Социально-познавательный проект "Наш северный край - Ямал"
проект (подготовительная группа)
Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.
Анализируя знания детей о тундре, об особенностях жизни и быта оленеводов, о трудовых династиях, о культуре, выявлено, что у детей недостаточно знаний. Для формирования представлений о тундре, уважения к труду оленеводов, для поддержания престижа профессии оленеводов, решено организовать проект «Наша тундра», результатом которого может стать умение детей использовать знания в самостоятельной деятельности.
Назначение проекта: сбор, изучение, сохранение материалов о жизни, быте, традиции оленеводов. Формирование желание детей оленеводов продолжить династию.
Социальная значимость проекта: Развитие интереса к истории Ямадьской земли, сохранение традиций поколений оленеводов.
Цель проекта:
Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, ненецкого языка, воспитание чувства патриотизма.
Задачи проекта:
Дать детям знания об особенностях труда пастухов, чумработниц, детей; их своеобразном быте и укладе жизни.
Формировать представление детей о том, что олень является главным символом тундры и богатством оленеводов.
Дать детям знания о том, как оленеводы помогали фронту во время великой Отечественной войны.
Формировать бережное отношение к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nash_severnyy_kray.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЕНОК»
Социально-познавательный проект «Наш северный край - Ямал»
Преподаватель родного (ненецкого) языка
Серегина А.А.
.
с.Сеяха 2020г.
Тип проекта:
Социальный, познавательный, групповой, долгосрочный.
Актуальность проблемы:
Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.
Анализируя знания детей о тундре, об особенностях жизни и быта оленеводов, о трудовых династиях, о культуре, выявлено, что у детей недостаточно знаний. Для формирования представлений о тундре, уважения к труду оленеводов, для поддержания престижа профессии оленеводов, решено организовать проект «Наша тундра», результатом которого может стать умение детей использовать знания в самостоятельной деятельности.
Назначение проекта: сбор, изучение, сохранение материалов о жизни, быте, традиции оленеводов. Формирование желание детей оленеводов продолжить династию.
Социальная значимость проекта: Развитие интереса к истории Ямадьской земли, сохранение традиций поколений оленеводов.
Цель проекта:
Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, ненецкого языка, воспитание чувства патриотизма.
Задачи проекта:
Дать детям знания об особенностях труда пастухов, чумработниц, детей; их своеобразном быте и укладе жизни.
Формировать представление детей о том, что олень является главным символом тундры и богатством оленеводов.
Дать детям знания о том, как оленеводы помогали фронту во время великой Отечественной войны.
Формировать бережное отношение к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру.
I этап -аналитический
Задача этапа: анализ ситуации, определение основных его целей; определить представление детей о тундре.
II этап - организационный
1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с тундрой.
2. Разработка плана работы с детьми и родителями по ознакомлению детей с тундрой, привлечение родителей к предстоящей работе.
II этап - практический (учебный год)
Задачи: формирование знаний детей о неповторимости тундры, особенностях жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, воспитания чувства патриотизма.
IV этап - итоговый, диагностический
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
- повышение уровня знаний детей об особенностях труда оленеводов;
- формирование представлений о трудовых династиях;
- формирование бережного отношения к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру;
- знакомство детей с поэтами, писателями и с их произведениями, отражающими жизнь и быт оленеводов;
- умение использовать приобретённые знания в самостоятельной творческой деятельности.
Форма работы по реализации проекта:
- занятия;
- экскурсии в чум
- беседы о жизни в тундре;
- создание альбомов: «Северный олень», «Жилище оленеводов», «Птицы, животные и растительность тундры», «Авко»,
- создание макета в группе «Чум»;
- заучивание стихов, чтение произведений;
- лепка различных нарт;
- спортивное развлечение «Звуки тундры»;
- создание уголка «Наша тундра» в развивающей среде группы.
Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного в процессе сбора, изучения, сохранения материалов о жизни, быте, традиции оленеводов, которая проходит через четыре этапа.
Объем и содержание работы:
Месяц | Тема занятия | Цель и задачи | Материал и пособия | Работа вне занятий | |
Сентябрь | 1.Что мы знаем об оленях | Цель: Уточнение знаний об оленях. Задачи: 1. Обобщить знания детей об оленях. - Внешний вид - Среда обитания - Питание - Уход за оленями - Польза - Бережное отношение. 2. Формировать желание больше узнать о тундре, об оленях, о труде людей, о природе тундры. 3. Воспитывать бережное отношение к природе своего Края. | Иллюстрация с изображением тундры, оленей. Фотографии. Игра «звуки тундры». | Рассматривание иллюстраций фотографий. Рассматривание оленьего меха. | |
2.Тундра осенью | Цель: Знакомство детей с жизнью тундры и оленеводов осенью. Задачи: 1. Дать детям знания о том ,как меняется тундра осенью (погода, травяной покров, поведение животных, птиц). 2. Дать знания о том, чем занимаются пастухи осенью. 3. Формировать уважительное отношение к труду оленеводов. | Иллюстрации, Фотографии. Вырезки из газет. | |||
Октябрь | 1.Растения тундры. | Цель: Знакомство с растительным миром тундры. Задачи: 1. Дать детям знания о том, какие растения растут в тундре (травы, ягоды, грибы, кустарники). 2. Дать знания об особенностях почвы в тундры, особенностях растений. 3. Дать знания о том, как чумработницы используют мох (няртсо) в жизни. 4. Формировать интерес к тундре.
| Иллюстрации, Гербарий растений тундры. | Рассматривание оленьего мха- ягеля, Гербария с растениями тундры. Чтение стихотворения «Морошка» Игра «звуки тундры». | |
2.Ягель - олений мох. | Цель: Помочь детям понять, что ягель - основа жизни для северного оленя. Задачи: 1. Дать знания о том, что ягель растёт в тундре, лесотундре и северных хвойных лесах. 2. Уточнить знания о том, как олени зимой добывают ягель. 3. Дать знания о том, почему пастухи берегут места произрастания ягеля. 4. Формировать любовь и бережное отношение к природе. | Олений мох, иллюстрации, Фотографии с изображением оленьего мха. | Беседы с родителями о сборе информации: - о тундре - об оленях - о животных - о птицах - о растениях. О сборе наглядности: - картинки - фотографии - вырезки из газет, журналов. | ||
3.Собака - верный друг и помощник оленевода. | Цель: Помочь детям понять, что пастухам невозможно обходиться без собак. Задания: 1. Дать детям знания о том, как собаки помогают пастухам. 2. Формировать представления о том, чем тундровые собаки отличаются от наших обычных собак. - внешний вид (рост, шерсть, морда). - поводки. 3. Формировать умение правильно ухаживать за собаками. | Иллюстрации. Фотографии, вырезки из газет. | Слушание рассказов детей, родители которых пастухи, чумработницы и которые сами жили с родителями в тундре. План рассказа о собаках: 1.Кличка 2.Внешний вид 3.Что ест 4.Как помогает хозяину. 5.Интересный случай. | ||
4.Звери и птицы тундры. | Цель: Знакомство со зверями и птицами, постоянно живущими в тундре. Задачи: 1. Дать знания о том, какие птицы и звери постоянно живут в тундре. 2. Дать знания об особенностях зверей, обитающих в тундре. 3. Дать знания об особенностях птиц, обитающих в тундре. 4. Формировать любознательность, желание узнавать новое. | Иллюстрации, Фотографии. | |||
1.Ещё раз об оленях. | Цель: Помочь детям понять особенности северного оленя. Задачи: 1. Продолжить знакомить детей с северным оленем. 2. Дать знания об особенностях оленя (строение копыт, шерсть оленя, гривы) 3. Учить детей правильно называть оленей: важенка, хора, бык, авко. 4. Воспитывать бережное, трепетное отношение к оленям. | Фотографии, иллюстрации. Книги из которых можно узнать об оленях. | Задание стихотворение «Олени» Рассматривание картины «Северный олень» | ||
2.Авко | Цель: Помочь детям понять, почему оленёнка называют «Авко». Задачи: 1. Дать знания о том, что оленеводы заботятся о каждом оленёнке. 2. Формировать умение слышать и слушать друг друга. 3. Продолжать формировать интерес к оленям. | Фотографии, иллюстрации, газетные вырезки Рассказы детей о своих Авко. - почему взяли к чуму? - как зовут? - почему так назвали? - интересный случай. | Повторение стихотворения «Оленёнок» | ||
3. Чум - родной дом оленеводов | Цель: Знакомство с чумом и предметами быта оленеводов. Задачи: 1. Помочь детям понять, что чум - это жилище оленеводов и за ним надо ухаживать. 2. Дать знания о предметах быта в чуме и их особенностях (печь, стол, стулья, постель). 3. Дать детям знания об особенностях хранения одежды, продуктов питания и др. вещей в тундре. 4. Развивать мышление, умение делать выводы. | Иллюстрации, фотографии с различными вещи: умывальник, керосиновая лампа, туча и т.д. Игра «Что есть в чуме» Разрезные картинки для работы в парах, тройках. | Игра «Собери картинку» («Что есть в чуме») Рассказы детей о жизни в чуме. Оформление книжек-малышек. «Я живу в чуме» «Как я сплю» «Куда складываю свои вещи» «Что беру с собой в чум и где храню» | ||
Декабрь | 1. Труд пастухов. | Цель: Знакомство с трудом пастухов.
1. Формировать знания о том, что главное дело пастухов - это сохранить поголовье оленей (любовь к оленям, выпас(корм), пастбища, охрана, лечение (копытка), забой).
| Газетные статьи, фотографии, вырезки из газет. | Создание альбома «Труд пастухов и чумработниц» ( фотографии, иллюстрации, газетные статьи). | |
2. Пастухи - трудолюбивые люди (труженики тундры). | Цель: Помочь детям понять, как многогранен труд пастухов.
1. Дать знания о хозяйственном труде пастухов.
| Фотографии, иллюстрации, вырезки из газет. | Рассказы детей о труде своих отцов - пастухов в чуме, возле чума, для семьи. | ||
3. Чумработни- ца - хозяйка чума. | Цель: Сформировать у детей понятие: чумработница - хозяйка чума.
1. Дать знания об обязанностях чумработниц.
| Вырезки из газет и журналов | |||
Январь | 1. Зимовка | Цель: Показать детям трудности зимовки в тундре.
1. Дать знания о зимних погодных условиях в тундре.
| . Фотографии, иллюстрации. | ||
2. Зимняя одежда оленеводов. | Цель: Знакомство с шитьём зимней одежды и обуви для оленеводов.
1. Закрепить названия одежды и обуви оленеводов.
| Экскурсия | Рассматривание одежды и обуви из шкур и камусов оленей. | ||
Февраль | 1. Что такое трудовая династия. | Цель: Знакомство с понятием трудовая династия.
1. Дать детям знания о том, что оленеводством люди занимаются с древних времён.
| Статьи из газет. | ||
3. Рисуют художники тундру. | Цель: Знакомство с картинами художников - Кочев А.В. Мартынов Н.У. Задачи: 1. Познакомить детей с художниками и их картинами о севере, о северянах. 2. Учить детей изображать тундру по представлению исходя из накопленных знаний. 3. Воспитывать любовь и бережное отношение к красоте тундры, к северным просторам. | Фотографии художников. Репродукции картин Кочева А.В. «Лето в тундре. Пастухи», Мартынова Н.У. «В чуме» | Рассматривание репродукций к картинам о севере, северянах. Рисование пейзажей тундры под музыку. Рассматривание картин, имеющихся в детском саду «Северный олень» и назвать художников этих картин. | ||
4. Повторение пройденного материала. Труд оленеводов- пастухов и чумработниц. | Цель: Обобщить и закрепить знания детей о труде пастухов и чумработниц. Задачи: 1. Закрепить знания о том, чем занимается пастух на дежурстве.
3. Учить детей объяснять, почему чумработницу называют хозяйкой чума. 4. Учить детей понимать, почему любят оленеводы свою тундру, свою трудную работу, свой чум. | Иллюстрации, фотографии. | Рассматривание альбома «Труд оленеводов». | ||
Март | 1. Нарты и сани. | Цель: Знакомство детей со способом хранения и перевозки вещей у оленеводов в тундре. Задачи:
1. Дать знания о том, чем отличаются нарты и сани. 2. Дать знания о разных нартах. 4. Продолжать развивать любознательность, желание узнавать новое, интересное. Хорей: - что такое? - из чего сделан? - для чего? - кто делает? - на санях или нартах нужен хорей? - как украшают? | Иллюстрации, фотографии. Вырезки из газет. Игрушечные нарты. | Лепка нарт из пластилина, рисование нарт. Рассмотрение иллюстраций, альбома «Труд оленеводов». | |
2. Знакомство с творчеством Л.В. Лапцуй. | Цель: Знакомство с творчеством Л.В. Лапцуй Задачи: 1. Закрепить знания о биографии Л.В. Лапцуй 2. Познакомить с произведениями Л.В. Лапцуй о тундре, оленеводах, детях. 3. Формировать интерес к творчеству Егора Рочева. | Портрет Л.В. Лапцуй Книги о тундре для детей и взрослых. | |||
3. Дети в тундре. | Цель: Формировать представления о жизни детей в тундре. Задачи: 1. Дать знания о том, как дети помогают в чуме своим родителям (мамам). 2. Дать знания о том, как помогают отцам. 3. Дать представление о том, в какие игры играют, где хранят игрушки. 4. Формировать желание помогать родителям, не озорничать. | Фотографии, иллюстрации. | Слушание рассказов детей, родители которых оленеводы. Беседы о том, к чему приводит непослушание, озорство. Создание книжки малышки «Дети играют в чуме». - какие игры? - игрушки? - где хранят? | ||
4. Старинные игрушки из костей оленей. | Цель: Знакомство со старинными игрушками. Задачи: 1. Закрепить знания о том, что люди занимаются оленеводством с давних времен и всегда с ними были их дети. 2. Дать знания о том, как меняется жизнь оленеводов. 3. Дать знания о том, какие были у детей игрушки раньше. 4. Формировать интерес к старине. | Старинные игры и игрушки, различные вещи из костей оленя. | |||
Апрель | 1. Весна в тундре. | Цель: Формировать представление детей о жизни и труде в тундре весной. Задачи: 1. Закрепить, уточнить, расширить знания детей о растительном и животном мире тундры. 2. Расширить знания об оленях, об особенностях их жизни весной. 3. Дать знания о труде пастухов весной. 4. Воспитывать любовь к тундре, формировать желание беречь ее. | Иллюстрации, фотографии. | Рассматривание альбомов «Северный олень», «Животные тундры», «Растения тундры». | |
2. Праздник «День оленевода и охотника» | Цель: Сформировать представления детей о праздновании. Задачи: 1. Дать знания о празднике День оленевода и охотника. 2. Дать детям знания о том, как пастухи готовят оленей к гонкам. 3. Расширять представления о жизни в тундре. 4. Продолжать формировать интерес к тундре. | Иллюстрации, фотографии. | |||
3. Оленеводы - фронту. | Цель: Дать представления о том, как оленеводы помогли фронту в Великой Отечественной войне. Задачи: 1. Закрепить знания детей о В.О.В. 2. Дать детям знания о том, для чего был создан оленеводческий батальон. 3. Закрепить знания об особенностях оленей. 4. Воспитывать патриотические чувства детей. | Вырезки из газет, фотографии, иллюстрации. | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем
Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...
Проект «Край мой северный, край мой любимый»
Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...
Развлечение "Игры северных народов Ямала"
Развлечение "Игры северных народов Ямала"...
Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»
Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...
Презентация для педагогов. "Северный край мой-Ямал!"
Презентация для использования во время НОД по познавательному развитию....
Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»
Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота, без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...
Проект "Северный край, что зовется Ямал"
Патриотическое воспитание – это систематическая, целенаправленная и образовательная деятельность общественных и образовательных организаций, основой которой является формирование национального с...