Проект на тему "Дошколята шахматисты"
проект (старшая группа)

Шемякова Людмила Николаевна

Дошкольное детство – небольшой период в жизни человека. Но именно в это время ребёнок овладевает речью, мышлением, воображением. В детском саду закладывается прочный фундамент для обучения в школе. Придя в школу, многие дети не могут сосредоточиться, усидеть на одном месте, не способны действовать в уме, то есть не могут сформировать внутренний план действий.

Шахматы — очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shahmaty.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

№ 1 «Сказка»

Проект

«Дошколята шахматисты»

Для детей 5-6 лет

Разработала

воспитатель:

Шемякова Л.Н.

г. Мегион 2020 г.

Ведение.

Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребёнка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения его  развития. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением. Шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни

В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.

Актуальность:

Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребёнка.

Настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.

Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности.

Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить. 

Информационная карта проекта:

Тип проекта: семейный, игровой, исследовательский.

По виду деятельности: исследовательский.

По продолжительности: долгосрочный.

По времени реализации: сентябрь 2019 года – апрель 2020 года.

Участники проекта: воспитатель , дети старшей группы родители

Возраст детей: 5 – 6 лет.

Цель проекта:

Расширять представления родителей и  детей о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребёнка.

Задачи проекта:

  • Создавать предметно-развивающую среду для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
  • Привлекать родителей к помощи своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.
  • Побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.
  • Привлекать родителей и детей к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
  • Научить детей играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
  • Прививать интерес и желание детей научиться играть в шахматы.
  • Развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
  • Воспитывать у детей привычку к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
  • Воспитывать у детей усидчивость, творчество, фантазию и логику.

Оборудование:

Материально-техническое:  интерактивная доска, компьютер, интерактивные игры по обучению детей игры в шахматы.

Информационное:  методическая и художественная литература, иллюстрации,  картотека игр.

Форма и методы организации:

  • беседы,
  • дидактические игры,
  • компьютерные и интерактивные игры,
  • художественно - творческая деятельность,
  • чтение сказок и книг о шахматах,
  • просмотр энциклопедий о шахматах,
  • разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
  • консультации для родителей,
  • папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы,
  • домашние задания для совместных занятий с детьми дома.

1 этап: Организационно-подготовительный сентябрь 2019 года

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации. Проведение диагностики. Создание учебно-методической базы для успешной реализации проекта.

2 этап: Практический октябрь 2019 года – март 2020 года.

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.

3 этап.   Заключительный апрель 2020года.

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе, обобщение результатов работы, анализ деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

У родителей  и детей расширятся представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка. Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы. Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам. Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе. 

Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У них появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) а также  мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение)  посредством специальных игр и упражнений.

У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре,  воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Перспективный план реализации проекта:

сентябрь - октябрь

1 этап: Организационно-подготовительный

  • Выбор темы проекта.
  • Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?».
  • Консультация для родителей «Развивающие игры».
  • Подбор методического материала к проекту.
  • Разработка тематического планирования проекта.
  • Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской.
  • Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
  • Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
  • Изготовление альбома «Великие шахматисты».

II Практический

Перспективное планирование

работы по шахматному образованию детей 5-6 лет

месяц

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Октябрь

Занятия 1.

«Откуда пришли шахматы?»

Цель: познакомить детей с понятием «шахматы».

Занятие 2.

«Шахматные чудеса»

Цель:  знакомить дошкольников со своеобразным миром шахмат».

Занятие 3.

Рассказ воспитателя о шахматной доске, о шахматных фигурах.

Цель: знакомить с шахматной доской и попытка в простой и доступной форме рассказать о шахматных фигурах.

Занятие 4.

« Волшебная доска».

Цель:

Акцентирование внимания детей на правильное расположение доски между двумя соперниками.

Ноябрь

Занятие 5.

«Путешествие по волшебной доске»

Цель: познакомить детей со строением доски.

Занятие 6.

« В гостях у пешки»

Цель: закрепить знания детей с шахматной фигурой – пешкой.

Занятие 7.

«Прямолинейная, бесхитростная фигура»

Цель: Знакомство с шахматной фигурой королевской свиты – ладьёй.

Занятие 8.

«Шахматный слон»

Цель: познакомить с новой шахматной фигурой – слон.

Декабрь

Занятие 9.

« Могучая фигура»

Цель: познакомить детей с –ферзём.

Занятие 10.

« Я люблю свою лошадку»

Цель: познакомить с фигурой – конь.

Занятие 11

   Закрепить знания о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру ив ряда остальных.

Занятие 12

Учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными. Прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Январь

новогодние каникулы

Занятие 13

« На золотом крыльце сидели…»

Цель: знакомить детей с фигурой королевской свиты – королём.

Занятие 14.

«Нотация волшебной доски»

Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.

Занятие 15 .

«Замечательный квадрат»

Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.

Февраль

Занятие 16.

« Что такое оппозиция»

Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция

Занятие 17

«Сделай правильный шаг!»

Цель: учить детей из нескольких возможных в позиции ходов выбрать самый лучший.

Заняти18.

«Шахматная задача».

Цель: ввести в активный словарь понятие « шахматная задача».

Занятие 19.

(закрепление)

«Нотация волшебной доски»

Цель: упражнять в умении не только располагаться, но и передвигаться по доске.

Март

Занятие 20.

(закрепление)

«Замечательный квадрат»

Цель: познакомить детей с понятием «позиция» и размещением её на доске.

Занятие 21.

(закрепление)

« Что такое оппозиция»

Цель: ввести в активный словарь детей понятие «оппозиция».

Занятие 222.

(закрепление)

«Шахматная задача».

Цель: ввести в активный словарь понятие « шахматная задача».

Занятие 23

«Волшебный мир комбинаций»

Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.

Апрель

Занятие 24

«Волшебный мир комбинаций»

Цель: ввести понятие «шахматная комбинация», познакомить с основными достоинствами шахматного комбинатора.

Занятие 25

«Реши задачу»

Цель: учить детей решать простые шахматные задачи

. Занятие 26

«Здоровые телом – сильные духом».

Цель: Помочь усвоить истину – шахматы – каждодневный труд, упорный и настойчивый.

Занятие 27

« В гостях у сказки»

Цель: используя шахматные атрибуты обыграть предложенную сказку.

Май

Шахматный праздник.

Цель: подготовка дошкольников к скорейшему и успешному познанию шахматного мира.

Мониторинг.

Май

III этап:  Заключительный

  • Семейный праздник «Папа, мама, я – шахматная семья».
  • Шахматный турнир.
  • Оформление фотоальбома «Шахматы – любимая игра».

Список использованной литературы:

1. В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы», М. Просвещение, 1995 г.

2. Ник  Бретт «Как играть в шахматы?» М.,Слово,1999 г.

3. И. Г. Сухин «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

4. И. Г. Сухин «Играем и выигрываем», О. Просвещение «Духовное возрождение», 2003 г.

5И.Г.Сухин "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет",

М.: Новая школа, 1994.

6. Тодд  Бардвик «Шахматы для детей», Питер,2012 г.

7. Опыт работы по проектированию обучения дошкольников игре в шахматы г. Урая детского сада «Родничок».

Материалы сайтов:

http://chess555.narod.ru

http://www.maaam.ru

http://knu.znate.ru

http://www.zavuch.info

http://tmndetsad


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Юный шахматист"

Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...

"Юные шахматисты"

Программа...

Конспект занятия кружка "Юный шахматист"

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....

Проект "Юный шахматист"

Развить интеллектуальные способности ребенка как один из компонентов основы гражданского воспитания личности....

ПРОЕКТ «Маленький шахматист»

Играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и фигуры в волшебные. Изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляют ему истинное удовольствие, а умение нах...

Проект "Маленький шахматист"

Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы. За основу проекта взята методика Игоря Сухина, как наиболее доступна для обучения дошкольников шахматной игре: в игровой форме ре...