Конспект познавательного развлечения "Синичкины именины"
план-конспект занятия (старшая группа)

Минина Татьяна Ивановна

Разработка познавательного  развлечения  «Синичкины именины» для старшего дошкольного возраста с целью - познакомить детей с обычаями и традициями праздно­вания народного календарного  осеннего праздника «Синичкин день»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект развлечения  «Синичкин день»

для старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: Познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного  осеннего праздника «Синичкин день»

Программные задачи образовательных областей

Воспитательные

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям;

Воспитывать бережное отношение к птицам,  интерес к русскому фольклору.

Развивающие

1.Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам.

2.Сформировать у детей образные представления о зимующих птицах;

3. Развивать внимание, память.

4. Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.

5. Формировать новые знания.

Образовательные

1. Расширять представления детей о зимующих птицах.

2. Знакомить с зимующими птицами.

3. Совершенствовать речь как средство общения.

Образовательная область «Социально-коммуникативная».

Прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям,  русскому фольклору,   вызвать атмосферу добра и радости через участие в играх;  продолжать учить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим правильно пользоваться речью, отвечать  на вопросы; активизировать в речи слова: зимующие птицы, снегирь.

Образовательная область «Познавательное развитие»

Познакомить детей с  обычаем встречи зимующих  птиц, дать представление о народном осеннем празднике «Синичкин день»;  познакомить с основными традициями, связанными с этим праздником.

 Образовательная область «Речевое развитие»

 Совершенствовать речь как средство общения.

Упражнять детей отвечать на вопрос «какая?».

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Слушание, заучивание, исполнение  песни-заклички «Синиченька-невеличенька».

Пение песни  р.н.п. «Каравай».

Образовательная область «Физическое развитие»

 Развивать двигательную активность.

Предварительная работа: изготовление кормушки, наблюдения на прогулке за птицами, разучивание заклички «Синиченька-невеличенька», песенки «Ты синичка, где была?».

 

Материалы и оборудование:

Фигурки птиц: синички, воробья, снегиря.  Кормушка. Корм для птиц. Игрушка «ворона»

Методы и приёмы:

Словесный.

Наглядный

 Игровой.

                            Ход непосредственно-образовательной деятельности.

Под русскую народную мелодию дети входят в музыкальный зал.

Педагог:        Здравствуйте, ребятки! Посмотрите, кто к нам прилетел?

Сюрпризный момент: показывает игрушку – ворону. (Далее говорит за сороку).

Ворона:         Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Педагог:   Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?  (Ответ детей)

Ворона:    Ой, здравствуйте, ребята!

Педагог:   Что случилось, Ворона?

Ворона:    Так я говорю,  одни птицы улетели куда-то, другие в город прилетели, ничего не пойму.

Педагог:    Ребята, давайте  подскажем вороне, почему одни птицы улетели, другие остались. Присаживайтесь на лавочки.

Дети садятся на лавки.

Педагог:   Ребята, подскажите вороне – какое время года сейчас? (Осень). 

- Правильно,  осень.  Прошёл сентябрь с листопадом, отшумел дождями октябрь, земля покрывается  первым снегом.  И как только, на улице похолодало, многие птицы улетели. Давайте скажем вороне, куда улетели птицы? (в теплые края). Почему? Скажите, сейчас жучки, бабочки, паучки, гусеницы на улице есть? (Ответы детей). Конечно, нет.  Птицы, которые улетают от нас на зиму, едят разных насекомых, жуков, мух, мошек…  Когда становится холодно и насекомые прячутся в щели, залезают глубоко под кору, птицы не могут их достать. Поэтому они и улетают от нас  в тёплые края, где тепло и много корма. Зимовать остаются  те птицы, которые могут, есть хлебные крошки, зёрнышки, семена.

 У нас сейчас последний  осенний месяц – ноябрь. Встретил нас  морозами ноябрь.  

 Вы, когда шли в детский сад, наверное, видели груды замёрзшей земли? (Ответы детей)  Поэтому, люди в старину  месяц ноябрь называли  - грудень,  полузимник.   Грудень - это от груды замёрзшей земли.

Ноябрь - полузимник: мужик с телегой прощается, в сани забирается.

И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.  Дни стали ещё короче, а ночи длиннее.  Ноябрь можно назвать месяцем встречи осени и зимы. 

        Посмотрите внимательно (показывает картинку – воробья, голубя, вороны, сороки ). Каких птиц вы узнаете? (Ответы детей)  Ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, называются - зимующие птицы. Тяжело им зимой. Будет зима мягкая и тёплая – они выживут, а будет лютая – трудно им придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянутся  птицы  зимой поближе к жилью человека, надеются на его помощь и доброту.

А вы знаете, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Почему именно Синичкин день?  По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью.  

12 ноября  в народе называют ещё «Синичкины именины». В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, да и та свой праздник знает».  Люди ждали птиц, готовили к этому дню кормушки, чтобы подкармливать зимой птиц.

Раньше, в старые времена, птичек даже закликали. Давайте вместе вспомним песенку о синичке, да и позовём её к нам.

Дети вместе с педагогом поют закличку.

Синиченька – невеличенька,

Прилетай ты к нам из чужих краёв.

Принеси ты нам зиму снежную, зиму тёмную,

Синиченька – сестриченька,

Созывай снегирей и лети поскорей.

Раздается синичье щебетание, педагог вносит силуэт - синичку.

Педагог:    Дети, как вы думаете, кто прилетел к нам в гости?  Кто эта птичка?

                   (Синичка).   

 - Правильно. У неё грудка желтая. Кстати, название «синица» произошло вовсе не от синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Свое имя синички получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!». Ещё её ласково «Зинька» называют.

Сегодня по народному календарю «Синичкины именины». По народной традиции мы тоже сделали к этому дню кормушку.  Давайте  поздравим с этим праздником синичку, подарим ей кормушку и споём «каравай»

(Педагог ставит в центре кормушку, в неё синичку). М. Бирюкова

                Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять любит песни распевать!

(Дети исполняют песню на мелодию «Каравай»)

На синичкины именины,

Мы кормушку смастерили,

Вот такой вышины,

Вот такой нижины.

Вот такой ужины,

Вот такой ширины

Ты, синичка не зевай,

И в кормушку прилетай.

Педагог:    Ребята, послушайте, какое стихотворение я подарю синичке:

«Скачет шустрая синичка,

Ей на месте не сидится

Прыг-скок, прыг-скок

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку  

И с дороги на плетень

-Дзинь, дзинь, теле тень»

Давайте, все вместе поиграем с синичкой. Я повторю стихотворение, а вы движениями покажите то, что делает синичка.

Инсценирование стихотворения.

Педагог:    Я еще знаю игру, хотите поиграть?

           Игра «Синичка»

Дети (поют)               «Ты синичка, где жила?

                        Ты синичка, где была?

Синичка:                «Всё летала по лесам,

                        Всё сидела по кустам»

Дети:                        «Ты синичка покружись,

                        С нами, птичка, подружись.

                        Крылья, кылышки раскрой,

                        Песню, песенку пропой»

Синичка:                Синь-синь, синь-синь…

«Синичка» поёт до тех пор, пока не выберет по своему желанию следующую птичку.

(Во время игры педагог незаметно ставит в кормушку силуэты воробья, снегиря)

Педагог:    - Весело у нас, как на настоящих именинах. Ой, ребята, посмотрите, к нам ещё птички прилетели. Посмотрите (показывает  воробья, снегиря)  А этих птиц вы узнаете?

  У этой птички (педагог показывает снегиря)  грудка   красная. Может кто-нибудь знает, как зовут птичку?  (снегирь)

 Эти птицы – синицы, снегири прилетают к нам на зимовку.  К сожалению, зимой ежегодно гибнет огромное количество птиц – вовсе не от холода, как многие полагают, а от нехватки пищи. Поэтому в этот день из покон веков было принято кормушки развешивать, да птиц подкармливать.

«Птичий домик»

У нас такой обычай:

Чуть выпадет снежок,

Дощатый домик птичий

Повесить на сучок.

И здесь, в саду за домом,

Среди седых ветвей,

Готов обед весёлый

Для птичек у детей!

 Синичка очень любит  несолёное сало, нежареные семечки подсолнечника. Снегири любят ягоды клевать. Что любят воробьи?  (Крошки, зёрна)

Дидактическое упражнение «Накорми птиц»

Посмотрите,  у меня есть угощение для птиц.

(на  блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками, семечками, крупой? (Воробьи)  Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Снегири). Какая птичка лакомится кусочками сала? (Синичка.)  А конфетами птицы питаются? (ответы детей)

 Давайте уберём лишнее то, чем птицы не питаются.

 (Дети убирают конфеты)

В народе  придумано много пословиц и поговорок про синичку: «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной»,  «Хлопотунья синица – сада защитница». На Руси синиц привечали всегда, зная, что эта небольшая пичужка уничтожает громадное количество вредителей в саду. Крестьяне надеялись, что прикормленные зимой синички могут и на лето остаться в садах, став их надежными защитниками от вредителей гусениц.  

Хотите, чтобы у нас в саду летом поселились синицы?   Тогда мы с вами, следуя доброй традиции своего народа,   на прогулке повесим кормушку, которую сделали ваши родители, и будем подкармливать зимой птиц.  Так мы поможем синицам и другим птицам пережить холодную зиму. А на прощание я хочу прочитать вам стихотворение Александра Яшина:

«Покормите  птиц зимой»

        Покормите птиц зимой.

        Пусть со всех концов

        К вам слетятся, как домой,

        Стайки на крыльцо.

        Не богаты их корма.

        Горсть зерна нужна,

        Горсть одна —

        И не страшна

        Будет им зима.

        Сколько гибнет их — не счесть,

        Видеть тяжело.

        А ведь в нашем сердце есть

        И для птиц тепло.

        Разве можно забывать:

        Улететь могли,

        А остались зимовать

        Заодно с людьми.

        Приучите птиц в мороз

        К своему окну,

        Чтоб без песен не пришлось

        Нам встречать весну.

А теперь детвора нам на улицу пора кормушку повесить, да птиц покормить.

Дети под  музыку уходят на прогулку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра. Конспект познавательного занятия для детей 4 - 5 лет Тема: История предметов. Семья Мойдодыра.

Программные задачи занятия:   - Продолжить  закреплять представления детей о целевом назначении и функциях предметов домашнего обихода. - Развивать внимание, логическое мышление п...

конспект развлечения "Книжкины именины"

развлечение  для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект познавательного занятия в средней группе «Помоги птицам зимой». Образовательная область: «Познавательное развитие»

Конспект познавательного занятия в средней группе  «Помоги птицам зимой».Образовательная область: «Познавательное развитие»Составила и провела Земцова Татьяна Васильевна, воспитатель МКДОУ №3....

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Путешествие в прошлое часов" (Познавательно-исследовательская деятельность)

Данный материал может быть использован педагогами ДОУ при подготовке не только открытых занятий, но и плановых занятий. Составлено в соответствии с ФГОС ДО....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...