"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
статья
Консультация для воспитателей о формировании у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Тема: «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. К сожалению, современные дети имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали опросы, дети неплохо знают растения и животные других стран – и гораздо хуже те, что обитают рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов…а этого не случиться, если изучать природу по картинкам и фотографиям.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. В любом городе есть интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, птицы, цветы, насекомые, травы. Изучать их лучше в процессе проектной деятельности, так как участие в проектной деятельности становится для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей; оно помогает детям осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.
Участники проекта получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. Совместная проектная деятельность помогает родителям освоить некоторые педагогические приемы, так необходимые в семейном воспитании, объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнерами. Однако для успешной проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе требуются серьезная подготовка педагогов к организации проектирования, дидактическое, методическое и материально-техническое обеспечение.
- Что такое экологический проект?
Прежде всего, это решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения.
Обычно проект состоит из трех основных этапов и имеет определенную структуру. Проекты могут краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.
Примерная структура проекта.
- Проблема, которую мы хотим решить. При этом традиционное решение проблемы по тем или иным причинам не устраивает нас или оно нам не известно либо вообще отсутствует.
- Замысел. Это ключевое понятие проекта. «Я хочу решить проблему, и я попробую пойти вот таким путем…»
- Поиск нового пути решения проблемы. Человек, решая проблему, отыскивает свой собственный, новый путь, а не просто повторяет уже известный.
- Реализация проекта. Хороший проект не может ограничиваться одним только замыслом, он должен быть реализован.
- Рефлексия. Сравнение целей, которых изначально пытались достичь, и результатов.
Этапы исследовательских проектов
(по Н.А. Рыжовой)
- Подготовительный: постановка цели и задачи, определение методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями; выбор оборудования и материалов.
- Исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.
- Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов, составление рекомендаций.
Перечень форм и методов экологической работы, используемых в ДОУ.
- Экологические занятия.
- Экологические экскурсии.
- Уроки доброты.
- Уроки мышления.
- Экологические кружки.
- Экологические конкурсы.
- Экологические акции.
- Обсуждение и проигрывание экологических ситуаций.
- Трудовой десант.
- «Зеленый патруль».
- Клуб исследователей природы.
- Лаборатория юного эколога.
- Ведение календарей природы.
- Коллекционирование природных объектов.
- Экологические выставки и экспозиции.
- Экологические праздники и фестивали.
- Экологические игры (дидактические, имитационные, моделирование экосистем, соревновательные, игры – путешествия и т.д.).
- Экологические сказки.
- Экологические тренинги.
- Инсценировки. Театрализации и т.д. на экологические темы.
Схема экологического паспорта участка детского сада.
- План участка детского сада (вид сверху) с условными обозначениями.
- Растительный мир:
- Деревья (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
- Кустарники (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
- Травянистые растения: первоцветы, луговые, лекарственные, полевые, садовые, злаки (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
- Животный мир:
- Животные (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
- Птицы (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
- Насекомые (иллюстрации, название, характеристика, уход, литературный материал, дидактический материал).
- Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе.
- Отражение результатов работы в продуктивной деятельности.
- Фотосессия
- Анализ реализации экологических проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический совет "Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Сегодняшний день выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях. Изучать и рассматривать эти задачи лучше вс...
"Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"
Опыт работы воспитателя...
Консультация для воспитателей «Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность»
Актуальность, цель и задачи экологического воспитания.Примерная структура экологических проектов....
Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность.
«Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность....
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГО И СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО НЕОБХОДИМОСТИ БЕРЕЖНОГОИ СОЗНАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ...
Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность
quot;Формирование у детей представлений о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"Цель:-формирование у детей знаний о природе родного...
«Формирование у детей представления о необходимости бережного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность».
Консультация для педагогов "Формирование у детей представления о необходимости березного и сознательного отношения к природе через проектную деятельность"...