Проект "Маленький шахматист"
проект (старшая группа)
Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы. За основу проекта взята методика Игоря Сухина, как наиболее доступна для обучения дошкольников шахматной игре: в игровой форме ребята попадают в удивительный мир шахамат, где знакомятся с историей этой древней игры, фигурами и ходами. Во время игровых занятий дошкольники не только ходят фигурами на доске, но и решают диаграммы, шахматные задачи и отправляются по запутанным лабиринтам доски. Совместно с родителями изготавливают фигуры и сочиняют шахматные сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malenkiy_shahmatist.docx | 375.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Родничок» Первомайского района
«Маленький шахматист»
проект для детей старшего дошкольного возраста
Инструктор по физической культуре
Судакова Светлана Юрьевна
с. Первомайское 2018 г.
«Шахматы словно море – в нём может и слон искупаться, и комар напиться».
Индийская поговорка
1.Введение
Шахматы – это искусство, наука и спорт. Это развитие ребёнка через его мышление и всё в одной игре, где ребёнок учится думать и принимать до 20 решений за одну партию, и одновременно становится лидером и учится научной дисциплине. Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время для дошкольника – это просто игра, доставляющая много радости.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные, что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
2. Актуальность создания проекта
В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04 октября 2000 г. № 751 (СЗРФ.2000 № 41 ст.4089), в разделе «Основные цели и задачи образования» сказано, что «система образования призвана обеспечить разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности».
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Проект по обучению игре в шахматы позволит реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с дошкольного возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения, самореализации позволяет таким детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Важное значение при обучении имеет специально организованная
игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
3. Цели и задачи программы
Цель:
Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы.
Задачи:
Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность старшего дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
4. Ожидаемые результаты освоения проекта и продукты
Воспитанники:
1. Будут иметь представление о шахматной доске, научатся ориентироваться на ней.
2. Смогут различать и называть шахматные фигуры.
3. Смогут правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в
начальное положение.
4. Будут иметь представление об элементарных правилах игры.
5. Смогут играть малым числом фигур.
6. Будут иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах.
7. Будут владеть основными шахматными терминами.
8. Смогут правильно применять элементарные правила игры.
9. Будут иметь представление о некоторых тактических приемах.
Продукт проекта
Воспитанники получат первоначальные навыки игры в шахматы.
5. Аннотация проекта
За основу данного проекта взята методика обучающей игры шахматам Игоря Сухина.
Проект построен на поэтапном введении в свободную детскую деятельность
тематических образовательных ситуаций через нетрадиционные дидактические занятия и игры.
Реализация проекта рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю.
Общее количество часов на освоение программы воспитанником составляет 72 часа.
Первый год обучения - 36 часов
Второй год обучения – 36 часов
Для организации единого воспитательно – образовательного, здоровьесберегающего процесса и образовательной среды необходимо соблюдать следующие дидактические принципы:
- принцип психологической комфортности
- принцип деятельности
- принцип целостного представления о мире
- принцип творчества
- принцип вариативности
- принцип непрерывности
6. Участники проекта
Воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители (законные представители), инструктор по физическому воспитанию, педагоги группы.
7. Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный.
Изучение методической литературы и интернет - ресурсов, определение форм и методов деятельности, формирование предметно – развивающей среды проекта.
2 этап практический.
Совместная деятельность ребёнка и взрослого
План занятий и итоговых мероприятий
ТЕМА | РАЗДЕЛ | ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ |
1 Шахматная доска | 1.1. Шахматная доска | Практическое занятие |
1.2. Элементы шахматной доски | Шахматная эстафета | |
2 Шахматные фигуры | 2.1. Ладья | Партия |
2.2. Слон | Партия | |
2.3. Ферзь | Партия | |
2.4. Конь | Партия | |
2.5. Король | Партия | |
2.6. Пешка | Пешечная эстафета | |
3 Обычная пешка | 3.1. Повторение | Шахматная викторина |
3.2.Рокировка | Практическое занятие | |
3.3. Король - Ладья | Работа с диаграммами | |
3.4. Тактические приёмы | В гостях у Короля | |
4 Шахматные позиции | 4.1. Шах | Практическое занятие |
4.2. Мат | Практическое занятие | |
4.3. Ничья | Практическое занятие |
Турниры: «Игровая практика», «Семейный турнир», «Гроссмейстер».
Экскурсия в Дом Детского Творчества.
Семейные конкурсы творческих работ «Изобразительная мастерская».
Самостоятельная деятельность детей
3 этап аналитический
Анализ проделанной работы про реализации проекта. Презентация. Доклад.
8. Ресурсы
- дидактические игры для обучения игре в шахматы (тренировочные диаграммы);
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов,
иллюстрации, фотографии);
- демонстрационная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
- настольные шахматы разных видов;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- симуляторы игр;
- уголок «Этот яркий чёрно – белый мир» в старшей и подготовительной группах
9. Риски и пути преодоления рисков:
- недостаточное число шахматного инвентаря и мест для занятий.
Решение: формирование маленьких групп обучающихся
- потеря интереса у воспитанников
Решение: привлечение родителей к совместным занятиям, закрепление материала дома
- отсутствие транспорта и средств для участия в соревнованиях
Решение: заключение договоров и привлечение спонсоров
- пропуски занятий воспитанниками из-за болезни
Решение: укрепление здоровья воспитанников, индивидуальные задания
9. Выводы
По мнению Игоря Сухина «… без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и понятий…»
Таким образом, проект по раннему обучению дошкольников шахматной игре решает проблему не востребованности возросших умственных способностей и даёт возможность максимально качественного образования на дошкольной ступени.
10. Литература
1. Весела, И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983
2. Зак, В. Г. Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская
литература, 1985;
3. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров, Д. А.
Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
4. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей / Н. М. Петрушина –
Ростов н/Д Феникс, 2006;
5. Сухин, И. Г. Волшебный шахматный мешочек / И. Г. Сухин. — Испания:
Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова,
1992;
6. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. —
Ростов н/Д: Феникс, 2004;
7. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ,
2003;
8. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: пособие для учителя /
И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
Интернет-ресурсы
- Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;
2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;
3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.
Приложение к проекту «Маленький шахматист»
За основу данного проекта взята «Программа обучения дошкольников игре в шахматы» Игоря Сухина
Раздел 1 Шахматная доска
Тема 1.1 Шахматная доска
Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.
Практическое занятие по теме «Шахматная доска».
Тема 1.2 Элементы шахматной доски
Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.
Мероприятие «Шахматная эстафета».
Раздел 2 Шахматные фигуры
Тема 2.1 Пешка
Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.
Дидактические игры «Пешечная эстафета», «Знатоки шахмат», «Игра на уничтожение».
Практическое занятие по теме «Пешка».
Мероприятие «Праздник пешки».
Тема 2.2 Ладья
Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.
Дидактическая игра «Тайны шахматной доски», «Загадки шахматной шкатулки».
Мероприятие «Конкурс смекалистых».
Практическое занятие по теме «Ладья».
Тема 2.3 Слон
Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.4 Ферзь
Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.5 Конь
Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.
Дидактическая игра «Игра на уничтожение».
Тема 2.6 Король
Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем пешкой. Партия.
Раздел 3 Шахматные позиции
Тема 3.1 Повторение
Поля. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Центр. Ходы фигур, взятие. Шах. Мат. Пат. Начальное положение. Игра пешками, слоном, ладьей, ферзем, королем. Правило «Короля не бьют».
Мероприятие «Шахматная викторина».
Тема 3.2 Рокировка
Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки. Практическое занятие по теме «Рокировка».
Тема 3.3 Конь
Легкая фигура – конь. Ход коня – буква «Г». С белого поля на черное. Конь против других фигур. Позиция «Вилка». Коллективная игра.
Мероприятие – викторина по теме «Конь».
Тема 3.4 Король
Мат. Пат. «Вечный шах». Игра в парах.
Дидактическая игра «Шах или не шах».
Дидактические задания «Поставь мат в один ход», «Поставь мат в два хода».
Практическое занятие по теме «Работа с диаграммами».
Тема 3.5 Тактические приемы
Дебют. Три правила дебюта. Мат ферзем. Линейный мат. Мат двумя слонами. Правила «Взятие на проходе». Правило квадрата. Правила «Ключевые поля». Матовые комбинации. Типичные комбинации в дебюте.
Дидактические игры «Шахматная коробочка», «Игра всеми фигурами».
Шахматные турниры «Игровая практика», «Турнир с родителями», «Белая ладья».
Мероприятия «В гостях у шахматного короля», экскурсия в районный Дом Творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Юный шахматист"
Цель.Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития, создание условий для личностного и интелле...
ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ИГРЕ В ШАХМАТЫ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»
Цели программы:Обучить правилам игры в шахматы;2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;3. Воспитать уважи...
"Юные шахматисты"
Программа...
Конспект занятия кружка "Юный шахматист"
Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения....
Фестиваль-конкурс "Юный шахматист"
Цель: создать условия для интеллектуального развития детей дошкольного возраста...
Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"
Приказ "Об утверждении списка победителей регионального фестиваля "Юный шахматист"...
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа "Юный шахматист"...