Социально-познавательный проект "Наш северный край - Ямал"
проект (подготовительная группа)

Серегина Анастасия Алексеевна

Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.

Анализируя знания детей о тундре, об особенностях жизни и быта оленеводов, о трудовых династиях, о культуре, выявлено, что у детей недостаточно знаний. Для формирования представлений о тундре, уважения к труду оленеводов, для поддержания престижа профессии оленеводов, решено организовать проект «Наша тундра», результатом которого может стать умение детей использовать знания в самостоятельной деятельности.

Назначение проекта: сбор, изучение, сохранение материалов о жизни, быте, традиции оленеводов. Формирование желание детей оленеводов продолжить династию.

Социальная значимость проекта: Развитие интереса к истории Ямадьской земли, сохранение традиций поколений оленеводов.

 

Цель проекта:

Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, ненецкого языка, воспитание чувства патриотизма.

 

Задачи проекта:

Дать детям знания об особенностях труда пастухов, чумработниц, детей; их своеобразном быте и укладе жизни.

Формировать представление детей о том, что олень является главным символом тундры и богатством оленеводов.

Дать детям знания о том, как оленеводы помогали фронту во время великой Отечественной войны.

Формировать бережное отношение к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nash_severnyy_kray.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ОЛЕНЕНОК»

Социально-познавательный проект «Наш северный край - Ямал»

Преподаватель родного (ненецкого) языка

Серегина А.А.

.

с.Сеяха 2020г.

Тип проекта:

Социальный, познавательный, групповой, долгосрочный.

Актуальность проблемы: 

Наша тундра - это наша северная природа и каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его традиции, ценности и богатства.

Анализируя знания детей о тундре, об особенностях жизни и быта оленеводов, о трудовых династиях, о культуре, выявлено, что у детей недостаточно знаний. Для формирования представлений о тундре, уважения к труду оленеводов, для поддержания престижа профессии оленеводов, решено организовать проект «Наша тундра», результатом которого может стать умение детей использовать знания в самостоятельной деятельности.

Назначение проекта: сбор, изучение, сохранение материалов о жизни, быте, традиции оленеводов. Формирование желание детей оленеводов продолжить династию.

Социальная значимость проекта: Развитие интереса к истории Ямадьской земли, сохранение традиций поколений оленеводов.

Цель проекта:

Показать детям неповторимость тундры, особенности жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, ненецкого языка, воспитание чувства патриотизма.

Задачи проекта: 

Дать детям знания об особенностях труда пастухов, чумработниц, детей; их своеобразном быте и укладе жизни.

Формировать представление детей о том, что олень является главным символом тундры и богатством оленеводов.

Дать детям знания о том, как оленеводы помогали фронту во время великой Отечественной войны.

Формировать бережное отношение к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру.

I этап -аналитический

Задача этапа: анализ ситуации, определение основных его целей; определить представление детей о тундре.

II этап - организационный

1. Разработка методических рекомендаций по ознакомлению детей с тундрой.

2. Разработка плана работы с детьми и родителями по ознакомлению детей с тундрой, привлечение родителей к предстоящей работе.

II этап - практический (учебный год)

Задачи: формирование знаний детей о неповторимости тундры, особенностях жизни и быта оленеводов для сохранения истории родного края, воспитания чувства патриотизма.

IV этап - итоговый, диагностический

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.

Ожидаемые результаты проекта:

- повышение уровня знаний детей об особенностях труда оленеводов;

- формирование представлений о трудовых династиях;

- формирование бережного отношения к неповторимой красоте суровой тундры, её растительному и животному миру;

- знакомство детей с поэтами, писателями и с их произведениями, отражающими жизнь и быт оленеводов;

- умение использовать приобретённые знания в самостоятельной творческой деятельности.

Форма работы по реализации проекта:

- занятия;

- экскурсии в чум

- беседы о жизни в тундре;

- создание альбомов: «Северный олень», «Жилище оленеводов», «Птицы, животные и растительность тундры», «Авко»,

- создание макета в группе «Чум»;

- заучивание стихов, чтение произведений;

- лепка различных нарт;

- спортивное развлечение «Звуки тундры»;

- создание уголка «Наша тундра» в развивающей среде группы.

Содержание проекта включает в себя деятельность всех участников воспитательно-образовательного в процессе сбора, изучения, сохранения материалов о жизни, быте, традиции оленеводов, которая проходит через четыре этапа.

Объем и содержание работы:

Месяц

Тема занятия

Цель и задачи

Материал и        пособия

Работа вне занятий

Сентябрь

1.Что мы знаем об оленях

Цель:

Уточнение знаний об оленях.

Задачи:

1. Обобщить знания детей об оленях.

- Внешний вид

- Среда обитания

- Питание

- Уход за оленями

- Польза

- Бережное отношение.

2. Формировать желание больше узнать о тундре, об оленях, о труде людей, о природе тундры.

3. Воспитывать бережное отношение к природе своего Края.

Иллюстрация с изображением тундры, оленей.

Фотографии.

Игра «звуки тундры».

Рассматривание иллюстраций фотографий.

Рассматривание оленьего меха.

2.Тундра осенью

Цель:

Знакомство детей с жизнью тундры и оленеводов осенью.

Задачи:

1. Дать детям знания о том ,как меняется тундра осенью (погода, травяной покров, поведение животных, птиц).

2. Дать знания о том, чем занимаются пастухи осенью.

3. Формировать уважительное отношение к труду оленеводов.

Иллюстрации,

Фотографии.

Вырезки из газет.

Октябрь

1.Растения тундры.                                          

Цель:

Знакомство с растительным миром тундры.

Задачи:

1. Дать детям знания о том, какие растения растут в тундре (травы, ягоды, грибы, кустарники).

2. Дать знания об особенностях почвы в тундры, особенностях растений.

3. Дать знания о том, как чумработницы используют мох (няртсо) в жизни.

4. Формировать интерес к тундре.

 

Иллюстрации,

Гербарий растений тундры.

Рассматривание оленьего мха- ягеля,

Гербария с растениями тундры.

Чтение стихотворения «Морошка»

Игра «звуки тундры».

2.Ягель - олений мох.

Цель:

Помочь детям понять, что ягель - основа жизни для северного оленя.

Задачи:

1. Дать знания о том, что ягель растёт в тундре, лесотундре и северных хвойных лесах.

2. Уточнить знания о том, как олени зимой добывают ягель.

3. Дать знания о том, почему пастухи берегут места произрастания ягеля.

4. Формировать любовь и бережное отношение к природе.

 Олений мох, иллюстрации,

Фотографии с изображением оленьего мха.

Беседы с родителями о сборе информации:

- о тундре

- об оленях

- о животных

- о птицах

- о растениях.

О сборе наглядности:

- картинки

- фотографии

- вырезки из газет, журналов.

3.Собака - верный друг и помощник оленевода.

Цель:

Помочь детям понять, что пастухам невозможно обходиться без собак.

Задания:

1. Дать детям знания о том, как собаки помогают пастухам.

2. Формировать представления о том, чем тундровые собаки отличаются от наших обычных собак.

- внешний вид (рост, шерсть, морда).

- поводки.

3. Формировать умение правильно ухаживать за собаками.

Иллюстрации.

Фотографии, вырезки из газет.

Слушание рассказов детей, родители которых пастухи, чумработницы и которые сами жили  с родителями в тундре.

План рассказа о собаках:

1.Кличка

2.Внешний вид

3.Что ест

4.Как помогает хозяину.

5.Интересный случай.

4.Звери и птицы тундры.

Цель:

Знакомство со зверями и птицами, постоянно живущими в тундре.

Задачи:

1. Дать знания о том, какие птицы и звери постоянно живут в тундре.

2. Дать знания об особенностях зверей, обитающих в тундре.

3. Дать знания об особенностях птиц, обитающих в тундре.

4. Формировать любознательность, желание узнавать новое.

Иллюстрации, Фотографии.

1.Ещё раз об оленях.

Цель:

Помочь детям понять особенности северного оленя.

Задачи:

1. Продолжить знакомить детей с северным оленем.

2. Дать знания об особенностях оленя (строение копыт, шерсть оленя, гривы)

3. Учить детей правильно называть оленей: важенка, хора, бык, авко.

4. Воспитывать бережное, трепетное  отношение к оленям.

Фотографии, иллюстрации.

Книги из которых можно узнать об оленях.

Задание стихотворение «Олени»

Рассматривание картины «Северный олень»

2.Авко

Цель:

Помочь детям понять, почему оленёнка называют «Авко».

Задачи:

1. Дать знания о том, что оленеводы заботятся о каждом оленёнке.

2. Формировать умение слышать и слушать друг друга.

3. Продолжать формировать интерес к оленям.

Фотографии, иллюстрации, газетные вырезки

Рассказы детей о своих Авко.

- почему взяли к чуму?

- как зовут?

- почему так назвали?

- интересный случай.

Повторение стихотворения «Оленёнок»

3. Чум - родной дом оленеводов

Цель:

Знакомство с чумом  и предметами быта оленеводов.

Задачи:

1. Помочь детям понять, что чум - это жилище оленеводов и за ним надо ухаживать.

2. Дать знания о предметах быта в чуме и их особенностях (печь, стол, стулья, постель).

3. Дать детям знания об особенностях хранения одежды, продуктов питания и др. вещей в тундре.

4. Развивать мышление, умение делать выводы.

Иллюстрации, фотографии с

различными вещи: умывальник, керосиновая лампа, туча и т.д.

Игра «Что есть в чуме»

Разрезные картинки для работы в парах, тройках.

Игра «Собери картинку» («Что есть в чуме»)

Рассказы детей о жизни в чуме.

Оформление книжек-малышек.

«Я живу в чуме»

«Как я сплю»

«Куда складываю свои вещи»

«Что беру с собой в чум и где храню»

Декабрь

1. Труд пастухов.

Цель:

Знакомство с трудом пастухов.


Задачи:

1. Формировать знания о том, что главное дело пастухов - это сохранить поголовье оленей (любовь к оленям, выпас(корм), пастбища, охрана, лечение (копытка), забой).


2. Дать знания о том, что работа пастухов важна и очень трудна.


3. Воспитывать уважение к труду пастухов.

Газетные статьи, фотографии, вырезки из газет.

Создание альбома «Труд пастухов и чумработниц» ( фотографии, иллюстрации, газетные статьи).

2. Пастухи - трудолюбивые люди (труженики тундры).

Цель:

Помочь детям понять, как многогранен труд пастухов.


Задачи:

1. Дать знания о хозяйственном труде пастухов.


2. Помочь детям понять, что такое взаимопомощь.


3. Воспитывать трудолюбие и хозяйственность.

Фотографии, иллюстрации, вырезки из газет.

Рассказы детей о труде своих отцов - пастухов в чуме, возле чума, для семьи.

3. Чумработни-

ца - хозяйка чума.

Цель:

Сформировать у детей понятие: чумработница - хозяйка чума.


Задачи:

1. Дать знания об обязанностях чумработниц.


2. Помочь детям понять какими качествами должна обладать чумработница, чтоб быть настоящей хозяйкой чума.


3. Учить детей понимать трудности в работе чумработниц.


4. Формировать уважение к труду чумработниц.

Вырезки из газет и журналов

Январь

1. Зимовка

Цель:

Показать детям трудности зимовки в тундре.


Задачи:

1. Дать знания о зимних погодных условиях в тундре.


2. Дать знания о трудностях зимовки пастухов и чумработниц.


3. Помочь детям понять, почему суровая тундра для оленеводов - дом родной.

. Фотографии, иллюстрации.

2. Зимняя одежда оленеводов.

Цель:

Знакомство с шитьём зимней одежды и обуви для оленеводов.


Задачи:

1. Закрепить названия одежды и обуви оленеводов.


2. Дать знания о том, что прежде чем сшить одежду и обувь для оленеводов, надо выделать шкуры и камусы оленей с помощью разных приспособлений.


3. Расширить представления об инструментах, необходимых для шитья одежды и обуви (зимней).

Экскурсия

Рассматривание одежды и обуви из шкур и камусов оленей.

Февраль

1. Что такое трудовая династия.

Цель:

Знакомство с понятием трудовая династия.


Задачи:

1. Дать детям знания о том, что оленеводством люди занимаются с древних времён.


2. Продолжать формировать уважение к труду оленеводов.

Статьи из газет.

3. Рисуют художники тундру.

Цель:

Знакомство с картинами художников - Кочев А.В.  Мартынов Н.У.

Задачи:

1. Познакомить детей с художниками и их картинами о севере, о северянах.

2. Учить детей изображать тундру по представлению исходя из накопленных знаний.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к красоте тундры, к северным просторам.

 Фотографии художников. Репродукции картин Кочева А.В. «Лето в тундре. Пастухи», Мартынова Н.У. «В чуме»

Рассматривание репродукций к картинам о севере, северянах. Рисование пейзажей тундры под музыку. Рассматривание картин, имеющихся в детском саду «Северный олень» и назвать художников этих картин.

4. Повторение пройденного материала. Труд оленеводов- пастухов и чумработниц.

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о труде пастухов  и чумработниц.

Задачи:

1. Закрепить знания о том, чем занимается пастух на дежурстве.


2. Закрепить и обобщить знания о том, чем занимаются пастухи вне дежурства.

3. Учить детей объяснять, почему чумработницу называют хозяйкой чума.

4. Учить детей понимать, почему любят оленеводы свою тундру, свою трудную работу, свой чум.

Иллюстрации, фотографии.

Рассматривание альбома «Труд оленеводов».

Март

1. Нарты и сани.

Цель:

Знакомство детей со способом хранения и перевозки вещей у оленеводов в тундре.

Задачи:

 

1. Дать знания о том, чем отличаются нарты и сани.

2. Дать знания о разных нартах.

4. Продолжать развивать любознательность, желание узнавать новое, интересное.

Хорей:

 - что такое?

 - из чего сделан?

 - для чего?

 - кто делает?

 - на санях или нартах нужен хорей?

 - как украшают?

Иллюстрации, фотографии.

Вырезки из газет.

Игрушечные нарты.

Лепка нарт из пластилина, рисование нарт.

Рассмотрение иллюстраций, альбома «Труд оленеводов».

2. Знакомство с творчеством Л.В. Лапцуй.

Цель:

Знакомство с  творчеством Л.В. Лапцуй

Задачи:

1. Закрепить знания о биографии Л.В. Лапцуй

2. Познакомить с произведениями Л.В. Лапцуй о тундре, оленеводах, детях.

3. Формировать интерес к творчеству Егора Рочева.

Портрет Л.В. Лапцуй

Книги о тундре для детей и взрослых.

3. Дети в тундре.

Цель:

Формировать представления о жизни детей в тундре.

Задачи:

1. Дать знания о том, как дети помогают в чуме своим родителям (мамам).

2. Дать знания о том, как помогают отцам.

3. Дать представление о том, в какие игры играют, где хранят игрушки.

4. Формировать желание помогать родителям, не озорничать.

Фотографии, иллюстрации.

Слушание рассказов детей, родители которых оленеводы.

Беседы о том, к чему приводит непослушание, озорство.

Создание книжки малышки «Дети играют в чуме».

- какие игры?

- игрушки?

- где хранят?

4. Старинные игрушки из костей оленей.

Цель:

Знакомство со старинными игрушками.

Задачи:

1. Закрепить знания о том, что люди занимаются оленеводством с давних времен и всегда с ними были их дети.

2. Дать знания о том, как меняется жизнь оленеводов.

3. Дать знания о том, какие были у детей игрушки раньше.

4. Формировать интерес к старине.

Старинные игры и игрушки, различные вещи из костей оленя.

Апрель          

1. Весна в тундре.

Цель:

Формировать представление детей о жизни и труде в тундре весной.

Задачи:

1. Закрепить, уточнить, расширить знания детей о растительном и животном мире тундры.

2. Расширить знания об оленях, об особенностях их жизни весной.

3. Дать знания о труде пастухов весной.

4. Воспитывать любовь к тундре, формировать желание беречь ее.

Иллюстрации, фотографии.

Рассматривание альбомов «Северный олень», «Животные тундры», «Растения тундры».

2. Праздник «День оленевода и охотника»

Цель:

Сформировать представления детей о праздновании.

Задачи:

1. Дать знания о празднике День оленевода и охотника.

2. Дать детям знания о том, как пастухи готовят оленей к гонкам.

3. Расширять представления о жизни в тундре.

4. Продолжать формировать интерес к тундре.

Иллюстрации, фотографии.

3. Оленеводы - фронту.

Цель:

Дать представления о том, как оленеводы помогли фронту в Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о В.О.В.

2. Дать детям знания о том, для чего был создан оленеводческий батальон.

3. Закрепить знания об особенностях оленей.

4. Воспитывать патриотические чувства детей.

Вырезки из газет, фотографии, иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Северный край - Ямал - НОД по ознакомлению с родным краем

Углубить интерес детей к быту, традициям и культуре народов севера .Развивать положительное отношение к окружающему миру .Воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям труда...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с бытом, культурой и традициями народов Севера.Задачи: 1. Развивать у детей положительное эмоц...

Проект «Край мой северный, край мой любимый»

Считается, что человек на протяжении всей своей жизни неразрывно связан с тем местом, где он родился и вырос. И даже если  судьба забрасывает его далеко от малой Родины, он связан с ней незримой ...

Развлечение "Игры северных народов Ямала"

Развлечение "Игры северных народов Ямала"...

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей родного края «Северный края, что зовется Ямал»

Расширять представления детей о жизни, о быте коренных народов Севера.Закреплять имеющиеся представления детей о Ямале, о коренных жителях, о гербе, флаге Ямала, о животном и растительном мире.Соверше...

Презентация для педагогов. "Северный край мой-Ямал!"

Презентация для использования во время НОД по познавательному развитию....

Мероприятие в рамках природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята – дошколята» Проект «Любимый край – родной ЯМАЛ» Тема: «Растения северного края, под нашей защитой»

Лес, тундра, тайга, болота, реки и озёра – картины природы родного северного края.Но природа – это не только красота,  без которой не может обойтись человек, это дом для коренных жите...