Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) в старшей группе «Природа Башкортостана»
план-конспект занятия (старшая группа) по теме
Очень важно, чтобы уже на этапе дошкольного детства воспитанники могли проникнуться любовью к родной земле, иметь представления о богатстве природных ресурсов, об охране окружающей среды. В преддверии празднования Дня Республики Башкортостан (11 октября) мы провели образовательную деятельность, где дети закрепили полученные ранее знания о природе нашей республики. Во время «путешествия по родному краю» дети играли, отгадывали загадки, вспоминали правила поведения в лесу, слушали «рассказы» диких зверей о подготовке к суровой зиме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 72.5 КБ |
roditelskoe_sobranie_istoriya_avoski.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности
по познавательному развитию (ознакомление с окружающим)
в старшей группе
«Природа Башкортостана»
Воспитатель МБДОУ № 1 г. Салавата
Старикова Т.В.
Аннотация: Очень важно, чтобы уже на этапе дошкольного детства воспитанники могли проникнуться любовью к родной земле, иметь представления о богатстве природных ресурсов, об охране окружающей среды. В преддверии празднования Дня Республики Башкортостан (11 октября) мы провели образовательную деятельность, где дети закрепили полученные ранее знания о природе нашей республики. Во время «путешествия по родному краю» дети играли, отгадывали загадки, вспоминали правила поведения в лесу, слушали «рассказы» диких зверей о подготовке к суровой зиме.
Доминирующая область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: познакомить детей с природой Республики Башкортостан.
Интегрированные задачи:
образовательные: формировать и систематизировать знания детей о растительном и животном мире родного края; расширить и закрепить представления детей о деревьях, ягодах, о диких животных, о перелетных и зимующих птицах; упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений, относительных прилагательных; продолжать закреплять умение согласовывать речь с движениями; продолжать учить детей отвечать на вопросы, делать умозаключения;
развивающая: развивать мышление, память и внимание, воображение;
воспитательная: воспитывать интерес, любовь, гордость, бережное отношение к природе родного края.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением деревьев, ягод, грибов, птиц зимующих и перелетных, с правилами поведения в лес; разрезные картинки с изображением диких животных, аудиозапись пения птиц, шума леса, дождя; куклы би-ба-бо.
Предварительная работа: рассматривание карты Республики Башкортостан, иллюстраций с изображением диких животных, птиц, грибов, ягод; пальчиковые игры; дидактические игры.
Ход образовательной деятельности:
I.Организационный момент:
Включается аудиозапись со звуками природы.
Дидактическое упражнение «Назови признаки осени»
Опираясь на сюжетные картинки, дети называют признаки осени.
Дети стоят полукругом, на доске перевернутые сюжетные иллюстрации с изображением признаков осени. Дети поочередно подходят, переворачивают выбранную им иллюстрацию, перечисляют признаки ранней, поздней осени.
Воспитатель: Ребята, скажите, какой праздник мы скоро отмечаем?
Дети: День Республики Башкортостан.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чем богата наша республика?
Дети: Лесами, реками, озерами, животными, растениями и т.д.
Воспитатель: Ребята, послушайте отрывок из стихотворения башкирской поэтессы Шайхзады Бабич «Мы».
В долинах калина у нас,
Сиянье анютиных глаз,
Цветение трав на лугах,
Медовая дымка в логах.
И птиц звонкогорлая трель,
И светлой воды колыбель,
Озерная дрожь камыша –
Сама замирает душа.
Густые леса без конца –
Седого Урала краса,
И золото в недрах земли,
Что тонет в туманах дали.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в поход в осенний лес. Мы совершим путешествие по природе нашего родного края. (Воспитатель и дети идут по тропинке, останавливаются у мольберта, где расположены закрытые картинки с изображением деревьев).
II. Основной этап.
Воспитатель: Дети мы с вами пришли в лес, посмотрите, сколько здесь деревьев. Какие деревья растут в лесах Башкирии, вы узнаете, разгадав мои загадки.
1. Загадки о деревьях:
1) Он в лесу, как витязь встанет
Желудями в срок одарит.
И лесник, и лесоруб
С ним знакомы. Это … (Дуб)
Воспитатель: Дуб – могучее, красивое дерево, растёт медленно, не боится засухи. Кора дуба обладает целебными свойствами.
2) Белый низ, зелёный верх-
В летней роще краше всех!
На стволах полоски.
Хороши … (Березки)
Воспитатель: Берёза – белоствольное, изящное дерево. Растёт быстро, не боится морозов, любит свет. Сок, листья и берёзовые серёжки обладают целебными свойствами.
3) Над её густой листвой
В зной гудит пчелиный рой.
А зимою всех от гриппа
Вкусным мёдом лечит … (Липа)
Воспитатель: С цветов липы пчёлы собирают пыльцу для мёда. Липовым цветом лечат простуду, очень полезен и липовый мёд.
4) Клейкие раскрылись почки
Нарядился он в листочки.
Летом в пух оделся щёголь.
Догадались? Это… (Тополь)
Воспитатель: Тополь растёт очень быстро, крона у него очень большая, хорошо задерживает пыль. Когда тополь начинает цвести, бывает много пуха.
5) В мае грелась, зеленела,
Гроздья осенью надела.
В алых ягодках горчинка.
Что за деревце? … (Рябинка)
Воспитатель: Рябина тонкоствольное, стройное, с резными листьями и алыми, горькими на вкус, ягодами – дерево.
6) Украшает их народ
Каждый раз под Новый год.
Вместо листиков – иголки.
Назови деревья! … (Елки)
Воспитатель: Ель, сосна – это хвойные породы деревьев. Обладают так же целебными свойствами. Ёлка — символ новогоднего праздника
Это, конечно, не все деревья, растущие на территории Республики Башкортостан, есть много других.
А еще с наших лесах много вкусных и полезных ягод растёт! Соберем их.
2.Игра «Соберем ягоды в корзинки».
Соответственно тексту, дети, соблюдая очередность, берут и кладут в корзинку ту или иную ягоду.
Солнечным осенним днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки…
Вот хорошая тропинка!
Собираем землянику,
Ищем вкусную чернику,
Ежевику, костянику,
Кисловатую бруснику.
А вокруг полно малины –
Пройти мимо не могли мы,
Собираем по кустам…
Здесь отличные места!
Снова мы идем по лесу,
А вокруг - так интересно!
Отдохнуть пора, дружок.
Мы присядем на пенек.
Это как?раскрыть
Ребята предлагаю всем отправиться дальше…
3.Беседа о птицах.
Воспитатель: Привела нас тропинка в лес. Тихо в лесу. Не слышно птиц. Почему? (Улетели в теплые края) Чем питались птицы летом? (Мошками, жучками, ягодами, зелеными растениями) А что стало с жучками, мошками, ягодами осенью? (Жучки и мошки спрятались от мороза. Летние ягоды закончились) Не стало еды для птиц, вот улетели они на юг, где тепло и сытно. Сначала улетели те, кто питался насекомыми. Это, какие птицы? (Ласточки, стрижи)
Воспитатель ставит картинки с изображением птиц.
После ласточек и стрижей улетают те птицы, которые кормятся, собирают пищу на земле – это журавли, грачи. И последними улетают от нас утки и гуси.
Они живут у нас, пока не замерзнут реки. Ребята, как называют птиц, которые улетают на юг? (Перелетные) Еще, каких перелетных птиц вы знаете? (Лебеди, скворцы, кукушки)
4.Упражнение «Отгадай и присядь»
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. (Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.)
5.Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»
Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потом, что … (насекомые прячутся и им нечем питаться). Дятла можно назвать лесным доктором, потому что … (он достает жучков и насекомых из-под коры). Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что … (она не вьет себе гнезда). Все люди любят слушать соловья, потому что … (он красиво поет, заливается). Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … (им нужно выводить птенцов).
Воспитатель: Во время перелетов много птиц погибает. Выдерживают только сильные и крепкие, которые хорошо питались. Поэтому не мешайте птицам отыскивать себе корм, не пугайте и не гоняйте их зря.
Ну, что продолжаем наш поход дальше.
6. Гимнастика «Дождик»
Капля первая упала – кап! Сверху пальцем показывают траекторию
И вторая пробежала! движения капли и прослеживают взглядом
Мы на небо посмотрели: Смотрят вверх
Капельки «кап-кап» запели. Вытирают лицо руками
Намочились лица, мы их вытирали
Туфли – посмотрите Показывают руками вниз и смотрят мокрыми стали. на ноги
Мы плечами дружно поведём, Двигают плечами из стороны в сторону,
Капельки с себя стряхнём. руки на поясе
От дождя мы убежим, Бегают друг за другом по кругу.
Под кусточком посидим. Приседают
Шум дождя прекращается
7.Конкурс эрудитов.
- Как называются грибы, которые растут под березой? (подберезовик) Под осиной? (подосиновик)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (рыжики, лисички)
- Как называются грибы, которые растут дружной семейкой? (опята)
- Как называются грибы с масляными шляпками? (маслята)
- Название, каких грибов похоже на название лесного зверя (лисички)
- Какие ядовитые грибы вы знаете? Как объясните их название? (мухомор – морят мух, поганка – поганые, нехорошие грибы)
8. Дидактическая игра «Сложи открытку» работа по разрезным картинкам.
Воспитатель: На территории Республики Башкортостан водится много различных животных. Какие животные обитают, на территории, вы узнаете, если соберете их фотографии.
Воспитатель спрашивает у каждого ребенка:
- Чья у тебя фотография? (У меня фотография волка, лисы, зайца и т.д.)
А это чьи лапы? (Волчьи, лисьи, заячьи и т.д.)
Это чей хвост? (Волчий лисий, заячий и т.д.)
Это чей нос? (Волчий лисий, заячий и т.д.)
Шерсть? (Волчья, лисья, заячья и т.д.)
Эти фотографии необычные. Они волшебные. Сейчас вы закроете глаза. А когда откроете, лесные звери с фотографий оживут.
9. Кукольный театр.
Лесные звери – куклы встречают детей и рассказывают о том, как они осенью готовятся к зиме.
«Белка»: Я – белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок. Но осенью я меняюсь, в шубку серую переодеваюсь. Меньше приходится прыгать, скакать, силы надо беречь, сохранять! Всю осень дупло утепляла, пуха, соломки туда натаскала, к зиме готовила запас: грибы, ягоды, орехи… Чтоб зимой не голодать. Где ж еду в мороз достать? Трудно белке зимовать…Когда долгая зима, когда снежная она, когда сильные морозы… К людям я тогда скачу, помощи у них ищу.
«Заяц»: Я – заяц, расскажу, как живется мне в лесу. К зиме я, ребята, побелею, шубку новую надену. Под кусточком присяду, спрячусь под сосной. Не увидит, не узнает зверь лесной. Я хотя и не трус, но всего, всего боюсь. Очень трудно бывает, когда сильный мороз и еды не хватает. А питаюсь я корой, ягодой замерзшей. Вы ж зайчат не обижайте, вы им лучше помогайте. Где еды приберегите, не пугайте, не гоните! Часто так бывает, кормлю чужих зайчат и прочь убегаю.
«Лиса»: Я с осени тоже в шубку теплую ряжусь. Хвост, красивый , какой – мне он нравится самой! Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую или живность, какую. Хочу зайца поймать, но мне его не догнать! Об этом, наверное, мало кто знает, но, особенно, мне зимой трудно бывает. Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
«Волк»: Я, ребята, зверь лесной и к тому же очень злой. Вы со мной не встречались? Вы б меня испугались. Я вам расскажу, как я готовлюсь к зиме. Зимой я очень злой, в одиночку не хожу, вместе со стаей я брожу. Серый, худой, голодный и злой. Вою сильно по ночам, даже страшно всем зверям! Лучше мне не попадаться. Надо меня остерегаться. Но и мне особенно трудно зимой, еды не хватает, и я голодаю.
«Еж»: Я – готовлю с осени запас: грибы, ягоды припас. Трудился – не ленился! А зимой я крепко сплю, закрывшись в теплую нору.
«Медведь»: Я с осени, ребята, свой жир коплю, много ем и много сплю. У меня зимой одна работа – крепко спать и весны ждать.
10. Игра «Накормим зверей»
В корзинке лежат муляжи овощей, ягод: мед, орехи, сыр, морковка, яблоко и т.д. Дети угадывают, для кого угощение, кто, чем питается.
Воспитатель: Ребята, кого чем угостим?
Волку – … (мясо), белке – … (орехи), зайцу – …(морковь), ежу – …(яблоко, грибы),медведю – …(мед, малину), лисе – … (рыбу).
11. Игра «Четвертый лишний»
Воспитатель прикрепляет к доске иллюстрации:
1) Белка, волк, лиса, корова. (Лишняя корова, потому что это домашнее животное)
2) Дуб, рябина, береза, ель. (Лишняя ель, потому что это хвойное дерево)
3) Волнушка, лисички, опята, мухомор. (Лишний мухомор, потому что это ядовитый гриб)
4) Сорока, ворона, воробей, ласточка. (Ласточка, потому что это перелетная птица)
12. Пальчиковая гимнастика "Мы - друзья природы"*
Ярко светит солнце-раз, Загибаем большой палец.
Дует лёгкий ветерок-два, Загибаем указательный палец.
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух - три. Загибаем средний палец.
Нам хорошо и приятно - четыре, Загибаем безымянный палец.
Мы хотим жить в мире с природой, Загибаем мизинец.
И будем с друзьями защищать всё живое – пять. Разгибаем пальцы рук.
13. Правила поведения в лесу.
Работа по карточкам. (Педагог предлагает взять карточки и рассказать о правилах поведения в лесу)
14.Динамическая пауза «Осенний лес»
Мы ходили с друзьями в осенний лес! Дети идут по кругу
Сколько там вокруг чудес!
Справа – березка в наряде стоит. Показывают направление рукой
Слева – елка на нас глядит.
Вот зайчишка побежал, Имитация движения зайца
От лисы он убежал. Имитация движения лисы
Серый волк по лесу рыщет, Имитация движения волка
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас, Дети садятся на корточки и «прячутся»
Не найдет теперь он нас.
Пролетают снегири, Имитация полета птиц
Как красивы они!
Кругом – тишина и покой,
Ну, а нам пора домой
15.Сюрпризный момент.
Лесные жители поделились своими припасами. (Из-за дерева появляется лукошко с грибами – печеньем.) Угощайтесь, но помните, эти грибочки не простые, а волшебные. Как только съедим по одному грибочку, так сразу, окажемся снова в своей группе.
Музыкальное сопровождение.
III.Рефлексия:
Воспитатель: Вот и закончился наш поход в осенний лес нашей Республики. Что интересного мы повстречали в осеннем лесу? Дети, скажите, как нужно относиться к окружающей нас природе? Каких лесных зверей мы встретили? Напомните мне, где живет волк? (В логове). Лиса? (В норе). Белка? (В дупле). Заяц? (Под кустом). Еж? (В норе, спит в гнезде). Медведь? (В берлоге) Молодцы вы сегодня многое узнали о природе нашего края, и многое еще предстоит узнать!
Литература
1. Агишева Р.Л. Фольклор и литература Башкортостана. Учебная хрестоматия для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Уфа: Китап, 2011.
2. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамовна З.А. Академия детства: Региональная программа для дошкольных образовательных организаций Республики Башкортостан. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016.
3. Гасанова Р.Х. Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы: Методическое пособие. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015 г.
4. О.А.Скорлупова Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Весна. Насекомые. Перелетные птицы». - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
5. А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»: (Ст. группы).Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1982.
6. Л.Г. Селихова Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Предварительный просмотр:
-
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №1» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
Детско-родительское собрание
в старшей группе «История авоськи» в рамках акции «Чистый город»
Подготовила и провела:
воспитатель группы
Старикова Т.В.
Дата проведения:
04.09.2014г.
Салават, 2014г.
Цель:
-организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов;
- расширение представления об окружающем мире детей;
- формирование представления о целесообразности использования в быту авоськи;
- воспитание экологической культуры детей.
Ход собрания:
Вед.: Здравствуйте дорогие родители, дети и уважаемые гости!
Сегодня мы с вами подведем итог годового проекта «Чистый город»
(Стук в дверь, входит домовенок Кузя, в руках держит лукошко, в котором лежит природный мусор, бумага, пластик)
Кузя: -Ох, ох нигде мне покоя нет.
Вед.: Здравствуй, Кузя. Что случилось?
Кузя: Вот хожу, за порядком слежу, мусор убираю.
Вед.: Да, прямо скажем ситуация плачевная. Много разного мусора на нашей Земле.
Ребята, а как вы думаете, откуда берется мусор?
Ответы детей: нельзя бросать фантики от конфет,
Кузя: Каждый день мы выбрасываем в мусорное ведро или в контейнер много разного мусора: консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика.
А куда же дальше попадает мусор?
Дети: Машина забирает мусор и увозит.
Кузя: А куда?
Вед.: Каждый день в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку.
Свалка-это скопление мусора (Слайд)
Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мусор не убирать?
(Слайд Н.В.)
Дети: Наш город станет грязным и не красивым. Люди будут ходить по мусору и т. д.
Родители: Человеку придется спасать себя от мусора. Мусор загнивает и выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека и для природы. А если все закапывать, то этот мусор может пролежать в земле много лет.
Кузя: Как лучше поступить с мусором?
Папа: Мусор нужно вывозить на перерабатывающий завод. Здесь его сортируют: пластиковые и пластмассовые бутылки в одну сторону, бумагу в другую, стекло и железные банки отдельно. (Слайд)Для этого в некоторых городах нашей страны уже есть специальные контейнеры. (Слайд) Потом все перерабатывают и получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия. Например, из старых газет и журналов получится новая чистая бумага, из металлических предметов новый самокат стеклянные бутылки и банки можно отмыть и использовать еще раз.
Кузя: Ой, как здорова. А вы, ребята, поможете мне разложить мусор по контейнерам: бумажный, пластиковый, природный.
(Дидактическая игра «Разложи мусор»)
- Вот какие молодцы! Вы научились не только сортировать мусор, но и беречь природу.
Вед.: Защита природы – это не только сбор мусора, но и использование в жизни человека экологически чистых, природных материалов.
Мама: А я хочу вам рассказать о предметах, которые сделаны из экологически чистого материала-дерева. Эти предметы не только вырезали из дерева, но и плели из веток, коры, лыка. Издавна люди разных народов изготавливали из дерева посуду, различные предметы утвари, украшая их в своих, народных традициях. Например, в такие пиалы башкиры наливали мед. А эти ложки изготовлены русскими мастерами. В деревянной посуде отлично хранится мука, соль, сахар, крупа, мед и прочие продукты. Очень важно, что такая посуда экологична и совершенно безопасна для здоровья человека.
Вед.:-Спасибо, Лилия Ринатовна и за Ваш интересный рассказ. В этой посуде можно хранить не только продукты, предметы, но и переносить их. А я хочу предложить вашему вниманию сумки для переноски предметов, продуктов, которые называются авоськами.
Кузя: Да, да, да. А не эта ли самая авоська? (вынимает из кармана сетчатую авоську). Слово авоська появилось очень давно. Своим появлением слово обязано фразе «авось-ка что – нибудь принесу». По – другому это привычная продуктовая сумка. (Слайд) Много времени утекло с тех пор,люди жили,развивались, изобретали новые материалы и к нашим дням та самая авоська сильно изменилась. Сейчас ее шьют из разного материала,кожи. Изготавливают из пластика, полиэтилена, бумаги. Но не все из них экологичны и удобны. Предлагаю вам помочь разобраться,какая же из них самая удобная и безопасная для здоровья человека.
(Игра с родителями и детьми)
Полиэтиленовый пакет:
+ удобно носить покупки из магазина; мало весит; складывается в маленький комочек и помещается в карман.
- быстро рвутся, громко шуршат, с них облезает краска и пачкает руки; загрязняют окружающую среду.
Бумажный пакет:
+ легкий, «имеет ровную форму и можно класть в него рисунки, чтобы не помялись»;
- быстро помнется, промокнет под дождем и развалится, нельзя положить в карман, нельзя стирать.
Сетчатая авоська:
+ легкая, складывается в карман; можно стирать.
- мелкие предметы будут выпадать; видно, что лежит.
Авоська из ткани:
+ легкая, складывается в карман, красивая; можно стирать, экологична.
- нет.
Вед.: Так какая же авоська,по вашему мнению ,самая удобная и экологичная?
(ответы родителей)
Вед.: Да, действительно, сумка-авоська из ткани, наиболее удобная, т.к. в ней можно носить даже мелкие предметы, ее можно стирать, класть в карман. Кроме того она безопасна для здоровья человека, потому что изготовлена из безопасного материала.
- Сейчас каждая из мам представит свою авторскую авоську.
(Рассказы мам о своей авторской работе).
Вед.: Мы многое узнали, о многом рассказали, и теперь предлагаю вам составить правила общения человека с природой: что нужно делать, чтобы защитить Землю от загрязнения?
-везде соблюдать чистоту, не разбрасывать мусор: дома, в детском саду, в парке, на улицах города, в лесу;
-по возможности пользоваться экологичными предметами;
-соблюдать эти правила самим и учить этому других.
И хочется закончить сегодняшнее собрание такими словами:
Давайте будем беречь планету.
Во всей Вселенной прекрасней нет,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас Земля?
-Уважаемые родители и дети, покажите, пожалуйста, еще раз нашим гостям свои современные, оригинальные авоськи.
(Дефиле родителей и детей)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад компенсирующего вида №1» городского округа
город Салават Республики Башкортостан
Детско-родительское собрание
в старшей группе
«Экологическое воспитание»
Подготовила и провела:
воспитатель группы
Старикова Т.В.
Дата проведения:
04.09.2014г.
Салават, 2014г.
Цель:
-организация совместной деятельности родителей, детей и педагогов;
- расширение представления об окружающем мире воспитанников;
- формирование представления о целесообразности использования в быту авоськи;
- воспитание экологической культуры детей.
Ход собрания:
Вед.: Здравствуйте дорогие родители, дети и уважаемые гости!
Сегодня мы с вами подведем итог годового проекта «Чистый город»
(Стук в дверь, входит домовенок Кузя, в руках держит лукошко, в котором лежит природный мусор, бумага, пластик)
Кузя: -Ох, ох нигде мне покоя нет.
Вед.: Здравствуй, Кузя. Что случилось?
Кузя: Вот хожу, за порядком слежу, мусор убираю.
Вед.: Да, прямо скажем ситуация плачевная. Много разного мусора на нашей Земле.
Ребята, а как вы думаете, откуда берется мусор?
Ответы детей
Реб.: Когда кушаешь конфеты, много фантиков остается, которые нельзя бросать на дорогу.
Реб.: Мы с мамой и папой отдыхали на реке Белой, там мы видели много пластиковых бутылок и пакетов. Мы сначала убрались, а потом стали купаться.
Реб.: Когда дует ветер, падают листья на травку. Мы все вместе собираем листья в яму. Они там превратятся в удобрение.
Кузя: Какие вы молодцы, бережно относитесь к природе. Каждый день мы выбрасываем много разного мусора: консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика.
Вед.: Да, действительно, каждый день в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку.
Свалка-это скопление мусора (Слайд)
Ребята, давайте на минуту представим себе такую картину. Все машины для перевозки мусора в нашем городе сломались, как вы думаете, что произойдет?
Дети и родители: Наш город станет грязным и не красивым. Будет неприятно пахнуть. Станет много мух, которые будут переносить на лапках микробы с мусора, и мы будем болеть. Мы не сможем пройти через дорогу, везде будет лежать мусор. Человеку придется спасать себя от мусора. Мусор загнивает и выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека и для природы.
Вед.: Что же нам делать? Может его закопать?
Родитель: А если все закапывать, то этот мусор может пролежать в земле много лет. (Слайд)
Вед.: Тогда может быть, сжечь?
Родит.: При сжигании мусора в воздухе выделяются вещества, очень вредные для здоровья человека.
Вед.: Страшная картина получилась. Но в нашем городе службы по уборке мусора работают исправно, и в городе у нас всегда порядок.
Кузя: Мусор нельзя сжигать, закапывать. Как же лучше поступить с мусором?
Папа: Мусор нужно вывозить на перерабатывающий завод. Здесь его сортируют: пластиковые и пластмассовые бутылки в одну сторону, бумагу в другую, стекло и железные банки отдельно. В некоторых городах нашей страны уже есть специальные контейнеры для сортировки отходов. (Слайд)
Мама: Потом все перерабатывают и получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия. Например, из старых газет и журналов получится новая чистая бумага, из металлических предметов новый самокат, стеклянные бутылки и банки можно отмыть и использовать еще раз.
Кузя: Ой, как здорова. А вы, ребята, поможете мне разложить мусор по контейнерам: бумажный, пластиковый, природный.
(Дидактическая игра «Разложи мусор»)
- Вот какие молодцы! Вы научились не только сортировать мусор, но и беречь природу.
Вед.: Защита природы – это не только сбор мусора, но и использование в жизни человека экологически чистых, природных материалов.
Мама: А я хочу вам рассказать о предметах, которые сделаны из экологически чистого материала-дерева. Эти предметы не только вырезали из дерева, но и плели из веток, коры, лыка. Издавна люди разных народов изготавливали из дерева посуду, различные предметы утвари, украшая их в своих, народных традициях. Например, в такие пиалы башкиры наливали мед. А эти ложки, утица и туесок изготовлены русскими мастерами. В деревянной посуде отлично хранится мука, соль, сахар, крупа, мед и прочие продукты. Очень важно, что такая посуда экологична и совершенно безопасна для здоровья человека.
Вед.: - Спасибо, Ольга Николаевна за Ваш интересный рассказ. В этой посуде можно хранить не только продукты, предметы, но и переносить их. А я хочу предложить вашему вниманию сумки для переноски предметов, продуктов, которые называются авоськами.
Кузя: Да, да, да. А не эта ли самая авоська? (вынимает из кармана сетчатую авоську). Слово авоська появилось очень давно. В давние времена у людей не было магазинов с богатым выбором товаров. Поэтому, когда человек шел на рынок, он надеялся на удачную покупку и говорил «Авось, что-нибудь принесу». По – другому это привычная продуктовая сумка. Авоськи были сетчатые и тряпочные. (Слайд)
Вед.: Много времени утекло с тех пор, люди изобрели новые материалы. Придумали пакеты из пластика, полиэтилена, бумаги. Но не все из них экологичны и удобны. Предлагаю вам помочь разобраться, какая же сумка для продуктов самая удобная и безопасная для здоровья человека.
(Игра с родителями и детьми)
Полиэтиленовый пакет:
+ удобно носить покупки из магазина; мало весит; складывается в маленький комочек и помещается в карман.
- быстро рвутся, громко шуршат, с них облезает краска и пачкает руки; загрязняют окружающую среду.
Бумажный пакет:
+ легкий, «имеет ровную форму и можно класть в него рисунки, чтобы не помялись»;
- быстро помнется, промокнет под дождем и развалится, нельзя положить в карман, нельзя стирать.
Сетчатая авоська:
+ легкая, складывается в карман; можно стирать.
- мелкие предметы будут выпадать; видно, что лежит.
Авоська из ткани:
+ легкая, складывается в карман, красивая; можно стирать, экологична.
- может порваться.
Вед.: Так какая же авоська, по вашему мнению,самая удобная и экологичная?
(ответы родителей)
Вед.: Да, действительно, сумка-авоська из ткани, наиболее удобная, т.к. в ней можно носить даже мелкие предметы, ее можно стирать, класть в карман. Кроме того она безопасна для здоровья человека и окружающей среды, ее можно использовать в течение многих лет.
Мы с вами уже много раз говорили о бережном отношении к предметам окружающего мира, о том, что не стоит выбрасывать их, а использовать снова и снова. Наши мамы проявили свою фантазию, творчество и большое старание, чтобы «оживить» казалось бы, ненужные вещи и сшили из старых маячек, брюк, футболок новые замечательные авоськи. Предоставим слово нашим мастерицам.
(Рассказы мам о своей авторской работе).
Вед.: Да, от таких сумок не откажется ни одна модница. В конце нашей встречи подведем итог. Мы своими силами стараемся поддержать чистоту родного города. Проводим экологические акции, где обращаемся к жителям города с призывом соблюдения чистоты.Чистота всей планеты начинается с чистоты двора, подъезда, улицы. (Слайд )
Так как ваши семьи помогают городу оставаться чистым?
Ответы родителей:
-везде соблюдаем чистоту, не разбрасываем мусор: дома, в детском саду, в парке, на улицах города, в лесу;
-по возможности пользуем экологичные предметы;
-соблюдаем эти правила сами и учим этому других.
- из личного примера.
Кузя:
И хочется мне с вами попрощаться такими словами:
Давайте будем беречь планету.
Во всей Вселенной прекрасней нет,
Во всей Вселенной совсем одна,
Что будет делать без нас Земля?
Вед.: Ну, что ж на этом наше собрание подошло к концу. Спасибо вам уважаемые родители и дети за активное участие. Покажите, пожалуйста, еще раз нашим гостям свои современные, оригинальные авоськи.
(Дефиле родителей и детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности образовательной области Познавательное развитие Ознакомление с окружающим в средней группе "Мой родной город Городец"
Занятие разработано для первоначального ознакомления с родным городом Городцом...
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) старшего дошкольного возраста. В зимнем лесу.
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) старшего дошкольного возраста. Тема: В зимнем лесу. Познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой....
Конспект занятия по познавательному развитию: «Ознакомление с окружающим миром» Старшая группа № 7 «Сказка» на тему: «Животные нашего края»
Программное содержание:Цель: Повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края.Задачи:Образовательная: развитие речи, совершенствование точного последовательного воспро...
Конспект НОД по познавательному развитию (Ознакомление с окружающим) в младшей группе на тему: «Мой родной город»
Программное содержание:Образовательные задачи: учить детей называть родной город; дать элементарные представления о городе Пятигорске: подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, мног...
Технологическая карта занятия («Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром», старшая группа компенсирующей направленности) "Кто на помощь к нам спешит?"
Тема: «Кто на помощь к нам спешит?».Автор-разработчик: Александрова М.С., воспитатель ГБДОУ детского сада № 73 Приморского района Санкт-Петербурга.Возрастная адресованность: 5-6 летЦель: д...
Конспект НОД по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим» в старшей группе комбинированной направленности Тема: «Семья сильна, когда над ней крыша одна»
Уточнить и обобщить знания детей о семье, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представления о символах семьи....
Конспект непрерывной образовательной деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Ознакомление с окружающим миром Старшая группа Тема: «Во саду ли, в огороде: овощи и фрукты.» Тема недели: «Сад. Фрукты. Ягоды»
Конспект непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область: «Познавательное развитие»Ознакомление с окружающим миромСтаршая группаТема: «Во саду ли, в огороде: овощи и ...