Долгосрочный познавательно-творческий проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии"
проект (старшая группа)
Паспорт проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: долгосрочный (октябрь 2020г. - май 2021г.)
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В Мордовии живет много представителей народов России. Это — русские, мордва, татары, чуваши, и т.д. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Цель проекта: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой мордовского народа и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родине, воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshaya_proekt_2020.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №127 комбинированного вида»
Долгосрочный познавательно-творческий проект
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии"
Подготовила: воспитатель
Тетюшкина О.И.
Саранск, 2020-2021
Паспорт проекта: «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями Мордовии в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ как условие реализации интегрированного подхода по ФГОС»
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: долгосрочный (октябрь 2020г. - май 2021г.)
Актуальность:
«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». Э.К. Суслова.
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В Мордовии живет много представителей народов России. Это — русские, мордва, татары, чуваши, и т.д. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия народов формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности.
Цель проекта: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой мордовского народа и как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родине, воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории Российской Федерации, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей.
Задачи проекта:
Образовательные:
- способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях Мордовии;
- дать знания детям об истории, символики, достопримечательностях Саранска;
- познакомить с именами людей, прославившими Мордовию и Россию;
- познакомить детей с особенностями мордовских национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями орнамента;
- привлечь родителей к проектной деятельности.
Развивающие:
- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;
- расширять словарный запас детей;
- развивать интерес к культурному наследию и истории народов Мордовии.
Воспитательные:
- воспитывать умение видеть прекрасное, гордиться им;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов России;
- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Задачи проектируемого процесса на детей:
- Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями мордовского народа.
- Дать детям знания представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
- Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о мордовском народе в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
Задачи проектируемого процесса на родителей:
- Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления дошкольников с мордовским народом.
- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам мордовского народа.
- Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями мордовского народа.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы, используемые в реализации проекта:
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.
Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.
Методическое обеспечение
- Демонстрационный и дидактический материал.
- Методическая литература.
- Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
- Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
- Конспекты сценариев, праздников, развлечений.
Условия реализации проекта:
- Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
- Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
- Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
- Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
Предполагаемый результат:
- Пополнение у детей знаний о народах России (в частности о мордовском народе), о Государственных символах Мордовии.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках, народных промыслах мордовского народа.
- Знакомство с национальными играми, сказками, танцами, костюмами.
- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Структура проекта.
Этапы проведения и реализации проекта:
I этап подготовительный (организационный) Октябрь, 2020г.:
Задачи:
- Изучение опыта педагогов России по работе в области «Этнокультурное воспитание детей».
- Разработать план работы, консультации по истории России, оформить тематические и образовательные стенды.
- Составление перспективного плана работы.
- Разработка конспектов занятий, развлекательных, игровых и музыкальных упражнений, этюдов и т.д.
- Подготовка дидактического, демонстрационного и развивающего материала. Создание фоно- и видеотеки для сопровождения занятий, музыкальных минуток.
II этап Организационно-практический (продуктивный). Ноябрь – Май 2021г..
Задачи:
- Создание условий для успешного овладения детьми этнонациональной культуры Мордовии средствами разнообразной деятельности: декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности, развитие детского творчества.
- Проведение выставок готовых детских работ по декоративно-прикладному творчеству, изобразительной деятельности на уровне детского сада, города.
- Развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию и т.д).
- Развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать и достигать результатов).
- Развитие речевого взаимодействия (увеличение количества, объема высказываний).
- Развитие мотивации к общению у детей и взрослых (увеличение числа позитивных контактов внутри ДОУ и в процессе взаимодействия с социумом).
2.1.Примерный план работы с детьми:
- Просмотр познавательных телепередач, видеофильмов об искусстве Мордовии (творчество художников и композиторов, фольклор) с последующим обсуждением дома и в детском саду.
- Рассматривание книг и буклетов о Мордовии.
- Беседы: «Древняя мордва», «Саранск – столица Мордовии», «Государственные символы Мордовии», «Животные и птицы наших лесов», «Красная книга Мордовии», «Знаменитые мордовцы» (культура и спорт, «Народные промыслы Мордовии» (вышивка, гончарный промысел, резьба по дереву, «Национальный костюм».
- Чтение мордовских сказок, мифов, легенд.
- Инсценирование мордовской сказки «Как ворона лисицу обманула».
- Чтение произведений мордовских писателей о природе: Я. Пинясов «О том, как зайчик хвост потерял», Т. Тимохина «Как зима Стёпку лечила», Л. Земскова «Цветные сказки: Зелёная, Белая, Разноцветная» и т. д.
- Чтение и заучивание наизусть стихов мордовских писателей: Ф. Бобылёв «Непоседливый гриб», С. Люлякина «Что на свете красивее», А. Ежов «Моя родина» и т. д.
- Пошив национальной одежды для кукол.
- Знакомство с мордовскими пословицами, поговорками, скороговорками.
- Проведение подвижных мордовских игр в группе и на участке: «В курочек», «Салки», «Круговой», «В базар», «Раю-раю» и др.
- Оформление и проведение дидактических игр:
- дидактическая игра «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;
-дидактическая игра «Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России).
- Знакомство с творчеством мордовского художника Ф. Сычкова.
- Знакомство с творчеством мордовского скульптора С. Эрьзя.
- Виртуальная экскурсия в мастерскую местного художника Е. Д. Аванькина, резчика по дереву.
- Создание аппликаций по мотивам мордовской вышивки.
- Роспись заготовки мордовского национального костюма.
- Создание рисунков на тему «Мордовский костюм».
- Слушание музыки: Гимн Мордовии, песни на мордовском языке, плясовые мелодии.
- Разучивание характерных мордовских танцевальных движений: притоп с покачиванием кистей вдоль туловища вперёд-назад, «качалочка», «ёлочка», ход с подскоком.
- Викторина: «Животные Мордовии».
2.2. Примерный план работы с родителями.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа воспитателей с семьями дошкольников по воспитанию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:
- Работа педагога с родителями.
- Работа родителей с детьми.
Работа педагога с родителями подразумевает:
- Оформление информационных стендов по данной проблеме;
- Выпуск памяток, буклетов;
- Разработка методических рекомендаций, консультаций;
- Проведение родительских собраний;
- Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
- Организация фотовыставок;
- Недели культуры различных народов.
Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:
- В гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;
- Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;
- Сшить национальный костюм для куклы;
- Организовать семейное чтение сказок разных народов;
- Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;
- Семейное чаепитие и дегустация блюд национальной кухни.
Роль родителей в реализации проекта: беседы с детьми о Мордовии, участие в обновлении патриотического уголка группы, участие в выставке совместного творчества, участие в подготовке и проведении развлечения.
III этап ИТОГОВЫЙ (заключительный). Май 2021г.
Задачи:
- Проведение итоговой диагностики, которая позволит выявить уровень этнокультурного развития детей на основе сравнительного анализа результатов образовательной деятельности в экспериментальной и параллельной группах МДОУ за все годы.
- Проведение анкетирования родителей с целью выявления степени удовлетворенности от работы педагогов, развития детей. На основании данных диагностики делаются выводы о результативности проведенной работы педагогами, динамике этнокультурного развития детей, уровня усвоения ими знаний, умений, навыков.
- Выявление недостатков, трудностей и проблем в работе.
- Проведение итогового мероприятия, участие в котором принимают дети, педагоги, родители (создание сценария, подготовка костюмов, декораций, подбор музыки, оформление музыкального зала, разучивание песенного, литературного и хореографического материала).
- Описание опыта экспериментальной деятельности, представление итогового аналитического отчета в муниципальный экспертный совет, доклады на научно-методических конференциях, семинарах, коллегиях, материалы в педагогические издания.
- Проектирование программы дальнейшей экспериментальной деятельности ДОУ.
Продукт проектной деятельности:
- Оформление выставки детского творчества «Мордовский костюм ».
- Обновление патриотического уголка в группе.
- Выставка совместного творчества детей и родителей «Россия - мой дом».
- Оформление альбомов “Достопримечательности Мордовии»
- Тематический досуг «Традиции и культура мордовского народа».
- Презентация по проекту.
Список литературы:
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ., 2005
- Захарова М. А., Костина Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. – М.: Школьная Пресса, 2010
- Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – Москва, 1991
- Кочетков Е. Раскраска. «Народные костюмы», Москва, 2006
- Мини – музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М.: Линка – Пресс, 2008
- Халезова Н. Б. Народнаяпластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002
- Дидактические игры этнокультурного со держания / Сост. Л.М. Захарова, И.Г. Сайфутдинова, Н.У. Гладилина.
- Дыбина О.В., Сидякина Е.А., Киреева Т.И. Люби и знай свой отчий край. /Под ред. О.В. Дыбиной. Тольятти.: Издательство ТФСамГПУ, 2001. 157 с.
- Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 181 с.
- Косарева, В.Н. Народная культура и традиции / В.Н. Косарева. – Волгоград: «Учитель», 2012.
- Лялина, Л.А. Народные игры в детском саду / Л.А. Лялина. – М.: СФЕРА, 2009.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и в школе. М.: Линка-Пресс, 2000. 224 с.
- Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая. – М.: Линка-Пресс, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...
Перспективно- тематический план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями родного края «Культура и традиции родного края»
В программе воспитания дошкольников России основная позиция отводится знакомству с Отечеством, его традициями, героями. Основа патриотизма закладывается, прежде всего, в любви к своему родному краю....
Познавательно – творческий проект «Школа» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Воспитание положительного отношения к школе и формирование мотивационной готовности у детей подготовительной группы детского сада....
Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе
Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....
ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯХ РОССИИ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ С КУЛЬТУРОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
В статье раскрывается алгоритм организации работы по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях родного края через сравнение с британской культурой. Описываю...
Конспект занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями русского народа...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....