Проект на тему "Дошколята шахматисты"
проект (старшая группа)
Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий.
Шахматы — очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_shahmaty.docx | 28.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
№ 1 «Сказка»
Проект
«Дошколята шахматисты»
Для детей 5-6 лет
Разработала
воспитатель:
Шемякова Л.Н.
г. Мегион 2020 г.
Ведение.
Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребёнка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения его развития. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением. Шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.
Актуальность:
Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребёнка.
Настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.
Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности.
Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить.
Информационная карта проекта:
Тип проекта: семейный, игровой, исследовательский.
По виду деятельности: исследовательский.
По продолжительности: долгосрочный.
По времени реализации: сентябрь 2019 года – апрель 2020 года.
Участники проекта: воспитатель , дети старшей группы родители
Возраст детей: 5 – 6 лет.
Цель проекта:
Расширять представления родителей и детей о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребёнка.
Задачи проекта:
- Создавать предметно-развивающую среду для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
- Привлекать родителей к помощи своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.
- Побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.
- Привлекать родителей и детей к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
- Научить детей играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
- Прививать интерес и желание детей научиться играть в шахматы.
- Развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
- Воспитывать у детей привычку к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
- Воспитывать у детей усидчивость, творчество, фантазию и логику.
Оборудование:
Материально-техническое: интерактивная доска, компьютер, интерактивные игры по обучению детей игры в шахматы.
Информационное: методическая и художественная литература, иллюстрации, картотека игр.
Форма и методы организации:
- беседы,
- дидактические игры,
- компьютерные и интерактивные игры,
- художественно - творческая деятельность,
- чтение сказок и книг о шахматах,
- просмотр энциклопедий о шахматах,
- разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
- консультации для родителей,
- папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,
- домашние задания для совместных занятий с детьми дома.
1 этап: Организационно-подготовительный сентябрь 2019 года
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Проведение диагностики. Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.
2 этап: Практический октябрь 2019 года – март 2020 года.
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.
3 этап. Заключительный апрель 2020года.
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе, обобщение результатов работы, анализ деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
У родителей и детей расширятся представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка. Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы. Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам. Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У них появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) а также мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре, воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.
Перспективный план реализации проекта:
сентябрь - октябрь
1 этап: Организационно-подготовительный
- Выбор темы проекта.
- Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?».
- Консультация для родителей «Развивающие игры».
- Подбор методического материала к проекту.
- Разработка тематического планирования проекта.
- Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской.
- Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
- Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
- Изготовление альбома «Великие шахматисты».
II Практический
Перспективное планирование
работы по шахматному образованию детей 5-6 лет
Май
III этап: Заключительный
- Семейный праздник «Папа, мама, я – шахматная семья».
- Шахматный турнир.
- Оформление фотоальбома «Шахматы – любимая игра».
Список использованной литературы:
1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.
2. Ник Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.
3. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
4. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.
5. И.Г.Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет",
М.: Новая школа, 1994.
6. Тодд Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.
7. Опыт работы по проектированию обучения дошкольников игре в шахматы г. Урая детского сада «Родничок».
Материалы сайтов:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Юный шахматист"
Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...
"Юные шахматисты"
Программа...
Конспект занятия кружка "Юный шахматист"
Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....
Проект "Юный шахматист"
Развить интеллектуальные способности ребенка как один из компонентов основы гражданского воспитания личности....
ПРОЕКТ «Маленький шахматист»
Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигуры в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение нах...
Проект "Маленький шахматист"
Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы. За основу проекта взята методика Игоря Сухина, как наиболее доступна для обучения дошкольников шахматной игре: в игровой форме ре...