Игры и игрушки ненецкого народа
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ИГРЫ И ИГРУШКИ МАЛЬЧИКОВ.
Игры и игрушки мальчиков можно разделить на четыре группы: бытовые, охотничьи, оленеводческие и рыболовные. С раннего возраста ребёнок получает нож и учится работать с топором и другими простыми инструментами.
С 6-7 лет мальчики начинают выполнять лёгкие работы под руководством отца. Им вручается настоящий аркан. Они учатся арканить маленьких ручных оленей. Тогда же они начинают управлять настоящими нартами и передовым оленем.
В качестве игрушек раньше часто делали детские луки со стрелами, обычно из прутьев ивняка. В старину мальчики упражнялись в стрельбе по неподвижным целям: палки, дощечки, комья земли, и т.д. А также определяются и естественные мишени – маленькие птички-непоседы (воробей, болотный кулик и др.), в которых трудно попасть даже опытному стрелку. Они развивали меткость и остроту зрения, ловкость рук и тела. Лук с древности был самой любимой игрушкой у мальчиков. Сказки северных народов часто рассказывают об игре с луком.
Первый лук ребёнку делали взрослые, но в 6-7 лет мальчики уже сами умели делать для себя лук и стрелы. Пока ребёнок рос лук переделывался несколько раз и усложнялся. Постепенно он становился настоящим оружием, с помощью которого можно добывать мелких зверьков и птиц.
Не менее важно было приучить ребёнка к обращению со стрелами. Игрушки-стрелы делались для детской руки легче и короче, чем у взрослых. Но это были настоящие стрелы. Ребёнок учился делать стрелы, играя, “пристреливаясь”. Слишком тяжёлая стрела падает, а лёгкая плохо борется со встречным потоком воздуха. Навыки, полученные малышами в игре, закрепляются стрельбой в цель вместе со старшими мальчиками.
У маленького ребёнка в ненецкой семье среди игрушек всегда есть настоящие старые капканы, части ловушек и прочие мелочи, открывающие перед ним мир охотника. Сначала его забавляет движение механизма ловушки, затем начинает интересовать её назначение. Поначалу он ловит воображаемого зверя. Отец или дед делает ему маленькую ловушку, затем вещь усложняется.
Желание охотиться по-настоящему, вместе со взрослыми, заставляет мальчиков выдумывать игры, направленные на обучение искусству охотника и на изучение самих животных и их повадок. Разыгрывание детьми сценки представляют уток на озере. Дети притворяются утками, понарошку ныряют, изображают кряканье, взлёт уток. Они притворяются белками, блин, нерпой на берегу моря и т.д. В таких играх дети часто пользуются шкурками животных, заячьими лапками, оленьими рогами, птичьими крыльями и лапками.
Взрослые для детей охотно отделяют от добытого животного части, годные для игры. Только в тех случаях, когда добывалось почитаемое животное, например медведь, детям не позволялось играть с его шкурой, костями или зубами. В играх детям запрещалось смеяться над медведем и другими почитаемыми животными. Запрещалось даже называть их прямым именем. Медведя называют “дедушкой”, волка – “гулящим на улице” и т.д.
Дети северных народов часто играют “в оленя”. В этих играх тренируется умение набрасывать аркан на оленя, блин, поймать бегущего оленя на охоте и т.д. Дети из этой игры создают целый спектакль. Они подражают оленям движениями и голосом. Дети помладше изображают собак, с сгоняющих разбегающееся стадо. Игра “в оленя” так захватывает участников, что продолжается иногда несколько часов подряд.
Уже с 6-8 летнего возраста мальчик учится самостоятельно запрягать оленей и править запряжкой. У детей есть игрушки, позволяющие этому научиться: набитые волосом хомутики, костяные недоуздки, упряжь из кожи, сукна или тряпочек, нарточки самых разнообразных размеров.
Настоящие лыжи дети получают, когда ещё только учатся ходить. Дети устраивают лыжные состязания и на лыжах играют во многие охотничьи игры. Матери украшают детские лыжи узорами, под ремни подкладывают красное сукно, иногда даже окрашивают лыжи в красный цвет. Подрастая, мальчик учится сам делать лыжи. Он обтягивает свои
лыжи камысами, т.е. подклеивает под них кожу со лба и ног оленя, как это делают старшие. Такими лыжами можно пользоваться как настоящими.
Игрушки обучают детей и рыбной ловле: сети из кусков мережи, деревянные лодочки, вёсла, вешала для просушки неводов и вяленья рыбы, ловушки для рыбы – небольшие плетёные из прутьев морды, гымги. Есть игрушечные удочки с крючками. Раньше их делали из дерева или кости, а теперь – и из булавок и гвоздиков. Ими можно ловить рыбу. У мальчика с раннего возраста есть свой тынзя (аркан), у девочки своя нарточка, в которую она сама запрягает оленя, когда отправляется за водой или дровами. Мальчик же с 10-11 лет становится самостоятельным пастухом и уходит со стадом на пастбище. Он помогает отцу перевозить грузы, чинить упряжь, делать нарты, ходит с отцом на охоту за диким оленем. Овладеть каждым из этих умений помогают игра и игрушка.
ИГРЫ И ИГРУШКИ ДЕВОЧЕК.
Игрушки девочек состоят из кукол, кукольного гардероба и кукольного хозяйства.
У ненцев кукла это продолговатый кусочек сукна (высотой 10-15 см.) с нашитыми на него полосками. У кукол, представляющих мужчин, головой служит клюв гуся. У кукол-женщин голова – клюв утки. Куклы не имеют ног, рук, лица. У них не должно быть никаких черт человеческого тела. Это простой тряпичный сверток с птичьим клювом. С древности считается, что человеческие изображение может одухотворить, очеловечить куклу. Детям играть нельзя с вещью, наделённой сверхъестественной силой. Кукол же, имеющих руки, ноги и лицо, северные народы приобретали у русских и зырян и почитали как священных.
Зато вместо лица, рук и ног кукла имела богато разукрашенную одежду. Материалы – мех, лоскутки, ленты, бисер и бусы – подбирались так, что дети видели в кукле человека и могли играть с нею. Одежда кукол является копией мужской и женской одежды. К голове-клюву кукол-женщин пришиты полоски сукна или ленточки, изображающие косы. В качестве поясков служат узенькие полоски цветных лоскутков. Некоторые куклы-женщины имеют куклу-ребёнка.
Ненецкие куклы в прошлом были детским божеством. Голова куклы делалась из клювов, так как считалось, что перелётные птицы ежегодно улетают к Нуму и являются чистыми, невинными. Сегодня куклам религиозного значения не придаётся. Их шьют обычно сами девочки. Для кукол делают игрушечные люльки, подушечки, постели и т.д. Швейные принадлежности хранят в красивых сумочках из меха. Куклы девочек имеют богатый гардероб и хозяйство. Кукольное хозяйство состоит из множества предметов: берестяной посуды, столика, люльки, спальных мешков, колотушки для трепанья оленьих сухожилий, скребочков для выделки кожи, ступок и пестиков для толчения муки из сушёной рыбы и других предметов. Кукольное хозяйство позволяет обучить девочек женскому труду и подготовить будущих матерей и хозяек.
Женщины-хозяйки пользуются на Ямале большим уважением. Особенно высоко ценится женское уменье шить, так как хорошая одежда в условиях Севера очень нужна человеку. Например, в сказках ханты говорится: «Богатырь гордится, если у него есть рукодельница -дочь, держащая иглу в концах пальцев». Про вещь, искусно сшитую, говорят: «то ли иглой зашито, то ли клеем склеено. Шва не видно, и от иглы следа нет».
Умение шить считалось самым важным занятием для женщины. Без меховой одежды в суровых климатических условиях трудно выжить. Как только маленькая девочка подрастала и могла держать иглу, мать дарила дочери меховую сумочку, украшенную цветным сукном и подвесками. В этих сумочках хранились все необходимые для рукоделия принадлежности: лоскутки ткани, меха, сухожильные нитки, напёрсток, иглы.
Девочка под руководством матери обучалась шить и украшать одежду разными узорами и лентами. Они учились готовить жилы-нитки и выделывать шкуры. В 5-7 лет эти навыки усваивались с помощью игрушек. В 7-8 лет девочки помогали матери делать настоящие вещи. В 9-10 лет они уже умели управлять упряжкой, вести грузовые нарты, могли помочь в сборке и разборке чума, нянчились с младшими детьми, накрывали и убирали стол, занимались заготовкой воды и дров и т.д.
Игрушки позволяют передать детям традиции национального искусства. Национальное искусство заключается в художественном оформлении бытовых вещей. Поэтому и игрушками часто бывают маленькие и разукрашенные бытовые вещи. Матери обучают детей основам национального искусства. Они дают девочкам для игры лоскутки с образцами орнаментов и показывают, как их сделать. При этом мать объясняет дочери значение орнаментов, учит видеть в них черты птиц и зверей, попутно вспоминает и подходящую пословицу или сказку. Угадывание образов животных в орнаменте, в украшении собственных игрушек превращает работу в игру, воспитывающую у девочек художественный вкус. Самостоятельно делая предметы для кукольного хозяйства, девочки учатся у матерей традициям украшения замши и меховой одежды. Они отделывают платья разноцветными тряпочками и лентами, украшают одежду и обувь узорами из цветного
бисера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с бытом и традициями ненецкого народа
Знакомство с национальным жилищем, одеждой, предметами быта и мн.другим помогают ближе узнать традиции и быт ненецкого народа...
знакомство с творчеством ненецкого народа
Ненецкий язык, песни, игры, декоративно-прикладное искусство и др.-часть культуры ненецкого народа....
Проект "Игры и игрушки коренных народов Севера"
Ненецкая игрушка помогает понять характер этого народа, его историческое прошлое. Все традиционные игры и национальные игрушки – это большая радость для детей. Сегодня мы с интересом вглядываемс...
«Игры и игрушки коренных народов севера Хантов и Манси"
Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Игры и игрушки коренных народов севера Хантов и Манси»...
Лэпбук "Культура и обычаи ненецкого народа"
Наглядный материал по изучению культуры и обычий коренного населения района....
Сказки ненецкого народа.
Картотека сказок ненецкого народа....
Вечер-встреча с родителями «Л. В. Лапцуй: наследие ненецкого народа»
Вечер-встреча с родителями «Л. В. Лапцуй: наследие ненецкого народа»...