарный запас национальной речи; развились навыки художественного творчества.
У родителей была высокая заинтересованность и активность в течении всего проекта;
Повысился уровень знаний педагогов и родителей в области значения народных подвижных игр в физическом развитии ребенка, в укреплении здоровья.
Мы уверены, что через изучение истории, традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль принадлежит здесь народным играм, которые передаются из поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи.
В перспективе рассчитываем продолжать использовать игры в дальнейшей работе с детьми и родителями
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по приобщению детей к народным обычаям и традициям "Подкова на счастье"
В конспекте подобран материал о работе кузнеца, объясняется смысл некоторых пословиц и погорворок, приведена легенда о кузнеце и подкове. практическая часть- чеканка подковы...
Опыт работы Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку.
Приобщение детей дошкольного возраста к кубанским традициям через народную куклу — скрутку....
Приобщение детей дошкольного возраста к семейным традициям через совместную деятельность с родителями
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют: распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей. Формирование традиций ну...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что нарушаются традиции, рвутся н...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через квест игры
консультация для родителей "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к ЗОЖ через квест игры"...
Приобщение детей к национальной культуре Коми народа через дидактические игры, используя прием межполушарного взаимодействия
Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития интеллектуальных и творческих способностей детей. Именно в этом возрасте развивается память, восприятие, мышление, воображен...
Проект по приобщению детей к истокам русской народной культуры и традициям «Русская народная культура и традиции»
Проект решает актуальную проблему – приобщает детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям. Актуальность проблемы обусловлена тем, что н...