"Юные шахматисты"
рабочая программа на тему

Горбунова Мария Ивановна

Программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_shahmatam.doc196 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Управление дошкольного образования»

исполнительного комитета Нижнекамского

муниципального района

Республики Татарстан

Программа дополнительного  образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвиваюего вида №32» Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

по обучению детей игре в шахматы «Юные шахматисты».

Г. Нижнекамск РТ

2014 год

№ п/п

Содержание

2

1

Пояснительная записка

3-7

1.1.

Актуальность

3

1.2.

Участники программы

3

1.3

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов

3-4

1.4

Основные методы, формы и средства обучения

4

1.5

Особенности содержания программы

4-5

1.6

Цель программы

5

1.7

Задачи

5-6

1.8

Результаты образовательной деятельности

6-7

2

Основная часть

7-20

2.1

Перспективное планирование по обучению игре в шахматы для детей младшей подгруппы

7-11

2.2

Календарно-тематическое планирование по обучению  игре в шахматы для старшей подгруппы

11-20

3

Ожидаемые результаты

21

4

Условия реализации

21-22

5

Методическое обеспечение

22

Кружок по обучению детей игре в шахматы

«Юные шахматисты».

Содержание.

          Программа направлена на развитие массового спорта среди населения, среди подрастающего поколения, разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом, нормативными документами:

  • ФЗ «Об образовании в РФ» от 23.07.2013 г;
  • Концепцией дошкольного воспитания;
  • СанПин от 30 июня 2013 г. 2.4.1.3049-13.

Так как формирование разносторонне развитой личности – сложная задача, преподавание шахмат через структуру и содержание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Система шахматных занятий в системе дошкольного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию дошкольника.

Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком городских соревнований, что позволяет воспитанникам в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а так же выявить недостатки в подготовке. Занятия многообразны по своей форме – помимо бесед, игровых занятий и выполнения упражнений по пройденной теме, это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, турниры, игры различного типа на шахматную тематику, проводятся анализы сыгранных на ответственных турнирах партий.

Актуальность программы.

         Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений, которые помогут детям  сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.

Участники программы: Участниками программы являются дети в возрасте от 5 до 7 лет. Реализуется в течение 2 лет

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

1. Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

2. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.

3. Принцип  доступности, последовательности и системности  изложения программного материала.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

1. Принцип психологической комфортности - создание  образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса.

2. Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.

3. Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.

4. Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

5. Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

 Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и  личностного развития. Это позволяет рассчитывать на  проявление у детей устойчивого  интереса к занятиям шахматами,появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели,  учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Основные методы, формы и средства обучения:

Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

1.Практическая игра.

2.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.

5. Игры с использованием ИКТ.

6.Участие в турнирах и соревнованиях.

Особенности содержания программы:

Начальный курс по обучению игре в шахматы прост и доступен. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

В программе приводится примерный перечень различных дидактических игр и заданий, дается вариант примерного распределения программного материала, приводится перечень шахматных игр, а также шахматных дидактических игрушек, которые можно использовать в учебном процессе и сделать своими руками. Предлагается также рекомендательный список художественной литературы и список методической литературы для педагога.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Дети знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.  

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.  

Цель программы:  Создание условий для личностного и интеллектуального развития, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

Обучающие:

1. Познакомить с историей шахмат,

2. Дать воспитанникам теоретические знания по шахматной игре и

рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.

Воспитывающие:

1. Привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом.

2. Научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно;

3.Научить уважать соперника;

4. Воспитывать потребность в здоровом образе жизни;

5. Воспитывать честность и благородство, смелость в принятии решений;

6. Воспитывать умение достойно принимать поражение.

Развивающие:

1. Посредством методик Шакирова Р.М., Гришина В.Г, развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;

2. Ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

Результаты образовательной деятельности:

 

- Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,  партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем - названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь.

- правила хода и взятия перечисленных фигур;        

- ориентироваться на  шахматной  доске.

Уметь:

- играть шахматной фигурой (ладья, слон, ферзь, конь) в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

- правильно помещать шахматную доску между партнёрами;

- правильно расставлять фигуры перед игрой;

- различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

Диагностические параметры промежуточных результатов освоения программы

«Юные шахматисты»  для детей дошкольного  возраста.

Способы проверки обученности воспитанников

Ф.И. ребенка

Знает шахматные термины

Знает названия и правила хода и взятия шахматных фигур

Лич-ный уро-вень

Примечание

Белое и черное поле

Горизон-таль, вер

тикаль, диаго

наль,

центр

Началь-ное

положение, партне-ры

Ход, взятие

Ладья

Слон

Ферзь

Конь

Оценка уровня развития:

0 баллов (крайне редко) – данная характеристика не сформирована, а её появление носит случайный характер.

1 балл (иногда) – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее   от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка

Цель мониторинга: отслеживание достижений в овладении ребёнком средствами и способами познания. Данное обследование поможет в дальнейшем определять свою работу.

В мониторинге используются метод  наблюдения, индивидуальная беседа, игровые тестовые задания.

Мониторинг проводится:

-на начало учебного года мониторинг проводится с целью выявления уровня развития детей и корректировки содержания образовательной работы;

- в конце – с целью отслеживания формирования интегративных качеств личности ребенка и сравнения полученного и желаемого результатов.

Перспективное планирование по обучению игре в шахматы для детей младшей подгруппы:

Дни недели

Тема,  форма работы

Литература

Сентябрь

Поне-дельник

1 неделя

1. «В стране шахматных чудес» (сказка).

2. «Мудрец» (легенда)

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 13

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 17

Четверг

2 неделя

1. «Волшебная доска» Шахматная доска.

2. «Проспекты, улицы, и переулки волшебной доски». Знакомство с цветосочетанием.

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 23.

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 27

3 неделя

1. «Ни шагу назад!» (продолжение сказки)

2. Прямолинейная бесхитростная фигура»

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 35

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 45

4 неделя

1. «Вежливые слоны»

2. «Могучая фигура» (продолжение сказки)

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 53

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы» стр. 61

Октябрь:

1 неделя

1. «Знакомство с деятельностью шахмат».

2. «Игра в шахматы».

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 3;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

2 неделя

Шахматная доска

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 6;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 7;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

3 неделя

1. Что такое ход.

2. «Как ходят фигуры? «Король»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 6;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 7;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

4 неделя

1. «Как ходят фигуры? «Ладья»

2. «Как ходят фигуры? «Слон»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 8;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 9;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Ноябрь

1 неделя

1. «Как ходят фигуры? «Ферзь»

2.«Как ходят фигуры? «Конь»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 10;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 11;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

2 неделя

1.«Как ходят фигуры? «Пешка»

2. «Два основных хода «Рокировка»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 12;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 14;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

3 неделя

1. «Шах»

2. «Мат»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 18;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 19;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

4 неделя

1. «Совершение хода» (правила)

2. «Прикосновение к фигуре»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 23;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры» стр. 24;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Декабрь

1 неделя

1. «Прикосновение к фигуре»

2. «Взятие на проходе»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

2 неделя

1. Повторить названия фигур»

2. Вспомнить шахматную доску «Начало игры».

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

3 неделя

1. Как ходят фигуры «Король», «Ладья», показ.

2. Как ходят фигуры «Слон», «Ферзь», показ

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

4 неделя

1. Как ходят фигуры «Конь», «Пешка», показ

2. «Рокировка».

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Январь

1 неделя

1. Игра в шахматы.

2. Игра в шахматы.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

2 неделя

1. Игра в шахматы между группами.

2. Игра в шахматы между группами.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

3 неделя

1. Игры детей по желанию.

2. Игры детей по желанию.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

4 неделя

1. Игры – соревнования.

2. «Кто сильней»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Февраль

1 неделя

1. Игра «Быстрый игрок».

2. Игра «Кто сообразительней»

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

2 неделя

1. Игры – соревнования.

2. Игры детей по желанию.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

3 неделя

1. Игра в шахматы между группами.

2. Игра в шахматы между группами.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

4 неделя

1. Игры соревнования на   внимание.

2. Игры соревнования на   внимание.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Март

1 неделя

1. Игры в шахматы для родителей.

2. Игры в шахматы для родителей.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

2 неделя

1. Игры между группами.

2. Игра «Кто победит».

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

3 неделя

1. Закрепление знаний фигур.

2. Произвольная игра в шахматы.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

4 неделя

1. Соревнования между детьми по желанию.

2. Соревнования между детьми по желанию.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Апрель

1 неделя

1. Игры детей по желанию.

2. Игры детей по желанию

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

2 неделя

1. Развлечения соревновательного характера.

2. Развлечения соревновательного характера

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

3 неделя

1. Игры между группами.

2. Соревнования.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

4 неделя

1. Игра в шахматы на время.

2. Игра в шахматы на время.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Май

1 неделя

1. Показ для родителей.

2. Игра «Самый внимательный ребёнок».

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

2 неделя

1. Игра «Как я умею играть».

2. Игры – соревнования.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

3 неделя

1. Игры детей по желанию.

2. Соревнуются две группы

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

4 неделя

Шахматный турнир.

Шакиров Р.М. «Основы шахматной игры»;

В.Г.Гришин «Малыши играют в шахматы»

Календарно-тематическое планирование по обучению  игре в шахматы для старшей подгруппы:

Цель занятия

Содержание занятия

Средства обучения/ материал

Сентябрь

1,2

Шахматная доска. Задачи: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы - занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Рассказ об  истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки

Шахматная доска с фигурами

3,4

Шахматная доска

Задачи: Познакомить  с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться  на тетрадном листе.

Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски»с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки»

Д/и «Да и нет».

Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши.

Учебник Ч.1

с.7-10

5,6

Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами,  введение понятия «горизонталь», «вертикаль»,

Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет».  Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия.

Шахматная доска и шахматные поля,  учебник

Учебник Ч.1

с.11-14.

2 Комплекта кубиков черного и белого цвета

7,8

 Шахматная доска.

Задачи: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание «Диагональ».

Шахматная доска и шахматные поля.

 Учебник Ч.1

с.15 -17.

Октябрь

1,2

Шахматная доска. Задачи: Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Рассказ об  истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»

Беседа по содержанию сказки

Шахматная доска с фигурами

3,4

Шахматная доска

Задачи: Познакомить  с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахмат-ной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться  на тетрадном листе.

Чтение дидактической скажи «Удивительные приключения шахматной доски»с опорой на иллюстративный материал учебника. Чтение-инсценировка дидактической сказки «Котята-хвастунишки»

Д/и «Да и нет».

Шахматная доска и шахматные поля, учебник, тетрадные листы в клетку 16*16см, карандаши.

Учебник Ч.1

с.7-10

5,6

Шахматная доска. Проспекты, улицы, переулки шахматной доски. Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами,  введение понятия «горизонталь»,

«вертикаль».

Закрепление изученного ранее: Д/и «Да и нет».  Работа над новым материалом: Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия.

Шахматная доска и шахматные поля,  учебник

Учебник Ч.1

с.11-14.

2 Комплекта кубиков черного и белого цвета

7,8

 Шахматная доска.

Задачи: Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.

Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание «Диагональ».

Шахматная доска и шахматные поля.

 Учебник Ч.1

с.15 -17.

Ноябрь

1,2

Шахматные фигуры

Задачи: Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания.

Чтение сказки «Чудесные фигуры» Знакомство с шахматными фигурами: белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?»

Шахматная доска и шахматные поля. Комплекты шахматных фигур по количеству детей.

 Учебник Ч.1

с.18 -19.

3,4

Начальное положение.

Задачи: Познакомить детей с Расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: «Ферзь любит свой цвет».

Знакомство с расстановкой фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.1

с.20 – 21..

5,6

 Слон Задачи: Формировать представлений о шахматной фигуре «слон», Месте слона  в начальном положении.

Ходом слона, взятием.

Разноцветные и одноцветные слоны. Понятием  Легкая и тяжелая фигуры

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1

с.30 -33.

7,8

Слон

Задачи: Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков.

Отгадывание загадки о слоне. Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.33 36.

Декабрь

1,2

Ладья

Цель: Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Чтение дидактической сказки «Я – Ладья» Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт» «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.1 с.22 -25.

3,4

Ладья Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.26 -29.

5,6

Ладья против слона

Задачи: отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику.

Дидактические задания «Перехитри часовых» , «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры, «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона,

Учебник. Демонстрационная доска с набором шахматных фигур

Учебник Ч.1

с.37 -45.

7,8

Ферзь

Задачи: Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом  ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение дидактической сказки «Кони черные и белые» «Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.1 с.46 -52.

Январь

1,2

Ферзь против ладьи и слона

Задачи: Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.53 /61.

3,4

Конь

Задачи: Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание., умение отстаивать свою позицию

Место коня в начальном положении. Рассказать и показать сложность ходов коня  Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.1 с.62 - 64.

5,6

Конь

Задачи: Продолжать знакомить с шахматной фигурой «Конь» Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать  словарь.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

Д/и «Секретная фигура»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.65 - 68.

Февраль

1,2

Конь против ферзя, ладьи, слона

Задачи: Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Д/и «Волшебный мешочек»

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля»  «Игра на уничтожение» «Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.1 с.69 - 77.

3,4

Пешка «Ни шагу назад!» Задачи: познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение  дидактической сказки «Детский сад Чудесная Пешка»

Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин».Д/и «Волшебный мешочек»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.3-5.

5,6

Пешка

Задачи: Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять

стремление высказывать свое мнение.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей.

Учебник Ч.2

с.6 - 8.

7,8

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Задачи: Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух,  «Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.9 -16.

Март

1,2

Король

Задачи: Показать, как ходит король. Разучить правило  «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.  

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей

Учебник Ч.2

с.17 – 22.

Костюмы для инсценировки.

3,4

Король «Волшебный квадрат». Задачи: Формировать представления  о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.23 – 28.

5,6

Шах. Задачи: Формировать представление   о позиции «шах»  Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.29 - 35.

7,8

Шах Задачи: Закрепить представления детей   о позиции «шах»  Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по кол-ву детей

Учебник Ч.2

с.36 - 43.

Апрель

1,2

Мат и шах

Задачи:  формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар).

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей

3,4

Мат Задачи:  Формировать представления о том, что мат  - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки «До свидания, Шахматная страна»

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.44 - 52.

5,6

Мат в один ход.

Задачи: Закрепить представления детей   о позиции «мат»  Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.53 60.

7,8

Ничья Задачи: Формировать представлений о положении «пат» , выделение  отличий пата от мата.

Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и

«пат».Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.2 с.61/ 62.

Май

1,2

Рокировка Задачи: познакомить с понятием «Рокировка» Зачем нужна рокировка. Как делается рокировка. Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей

Учебник Ч.2

с.63 - 68.

3,4

Шахматная партия

Задачи: Дать общие представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.69 /74.

5,6

Шахматная партия.

Задачи :Закреплять представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии 1 - 2

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей. Учебник Ч.2 с.75.

7,8

Шахматная партия

Задачи. Выявить умение  играть всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. Партии

№ 14 - 15

Шахматная доска и шахматные поля, комплекты шахматных фигур по количеству детей Учебник Ч.2  с.86/87.

Ожидаемые результаты:

- Рост личностного, интеллектуального и социального  развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.

- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).         

А также:        

1. Знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов

мира.

2. Имеет представление об организации шахматных соревнований.

3. Уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать.

4. Умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы.

5. Знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания.

6. С удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях,

различных мероприятиях, стремится узнавать новое.

7. Знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы.

8. Осознает свои ошибки, видит ошибки соперника.

9. Может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у

каждой из сторон, возможные варианты развития событий.

10. Для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве.

11. Участвует в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявляет инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно.

Воспитанники, закончившие обучение по программе «Юные шахматисты», совершенствуют свои знания, умения и навыки, занимаясь в шахматном  клубе, организованном на базе школы №15, реализующей данную программу.

Условия реализации:

Реализация программы «Юные шахматисты» осуществляется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №32» в методическом кабинете за столами. Занятия проводятся с 1 сентября по 31 мая, 2 раза в неделю, во второй половине дня в течение 25-30 минут. Распределение материала  на 68 часов  в год. Срок реализации 2 года

1. Ежеквартально проводятся «Дни открытых дверей» для родителей.

2. В дни, когда проводятся игры соревновательного характера, шахматные турниры, детям дарятся призы.

3. Для улучшения качества работы по обучению детей игре в шахматы и приобщения родителей к этому виду спорта, проводятся консультации практического характера, мониторинги, даются домашние задания.

 Данную программу осуществляет педагог Горбунова Мария Ивановна. Образование: высшее, Набережночелнинский государственный  педагогический институт, дошкольное отделение 2005 год, квалификация: педагог первой квалификационной категории.

Методическое обеспечение:

1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991г.

2. Гришин В.Г, Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1990.

3. Сухин И. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет. – М.: Новая школа, 1994.

4. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

5. Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.

6. Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Юный шахматист"

Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...

Конспект занятия кружка "Юный шахматист"

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....

Фестиваль-конкурс "Юный шахматист"

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста...

Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"

Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"...

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...