Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
методическая разработка на тему
Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше всего в процессе проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 24.47 КБ |
Предварительный просмотр:
- Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей;
- Повышать методический уровень;
- Способствовать творческому поиску.
Форма проведения: «круглый стол»
Ход педагогического совета.
- Вступительное слово заведующего ДОУ (примерные тезисы).
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, дети неплохо знают растения и животные других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов…а этого не случиться, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, цветы, насекомые, травы. Изучать их лучше в процессе проектной деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
- Что такое экологический проект?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру. Проекты могут краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
- Блицтурнир.
Педагоги делятся на 2 команды.
Задание. Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях. (Приложение 1).
- Домашнее задание.
- Экологический паспорт участков детского сада (представляют воспитатели).
- Экологическая карусель.
- Презентация экологического проекта по всем возрастным группам (представляют воспитатели).
- Справка по тематической проверке «Состоянию опытно-экспериментальной работы в возрастных группах ДОУ».
Мы с вами провели работу по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей. А теперь закрепим наши знания через деловую игру.
Вопросы – ответы (на обдумывание 30 сек)
Синие билеты | Зелёные билеты |
Что является объектом познания детей раннего возраста? (Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы) | Что первично, причина или следствие? (Следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины) |
Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет. (Аквариум – «исследовательская лаборатория»: плавает – не плавает; мокрый – сухой; извлечение звуков; исследование поверхности предметов). | Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет (Наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации). |
Формы работы с детьми раннего возраста по познавательному развитию. (Наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, развивающие игры, встречи с природой, ситуативные разговоры). | Объекты наблюдения для детей 3-4 лет. (Наблюдение за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающих их внимание). |
Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? (Любознательный-активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками) | Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте. (Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный – мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям (праздное любопытство, спрашивать из любопытства, удовлетворить пустое любопытство) |
Почему дети 4-5 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения? (Понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях) | Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет. (Самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания) |
Отличительная особенность в познании детей 3-4 лет. (Вижу - действую с предметами ближнего окружения и знакомыми явлениями) | Новая форма познания у детей 4-5 лет. (Способны понимать слово воспитателя без наглядности). |
Объяснялки:
- Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожным, а еще там по-разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Там работает дядя или тетя в белом халате. (Лаборатория)
- Это такое дело, когда что-то хотят узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если все получилось, то говорят, что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравится это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (Эксперимент)
- Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, потом на корабле делает всякие анализы. А еще он плавает с камерой и снимает всяких рыб и морских животных, и даже акул. Он очень смелый. И еще он пишет статьи в умных журналах. (Океанолог)
- Этот человек все время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплескивается, там он может сгореть, но он все равно туда ходит, делает фотографии, говорит людям, когда там опасно жить. (Вулканолог)
Подводится итог.
- Рефлексия. Оценка участия в педсовете.
- Этот педсовет принес пользу;
- Получили удовлетворение от такого рода деятельности;
- Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;
- Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести ее с деятельностью коллег;
- Появилось желание и в дальнейшем активно участвовать в педсоветах;
- Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами.
- Обсуждение и принятие проекта решения.
- Совершенствовать использование проектировочных умений, способствующих разработке программы, ланов, подбору средств решения проектировочных задач в воспитательно-образовательной работе с детьми и родителями.
- Продолжать преобразование природной среды детского сада:
- подобрать и посадить рядом растения близких видов (для внутри-и межвидового сравнения);
- создать эколого-педагогическую среду с учетом возрастных особенностей детей (оборудование для исследовательски - экспериментальной и трудовой деятельности в природе: дидактический, модельный и т.д.)
3. Продолжать создавать в ДОУ психолого-педагогические условия для развития познавательно-исследовательской деятельности и экспериментирования детей, соответственно возрасту и комплексно-тематическому планированию.
- Пересмотреть календарное планирование в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание детскому экспериментированию в НОД, ОД в РМ, Самостоятельной деятельности.
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
- Включить отобранные материалы картотеки в комплексно-тематическое планирование
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение года
Ответственные: Ст. воспитатель, воспитатели. Дата: август
- Пополнить центры экспериментирования сериями картин с изображением природных сообществ; книгами познавательного характера, атласами; тематическими альбомами; коллекциями, в младших группах предусмотреть Место для неструктурированных материалов (стол «песок-вода» и емкость для песка и воды), обеспечить свободный доступ детей к материалам.
Ответственные: воспитатели. Дата: в течение лета
- Педагогам оформить центр экспериментирования, разработать картотеку опытов и экспериментов, учитывая рекомендации и требования программы, устранить все недоработки.
Ответственные: воспитатели. Дата: до 31 мая
4. Активизировать деятельность педагогов по оптимизации детско-родительских отношений:
- создать библиотеку познавательной и художественной литературы для детей дошкольного возраста;
- подобрать практические материалы для родителей по проблеме «Подготовка самостоятельных творческих работ родителей и детей» (тематический журнал для родителей, папки-передвижки, листовки и т.п.);
- в годовой план включить проведение презентаций семейных проектов: «Мой любимый уголок в детском саду», «Каким я вижу свой участок» и т.д.).
5. Провести мониторинг результатов использования эколого-развивающего комплекса в воспитании и образовании детей дошкольного возраста.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерная структура проекта
- Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.
- Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить проблему, и я попробую пойти вот таким путем…»
- Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
- Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
- Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ
(по Н.А. Рыжовой)
- Подготовительный: постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
- Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в ДОУ
- Экологические занятия;
- Экологические экскурсии;
- Уроки доброты;
- Уроки мышления;
- Экологические кружки;
- Экологические конкурсы;
- КВНы, аукционы, марафоны, викторины;
- Экологические акции;
- Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций;
- Трудовой десант;
- «Зеленый патруль»;
- Клуб исследователей природы;
- Лаборатория юного эколога;
- Ведение календарей природы;
- Коллекционирование природных объектов;
- Экологические выставки и экспозиции;
- Экологические праздники и фестивали;
- Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т.д.)
- Экологические сказки;
- Экологические тренинги;
- Инсценировки. Театрализации и т.д. на экологические темы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Схема экологического паспорта участка детского сада.
- План участка детского сада (вид сверху) с условными обозначениями.
- Растительный мир:
- Деревья (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- Кустарники (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- Травянистые растения: первоцветы, луговые, лекарственные, полевые, садовые, злаки (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- Животный мир:
- Животные (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- Птицы (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- Насекомые (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал);
- Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.
- Отражение результатов работы в продуктивной деятельности.
- Фотосессия
- Анализ реализации экологических проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Опыт работы воспитателя...
Консультация для воспитателей «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
Актуальность, цель и задачи экологического воспитания.Примерная структура экологических проектов....
Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.
«Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность....
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГОИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Консультация для воспитателей о формировании у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность....
Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность
quot;Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"Цель:-формирование у детей знаний о природе родного...
«Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».
Консультация для педагогов "Формирование у детей представления о необходимости березного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"...