Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Фь. Дифференциация звуков Ф-Фь»
план-конспект занятия по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Фомина Вера Викторовна

Конспект является продолжением программы для старших дошкольников с ТНР по ознакомленю со звуками речи в рамках занятий по логоритмике. Для занятия подобраны интересные и доступные задания, игры, упражнения, которые развивают фонематический слух, певческие и артикуляционные навыки и мн.др. Элементы занятия можно использовать как на групповых, так и на индивидуальных занятиях логопедами, воспитателями, родителями детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по логоритмике. Тема  «Знакомство со звуком Фь. Дифференциация звуков Ф-Фь»

(4-6 лет)

Задачи:

  1. Вызывание согласного звука [Фь], закрепление ассоциации символом фонтанчика и звука [Фь]; дифференцировать звуки Ф-Фь
  2. Развитие речи, фонационного дыхания, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

3.Продолжать развивать артикуляционную моторику, используя биоэнергопластику.

 4.Учить показывать звук [Фь] фонетической ритмикой, вызывать ассоциации согласного мягкого звука с зеленым цветом.

5. Учить ритму, используя боди перкуссии.

Материалы и оборудование: изображение символа фонтана и фонтанчика; персонаж: Сова и Филин; фонограмма со звуком леса; детские песенки «Хей, хей, тебе привет», «Чух, чух, паровозик»; танец-игра «Тетя-весельчак», «Попевка №1 Новиковой Иванцовой»; минусовка «Китайской кукушки»; ленты по 2 шт. на каждого ребенка: синяя и зеленая.

Ход занятия:

  1. Под веселую песенку «Чух, чух паровозик» дети оказываются в лесу.

Логопед: Ой, а куда это мы с вами попали на нашем веселом паровозике?

(звучит фонограмма леса) Правильно. Мы с вами оказались в лесу, в лесу всегда самый чистый и свежий воздух и слышен как воет сильный ветер и слабый ветерок. Давайте покажем как дует сильный ветер (имитация с сильным выдохом) и как дует слабый ветерок (имитация со слабым выдохом).

  1. В этом лесу живет наша подружка Сова, но она не одна, у нее есть друг Филин. Какой первый звук в его имени? (звук Фь) У Филина тоже есть фонтан, только он маленький и веселый. Как вы думаете, какой звук издает фонтанчик Филина? (Правильно звук Фь. Когда мы произносим звук Фь, то немножко улыбаемся)

Фонтан Совы: Фонтан шумит: Ф-Ф-Ф.

Вода блестит: Ф-Ф-Ф.

Брызги летят: Ф-Ф-Ф.

Капли звенит: Ф-Ф-Ф.

          Слова народные

Фонтанчик Филина: Фонтанчик шумит: фь-фь-фь

Вода блестит: фь-фь-фь.

Брызги летят: фь-фь-фь.

Капли звенят: фь-фь-фь.

  1. Логопед: Давайте с ними поздороваемся песенкой «Хей, хей тебе привет». После приветствия логопед подходит к каждому ребенку  и поет «(имя ребенка) тебе привет!»
  2. Логопед: Сегодня мы оказались в лесу, где живут Сова и Филин. Какой любимый звук Совы? (звук Ф, так как она кричит: УФ), а какой любимый звук Филина? (Правильно Фь, так как его имя начинается на звук Фь)
  3. Фонетические упражнения. Демонстрация звуков Ф, Фь с помощью фонетической ритмики и эмоций на лице. Показывается фонетическая ритмика с помощью рук. Слоги: ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФЭ, ФЯ, ФЁ, ФЮ, ФЕ, ФИ. Слова: ФИФА, ФИОНА, ФИМА (логопед показываем беззвучно с помощью фонетической ритмики, дети угадывают слово, а затем показывают вместе)
  4. Логопед: Сова И Филин так же очень любят петь. Давайте вместе с ними споем их любимую песенку: УФ-УФ-УФ. (Дети поют попевку Новиковой-Иванцовой. Логопед поет словами, а дети, имитируя руками крылья поют УФ-УФ-УФ, меняя силу и высоту голоса совы и филина)

Вот сова: УФ-УФ-УФ

На березе: УФ-УФ-УФ

Смотрит ночью: УФ-УФ-УФ,

Ловит мышку: УФ-УФ-УФ.

А вот филин: УФ-УФ-УФ

На осине: УФ-УФ-УФ

Смотрит ночью: УФ-УФ-УФ,

Ловит мышку: УФ-УФ-УФ.

Вот сова: УФ-УФ-УФ

На телеге: УФ-УФ-УФ

Смотрит ночью: УФ-УФ-УФ,

Ловит мышку: УФ-УФ-УФ.

А вот филин: УФ-УФ-УФ

На малине: УФ-УФ-УФ

Смотрит ночью: УФ-УФ-УФ,

Ловит мышку: УФ-УФ-УФ.

                         Н. Бакиева

  1. Боди перскуссии: Фунтик-фантазер

                                                Факир-фокусник

ФУНТИК-ФАНТАЗЁР (на слог ФУН-хлопок в ладоши, ТИК- удар правой рукой по грудной клетке), (ФАН-хлопок, ТА – удар правой рукой по грудной клетке, ЗЕР- удар левой рукой по грудной клетке)

   ФАКИР-ФОКУСНИК (на слог ФА-хлопок в ладоши, КИР- удар правой рукой по грудной клетке), (ФО-хлопок, КУС – удар правой рукой по грудной клетке, НИК- удар левой рукой по грудной клетке). На какой звук начинаются все слова? (Правильно на твердый согласный звук Ф)

ФЕДЯ-ФИНАЛИСТ (на слог ФЕ-хлопок в ладоши, ДЯ- удар правой рукой по грудной клетке), (ФИ-хлопок, НА – удар правой рукой по грудной клетке, ЛИСТ- удар левой рукой по грудной клетке)

ФИМА-ФИГУРИСТ (на слог ФИ-хлопок в ладоши, МА- удар правой рукой по грудной клетке), (ФИ-хлопок, ГУ – удар правой рукой по грудной клетке, РИСТ- удар левой рукой по грудной клетке)

По желанию детей можно повторить медленно, затем в ускоренном темпе.

  1. Логопед: Мы с вами попали с очень веселый лес, где все любят танцевать, давайте и мы потанцуем. Биоэнергопластика игра-танец «Тетя-весельчак» знакомые упражнения.
  2. Логопед: А теперь Сова и Филин хотят поиграть с вами в игру «Эхо». Я буду хлопать и произносить слоги, а вы повторяйте за мной:

хлопок к ладоши на твердый звук Ф,  удар руками по коленкам на мягкий звук Фь – ФА ФЯ, ФО ФЁ, ФУ ФЮ, ФЭ ФЕ, ФЫ ФИ

1 долгий хлопок, 2 быстрых – ФА ФЯ ФЯ и т.д.

  1. Логопед: А теперь давайте покажем нашу любимую игру с лентами. Звук Ф – согласный, твердый и обозначим синей лентой, а звук Фь – зеленой лентой. (раздаются по 2 ленты каждому ребенку: синяя и зеленая) Если я скажу звук Ф, то поднимите синюю ленту вверх, а если звук Фь - зеленую, другие звуки не поднимайте. (Ф, Фь, А, О, Ф, З, ФЬ, И, Ф,  Фь…) Логопед: А теперь давайте с вами потанцуем с лентами. Звучит минусовка «Китайской кукушки» и дети выполняют упражнения с лентами, повторяя за логопедом.
  2.  Логопед: а теперь нам пора возвращаться в детский сад. Под музыку «Чух, чух, паровозик» дети выстраиваются друг за другом и имитируя паровоз выезжают из зала/группы.

Используемая литература:

  1. Бакиева Н. З. Интегрированные занятия с неговорящими детьми с использованием приемов логоритмики. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019.
  2. Видео и аудио с интернет-ресурсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Т» (4-6 лет)

Конспект является продолжение программы по логоритмике для детей дошкольного возраста. Игры, упражнения, задания можно использовать как на групповых занятиях так и индвидуально для знакомства с соглас...

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Ть. Дифференциация Т-Ть» (4-6 лет)

Конспект является продолжением программы по логоримтике для знакомства детей с согласными звуками Т- ТЬ и их дифференциацией. Дошкольники на паровозике попадают в деревню, где их ждут персонажи, котор...

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Ф»

Конспект разработан для детей старшего дошкольного возраста с ТНР с ОВЗ и является продолжением программы по логоритмике. В конспект влючены: знакомство со звуком Ф и его артикуляция, фонетическая рим...

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Г»

Конспект является продолжением программы по знакомству детей со звуками речи в логоритмической деятельности. В  занятие включены инновационные и здоровьесберегающие  технологии.Дошкольники в...

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Гь. Звуки Г-Гь»

Конспект является продолжением программы по логоритмике по ознакомлению детей с мягким звуком Гь и дифференциацией Г-Гь. В занятие включены здоровьесберегающие и инновационные игры и упражнение....

Конспект занятия по логоритмике. Тема «Знакомство со звуком Ч»

Конспект является продолжением программы по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с ТНР. некоторые игры и упражнения можно использовать на индивидуальных занятиях для автоматизации...