Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России»
методическая разработка (старшая группа)

Шекунова Варвара Евгеньевна

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

«Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».

Россия – многонациональная территория с толерантным населением. Всего в согласии и мире в России проживают представители многих национальностей – русские, белорусы, молдаване, татары, башкиры, дагестанцы, чеченцы, азербайджанцы, ханты, манси и др.

Культурные традиции народов тесно переплетены, но при этом бережно сохраняется своеобразие культуры каждого народа во всех его проявлениях, касается ли это национальных блюд или быта и религии. На профессиональном уровне демонстрируют свое искусство фольклорные ансамбли русских, молдавских, дагестанских творческих коллективов.

Знакомство с культурой и традициями народов России играет важную роль в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста. Это способствует формированию уважительного отношения к многообразию культур, развитию интереса к истории и быту различных народов, а также расширению кругозора и познавательной активности детей.

СЛАЙД 3 Цель работы педагогов образовательного учреждения в данном направлении - заложить основу патриотических чувств (уважение к своей стране, родному краю, городу, в котором живёшь, воспитывать чувство сопричастности к России, её культурному наследию

 

В своей деятельности по ознакомлению детей с русской народной культурой педагоги детского сада решают следующие задачи:

1. Развивать представления детей о России как огромной многонациональной стране. 

 

2. Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям.

3. Формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело и др.)

4. Воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней. Воспитывать бережное отношение к культуре других народов России.

5. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, к Родине, уважение к тем, кто добросовестно трудится, уважение к людям других национальностей.

6. Формировать у детей культуру межнациональных отношений в условиях полиэтнического и поликультурного мегаполиса

7. Организовать развивающую предметно-пространственную среду (создание уголков народной культуры).

8. Формировать у родителей детей компетентность по созданию условий этнокультурного развития ребенка в семье.

СЛАЙД 4 В старшем дошкольном возрасте у детей формируются :

• чувства дружбы между народами единой страны проживания;

• чувство национальной и общенародной гордости принадлежности к человеческому роду;

• большой и постоянный интерес к культуре своей страны и народов в ней проживающих;

• уважительное отношение к национальному достоинству других людей к национальным культурамтрадициям, обычаям.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

СЛАЙД 5 Методы и формы работы

Эффективное формирование этнокультурных представлений зависит от форм, методов обучения и воспитания. Предпочтение при выборе форм организации данного процесса следует отдавать тем из них, которые имеют многофункциональный характер, способствуют развитию у детей познавательной активности и умения самореализации, органически вписываются в современный учебно-воспитательный процесс. К таким формам относятся:

Беседы. Представляется важным использовать беседы не только в качестве словесного метода обучения во время, но и самостоятельной формы работы с детьми. Содержание познавательных бесед может строится на основе: а) жизнедеятельности детей в семье; б) наблюдений (экскурсии, досуги); в) образовательной работы.

Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор- дети получают представления о тех событиях,явлениях, предметах, т. е об исторических фактах, о быте и архитектуре народов проживающих разных уголках Земли, о труде взрослых родного края и т. д.

СЛАЙД 6 Знакомство с народными промыслами народов России. У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. Это дымка, хохлома, гжель, жостовская и городецкая росписи, богородская и филимоновская игрушки, домовая роспись Забайалья и т. д.

СЛАЙД 7 Развлечения и праздники с этнокультурой и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувствительный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям.

Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят свое отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.

СЛАЙД 8 Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные предметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону. 

СЛАЙД 9 Итак, пять советов для педагогов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России :

1. Интеграция культурных элементов в занятия

Используйте народные сказки, песни и игры в повседневных занятиях. Это поможет детям не только узнать о культуре, но и активно участвовать в ней. Например, проводите чтение сказок с элементами театрализации.

2. Организация праздников и мероприятий

Устраивайте тематические праздники, посвященные традициям различных народов. Это могут быть Масленица, Сабантуй или другие культурные события. Включайте в программу народные игры, танцы и угощения. 

3. Проведение мастер-классов

Приглашайте мастеров народного искусства для проведения мастер-классов по ремеслам (гончарство, ткачество, резьба). Это даст детям возможность не только увидеть, но и попробовать создать что-то своими руками.

4. Использование мультимедийных ресурсов

Подготовьте презентации или видео о культуре и традициях разных народов России. Это поможет визуализировать информацию и сделает занятия более увлекательными и интерактивными.

5. Вовлечение родителей

Стимулируйте родителей делиться своими традициями и культурными особенностями. Это можно сделать через совместные мероприятия или семейные проекты, где дети смогут представить свои знания о культуре своих предков.

Эти советы помогут создать интересную и насыщенную образовательную среду, способствующую уважению и пониманию культурного разнообразия.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России — это не только образовательный процесс, но и важный шаг к формированию толерантного и многонационального общества. Используя разнообразные методы и формы работы, мы можем помочь детям стать открытыми и уважительными к различиям, что будет способствовать их гармоничному развитию.

 
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России. Составила: воспитатель Федулова С.В.

Слайд 2

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. «Давайте детям больше и больше содержания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления» (В. Г. Белинский) «Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности нет личности, без личности - нет народа как исторической личности».

Слайд 3

Цель работы - заложить основу патриотических чувств (уважение к своей стране, родному краю, городу, в котором живёшь), воспитывать чувство сопричастности к России, её культурному наследию. Развивать представления детей о России как огромной многонациональной стране. Приобщать детей к уникальной материальной и духовной культуре народов, населяющих территорию России, к их традициям и обычаям, нравственно-эстетическим ценностям. Формировать у детей духовно-нравственные качества (способность к различению добра и зла, уважение к старшим, сочувствие, отзывчивость, справедливость, вежливость, ответственность за порученное дело и др.) Воспитывать желание познавать культуру своего народа, формировать бережное отношение к ней. Воспитывать бережное отношение к культуре других народов России. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родному краю, к Родине, уважение к тем, кто добросовестно трудится, уважение к людям других национальностей. Формировать у детей культуру межнациональных отношений в условиях полиэтнического и поликультурного мегаполиса. Организовать развивающую предметно-пространственную среду (создание уголков народной культуры). Формировать у родителей детей компетентность по созданию условий этнокультурного развития ребенка в семье.

Слайд 4

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются: чувства дружбы между народами единой страны проживания; чувство национальной и общенародной гордости принадлежности к человеческому роду; большой и постоянный интерес к культуре своей страны и народов в ней проживающих; уважительное отношение к национальному достоинству других людей к национальным культурам, традициям, обычаям. К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Слайд 5

Методы и формы работы Беседы. Содержание познавательных бесед может строится на основе: а) жизнедеятельности детей в семье; б) наблюдений (экскурсии, досуги); в) образовательной работы. Видеопросмотры позволяют создать у детей динамические наглядные образы из жизни и деятельности разных народов, расширить кругозор- дети получают представления о тех событиях, явлениях, предметах.

Слайд 6

Методы и формы работы Знакомство с народными промыслами народов России. У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. Это дымка, хохлома, гжель, жостовская и городецкая росписи, богородская и филимоновская игрушки, домовая роспись Забайалья и т.д.

Слайд 7

Методы и формы работы Развлечения и праздники с этнокультурой и государственной тематикой. Они дают детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувствительный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к этнокультурным явлениям. Фольклорные концерты и театрализованные представления. Именно в концертно-театральной деятельности находят свое отражение быт, искусство и культура народов, их специфика.

Слайд 8

Методы и формы работы Целевые прогулки, экскурсии. На прогулках воспитатель может предложить детям проверить народные предметы, отгадать загадки, найти подтверждение поговорке, заострить внимание на особенностях ландшафта, климата, природных явлений, присущих данному региону.

Слайд 9

1. Интеграция культурных элементов в занятия Используйте народные сказки, песни и игры в повседневных занятиях. 2. Организация праздников и мероприятий Устраивайте тематические праздники, посвященные традициям различных народов. 3. Проведение мастер-классов Приглашайте мастеров народного искусства для проведения мастер-классов по ремеслам (гончарство, ткачество, резьба). 4. Использование мультимедийных ресурсов Подготовьте презентации или видео о культуре и традициях разных народов России. 5. Вовлечение родителей Стимулируйте родителей делиться своими традициями и культурными особенностями. Это можно сделать через совместные мероприятия или семейные проекты, где дети смогут представить свои знания о культуре своих предков. Советы для педагогов по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям народов России:

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья»

Познакомить детей старшего дошкольного возраста с народами Поволжья. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни люд...

консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами декоративно - прикладного искусства»

Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстет...

Проект Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями марийского народа в Тоншаевском районе

Образовательный проект«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой марийского народав Тоншаевском районе»(из опыта работы) Общие сведения о проекте....

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О КУЛЬТУРЕ И ТРАДИЦИЯХ РОССИИ ЧЕРЕЗ СРАВНЕНИЕ С КУЛЬТУРОЙ ВЕЛИКОБРИТАНИИ

В статье раскрывается алгоритм организации работы по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о культуре и традициях родного края через сравнение с британской культурой. Описываю...

Консультация для педагогов «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»

Консультация для педагогов«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к национальной культуре средствами проектной деятельности»...

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающуб предметно пространственную среду группы.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям Донского Казачества через развивающую предметно пространственную среду группы....