Формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы
статья (старшая группа)
Статья на тему: "Формирование экологическо воспитанности у старших дошкольников поссредством реализации комплекса занятий в центре природы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 30.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической воспитанности
у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы
Чугунова Екатерина Эдуардовна,
студентка 41 ДО группы.
Дошкольный возраст — важный этап в становлении экологического воспитания личности. В данном возрасте малыш начинает выделять себя из находящейся вокруг среды, у него появляется эмоционально-ценностное отношение к окружающему, создаются азы нравственно-экологических позиций личности.
Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии.
Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.
Разностороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с ней
Таким образом, на основе анализа психолого-педагогической литературы был выделен ряд противоречий:
- между требованиями, предъявленными Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования в области экологического воспитания и реальными недостаточно высокими результатами экологической воспитанности дошкольников;
- между достаточной теоретической изученностью проблемы экологического воспитания дошкольников и трудностями в отборе действенных педагогических средств экологической воспитанности старших дошкольников;
- между необходимостью использования центра природы как средства экологической воспитанности старших дошкольников и недостаточностью методического обеспечения работы в центре природы ДОУ.
В нашей работе мы предлагаем формировать экологическую воспитанность у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы. Проблема исследования заключается в поиске форм и методов для формирования экологической воспитанности.
Противоречия и проблема позволила сформулировать тему исследования: «Формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы».
Объект исследования: процесс формирования экологической воспитанности у старших дошкольников.
Предмет исследования: формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы.
Цель: теоретически и эмпирически обосновать формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы.
Задачи:
- Раскрыть особенности экологической воспитанности у старших дошкольников;
- Определить на теоретическом уровне возможности центра природы как средства экологической воспитанности старших дошкольников;
- Описать практический этап опытно-поисковой работы и проанализировать полученные результаты;
- Проанализировать результаты опытно-поисковой работы по формированию экологической воспитанности у детей старшей группы посредством реализации комплекса занятий в центре природы.
Цель, объект и предмет позволили сформулировать гипотезу, согласно которой действенность формирования экологической воспитанности у старших дошкольников может быть обеспечена посредством реализации комплекса занятий в центре природы, если:
- подобранные задания будут целесообразны планируемым результатам,
- задания, направленные на формирование экологической воспитанности, будут отобраны на основе дидактических принципов: систематичности, доступности, наглядности,
- будут учтены возрастные и индивидуальные особенности старших дошкольников,
- будут организованы занятия в центре природы,
- будет предусмотрено использование разнообразных форм, технологий и средств обучения, направленных на активизацию познавательной деятельности.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экологической воспитанности) и статистический метод обработки данных.
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста сегодня - это целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение.
Целью экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста можно назвать – формирование у ребенка основ экологической культуры – начальных составных личности, которые позволяют в дальнейшем, в соответствии со стандартами образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия ребенка с природой и окружающей средой.
Одной из частей воспитательного процесса является экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста, которая формирует личность ребенка, а то есть мышление, речь, эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста. Базовые начальные знания о природе и окружающей среде дети могут изучить в ходе экологического воспитания, который является процессом. А также в ходе экологического воспитания дети способны изучить и понять начала и основы грамотного поведения и мышления на основе набора базовых знаний. В процессе экологического воспитания дети старшего дошкольного возраста понимают и осознают причинно-следственные связи в окружающей среде и природе. Дети старшего дошкольного возраста начинают тщательно относиться к живым существам, объектам и организмам.
Результатом экологического воспитания дошкольников является их экологическая воспитанность.
Экологическая воспитанность - это единство знаний норм и правил поведения в природе; умение объективно оценивать факты и явления экологической действительности, активности в экологической деятельности.
Показателям экологической воспитанности у старших дошкольников можно отнести: экологические знания в форме конкретных и некоторых обобщенных представлений об объектах и явлениях природы, входящих в пространство их жизнедеятельности; эмоциональный отклик на восприятие природы, имеющий различные оттенки — эстетический, познавательный (интерес к природе), моральный (сочувствие, сопереживание и др.); элементарные практические умения и готовность вместе с взрослым создавать и поддерживать необходимые условия жизни для объектов природы, непосредственно окружающих ребенка.
Особенность экологической воспитанности состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.
Чтобы пространство выступало, как развивающая среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов, оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса. Создавая эколого-развивающую среду, необходимо учитывать период обучения, сезонность. Так, осенью группу необходимо украшать букетами осенних цветов и листьями, на подносах выставлять собранный урожай; зимой окна украшаются снежинками, украшенной елкой.
Эколого-развивающая среда в детском саду включает в себя следующие компоненты:
- центры в группах (экспериментальные, природы, выставочные);
- мини лаборатория (материалы для детского экспериментирования, природный материал);
- библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы и аудиоматериалы);
- оформленные каждой группой игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр,
- огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры).
Наиболее традиционными экологическими пространствами в детском саду являются центры природы. Известные педагоги (А.Я. Герд, Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева) отмечали, что центр природы поможет малышу «войти» в мир природы, удовлетворит его потребность во взаимодействии, общениями с природными объектами, основой которого является неиссякаемый интерес дошкольников, потребность в активном познании того мира, в котором они живут.
Центр природы в дошкольном учреждении - одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой.
Центр природы — это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, и способствует формированию их эмоциональных и духовных сил. В центре природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами, но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни.
Обустроить центр природы можно разместив в нем: комнатные растения, декоративных животных, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера, альбомы на темы «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Комнатные растения», «Рыбы», «Деревья и кустарники», художественную литературу о природе, дидактические игры природоведческого содержания, различные природные материалы, оборудование для организации труда в природе, для организации опытнической деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
В центре природы, так же дети отмечают погодные изменения в календаре природы. В центре природы каждой группы детского сада имеются свои календари природы. Календарь – это предмет логично построенного обсуждения, который способствует развитию умений рассуждать, анализировать, сопоставлять события, а затем отражает их в речи (выводы, обобщения), т. е служит наглядным средством обучения логическим операциям и моделирующей деятельности. Каждый день дети наблюдают за погодой, а затем беседуют об изменениях погоды, выясняют, почему они произошли.
Имеющая в центре художественная литература оказывает огромное влияние на воспитание ребенка, как личности. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские годы, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Для решения задач экологического воспитания используются художественные произведения, рекомендуемые программой, а также природоведческая литература разных жанров, помогающая детям узнать и понять окружающий мир.
Таким образом, центр природы, как одно из средств экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении. У дошкольников расширяются познания о целостности каждого живого существа, жизненных свойствах, об общих и личных потребностях, которые удовлетворяются в конкретных условиях среды. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Важную роль в формировании экологической воспитанности старших дошкольников играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на все с самого раннего возраста. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе.
В нашей работе мы предлагаем формировать экологическую воспитанность у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы.
Комплекс занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Комплексы занятий, если оно правильно организовано, по времени могут выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.
Можно сделать вывод, что эффективное формирование экологической воспитанности у старших дошкольников посредством реализации комплекса занятий в центре природы будет достигнуто при соблюдении ряда условий. Также при разработке заданий для эффективного формирования экологической воспитанности у каждого дошкольника необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Из этого можно сделать вывод, что в рамках проведения комплекса занятий в центре природы по экологическому воспитанию у старших дошкольников должны быть подобранны и проведены с учётом системы С.Н. Николаевой.
Для определения уровня сформированности экологической воспитанности на первичном (констатирующем) этапе мониторинга мы предлагаем следующие диагностики:
1. «Живая – неживая природа»;
2. «Экологический светофор».
На вторичный (контролирующий) этап мониторинга мы предлагаем следующие методики:
1. «Удивительная прогулка»;
2. «Знатоки природы»
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам является неотъемлемой частью экологического воспитания.
Список литературы
- Абдуллина Ю. С. Основы экологического мировоззрения у дошкольников — фундамент нравственного воспитания // Молодой ученый. — 2019. — №30. — С. 108-111. — URL https://moluch.ru/archive/268/61661/.
- Божович, Л. И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 349 с.
- Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А. Л. Венгер.: в 2 ч. / – М.: Генезис, 2001. – 128 с.
- Марковская М.М. Центр природы в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2009. https://www.twirpx.com/file/770080/
- Николаева С.Н. Как приобщить ребенка к природе. – М.: Новая школа, 1993. – 64 с.
- Николаева, С. Н. Система экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие / С.Н. Николаева. — 2-е изд. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 255 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).
- Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
- Николаева С.Н. Эколог в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез, 2003. – 120 с.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. с. 304.
- Суркина С.А. Формирование экологической культуры дошкольников в деятельности дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие. - М., 2005. - 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...
Инновационный опыт по теме "Экологические воспитание старших дошкольников посредством ознакомления с природой родного края"
Ознакомлеение с природой края...
Формирование культуры здорового образа жизни старших дошкольников посредством реализации комплекса игровых упражнений.
Автором представлен материал по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников....
Формирование экологической культуры старших дошкольников посредством дидактической игры
Защитное слово для аттестацииСЛАЙД 1.Здравствуйте, уважаемые члены приемной комиссии.Разрешите представитьсяМеня зовут Гусева Елена Александровна,Работаю воспитателем МАДОУ Дубенский детский сад &laqu...
Экологическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Человек и природа едины"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с дошкольного возраста, повышения...
Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»
Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...
Консультация для педагогов "Формирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ"
Консультация для педагоговФормирование экологического сознания старших дошкольников посредствам включения родителей в образовательный процесс ДОУ...