Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность
методическая разработка (старшая группа)
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Цель:-формирование у детей знаний о природе родного края;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.pptx | 3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность Экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей Воспитание бережного и заботливого отношения к природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о них. Заложить любовь к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте На протяжении многих лет одним из приоритетных направлений в работе нашего детского сада прослеживается формирование экологического сознания у детей, воспитание любви к природе родного края
Цели: формирование у детей знаний о природе родного края; - воспитание осознанно-бережного отношения к ней. Задачи: формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой родного края; - формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей; - формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности; - привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.
Проекты для детей старшей группы «Осень – чудная пора» «Пернатые друзья» «Здравствуй, зимушка – зима» «Цветные капельки весны – первоцветы»
Цели: Формирование у детей знаний о природе родного края -Воспитание осознанно – бережного отношения к природе Задачи: - формирование системы основ природоведческих и экологических знаний дошкольников на основе знакомства с природой родного края; - формирование осознанно-бережного отношения в суждениях и поступках ко всему, что окружает детей; - формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в самовыражении в природоохранной деятельности; - привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников. ЭТАПЫ ПРОЕКТА
Развивающая среда Лаборатория Зеленая комната Экологическая игротека Природный центр «Библиотека»
Природный центр
Экологическая игротека «Библиотека»
Лаборатория
Зеленая комната
На территории детского сада имеется экологическая тропа. Экологическая тропинка выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. В качестве видовых точек, прежде всего мы выбираем деревья, кустарники разных пород, разного возраста. Также у нас есть, небольшая полянка с лекарственными растениями, а на одной, очень высокой берёзе есть скворечник. Очень радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Так же на территории детского сада имеется огород. Здесь дети сажают овощи, стараются позаботиться о них: рыхлят, поливают, полют, собирают урожай. Экологическая тропинка позволяет сочетать обычные прогулки с детьми с экологическими занятиями. В разное время мы посещаем разные точки. Одни и те же объекты можно посещать много раз, например наблюдать сезонные изменения в одной из точек. Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам. Экологическое образование происходит не только в виде занятий, наблюдений и опытов, на прогулке используются разнообразные игровые упражнения на экологическую тему.
Прогулка
Прогулка
Работа с родителями
Проект «Осень разноцветная»
Участники : педагоги, дети средней группы, родители. Сроки проведения: сентябрь - октябрь Цель: изучение природы родного края во всех её проявлениях в осенний период времени. Задачи: формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы; развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; - охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни. Вид проекта : групповой, среднесрочный, исследовательско - творческий
Подготовительный этап Составление плана совместной работы с детьми и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Работа с родителями: Оформление папок – передвижек для родителей по теме проекта. Беседы с родителями Изготовление консультаций по темам: «Осень», «Фрукты», «Овощи»; Привлечения родителей к изготовлению поделок из природных даров, детских костюмов для осеннего праздника.
Основной этап Модель проектной деятельности с детьми средней группы Тема «Осень разноцветная» Задачи по образовательным областям НОД Совместная деятельность с детьми 1.Физическое развитие Учить свободно двигаться по площадке, выполняя движение в соответствии с текстом. Развивать координацию движений со словами. Закреплять в речи глаголы «соберем», «накопаем», «срежем», «нарвем». «Осенние цветы» Л.А.Глазырина Физическая культура дошкольникам. С.41 «На огороде» «В гости к графу Листопаду» с.24 Н.Б. Муллаева «Конспекты-занятия по физической культуре для дошкольников» Подвижные игры: «Урожай», «Овощи», «Лети листок ко мне в кузовок», «Найди свое дерево». Пальчиковая гимнастика «Осенние листья», «Осень»
Задачи по образовательным областям НОД Совместная деятельность с детьми 2.Познавательное развитие (ФЭМП ) формировать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Развивать умение соотносить цифры с количеством предметов, сравнивать множества, сосчитывать и отсчитывать нужное количество предметов. Познание объектов живой и неживой природы Уточнить представление о названиях, форме, вкусе, цвете, запахе овощей, фруктов и о местах их произрастания; формировать представление о некоторых способах употребления овощей и фруктов в пищу, вырабатывать умение объединять плоды по сходному признаку. Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира. Закреплять признаки осени. Учить различать виды деревьев и кустарников. Обратить внимание на красоту осеннего пейзажа, воспитывать любовь к природе родного края. «Как Алеша гулял в лесу» Т.И.Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду» с418 «Как ребята солнышко порадовали» Т.И.Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду» с422 «В гостях у Сентябринки» Л.Г. Горькова «сценарии занятий по экологическому воспитанию» с5 «Овощи на нашем огороде» «Путешествие в осень» Л.Г. Горькова «сценарии занятий по экологическому воспитанию» с6 «Люблю я пышное природы увядание» Т.И.Бабаева «Дошкольник 4-5 лет в детском саду» с275 Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев. Д/И «Чего не стало?», «Посчитай», «Больше - меньше». Собираясь на прогулку посчитать сколько ребят пришло в пальто, сколько в куртке. Поиск одинаковых по форме листьев деревьев. Подсчет деревьев на участке, сравнение их по высоте и толщине. Сравнение формы травинок и листочков, любование симметричностью их строения. Экскурсия в осенний парк (Летний сад). Беседа «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью», «Золотая осень». Д/И «Жизнь в семенах», «Грибная полянка», «Времена года», «Узнай по описанию»,»Чудесный мешочек», «Что растет на грядке», «Определи на вкус», «Да или нет»(называние примет осени), «угадай, что лишнее», Опиши, я отгадаю» Игра с осенними листьями «От какого дерева лист». Наблюдения. Рассматривание растений на клумбе, плодов рябины. Сравнение березы в разный период времени. Наблюдение за сезонными изменениями в природе. На прогулке наблюдение за падающими листьями. Рассматривание деревьев и кустарников в осеннем наряде. Предложить детям послушать как шуршат листья под ногами. Наблюдение за елью (чем ель отличается от других деревьев осенью)
Задачи по образовательным областям НОД Совместная деятельность с детьми 3.Речевое развитие Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их по цвету, форме, развивать умение выделять в овощах определенные свойства; выделять на слух звуки в словах, находить слова сходные по звучанию. Развивать умение составлять описательные рассказы об овощах, фруктах. Воспитывать умение видеть и понимать сюжет картины, развивать умение отвечать на вопросы, используя в речи сравнения и эпитеты для характеристики состояний природы «Чудесный мешочек» О.с.Ушакова «Занятия по развитию речи в детском саду» с155 «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах» Т.И.Бабаева «Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» с.93 Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень. Слободка» О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий» с90 Рассматривание иллюстраций об осени – составление описательного рассказа. Чтение стихотворений Г.Новицкая «Летний сад», М. Ивенсон «Падают, падают листья», И. Бунин «Листопад». Беседа по содержанию. Заучивание стихотворения А. Майкова «Осень». Составление описательного рассказа об овощах, фруктах, загадывание загадок. Чтение рассказа И.Соколов – Микеев «Листопадничек». Составление рассказа по серии сюжетных картинок на тему: «Осень»
Задачи по образовательным областям НОД Совместная деятельность с детьми 4.Художественно-эстетическое развитие Рисование. Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке .развивать умение детей рисовать фрукты, ягоды рябины Лепка. Развивать умение лепить овощи, фрукты, передавая форму и характерные особенности. Развивать умения скатывать шар, вытягивать для придания нужной формы. Аппликация. Развивать умение вырезать круги способом последовательного закругления четырех углов квадрата, развивать творческое воображение, обогащать аппликативную технику. «В саду созрели яблоки» Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. С42 «Ветка рябины» Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. С46 «Подсолнухи» Р.Г.Казакова. . Нетрадиционные виды рисования. «Радостная осень» Т.М.Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в ср. гр. д/с.с155 «Овощи на тарелочке» Т.М.Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в ср. гр. д/с.с161 «Фрукты для медвежонка» О.В.Павлова «Изобразительная деятельность художественный труд ср.гр. с 138 «Во саду ли в огороде» Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа. С48 «Укроем землю листочками» (коллективная аппликация) Т.М.Бондаренко. Практический материал по освоению образовательных областей в ср. гр. д/с.с160 «Птички» (осенние листья) Рассматривание овощей и фруктов в природном уголке. Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень». Художественно – развивающая игра «Найди картины, написанные теплыми и холодными красками». Составление натюрморта из овощей и фруктов. Рассматривание картин И.Машкова «Натюрморт с самоваром», М.Кончаловского «Поднос с овощами», Н.Арефьевой «Красные яблоки». Рисование капельки дождя. Рисование деревьев с помощью ладошек. Вырезание овощей, фруктов. Наклеивание готовых форм овощей, фруктов, деревьев, травы на контуры. Лепка овощей для магазина. Складывание узоров из шишек, листьев, желудей, семян. Выкладывание птиц из семечек тыквы по силуэту. Упражнение с ножницами «Птички проголодались» - резать бумажные заготовки по прямой. Конструирование из природного материала «Птицы», «Грибы». Слушание музыкальных произведений Л.Аксеновой и С.Королевой,»Ждем осень», «Времена года» П.Чайковский
Задачи по образовательным областям НОД Совместная деятельность с детьми 5.Социально- коммуникативное развитие Уточнить изменения в неживой природе, происходящие осенью. Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить что где растет. Познакомить детей с профессией дворника, подчеркивая значимость труда для всех. Проявлять интерес к отображению в сюжетно – ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых. Развивать умение вести разные ролевые диалоги совместно с воспитателем. Беседы . «Что нам дарит осень», «Куда и почему улетают птицы», «Осень – это хорошо или плохо»(о сезонных изменениях в природе, о значении дождя) «Почему деревья осенью раздеваются». Труд. Организация сбора природного материала для поделок. Составление осеннего букета. Сбор семян в цветнике. Сбор урожая с огорода. Сгребание опавшей листвы. Наблюдение за трудом дворника. Сюжетно – ролевые игры. «Овощной магазин» «Шофер» (упало дерево и перегородило дорогу) «Автобус» (зашли пассажиры с мокрыми зонтами) «Семья» (прогулка под дождем0
Образовательная область Познавательное развитие Экологический проект я начала с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий. Знания, полученные детьми на занятиях, помогали им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, проводить собственные исследования, обобщать материал, способствовали формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения. Учила детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, когда они были наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнца нет - пасмурно, темно. После прогулки в природном уголке дети отмечали погоду.
Образовательная область Социально – коммуникативное развитие Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений. Детям интересно было собирать урожай с огорода, заниматься трудом в природе, так как накануне мы беседовали с детьми о том, что, падая, листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев, кустов и цветов от морозов.
Образовательная область Социально – коммуникативное развитие Собирая семена однолетних цветов, дети самостоятельно ответили на вопрос «Откуда взялся цветок?»
Образовательная область Физическое развитие Во время прогулки организовывала дидактические, подвижные игры. Вместе с детьми в уголке природы мы поместили дары осени - овощи и фрукты. Дети умело различали и сравнивали их по внешнему виду, вкусу, правильно называли. Использовалось художественное слово.
Образовательная область Речевое развитие В ходе работы по проекту «Осень разноцветная» дети вели наблюдения, экспериментировали, рассматривали картины и иллюстрации, знакомились с литературными произведениями, сочиняли свои сказки и рассказы. участвовали в конкурсах, рисовали, лепили, играли, слушали музыку.
Образовательная область Художественно – эстетическое развитие
Дидактические игры
Заключительный этап Выставка «Дары осени»
Развлечение «Здравствуй, осень золотая!»
Результаты проектной деятельности Сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление. Дети научились некоторым практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Все хорошее в людях - из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Мы хотим, чтоб земля расцветала. И росли как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души!
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше вс...
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Опыт работы воспитателя...
Консультация для воспитателей «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
Актуальность, цель и задачи экологического воспитания.Примерная структура экологических проектов....
Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.
«Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность....
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГОИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Консультация для воспитателей о формировании у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность....
«Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».
Консультация для педагогов "Формирование у детей представления о необходимости березного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"...