Формирование у воспитанников понятия ценности ЗОЖ посредством реализации казачьего компонента
презентация к уроку (старшая группа)
Формирование у воспитанников понятия ценности ЗОЖ посредством реализации казачьего компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazachiy_komponent.docx | 26.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №22
Тема: «Формирование у воспитанников понятия ценности здорового образа жизни в ходе организованной образовательной деятельности посредством реализации казачьего компонента»
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Зинченко Г.В.
Новочеркасск-2020 год
Цель: Познакомить коллег с опытом своей работы, накопленным материалом за весь учебный год. Внедрение и применение технологий в работе с детьми, поделиться опытом с коллегами, пропаганда здорового образа жизни через реализацию казачьего регионального компонента.
Задачи:
- развивать творческий потенциал детей средствами фольклора, связанного с художественными традициями, бытующими в Ростовской области.
- способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний у детей в результате приобщения к истокам культуры Донского края и родного города, формированию у детей понятия, что они часть великого народа.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд №1
Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в ДОУ.
Первостепенное значение продолжает уделяться вопросам физического воспитания, охраны и укрепления здоровья детей.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ во многом зависит от организации системы.
Слайд №2.
У донского народа исторически сложился богатый опыт физического воспитания подрастающего поколения, передаваемый не только в устном народном творчестве. Традиционное физическое воспитание,как неотъемлемая часть народной педагогики, как основа накопленного коллективного опыта народа по воспитанию здорового, физически развитого подрастающего поколения, воплощает в себя характер этноса, его обычаи и традиции.
Дончане вкладывали в свои традиционные игры и состязания фольклорные произведения и сокровенные мечты и мысли о воспитании физически сильного, крепкого, здорового человека, наделенного не только лучшими физическими, но и нравственными качествами. Устное народное творчество дончан , народные игры и состязания в семье становились атрибутами, законами семейного воспитания, сложившимися веками и действующими по сей день.
Слайд №3. На занятиях в ДОУ по окружающему миру ,мы знакомим детей с бытом донских казаков и их укладом жизни.
Слайд №4Физкультурное занятие может базироваться,как традиционно, так и на фольклоре донского народа.
Слайд №5-6
Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий:
- детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические, подвижные игры);
- фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
- для рациональной организации двигательной активности детей необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
- большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений;
- педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер учебного материала, а с другой, народную специфику через фольклор;
Читаем по тексту.
В практике работы нашего ДОУ по физическому воспитанию и в свободной совместной деятельности нашли свое место такие подвижные игры как: «Дзор», «Курень», «Баба яга», «Золотые ворота», « Ляпка», «Плетень», «Передай подкову», «Заря-заряница», «Наездники», «Ручейки и озеро», «Тополек» и многие другие. Несмотря на то, что в текстах встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы.
Мы, воспитатели –проводим предварительную работу, объяснив непонятные слова детям
Слайд №7
Чтобы интерес к игре не ослабевал, используим различные методические приемы. Выразительно показываю движения. Живой интерес вызывает использование различных атрибутов и элементов костюма. Стараемся создать игровую ситуацию. Материал повторяется и варьируется для лучшего усвоения. Очень важно дать ребёнку положительную оценку, поддержать интерес. Полюбившиеся подвижные игры дети могут закрепить как в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные атрибуты для самостоятельной деятельности, так и на прогулках- на участках. У детей появляются любимые игры, в которые они чаще, стараются играть.
Слайд №8 (9-10)
Фольклорным физкультурным занятиям предшествует большая подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения физкультурных занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п. Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора.
Слайд №11
В ДОУ была начата работа по разучиванию казачьих игр и продолжается по настоящее время. Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического, физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родного края, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Малой Родине.
Начинали мы свою работу с самообразования, чтения литературы, подбора методического материала. Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому мы собрали картотеку подвижных, хороводных казачьих игр,составили классификационный перечень подвижных игр в помощь педагогам нашего ДОУ и разработали систему разучивания игр в течении учебного года. По содержанию казачьи игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Слайд №12-13
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Подвижные казачьи игры требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
Мы хотим поделиться своим опытом с вами.
В нашем детском саду запланировано такое мероприятие,как «Посвящения в казачата», игровой спортивно-оздоровительный практикум для родителей и детей «Сохраним традиции наших предков», «День казачьих народных игр» . На территории детского сада открыт мини –музей «»,где воспитанники могут увидеть, как жили наши предки-казаки, подержать в руках предметы старины, попробовать попользоваться ими, проникнуться культурой донских казаков.
Нами запланировано пошить детские казачьи костюмы ,имеются в наличии костюмы казачек, атрибуты для подвижных игр казачьей направленности. В группах созданы мини –уголки: «История Донской земли» , «Моя станица».
Когда-то, игра была не просто развлечением, но и учёбой, наставлением (ловкость, сообразительность, всё, что требовалось в быту.). Игровой фольклор казаков отличается трудовой и военно-патриотической направленностью.
Хотим отметить еще раз, что игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Слайд №14-15.Казачьи игры несут своей целью донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Нам, педагогам следует помнить, что главная задача казачьего компонента заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Слайд №16
Итак, народные казачьи игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его. Я тоже очень люблю играть с детьми, заражаюсь от них энергией и позитивом.
Слайд №17
Использование самобытных физических упражнений и народных игр казачат с дошкольниками позволило значительно улучшить показатели физического и функционального развития детей.
Спасибо за внимание!
Хотим предложить вамсписок используемой нами литературы:
1. Александров С.Г. «Подвижные казачьи игры»: организационно- методические аспекты// Педагогический вестник Дона 1999г.
2. Ефименко Н.Н. Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста: Методическое пособие. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1999. – 256с.
3. Степаненкова Э.Я. Теория и методика воспитания и развития ребенка. Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 368с.
4. Чуп.О.В « Использование игр казачества в современных образовательных условиях».-издательство «Традиция». Краснодар 2011г.
5.Б.Алмазов «Казачьи сказки».
6.Маркова.В.А. «Дошкольное образование Краснодарского края».Сборник. -ООО «Просвящение -ЮГ».Краснодар 2008. 7.Остапец.А.А. «Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности»-пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».-«Аркти»-Москва 2003г
7.В.И .Матова «Краеведение в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»
ФОРМИРОВАНИЕ У ВОСПИТАННИКОВ НАВЫКОВ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ...
Формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы
Статья на тему: "Формирование экологическо воспитанности у старших дошкольников поссредством реализации комплекса занятий в центре природы"...
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в услови...
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в условиях реализации ФГОС ДО»
Индивидуальный план профессионального развития «Формирование устной правильной речи у дошкольников посредством реализации задач УМК, использование инновационных подходов в услови...
Перспективный план по формированию у детей 3-4 лет ценностное отношение к истории, культуре и традициям малой Родины посредством реализации регионального компонента в ДОУ
Перспективный план по формированию у детей 3-4 лет ценностное отношение к истории, культуре итрадициям малой Родины посредством реализации регионального компонента в ДОУ...
Сообщение на тему: «Формирование у воспитанников навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов» (в том числе компьютерных технологий в сфере антитеррористической деятельности)
Формирование у дошкольников культуры безопасности в условиях ДОУ осуществляется в современной модели построения образовательного процесса – совместной деятельности детей и взрослых ...
«Реализация казачьего компонента в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста».
laquo;Реализация казачьего компонента в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»....