Проект "Юный шахматист"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Смаранди Матрёна Дмитриевна

Развить интеллектуальные способности ребенка как один из компонентов основы гражданского воспитания личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_proekta_yunyy_shahmatist.doc711.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской конкурс проектов в сфере культуры, образования и молодежной политики «ТВОРЧЕСТВО»

_______________________________________

ПРОЕКТ

познавательно-игровой, интеллектуальный в

  МАДОУ ДСКВ

«Сказка»

Покачи, 2018г.

Содержание

  1. Описание проекта…………………………………………………………..3
  1. Тип проекта…………………………………………………………..3
  2. Цель, задачи проекта………………………………………………...3
  3. Актуальность проекта……………………………………………….3
  4. Стратегия осуществления проектной деятельности………………6
  5. Продукт проекта……………………………………………………..5
  6. Этапы реализации проекта………………………………………….6
  7. Предполагаемые результаты………………………………………..7
  1. Учебно-тематический план реализации проекта………………………..8
  1.  План работы с детьми 5-8 лет …………………………………….9          

   Приложения……………………………………………………………………10

   

ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

1. Тип проекта

  • По доминирующей деятельности: познавательно-игровой, интеллектуальный.
  • По времени проведения: длительный.
  • По характеру контактов: в рамках ДОУ, работа в социуме.
  • Участники проекта: дошкольники 5-8 лет, родители, педагоги.

1.2.  Цель проекта

Развить интеллектуальные способности ребенка как один из компонентов основы гражданского воспитания личности. 

Решение задач проекта

  • Познавательную: - расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для дошкольника). Развивает изобретательность и логическое мышление.
  • Воспитательную: - вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость. А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
  • Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.
  • Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.
  • Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

1.3. Актуальность проекта

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и, так или иначе, реализуется во многих странах.  Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.

Интеллектуальное развитие дошкольника – важнейшая составная часть общего развития, подготовка к следующей ступени образования.

Использование шахмат как средство обучения позволит наиболее полно использовать развивающий потенциал дошкольника. Шахматы многогранны. И за столько веков своего существования она не потеряла ни капли своей уникальности. Конечно же, шахматы для детей – это прежде всего игра, а игровая деятельность в дошкольный период существенно влияет на формирование психических процессов, дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Они положительно влияют на совершенствование у детей таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, логическое мышление. У детей, играющих в шахматы, развивается интуиция, умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, повышается скорость интеллектуальной реакции. Игроки в шахматы состязаются разумом, эта игра не терпит легкомыслия.

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, изобретательности. При игре мозг начинает работать не только на запоминание и воспроизведение информации, но и поиск оригинальных идей и нестандартных решений для достижения желаемого результата. Игра в шахматы в большой степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Совершенствуют такие качества как усидчивость, внимание, самостоятельность терпеливость, бороться с проигрышами, неудачами. Шахматы учат предвидеть результаты своей деятельности.

Особого внимания в процессе обучения шахматами детей в возрасте 5-8 лет заслуживает развитие внутренней речи, т. е. способности действовать в уме. Внутренняя речь - словесная оболочка мышления и является важнейшим показателем общего развития психики человека, т. к. мышление неразрывно связано с речью. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Целенаправленно эта способность в общеизвестных системах обучения не формируется, поэтому часто взрослые испытывают трудности в объяснении своих мыслей, им сложно перейти от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других. Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому и скорее это не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой и как говорится в известной поговорке: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Во время шахматных занятий дети начинают с непосредственного передвижения фигур на шахматной доске, далее переходят к передвижению их в уме. Сначала в уме делаются отдельные ходы, а затем и целые варианты шахматных партий.

Поэтому и начинать мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном ребенку. Все шахматные занятия проводятся в игровой форме.

Игра в шахматы предполагает:

- дифференцированное восприятие;

- аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

- рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

- логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

- овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

- развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координации.

Шахматы издавна  считались отличным интеллектуальным стимулом, необходимым для культурного воспитания истинного рыцаря.

 Принципы проекта:

-принцип мобильности, т. е. можно играть в шахматы где угодно: на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т.д.;

- принцип доступности - игра доступна и по цене, и по организации;

-принцип преемственности - нужно тесно взаимодействовать с родителями;

-принцип учета возрастных особенностей - важно уметь играть и понимать суть игры, нотации не пишутся, не наблюдается время.

1.4.  Стратегия осуществления проектной деятельности

Данный проект осуществляется в рамах дополнительного образования в МАДОУ ДСКВ «Сказка»:

  • с детьми – в форме кружковой работы «Юный шахматист»;
  • с педагогами - в условиях проведения методической работы;
  • с родителями - в совместной деятельности.
  1. Продукт проекта

Решение Генеральной ассамблеи Международной шахматной федерации в Баку Ханты-Мансийск во второй раз  станет столицей Всемирной шахматной олимпиады в 2020 году. Таким образом, столица Югры станет четвертым городом мира, который дважды удостоен права провести олимпиаду за всю её историю.  Ханты-Мансийский автономный округ-это первый регион России, где обучают этой интеллектуальной игре детей – дошкольников. С сентября 2016 года во многих дошкольных учреждениях округа открылись шахматные классы.

Проект направлен  на поддержку и развитие дошкольного образования и спорта. В рамках проекта в МАДОУ ДСКВ «Сказка» проводится кружковая работа «Юный шахматист». Создание шахматного класса позволит подключить и родителей в шахматные турниры, а у дошкольников повысится самооценка, более значимым станет между детьми партнерство и сотрудничество.

1.6. Этапы реализации проекта:

Работа ведется в три этапа.

I Этап:

- дети знакомятся шахматными терминами (диагональ, поле, противник, названия шахматных фигур);

-  дети сочиняют сказки с главными героями - шахматными фигурами, переделывают сказки на свой лад («Колобок», «Репа»);

- играют в речевые игры («Чудесный мешочек», «Черный ящик»);

 - дидактические игры на память («что изменилось», «построй так, как было»).

Активно ведется работа с родителями воспитанников:

- консультации по игре;  

- приобретение шахмат;

- сочинение сказок;

 - придумывание игр по ознакомлению с фигурами.

К концу I этапа дети:

-сочиняют сказки о шахматном королевстве;

-придумывают, переделывают знакомые сказки на шахматный лад;

-пересказывают друзьям сказки и легенды;

-знают фигуры;

-знают несколько игр на шахматной доске и игры с фигурами;

-самостоятельно играют, соблюдая правила.

II Этап:

- дети, зная название и расположение фигур на шахматной доске, учат ходы каждой фигуры, и как каждой фигурой можно поставить мат противнику;

- дети сами приходят к сути игры, что на поле каждая фигура – воин, и держать надо во внимании сразу все фигуры (своих-16, противника -16, ни один ход не делается просто так);  

- дети стараются анализировать как свои шаги, так и шаги противника;

- в ходе игры взрослый (воспитатель)  показывает приемы, продолжает давать термины;

- в конце игры делают анализ, как ребенок  думал дойти до цели, какие были у него планы (обычно, развязывается неплохая дискуссия);

- дома дети закрепляют полученные знания, тренируются - это, по договоренности, задача родителей.

К концу II этапа дети:

-знают ходы фигур;

-пользуются основными терминами;

-пытаются играть друг с другом;

-подсказывают и исправляют ошибки друзей.

III Этап:

- играют самостоятельно со сверстниками, со взрослыми, втягиваются в игру;

- подсказывают и исправляют, играя друг друга;

- продолжают и дома и в саду, в свободное время, тренироваться;

- проводят турниры;

-  радуются успеху.

К концу III этапа:

-самостоятельно играют со сверстниками, со взрослыми;

-радуются своим успехам,

- делятся опытом со сверстниками.

1.7. Предполагаемые результаты

- дети сами запоминают свои ходы и ходы противника;

- строят алгоритм своей игры, логические цепочки;

- достаточно стремительно развивается произвольная память, произвольное устойчивое внимание;

- самостоятельно мыслят и рассуждают;

- самостоятельно играют, соблюдая все правила.

Таким образом, достигли такого результата, какого предполагали.

У родителей положительные эмоции:

1. дети не сидят за компьютером, не носятся по квартире, а просят родителей сыграть партию в шахматы.

 2. у детей  радость от своих успехов, а у воспитателя радость за успешное завершение проекта и достижение поставленной цели.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

использовать игру, как средство интеллектуального  развития личности и гражданского воспитания детей. Политик, писатель и критик А. В. Луначарский говорил: «Игра - основа всей человеческой жизни».

Играйте и выигрывайте, уважаемые коллеги!

  1. Учебно-тематическое планирование реализации проекта

«Юный шахматист»

  1. План работы с детьми 5-8 лет

№п/п

Тема

Кол-во часов

Примечание

1

Шахматная доска

1

2

Шахматная доска

1

3

Шахматная доска

1

4

Шахматные фигуры

1

5

Начальное положение

1

6

Ладья

1

7

Ладья

1

8

Слон

1

9

Слон

1

10

Ладья против слона

1

11

Ферзь

1

12

Ферзь

1

13

Ферзь против ладьи  и слона

1

14

Конь

1

15

Конь

1

16

Конь  против ферзя, ладьи, слона

1

17

Пешка

1

18

Пешка

1

19

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

20

Король

1

21

Король

1

22

Шах

1

23

Шах

1

24

Мат

1

25

Мат

1

26

Мат

1

27

Ничья, пат.

1

28

Рокировка

1

29

Шахматная партия

1

30

Шахматная партия

1

31

Шахматная партия

1

32

Повторение программного материала

1

Итого занятий

32

Приложение

Первый турнир

Долгожданная победа!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Юный шахматист"

Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...

"Юные шахматисты"

Программа...

Конспект занятия кружка "Юный шахматист"

Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....

Фестиваль-конкурс "Юный шахматист"

Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста...

Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"

Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"...

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...