Большая познавательная картина на стене универсального зала в моем исполнении "Башкорт йэйлэуе"
презентация к уроку (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bashkort_yeyleue1.pptx | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Картина на стене 3 х 2,5 метра « Башкорт йэйлэуе » выполнена мною гуашью и водоэмульсионной краской. Данная картина создана с целью патриотического воспитания дошкольников, для ознакомления с историей нашего народа, с его бытом, с башкирскими народными промыслами, ремеслами, культурой, национальной одеждой, украшениями, музыкальными инструментами и природой Башкирии.
Картина используется на кружках по башкирскому языку, на занятиях по развитию речи (рассказ по картинке), по патриотическому воспитанию, на башкирских национальных праздниках, на музыкальных занятиях, а также на занятиях по рисованию, на занятиях на тему «Природа родного края», «Башкирские народные промыслы», «День национального костюма» и т.д.
Коневодство было традиционным занятием у кочевого башкирского народа. Также они держали мелкий скот – овец и коз. Эти животные и кормили, и обували людей, а лошади еще и служили транспортом и рабочей силой в хозяйстве.
Из кобыльего молока башкиры изготавливали всем известный башкирский национальный напиток – кумыс. По данному элементу рассказываем детям про технологию изготовления кумыса, про полезные свойства этого напитка, про посуду, в которой делали кумыс ( кобо ), как и из чего изготавливали кобо .
Шерсть и шкура являлись самым основным материалом при изготовлении одежды , ковров и кейез . Из овечьей шкуры башкиры шили обувь ( ситек ), из шкуры лошади изготавливали емкость-сумочки для кумыса ( турхык ), ремешки, башлык, а также из овечьей шерсти делали кейез и обшивали им юрты.
Из овечьей шерсти вязали шали, жилетки, носки. Также изготавливали тонкие нити из шерсти, красили их натуральными красками и ткали ими ковры, вышивая орнаменты и узоры.
Башкирские женщины занимались также мелким рукоделием. Они это делали вечерами, собираясь небольшими кампаниями в чьем-то доме, вышивали, вязали и пели песни. Назывались эти посиделки - «Кис ултырыу ».
Еще одним народным промыслом башкир была охота На охоту они ездили верхом на лошади и охотились при помощи лука и стрелы, которую изготавливали сами. Умелое владение этим оружием принесло башкирам легендарное название «Северные амуры», данное им французкими воинами на войне 1807-1814 гг. На этой войне при помощи лука и стрелы башкирская конница наносила врагу существенный урон.
Башкиры умели обрабатывать шкуры пойманных животных, и шили из него бурек , шубки и элементы верхней одежды
Орудие, стрелы, ножи, кинжалы, бэке , сбруи, подковы для лошадей башкиры вручную изготавливали из железа.
Также из металла и серебра они вручную изготавливали украшения, используя красивые драгоценные камни. Здесь знакомим детей с названиями украшений, как и для чего они использовались, и кто их носил. Например, кашмау – это головной убор с хвостиком, которую носили молодые невестки. Хвост кашмау был увешен железными монетками и поэтому весил довольно много. Он был предназначен прикрывать позвоночник от холода и сквознянов и.т.д.
Хакал ( тушелдерек ) носили и молодые женщины, и женщины в возрасте. Он также был предназначен для защиты от ветра и холода область груди. Это украшение также была украшена вручную серебряными монетками, бисером и драгоценными камнями.
Еще одним народным промыслом башкир является бортничество. По данному элементу воспитанникам рассказываем, что такое бортничество, чем оно отличается от обычного пчеловодства и какие приспособления они для этого использовали. Рассказываем про знаменитый башкирский мед и про его полезные свойства.
Занимались башкиры и рыболовством. Для этого они из веток ивы изготавливали закрытую сеть – мурза. Здесь так же рассказыем детям, как башкиры пользовались мурзой и как он работает.
Из прутьев башкиры плели и заборы – ситэн . Также Занимались они и гончарным производством, изготавливали из глины горшки и посуду
Как и у всех народов, у башкир были свои музыкальные инструменты, которые они изготавливали вручную из железа и растений, например, курай и кубыз . Они учились играть на них с самого детства.
По картинке знакомим детей с башкирским национальным костюмом: названия, назначение, гендерная принадленость и т.д.
Рассказываем воспитанникам про природу Башкортостана, показываем наглядно ее разнообразность ( горы, степи, лес, скалы)
Также по картинке рассказываем воспитанникам, что семья у башкир была большая, многодетная. Когда сыновья женились, они оставались жить в доме отца. Летом вся большая семья сооружала юрты и переезжала жить на йэйлэу .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оформление центральной стены музыкального зала ДОУ к праздникам
"И швец, и жнец, и на дуде игрец" - это про музыкального руководителя, что трудится в детском саду особенно, верно сказано. Работая специалистом-музыкантом, приходится регулярно оформлять музыкальный ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: "Моё здоровье в моих руках"
Конспект интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий и ИКТ для детей среднего возраста....
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в старшей группе «Природа Башкортостана»
Очень важно, чтобы уже на этапе дошкольного детства воспитанники могли проникнуться любовью к родной земле, иметь представления о богатстве природных ресурсов, об охране окружающей среды. В преддверии...
Мастер-класс по изготовлению цветущего дерева на зеркальной стене музыкального зала
В музыкальном зале нашего детского сада одна из стен полностью зеркальная. Из бумаги "самоклейки" мы сделали на зеркале силуэт дерева. Теперь к каждому празднику или развлечению, а так же по...
Конспект познавательного занятия для детей старшего возраста «Профессия моих родителей»
Расширить представление детей о разнообразии профессий и о конкретных трудовых действиях....
Методическая разработка по направлению «Познавательное развитие» в старшей группе. Тема «Профессия моей мечты: разработчик компьютерных игр».
Знакомство детей старшего дошкольного возраста с современными профессиями....