Программа дополнительного образования "Северные россыпи"
методическая разработка (старшая группа)

Программа имеет познавательную направленность "Северные россыпи" является наиболее актуальной так как составлена с учетом возрастных особенностей детей...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_severnnye_rossypi.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Буратино»

                                                                                                                                                                                   

Образовательная программа дополнительного образования детей   «Северные россыпи»

Автор программы:

Жаринова Лариса Петровна

        Возраст воспитанников: 5-6 лет

        Срок реализации программы: 1 год

        с. Мужи, 2020г.

                    Пояснительная записка

Программа имеет познавательно-речевую направленность и разработана на основе программы «Картинный словарь Шурышкарского, Казымского, Сургутского и Ваховского диалекта хантыйского языка» Немысова ЕА, ПесиковаА.С,  ПрасинаМ.А.ю-СПб.:ООО»Миралл,2008.        

Значение родного языка и народного творчества трудно переоценить. Это , прежде всего могучее средство эстетического, трудового и нравственного воспитания. Лучшие представители рода человеческого и древнего мира  до наши дней считали, что каждый культурный человек должен знать свой родной язык, свою Родину, окружающий мир Отсутствие  знаний делает человека равнодушным.

 Равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. А древней рукописи Тобольского музея начертаны знаменательные слова: «Любить Отечество велит природа, Бог, знать его- вот честь, достоинство и долг».

 Многолетние знания о крае, где родился, живет, учится, трудится, где веками жили его деды и прадеды, усвоение сведений о природно - географических, экологических, экономических, культурологических его способностях способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина в жизни государства.

В культуре  северных народов сохранились многовековые традиции эстетического представления, которые идут от глубокой древности и прекрасно сочетаются с современной действительностью. А северная одежда, украшения, домашняя утварь не утеряли своего предназначения. Данная программа направлена на воспитание и развитие у обучающихся интереса к родному языку, народному творчеству, быту его традициям и наследию.

Таким образом, педагогическая целесообразность данной программы обусловлена необходимостью оптиминизации сохранить родной язык и возродить традиции и культуру северных народов, прививать любовь к родному краю.

Данная программа является наиболее актуальной, так как она составлена с учетом возрастых особенностей  познавательно- речевого развития дошкольников, адаптирована для реализации в условиях МБДОУ «Детский сад «Буратино», сочетается с другими формами познавательной активности детей в течении дня в детском саду (дидактические игры и игровые приемы сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры-путешествия, наблюдения, беседы).

Вместе с тем, данная программа предусматривает теоретические знания детей о своем родном крае, обычаях, традициях, промыслах, что соответствует задачам общеобразовательной программы дошкольного образования. Кроме того, программа «Северные россыпи» содержит авторские разработки с учетом методики преподавания познавательной деятельности.

Целью данной программы являются : развитие гармоничной, уверенной в себе личности, содействие осознанному отношению детей к родному краю. Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

1.Обучающие

- Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей.

-Развивать речь, обогащать словарь, формировать умение строить предложения на родном языке;

-Развивать умение слушать и пересказывать художественные произведения северных народов; учить короткие стихотворения, потешки, песни на родном языке.

2. Развивающие: Способствовать развитию и обогащению активного, пассивного словарного запаса детей.

Развивать познавательную активность детей.

Развивать мелкую моторику руки.

Развивать творческие способности. Воспитательные

-Воспитывать уважение к национальной культуре, формировать целостное восприятие народного искусства;

- Развивать культуру общения, эмоциональной отзывчивости и доброжелательности к людям

-Воспитывать уверенность в себе, своих возможностях, уважение к своим товарищам, умение оказывать помощь другу , любовь к своим родителям. Отличительной особенностью данной программы является то, что она модифицирована. Все изменения обусловлены адаптацией программы «Картинный словарь Шурышкарского, казымского, сургутского и ваховского диалектов хантыйского языка» к условиям дополнительного образования в

Тема 5. Теория :Знакомство с растениями, деревьями (береза, елка, сосна, кедр).

Практическое задание: дидактические  игры «Кто запомнил?» правильно произнести название на ханты языке. Какую роль они играют в жизни народа ханты, и где применяются?

Тема 6. Песни, пословицы, поговорки.

Теория: знакомство с фольклором народа ханты. Вызвать интерес к ханты песням, сказкам, загадкам, физминуткам.

Практическое задание: участие в конкурсах стихов и рисунков.

Тема 8. Теория: знакомство с национальными  игрушками, обыгрывание.

Тема 9. «Профессии».

Теория: Знакомство с традиционными профессиями (Оленевод, рыбак, охотник, доярка).

Практическое задание: Рассказы об особенностях  этих специальностей.

Тема 10. Беседа и знакомство с подвижными играми народа ханты. Познакомиться и правильно произнести названия спортивного инвентаря.

Практическое задание: разучивание народных игр.

Тема 11. Чтение сказок народов Севера.

Теория: Знакомство со сказками Северных писателей (Иван Истомин, Роман Ругин, Прокопий Салтыков, Микуль Шульгин, Юрий Афинасьев).Выставка детских книг и их демонстрация.

Практическое задание инсценирование произведений Ивана Истомина «Мышка и олень», «Два медведя – Белый и Бурый», театрализация сказки «Ворона и лиса»

Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

Методическое обеспечение программы «Северные россыпи» представлено:

Наглядные пособия (животные, птицы, рыбы, растения)

1.Специальная литература (книги, журналы о Севере);

Дошкольном учреждении и позволяют развивать ключевые компетентности средствами дополнительного образования; концентрировать педагогическое внимание на индивидуальные возможности обучающегося; осуществлять реальную педагогическую поддержку ребенка в достижении им  поставленных образовательных целей. В рамках модификации общее количество часов по программе 33 (1 год обучения).

Возраст детей участвующих в реализации данной программы 5-6 лет.

Срок реализации программы-1 год, 1 час в неделю, 33 часа в год.

Формы и режим занятий : Занятия проводятся с одновозрастной группой детей 1 раз в неделю, наполняемость группы до 10 человек.

Ведущей формой организации обучения является групповая, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса  обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными способностями, результативность в усвоении программного материала может быть различной.

Продолжительность занятий: для детей 5-6 лет    (25 мин)

Ожидаемый результат.

 По окончании  обучения дети должны знать:

-Деревни, села Шурышкарского района; города округа ЯНАО;

-Традиционные промыслы, назвать профессии;

- Фольклор народов Севера, называть произведения северных писателей (Юрий Николаевич Афанасьев, Иван Григорьевича Истомина, Романа Прокопьевича Ругина, Микуля Шульгина (Ивана Ивановича).

- Название национальных подвижных игр.

Уметь:

-Здороваться и прощаться, называть свое имя, возраст.

-Называть отдельные слова из разделов (одежда, обувь, посуда, животные, птицы).

-Называть национальные праздники (Ворнга хатл, Лунг кутоп хатл)

-Вырезать и обводить орнаменты через  шаблон и трафареты.

Формами подведения итогов и определения результативности реализации данной программы являются:

-Открытые занятия для родителей и педагогов;

-Викторины;

-Праздники;

-Конкурсы;

-Выставки;

                                   Методы обучения:

наглядные                        словесные                        практические

наблюдение                        беседа                                   упражнения

рассматривание рисунков              рассказ        игра

прослушивание        пересказ        фикультминутка

показ образа                        словесные игры        

Учебно - тематический план

Тема занятий

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Знакомства с разделами: посуда, одежда, обувь

3

1

2

3

Знакомства с разделами животные, растения птицы

3

1

2

4

Песни пословицы, поговорки

2

1

1

5

Знакомство с финно-угорскими народами. Финно-угорские дни

3

1

2

6

Конкурс рисунков "Люблю тебя мой край родной"

3

1

2

7

Изучение фольклора народов Севера (знакомство с национальными куклами акань)

4

2

2

8

Викторина "Загадки народов ханты"

3

1

2

9

Знакомство с профессиями и названиями транспорта

3

2

1

10

Подвижные игры народа ханты в традиционном воспитании детей

3

1

2

11

Театрализация сказок северные писателей (Ивана Истомина, Юрия Афанасьева, Романа Ругина)

4

1

3

12

Всего

33

13

20

Содержание:                                          

Тема1. Вводное занятие.

Теория: знакомство детей с народами Севера. Показ презентаций: «Мой Ямал», «Шурышкарский район».

Практические задание:

Тема 2. Знакомство с культурой народов Севера.

Теория: знакомство с фразами приветствия.

Практические задание: кукла приглашает детей пить чай, при этом проговариваем слова на ханты языке (чашка, ложка, ножик, чайник).

Тема 3.Знакомство с разделами: обувь, одежда.

Теория: Рассматривание изделий народа ханты, народно-прикладное  искусство, знакомство с одеждой (кисы, ягушки, платок , платье, бурки).

Практическое задание: аппликация «Национальный орнамент».

Тема 4. Знакомство с разделами животный мир  Шурышкарского района.

Теория: Беседа «Следы невидынных зверей».

Практические задание: рисование животных Севера.

3. Иллюстрации изделий мастеров;

4. Схемы изготовленных изделий;

5. Технологические карты;

6. Сборники сказок;

7. Сборники игр, атрибуты для игр и сказок;

8.Эскизы.

Техническое оснащение занятий:

  • Декорации;
  • Телевизор;
  • Мультимедийные материалы;
  • Аудиозаписи;
  • Видеозаписи:
  • Компьютерные программные средства.

                      Список литературы:

1.Вагатова М. «Ханты- мансийские сказки».

2.Ерныхова Д.Н. «Декоративно-прикладное искусство угорских народов».

3.Истомин И.Г. «Ненецкие сказки»,-2-е  изд. Издательство ООО «Спецкнига», г. Москва, 2008г.

4.Основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. 2-е изд,. Испр. И дом-М: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2002г.

5.Скамейко Р.Р.» Картинный словарь хантыйского языка» 1997г. Санкт- Петербург;

6.Синявский Н.И, Власов В.В.,Фынтынэ  О.А. «Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера», учебно-методическое пособие.

7. Г. Е. Хартаганов  «Резчик по дереву»: Санкт- Петербург; Салехард: Русская коллекция, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Золотая россыпь народной мудрости»

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, ...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...