Консультация для воспитателей «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
консультация на тему
Актуальность, цель и задачи экологического воспитания.Примерная структура экологических проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_predstavleniy_o_neobhodimosti_berezhnogo.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Термин “экология” введен немецким биологом Э.Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова “экойс”, “экус” – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем городе.
Что же такое экологическое воспитание?
– Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.
– Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.
– Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т.д.
Экологическое воспитание представлено в программах: “Типовая”, “Детство”, “Развитие”, “Радуга”, “Истоки”, “Кроха” и др. В авторских программах: “Наш дом – природа” Н.Рыжова, “Юный эколог” С.Н.Николаева, “Тропинка в природу” В.В.Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М.Парфенова, “Паутинка”, “Мы”, “Азбука Природы”, “Мы земляне”.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А.В.Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.
Цель экологического воспитания: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой (Т.М.Бондаренко)
Задачи экологического воспитания.
– Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.
– Сообщение элементарных знаний о природе и формирование на этой основе конкретных представлений о явлениях живой и неживой природы.
– Овладение умениями ухода за растениями и живыми существам
Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.
Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.
В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения к природе; в чем берете вину на себя как воспитатель.
Непонимание, любознательность и интерес познать, подражательность детей. Безразличие и невнимание к поведению детей. Отсутствие системы и целенаправленности работы с детьми и взаимодействия с семьями воспитанников
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, они неплохо знают растения и животных других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения. С которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том, числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов… А этого не случится, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе, посёлке есть интересные места для наблюдения природные объекты: деревья, травы, птицы, насекомые, камни т.д. Изучать их лучше в процессе проектно – исследовательской деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые приёмы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно – образовательном процессе требуется серьёзная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально – техническое обеспечение.
Проектирование требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приёмов, предполагает наличие деятельностно – процессуального подхода к реализации проектов.
- Что такое «экологический проект»?
Прежде всего, это решение определённых задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта , возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трёх основных этапов и имеет определённую структуру.
Примерная структура проекта:
1. Проблема, которую мы хоти решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.
2.Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить эту проблему, и я попробую пойти таким путём…»
3.Поиск нового пути решения проблемы. Человек решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
4.Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
5.Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
Этапы исследовательского проекта ( по Н.А.Рыжовой)
1.Подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями; выбор оборудования и материалов.
2.Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
3.Обобщающий (заключительный: обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний. Формулировка выводов, составление рекомендаций.
Проекты могут быть краткосрочные и долгосрочные; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач
Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию самые разнообразные:
Назовите как можно больше форм и методов экологической работы, используемых в дошкольных учреждениях.
•экологические экскурсии;
•уроки доброты;
•уроки мышления;
•экологические кружки;
•экологические конкурсы;
•КВН, аукционы, марафоны, викторины, «Поле чудес», с экологической тематикой;
•Экологические акции;
•Обсуждение и проигрывание экологической ситуации;
•Трудовой десант;
•«зелёный патруль»;
•Клуб исследователей природы;
•Лаборатория юного эколога;
•Ведение «Панорамы добрых дел»;
•Ведение фенологических календарей природы;
•Коллекционирование природных объектов;
•Экологические выставки и экспозиции;
•Экологические музеи;
•Дни (недели) экологического творчества);
•Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т.д.);
•Экологические сказки;
•Экологические тренинги;
•Инсценирование. Театрализация на экологические темы.
Это интересно знать.
Немецкий ученый, лауреат Нобелевской премии (1908) П. Эрлих сформулировал пять законов охраны природы:
1.Нельзя жить на Земле и не брать, но брать надо рационально.
2.Все, что есть на Земле необходимо для ее развития и развития человека.
3.Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.
4.Охраняя природу, мы охраняем численность населения Земли.
5.Охрана природы – часть борьбы за мир. Природа и война не совместимы..
Подведение итогов.
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля.
Дом наш родимый, друзья!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше вс...
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Опыт работы воспитателя...
Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.
«Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность....
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГОИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Консультация для воспитателей о формировании у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность....
Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность
quot;Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"Цель:-формирование у детей знаний о природе родного...
«Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».
Консультация для педагогов "Формирование у детей представления о необходимости березного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"...