Долгосрочный познавательно-творческий проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии"
проект (старшая группа)

Тетюшкина Ольга Ивановна

Паспорт проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный (октябрь 2020г. - май 2021г.)

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова. 

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В Мордовии  живет много представителей народов России. Это — русские, мордва,  татары, чуваши,  и т.д.  И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов  формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Цель проекта: познакомить детей старшего  дошкольного возраста с традициями и культурой мордовского народа и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родине, воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл starshaya_proekt_2020.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №127 комбинированного вида»

Долгосрочный познавательно-творческий проект

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии"

 

 

Подготовила: воспитатель

Тетюшкина О.И.

Саранск, 2020-2021


Паспорт проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС»

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: долгосрочный (октябрь 2020г. - май 2021г.)

Актуальность:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова. 

Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.

Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В Мордовии  живет много представителей народов России. Это — русские, мордва,  татары, чуваши,  и т.д.  И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов  формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.

Цель проекта: познакомить детей старшего  дошкольного возраста с традициями и культурой мордовского народа и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родине, воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.

Задачи проекта:

Образовательные:

- способствовать накоплению опыта о  природе, культуре, традициях Мордовии;

- дать знания детям об истории, символики, достопримечательностях Саранска;

- познакомить  с именами людей, прославившими Мордовию и Россию;

- познакомить детей с особенностями мордовских национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями  орнамента;

- привлечь родителей к проектной деятельности.

Развивающие:

 - развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;

- расширять словарный запас детей;

- развивать интерес к культурному наследию и истории народов Мордовии.

Воспитательные:

- воспитывать  умение видеть прекрасное, гордиться им;

- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов России;

- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи проектируемого процесса на детей:

  1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями мордовского народа.
  2. Дать детям знания  представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
  3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о мордовском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).

Задачи проектируемого процесса на родителей:

  1. Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с мордовским народом.
  2. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам мордовского народа.
  3. Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа.

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

 

Методы, используемые в реализации проекта:         

Словесныебеседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.

Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.

Практическиеигры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные),  игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.

Методическое обеспечение

  1. Демонстрационный и дидактический материал.
  2. Методическая литература.
  3. Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
  4. Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
  5. Конспекты сценариев, праздников, развлечений.          

Условия реализации проекта:

  1. Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
  2. Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
  3. Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
  4. Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.

Предполагаемый результат: 

  • Пополнение у детей  знаний о народах России (в частности о мордовском народе), о Государственных символах Мордовии.
  • Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
  • Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках, народных промыслах мордовского  народа.
  • Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
  • Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.

Структура проекта.

Этапы проведения и реализации проекта:

I этап подготовительный (организационный) Октябрь, 2020г.:

Задачи:

  1. Изучение опыта педагогов России по работе в области «Этнокультурное воспитание детей».
  2. Разработать план работы, консультации по истории России, оформить тематические и образовательные стенды.
  3. Составление перспективного плана работы.
  4. Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.
  5. Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.

II этап Организационно-практический (продуктивный). Ноябрь – Май 2021г..

Задачи:

  1. Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры Мордовии средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
  2. Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада, города.
  3. Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).
  4. Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
  5. Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
  6. Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).

2.1.Примерный план работы с детьми:

  1. Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.
  2. Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.
  3. Беседы: «Древняя мордва», «Саранск – столица Мордовии», «Государственные символы Мордовии», «Животные и птицы наших лесов», «Красная книга Мордовии», «Знаменитые мордовцы» (культура и спорт, «Народные промыслы Мордовии» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм».
  4. Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.
  5. Инсценирование мордовской сказки «Как ворона лисицу обманула».
  6. Чтение произведений мордовских писателей о природе: Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная» и т. д.
  7. Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей: Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина» и т. д.
  8. Пошив национальной одежды для кукол.
  9. Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.
  10. Проведение подвижных мордовских игр в группе и на участке: «В курочек», «Салки», «Круговой», «В базар», «Раю-раю» и др.
  11. Оформление и проведение дидактических игр:

      - дидактическая игра «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;

      -дидактическая игра «Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России).

  1. Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.
  2. Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя.
  3. Виртуальная экскурсия в мастерскую местного художника Е. Д. Аванькина, резчика по дереву.
  4. Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.
  5. Роспись заготовки мордовского национального костюма.
  6. Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».
  7. Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.
  8. Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком.
  9. Викторина: «Животные Мордовии».

2.2. Примерный план работы с родителями.

Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Работа воспитателей с семьями дошкольников по воспитанию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:

  1. Работа педагога с родителями.
  2. Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

  1. Оформление информационных стендов по данной проблеме;
  2. Выпуск памяток, буклетов;
  3. Разработка методических рекомендаций, консультаций;
  4. Проведение родительских собраний;
  5. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
  6. Организация фотовыставок;
  7. Недели культуры различных народов.

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:

  1. В гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;
  2. Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;
  3. Сшить национальный костюм для куклы;
  4. Организовать семейное чтение сказок разных народов;
  5. Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;
  6. Семейное чаепитие и дегустация блюд национальной кухни.

Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка группы, участие в выставке совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечения.

 

III этап ИТОГОВЫЙ (заключительный)Май 2021г.

Задачи:

  1. Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.
  2. Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
  3. Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
  4. Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
  5. Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.
  6. Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности ДОУ.

Продукт проектной деятельности:

  1. Оформление выставки детского творчества «Мордовский костюм ».
  2. Обновление патриотического уголка в группе.
  3. Выставка совместного творчества детей и родителей «Россия - мой дом».
  4. Оформление альбомов “Достопримечательности Мордовии»
  5. Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа».
  6. Презентация по проекту.

 


  Список литературы:

  1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005
  2. Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная Пресса, 2010
  3. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991
  4. Кочетков Е. Раскраска. «Народные костюмы», Москва, 2006
  5. Мини – музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М.: Линка – Пресс, 2008
  6. Халезова Н. Б. Народнаяпластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002
  7. Дидактические игры этнокультурного со держания / Сост. Л.М. Захарова, И.Г. Сайфутдинова, Н.У. Гладилина.
  8. Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.
  9. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.
  10. Косарева, В.Н. Народная культура и традиции / В.Н. Косарева. – Волгоград: «Учитель», 2012.
  11. Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду / Л.А. Лялина. – М.: СФЕРА, 2009.
  12. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: Линка-Пресс, 2000. 224 с.
  13. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»

В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....

Познавательно – творческий проект «Школа» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: Воспитание положительного отношения к школе и формирование мотивационной готовности у детей подготовительной группы детского сада....

Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе

Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯХ РОССИИ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ С КУЛЬТУРОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье раскрывается алгоритм организации работы по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях родного края через сравнение с британской культурой. Описываю...

Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....